Рабочая программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Земцова Елена Николаевна

Программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Развитие познавательных способностей».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Развитие познавательных способностей».

Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение курса в начальной школе отводится  71 час, из них в 4-м классе - 18 часов.

Цель данного модуля: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.        

2.Учебно - тематический план

4  класс (18  часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Развитие концентрации внимания

4

2.

Тренировка слуховой памяти

3

3.

Тренировка зрительной памяти

2

4.

Поиск закономерностей

4

5.

Развитие пространственного воображения

2

6.

Тренировка внимания

2

7.

Развитие логического мышления

1

Итого

18

3.Содержание модуля

Решение логических задач

Логические задачи на развитие аналитических способностей

Логические задачи на развитие способности рассуждать

Работа со счётными палочками

Решение логических и творческо-поисковых задач

Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

4.Планируемые результаты

Личностные:

- определятьи высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

-  воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию»)

Метапредметные:

Регулятивные УУД:
- определятьиформулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


 Предметные результаты

К концу четвёртого класса ученик получит возможность научиться:

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
-выделять существенные признаки предметов
-сравнивать между собой предметы, явления
-обобщать, делать несложные выводы
-классифицировать явления, предметы
-определять последовательность событий
-судить о противоположных явлениях
-давать определения тем или иным понятиям
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»
-выявлять функциональные отношения между понятиями
-выявлять закономерности и проводить аналогии


Формы и средства контроля:

- самоконтроль

- самосознание

- взаимоконтроль

5.Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение курса

Состав учебно-методического комплекта по предмету

Для учащихся

Для учителя

- Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика»  4 класс в 2- х частях

- Цветные карандаши, ручки с цветными пастами, линейка, счётные палочки

- Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика»  4 класс в 2- х частях

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство « Просвещение»
  2. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
  3. О.А. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» Методическое пособие 4 класс
  4. Ковалева Г. С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса

Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 3 класс

В целях развития логического мышления учащимся пред­лагаются задачи, при решении которых им необходимо само­стоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить де­дуктивные умозаключения.Способн...

Рабочая программа курса РПС (развития познавательных способностей) «Умники и умницы» 1-4 классы

Пояснительная записка          Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка....

Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей" для 4 класса

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена на основе авторского комплекта учебно-методического  пособия курса &la...

Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей" для 1 класса

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных способностей составлена для 1 классов на основе авторского комплекта учебно-методического  пособия курса «РПС» О.А.Холодова ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей". 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей". 3 класс...