Формирование интереса младших школьников к музыкальной культуре
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Макарова Марина Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx16.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Формирование интереса младших школьников к музыкальной культуре

М.В.Макарова

МБОУ ООШ №38

Россия, г.Ленинск-Кузнецкий

Е – mail: marinamakarova1978@inbox.ru

     На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью.

     Процесс личностного становления ребёнка не должен сводиться к развитию отдельных качеств (интеллектуальных, физических и других), поэтому обучение должно способствовать воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. Все дети соприкасаются с миром прекрасного , и в идеале каждый предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В этом велика роль уроков музыки , с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный  мир школьника и облагораживающей его душу. С особой остротой становится проблема интереса, увлечённости как фундаментальная проблема не только музыкальной, но и общей педагогики школы. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено прежде всего на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей у музыке. В противном случае этот процесс может принести музыкальному воспитанию больше вреда, чем пользы.

     Школьникам на уроке музыке нужно учиться, в частности, прилагать усилия к достижению более высоких художественных результатов в исполнении музыки. Но процесс духовного познания музыки – это деятельность эстетически окрашенная, она должна прежде всего приносить радость при живом соприкосновении с искусством. Выполнение технических заданий, непосредственно не связанных с художественной образностью музыкальных произведений, чуждо уроку музыки. Проблема построения занятий в большей мере связана с тем, как учитель увлечёт искусством своих воспитанников. «Учитель музыки», - отмечает Д.Б. Кабалевский, - всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпима она на уроке искусства. Проблема интереса, увлечённости поднимается до уровня основополагающего принципа музыкальной педагогики.

     Сформировать в детях интерес к музыке и привить к ней любовь только способом «насыщения» музыкально-слуховых впечатлений нельзя. Накопление впечатлений  - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у школьников к музыке. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к музыке. Такими методами являются:

  1. Пластическое интонирование;
  2. Моделирование художественного –творческого процесса;
  3. Сравнение и сопоставление сходных, или наоборот, контрастных образов.

«Пластическое интонирование» Вероники Куэн.

- движение под пение учителя  (произвольное);

- деление мелодии на предложения (передать какой-нибудь предмет в паузах между предложениями);

- сопровождение пения учителя на инструменте (барабан, треугольник, бубен, ложки);

- сопровождение пения учителя движениями рук, например в песне «Сурок» - шарманка;

- спеть песню на любые слоги, соответствующие характеру музыки;

- спеть песню так, как поют в хоре со словами.

Моделирование художественно-творческого процесса.

Школьники становятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей, например, создание сказки.

          Сравнение и сопоставление.

Сначала для сравнения берётся контрастное произведение. Постепенно вводятся произведения с менее контрастными признаками, дети приучаются к более сложным аналитическим операциям. При сравнении обращается внимание на их темп, содержание, ритм, мелодию и так далее.

     Учитывая, что у детей младшего школьного возраста повышена двигательная потребность, работа по постижению музыкальной грамоты проводится с помощью следующих приёмов :

- приём формирования звуко-высотного слуха в музыкально-ритмических движениях;

- активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях;

- формирование представлений о темпе в музыкально-ритмических движениях;

- формирование представлений о динамике в музыкально-ритмических движениях;

- формирование представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательских интересов младших школьников

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...

Как повысить интерес младших школьников к занятиям физической культурой и здоровьем?

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повы...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Формирование у младших школьников основ экологической культуры

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и обучения: обучения на уроках чтения, развития речи, окружающего мира, ...