Когнитивный опрос учащихся на уроке
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Макарова Марина Викторовна

Статья по когнитивному опросу учащихся на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognitivnyy_opros_uchashchihsya_na_uroke.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Когнитивный опрос учащихся на уроке

 Макарова Марина Викторовна,

учитель начальных классов

Кемеровская область

г. Ленинск-Кузнецкий

МБОУ ООШ № 38 им С.В. Кайгородова

В настоящее время ученые-дидакты, учителя большое внимание уделяют вопросам повышения эффективности урока. Урок – это область, дающая возможность реализации творческих замыслов педагога на всех этапах его ведения, будь то опрос, объяснение или закрепление материала. Везде можно применить творческий подход, везде можно найти резервы. Однако следует отметить, что исследователи работают в основном над методикой объяснения и закрепления материала и меньше внимания уделяют методике и технике опроса. А ведь проверка знаний дает возможность установить актуальный уровень знаний ученика и, опираясь на него, наметить дальнейший путь его обучения и развития. Кроме этого, опрос – это и повторение, и закрепление знаний, и от того, насколько он будет эффективным, зависит дальнейшая перспектива обучения учащихся.

Так, взаимоопрос, например, осуществляется мной на уроке следующим образом. Учащимся первого ряда даю карточки с заданиями. Задания должны предполагать лаконичный ответ, или ответы из нескольких предложенных заданий, или же указать неверный ответ, или же дописать определение и т.п. Вариантов может быть большое количество в зависимости от специфики предмета. Количество вопросов и их степень трудности должны быть одинаковые в карточках вариантов.

Получивший карточку на отдельном листочке пишет свою фамилию, номер выбранного ответа, который он считает правильным, и передает свою карточку и свой ответ на следующую парту, по своему ряду. Получивший карточку должен её проверить и оценить, поставив отметку. При этом он пишет на карточке примерно следующее: «такой-то (указывается фамилия) оценил такого-то (фамилия) на ...», ставит отметку и передает карточку и листок с оценкой на следующую по ряду парту, делая на листочке мотивировку ответа. Например, «Семенов оценивает Иванова на «5». Все правильно». Или же Семенов оценил Иванова на «2». Неправильные ответы № 3,4 правильно будет ..., и дает правильный, по его мнению, ответ. Получивший карточку должен просмотреть и ответы первого учащегося и оценку второго, и оценить, но уже не первого учащегося, а второго, который: проверял первого и поставил ему отметку. Если отметка, по его мнению, поставлена верно – он оценивает её на отлично, если неверно, то ставиться отметка «2» и после этого пишется свой вариант и карточка с отметками передается дальше. Следующий учащийся так же оценивает предыдущего, внося при необходимости свои коррективы. После проведения такого вида опроса учитель оценивает учащихся, проводя подробный анализ ответов и оценок. Задания лучше всего давать по вариантам. Вначале лучше брать два варианта, так как их легче анализировать и анализ охватит сразу большое количество учащихся, но постепенно можно свести к большому количеству, вариантов.

Учитель зачитывает все положения и вопросы, относящиеся к определенному варианту, и вместе с учащимися выбирают правильные ответы. Затем отмечается, правильно или неправильно выполнил задание первый учащийся. Если задание выполнено правильно, ставится положительная отметка, если неправильно – неудовлетворительная. А как оценил второй учащийся своего товарища? Если он оценил его правильно, поставив «5» или «2» в зависимости от выполненного задания, ответ оценивается на «5», если задание выполнено верно, если же оценил неверно, он получает «2». Следующий учащийся оценивается таким же образом. Например, первый учащийся выполнил задание на «2». Второй, не найдя у него ошибку, пишет «Все правильно» и оценивает ответ на «5». Третий замечает ошибку в оценке ответа учащимся у своего товарища и ставит ему соответственно «2», а четвертый, за то, что третий правильно оценил второго учащегося, ставит ему «5».

Учащиеся получают следующие отметки: первый учащийся за свои ошибки получает отметку «2», второй - за неправильную оценку ответа товарища получает тоже «2», третий за нахождение ошибки и правильную оценку получает «5» и четвертый учащийся за правильную оценку третьего также получает «5».

Но бывает и так, что второй учащийся, как и в первом случае, не имея достаточных знаний, ставит первому за неправильный ответ «5», а последующие, ориентируясь на данную отметку, тоже оценивает впереди сидящего на «5». Ясно, что данные учащиеся материала не знают и поэтому, естественно, получают неудовлетворительные отметки.

Таким образом, оценки наугад ни к чему хорошему не приведут. Учащиеся это быстро понимают и уже ориентируются не на отметку, которую поставил впереди сидящий товарищ, а на степень правильности выполнения задания, на имеющиеся у себя знания. На первых порах анализ должен быть очень подробным. Скрупулезно разбирается каждый ответ и каждая отметка. Вначале учащиеся путаются при оценке и оценивают не тех, кого надо. Часто в место того, чтобы оценить своего по ряду, они оценивают выполнившего задание первым. Нужно подробно и терпеливо разъяснять, кого и за что оценивать, как мотивировать свою оценку. Через 2-3 занятия учащиеся хорошо усваивают этот метод опроса и уже не допускают ошибок. Необходимость подробного анализа отпадает. Учитель обращается к нему лишь в случае грубых ошибок.

Ценность данного вида опроса и в том, что, помимо того, что проверяются знания учащихся, у них вырабатывается умение оценивать своих товарищей объективно, без ложного чувства «товарищества» и взаимовыручки. При данном опросе нельзя поставить отметку как говориться, «за красивые глазки». Если из «чувств товарищества» ученик поставил своему другу «5», когда тому положено «2», то ему грозит, что следующий оценивающий поставит ему отметку «2». А если и остальные поставят друг другу отличные отметки, то преподаватель неминуемо оценит их объективно на «2». Этот вид опроса очень нравиться учащимся, вызывает у них интерес и вырабатывает принципиальность и самокритичность. При оценке лучше всего использовать «5» и «2». Единственная ошибка ведет к неудовлетворительной отметке. Это снижает колебания учащихся в выборе отметки, вырабатывает у них категоричность во времени. Наш опыт показывает, что отметки «3» и «4» вызывают у учащихся сомнения, как оценить, большие колебания, затягивают опрос и вызывают споры и неудовольствия в дальнейшем.

Применение же двух оценок снимает это негативное явление. Необходимости довести до сознания учащихся, что данная отметка – это не критерий актуализации всех его знаний, а только её часть, а общая отметка будет выставлена в зависимости от всех видов опроса. Необходимо всегда поддерживать перспективу на положительную оценку по всем видам опросам в дальнейшем.

В первое время такой вид опроса занимает много времени, но потом он осуществляется очень быстро, и карточка буквально «пролетает» по рядам. Вначале данный вид опроса прорабатывается изолированно от других видов опросов. Но по мере его усвоения его необходимо комбинировать с другими видами опроса, так как учащиеся, которые не задействованы, начинают отвлекаться, поэтому их также необходимо активизировать. Для этого я использую еще два вида опроса: тихий опрос и самоопрос.

Тихий опрос – это краткий опрос учащегося преподавателем у его стола. Это краткая беседа по теме или разделу. Здесь возможны опросы, на которые учащийся не смог ответить раньше, возможны задачи на решение некоторых житейских ситуаций или по материалу предыдущего урока.

Самоопрос – это, когда ученики самостоятельно берут билет с вопросом или заданием и отвечают на него в письменном виде.

Отметки по всем видам опроса можно суммировать и выставить общую итоговую отметку.

При правильной организации этот вид опроса не занимает более 20 минут, однако его лучше использовать на повторительно-обобщающих уроках, отводя на них все время, запланированное на данное занятие.

Данный опрос позволяет охватить целый раздел программы и даже несколько разделов. Причем недавно пройденный материал лучше проверять на «тихом опросе», где преподаватель может корректировать знания по ходу опроса, а материал, который был пройден раньше, лучше распределить на другие виды опроса.

Необходимо чередовать и ряды парт. Карточку, которую на первом занятии я положила на первый ряд, на втором можно положить на второй ряд, а на третьем – на третий, но все равно он будет считаться первым, и распределение по видам опроса надо начинать от него. Если количество рядов будет больше четырех, отсчет их надо продолжать с начала по предложенной схеме.

Для демонстрации хода проверки знаний и их конечного результата я применяла листы опроса, на которых демонстрируются отметки по каждому виду опроса. Это обычные альбомные листы, на которых по вертикали фломастерами пишутся фамилии учащихся, а по горизонтали – выставляются отметки. Для того чтобы не заготавливать каждый раз новый лист, можно использовать узенькую полоску бумаги, которая прикрепляется против фамилии учащихся. После урока она снимается и заменяется другой. На каждом листе отмечается крупным шрифтом вид опроса. Они вывешиваются на доску и заполняются по ходу опроса. Таким образом, учащимся видно, с какой эффективностью и скоростью проходит опрос. Это хорошо стимулирует их активность.

В конце опроса обязательно нужно сделать краткий анализ ответов, используя листы опроса, указывая, какие были недостатки, как в знаниях учащихся, так и организации проведения опроса, и обязательно отмечаются достижения.

Практика показала, что наиболее целесообразно применять данный опрос по прохождению нескольких тем, объединенных сходным содержанием. В конце года я проводила анкетирование с целью выяснить отношение учащихся к данному виду опроса. Почти все учащиеся отмечали положительность влияния такого вида опроса на уровень их знаний, на повышение интереса к предмету.

Кроме этого, данный вид опроса снимает известную психологическую напряженность у учащихся перед опросом – напряженность ожидания «вызовут или не вызовут». Снимается страх перед возможностью получить отрицательную оценку, ибо даже неуспех на двух видах опроса дает возможность получить положительную отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Когнитивный опрос учащихся на уроке"

ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОПРОСА ВЕДЕТ К ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ. ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НАМНОГО РАСКОВАННЕЕ, ЧЕМ ПРИ ОБЫЧНОМ ОПРОСЕ: ЗДЕСЬ МОЖНО ХОДИТЬ ПО КЛАССУ, ОБРАЩАТЬСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ...

Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов

Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на рас...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

опрос учащихся

предложение...

Опрос учащихся и реакция на их ответы.

В статье содержатся размышления о развитии критического креативного мышления учащихся посредством их опроса и реакции учителя на ученические ответы....

Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся

Мастер-класс "Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся"...

Когнитивная технология обучения на уроках в начальной школе

С когнитивной технологией осенью познакомил нас Михаил Евгеньевич Бершадский. Он позиционировал ее, как эффективную педагогическую технологию в условиях информатизации общества. Когнитивная образовате...