Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика «ПЯТЕРОЧКА»» общеинтеллектуального направления
рабочая программа по математике

Храпунова Наталья Владимировна

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности «Занимательная математика «Пятерочка»» (общеинтеллектуальное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. №1897) с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15), на основе требований к результатам освоения ООП ООО и программы формирования универсальных учебных действий.

Курс внеурочной деятельности  «Занимательная математика «Пятерочка»»   в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении  которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок  в развитии их способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_klass.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №58 г. ХАБАРОВСКА

Рассмотрено                                                                    Принято                                       Утверждаю  

на заседании методического объединения                  педагогическим советом               директор МБОУ СОШ № 58

учителей естественнонаучных дисциплин                  протокол № 1 от                              __________ В.Л.Самойлюк

протокол № 1   от  «__ » ________  20-- г.                  «  » августа  20--г.                      «___ » сентября 20___г.

руководитель методического объединения

 _____________ Т.Г. Куликова

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика «ПЯТЕРОЧКА»»

общеинтеллектуального направления

для 5  классов

основного общего образования

учитель: Храпунова Наталья Владимировна

Хабаровск

20   -20  

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности «Занимательная математика «Пятерочка»» (общеинтеллектуальное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. №1897) с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15), на основе требований к результатам освоения ООП ООО и программы формирования универсальных учебных действий.

Курс внеурочной деятельности  «Занимательная математика «Пятерочка»»   в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении  которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок  в развитии их способностей.  

Общая характеристика курса

Цель курса:

  • развитие математических способностей и  логического мышления;
  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи курса:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • раскрытие  творческих способностей ребенка;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной  и научно- популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
  •  наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
  • приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование  приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. 
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Описание места учебного курса

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу.    

Результаты освоения содержания программы.

По результатам освоения курса у учащихся могут быть сформированы личностные результаты обучения:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • первичные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные

1)регулятивные

учащиеся получать возможность научиться:

  • составлять план последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;
  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

2)познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3)коммуникативные

учащиеся получают возможность научиться:

  • организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учета интересов  позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности.

Предметные

Учащиеся получают возможность научиться

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений

Содержание курса

           Программа курса «Занимательная математика «Пятерочка»»   для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из основных тем :

  • «Решение задач кругами Эйлера»: решения ряда логических задач, при помощи изображения множества чисел с помощью кругов, что придает им наглядность и простоту, облегчает размышления;
  • «Принцип Дирихле»: решение логических задач на доказательство. Этот принцип достаточно прост и очевиден, иногда им пользуются из соображения логики, даже не зная его формулировку, но зная его формулировку, легче догадаться, когда его следует применить;
  • «Инвариант. Четность»: решение задач при помощи знания свойств сложения и умножения чисел разной четности;
  • «Задачи на переливание и взвешивание»: решение задач, в которых надо получить определенное количество жидкости ограниченными средствами, иногда за ограниченное число переливаний, полным перебором вариантов; решение задач в которых нужно выявить фальшивую монету, иногда узнать легче она или тяжелее настоящей;
  • «Решение логических задач графами и табличным способом»;решение логических задач при помощи графа то есть схемы, где объекты изображаются точками или кружочками, а взаимосвязи между ними линиями; решение текстовых логических задач при помощи построения таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.  

Также в программу входят темы, непосредственно примыкающие к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций,  игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из 5 этапов.

«Сообрази» включает преимущественно устные задачи  на сообразительность, смекалку, иногда на наличие чувства юмора.

«Интересно знать» включает в себя какой-либо удивительный факт либо из математики, либо из окружающего мира, он знакомит с поразительными фактами биографии великих математиков и побуждает к рассуждению через удивление

«Разгадай», как правило, содержит буквенный ребус и задачи-головоломки (задачи на магический квадрат, составление верного числового равенства путем расстановки знаков действий и скобок, хитрые логические задачи и т. д.)

«Тема» - основной этап занятия. В нем сформулирована тема занятия и три задачи, соответствующие данной теме с учетом принципа «от простого к сложному»

«Домашнее задание» по желанию ребенка.

При разработке программы внеурочной деятельности основными  являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня. Данный курс дарит детям удивление и радость при прикосновении к царице всех наук – математике.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

      - историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

 - возможности  математического  метода и приложений  математики;

      - разнообразные логические приемы, применяемые при решении задач;  

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать и  строить  логические  высказывания  при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию

  и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач .

Формы проведения занятий

При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

- построение алгоритма действий;

-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

- работа в парах, взаимопроверка

- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.

- практическая работа, когда ученики решают задачи на разрезание, перекраивание, переливание

-  мини доклады, когда ученики готовят и рассказывают интересные факты из математики, окружающего мира или биографии великих математиков.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

Формы и виды деятельности

Дата

1

Задачи со сказочным сюжетом

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах, рефлексивная деятельность

2

Переправы, переправы, берег левый, берег правый

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа коллективная и в парах, рефлексивная деятельность

3

Мы по лестнице бежим и считаем этажи

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах, рефлексивная деятельность

4

Текст внимательно прочтем, все в порядок приведем

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, индивидуальные мини доклады, эвристическая беседа, работа в парах, рефлексивная деятельность

5

Решение задач методом перебора

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, групповая работа ( учащимся предлагается посчитать все варианты, если бы им нужно было каждому с каждым сыграть в шашки), рефлексивная деятельность

6

Чтоб фигурки сосчитать, ничего не потерять, нужно выбранный порядок очень строго соблюдать

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах, оценка и взаимооценка деятельности

7

Правильно переливай. По ходу думай и считай

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, практическая работа (использование двухлитрового и пятилитрового сосуда для того чтобы налить четыре литра воды)

8

Вот красивая задача. Ты смекнешь — и ждет удача!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, решение практикума, оценка и взаимооценка деятельности

9

Кто же это он такой, принцип Дирихле крутой?

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

10

Фальшивомонетчикам объявим бой. Фальшивую монету найдем с тобой

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах, рефлексивная деятельность

11

Встрече с вами очень рад его величество КВАДРАТ

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, игровая деятельность

12

Это рыцарь или лжец? Ты узнал? Ты — молодец!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, групповая работа.

Взаимооценка деятельности

13

Задачи «на возраст» совсем не просты,  но справиться с ними можешь ты!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

14

Информацию в табличку собираем. Размышляем — и табличку заполняем

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в группах

15

Примени аналогию

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

16

Чудный факт произойдет: граф на помощь к нам придет

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, игровая деятельность, ролевая игра

17

Логическую задачу решаем сами загадочными Эйлера кругами

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

п/п

Изучаемый материал

Кол-во

часов

Формы и виды деятельности

Дата

18

Задачи на гонки

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

19

Как разрезать — подскажи! Верный метод укажи!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах, практикум

20

Узнаем: чет или нечет. Откуда и ведем расчет

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

21

На пятерку и десятку делим быстро без остатка

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, самостоятельная работа, самооценивание

22

Посчитай и посмотри: число делится на 3? На 9 можно разделить, коль сумму цифр не забыть!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка

23

Книжку вместе почитаем и странички посчитаем

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

24

Коль делимость применить — задачку сможешь ты решить!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

25

Посмотри, как НОД и НОК с задачей справиться помог

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка

26

. Подмечай закономерность — непременно повезет

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

27

. Дробь — это просто? — Не спеши! Попробуй справиться. — Реши!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах, взаимооценка

28

Раскрасишь плоскость ты удачно — и упрощается задача!

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа,практическая работа в парах

29

Преград преодолев напасти, найдем число по его части

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

30

Кто это — фокусник или франт — этот загадочный инвариант?

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

31

Подключи догадку

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, работа в парах

32

Кто-то правду говорит, кто-то врет или хитрит. Ты попробуй разобраться. Истина не повредит

1

Решение устных задач на сообразительность, разгадывание головоломок, эвристическая беседа, игровая деятельность

33

Математическая игра «Юный математик»

1

Игровая деятельность

34

Итоговое занятие

1

Выступления учащихся, защита проекта

КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса ,  математических конкурсов.

Материально- техническое и информационно-методическое обеспечение образовательного процессе

внеурочной деятельности по математике в 5 классе  

№ п/п

Наименование пособий и технических средств

Выходные данные (автор,  издательство, год издания).

I

Печатные пособия:

Методические пособия для учителя

1. Математический кружок. 5 класс.

2. Математика. 5-6 классы. Организация познавательной деятельности.

3. Математика. 5 класс.

4. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы.

5. Факультативные занятия: Математика после уроков.

6. Математические олимпиады: методика подготовки.

А.А.Гусев – М.: Мнемозина, 2013.

Г.М.Киселёва – Волгоград: Учитель, 2013.

И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М.Мнемозина, 2011

Ю.В. Лепёхин – Волгоград: Учитель, 2011

Т.С.Безлюдова – Мозырь: Белый Ветер, 2013

А.В. Фарков – М.: ВАКО, 2014

II

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер

III

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/
  2. http://www.school.edu.ru
  3. http://www.fsu.edu.ru–
  4. http://www.prosv.ru
  5. www.mathedu.ru/journals-collections
  6. http://www.1september.ru
  7. http://vvvvw.som.fio.ru

  1. единая коллекция цифровых образовательных ресурсах
  2. российский общеобразовательный Портал
  3. федеральный совет по учебникам МОиН РФ
  4. сайт издательства «Просвещение»
  5. сайт научно-методического журнала «Преподавание математики в школе»
  6. газета «Математика», издательство «Первое сентября»
  7. – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

IV

Учебно-практическое и лабораторное оборудование:

  1. Карточки с заданиями.

V

Демонстрационные пособия:

  1. Портреты выдающихся учёных -  математиков.
  2. Демонстрационные таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной деятельности _Занимательная математика__по общеинтеллектуальному направлению_____________

Данная программа содержит план внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению с 1 по 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное  направление) 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Умники и умницы» общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 1 класса "Умники и умницы"....