Педагогический проект «Зеленый уголок»
проект по теме

Терёхина Наталия Александровна

Педагогический проект

«Зеленый уголок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школы п. Пионерский»

Педагогический проект

«Зеленый уголок»

                                   Автор:

учитель начальных классов

                                    Н.А. Терехина

2014г

Содержание

  1. Паспорт проекта                             3-4 стр.
  2. Пояснительная записка                     5 стр.
  3. Актуальность  проекта                  5- 8 стр.
  4. Цели и задачи                                     8 стр.
  5. Методы и виды деятельности           8 стр.
  6. Предполагаемый результат               9 стр.
  7. Этапы реализации проекта               10 стр.
  8. Основное содержание проекта      11-14 стр.

-ресурсное обеспечение проекта  

-организация рабочей групп

- смета расходов

  1. Календарный план                          15 стр.  
  2. Возможные риски                         16 стр.
  3. Перспективы дальнейшего

 развития проекта                              16 стр.

  1. Используемая литература            17 стр.              

Паспорт проекта.

 Структура

Содержание

Тема 

 Название проекта «Зеленый уголок».

Адресация

проекта

 

 Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми начальной школы 

Руководитель проекта

Учитель начальных классов Н.А. Терехина

Участники 

проекта: 

Учащиеся 4 «Д»  класса;

Родители  4 «Д» класса

Возраст 

учащихся 

Возраст учащихся, участвующих в проекте 10-11 лет

Типовые особенности проекта 

• По характеру создаваемого продукта: 

творческий. 

• По количеству участников: групповой. 

• По продолжительности: средней продолжительности,

• По содержанию: ребенок и его семья; ученик и природа; учащийся и рукотворный мир;

• По профилю знаний:  межпредметный проект. 

По характеру координации:  с открытой координацией

По уровню контактов:

на уровне образовательного учреждения

  • По типу объекта проектирования: социальный

Цель проекта

 Организация здоровьесберегающего пространства для учащихся, посредством создания зеленого уголка  в кабинете

Задачи проекта

Образовательные:

  • расширить знания детей о комнатных растениях;
  • показать влияние комнатных растений на здоровье учащихся;
  • развивать практические навыки ухода за комнатными растениями;
  • формировать у детей эколого-биологических знаний;

 Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать бережное отношение к растениям;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • создавать  условия для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель;

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать  навыки поисково-исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникабельность.

Ресурсы проекта

  • компьютер, интернет, энциклопедии о растениях (в школьной и поселковой библиотеке)
  • Цветочные горшки, цветочная рассада, почва для посадки

Предполагаемые продукты

  • Зеленый  уголок в классе
  •  Каталог растений,  улучшающих микроклимат в учебном кабинете

Пояснительная записка

   Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Это и является одним из важных условий благополучия школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, можно с уверенностью  сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии». Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.

Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, то уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %. Связано это не только с учебными  перегрузками и  с тем в каких семьях живут дети, но и с тем, какова окружающая среда, в которой ребята находятся в течение учебного  дня.

Актуальность проекта.

 Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие  здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и класса - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для учащихся определяется его рабочим местом. Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.

Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку.

Организация проекта по созданию «зеленого уголка» имеет ряд оснований, а именно:

Во-первых, это создание здоровьесберегающего пространства для детей. Мой класс -это класс  для обучающихся с задержкой психического развития. Учащиеся  данных  классов  характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

 Так, на основании медицинского обследования учащихся на начало учебного года 100% детей  моего класса имеют различные заболевания. Кроме того, сезонные вирусные заболевания наблюдаются  у 80%  детей. Важно попытаться максимально сохранить и укрепить здоровье учащихся. Разведение правильно подобранных  комнатных растений - одна из таких возможностей по  сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Во-вторых, многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Кроме того, коллекция   разнообразных комнатных растений будет служить у школьников иллюстрацией биологических, экологических понятий - идея не новая, но актуальна. Хорошо посмотреть на растения через экран проектора, но еще лучше увидеть их в живую.

Важен и тот фактор, что комнатные растения улучшают экологическую обстановку в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья  химические вещества и элементы: лаки и краски, которыми покрыта мебель, а также имеющиеся в кабинете  технические средства обучения: компьютер, проектор. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Если раньше существовала только естественная радиоактивность, то с появлением огромного количества различных приборов появилась радиоактивность искусственная, с которой помогут бороться комнатные растения.

Разведение  полезных комнатных растений в школьном кабинете - это наиболее  результативная, не только теоретическая, но и практическая форма  организации  работы по формированию основ  экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова,  но актуальна и значима. Масштабы  проекта,  хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения  своего класса перейти к озеленению других кабинетов   и школы в целом.

 Так же актуальность данного педагогического проекта состоит еще и  в том, что проект является основой для организации  внеурочной деятельности коллектива класса, включая детей, родителей, учителя.

 

Цель проекта

Организация здоровьесберегающего пространства для учащихся, посредством создания зеленого уголка  в кабинете.

Задачи проекта

Образовательные:

  • расширить знания детей о комнатных растениях;
  • показать влияние комнатных растений на здоровье учащихся;
  • развивать практические навыки ухода за комнатными растениями;
  • формировать у детей эколого-биологические знания 

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать бережное отношение к растениям;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • создавать  условия для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать  навыки поисково-исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникабельность 

Методы:

  • поисковые.
  • практические.

Виды деятельности:

  • исследовательская
  • коммуникативно-диалоговая
  • практико-ориентированная

    

Предполагаемый результат.

№ п/п

Прямой  результат (продукт)

Косвенный результат

1.

Зеленый уголок в кабинете

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.

2

 Каталог растений,  улучшающих микроклимат в учебном кабинете

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

3

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

4

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.

5

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

Этапы  реализации проекта.

Этапы проекта

Сроки этапов

проекта

Промежуточный продукт проекта

I этап

(подготовительный)

1.09 – 1.10

Результаты анкетирования родителей и детей

II этап

(основной)

1.10– 15.04.

-  цветы в зеленом уголке;

-рабочие материалы для каталога

III этап

(заключительный)

15.04-25.05

- результаты повторного опроса детей и родителей;

-  каталог цветов, улучшающих микроклимат в классе.

- зеленый уголок в кабинете

Основное содержание проекта

Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Это  также немаловажный фактор, поскольку   обучающиеся  с ЗПР характеризуются   очень неустойчивыми типами нервной деятельности, которые необходимо регулировать в процессе обучения. По данным проведённых тестов в классе преобладают дети сангвинического и холерического темперамента. Зеленый цвет  растений  способен действовать  успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение. Такие растения, как герань и пеларгония способны успокаивать возбужденную  нервную систему, а запах мяты помогает снять раздражение, усталость, агрессивность.

Для работы головного мозга необходим кислород.  Для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансивиера, она же - известный нам как щучий хвост и неприхотливый, выносливый хлорофитум. Прекрасно озонирует воздух и кофейное дерево, плющ, различные виды фикусов, драцена. Этими же свойствами обладают и широкие листья филодендрона, и даже обычное алоэ, и удивительный комнатный цветок спатифиллум, который  отлично обеззараживает воздух в помещении, обладая высокой фитонцидной активностью и  великолепным, лечебным свойством  - улучшает умственную и физическую работоспособность.

Учеными установлено, что такие растения, как – сансевиерия, хлорофитум и сциндапсус способны уменьшить процент  воздействия  вредных частиц электромагнитного излучения, поэтому их необходимо иметь в кабинете вблизи технических средств.

Немаловажно  учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения - настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Наш кабинет расположен на  первом этаже здания, окна кабинета выходят на проезжую часть, которая находится в 50 метрах от здания школы.  При проветривании помещения и через отверстия оконных проемов поступают в воздух частицы пыли, которые могут находиться в нем в течение длительного периода во взвешенном состоянии. Воздействие пыли на организм человека очень вредно и опасно. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные легочные заболевания. Эффективным средством оздоровления воздушной среды помещения наряду с наличием вентиляции являются комнатные растения, поглощающие вредоносные частицы.

Таким образом,  правильно подобранные растения в классном кабинете будут способствовать улучшению микроклимата, сохранению и улучшению состояния здоровья.  Уменьшению   количества острых респираторных заболеваний и гриппа,  что является  основными  болезнями, которые могут привести к временной потере трудоспособности.

В ходе подготовки проекта был проведен опрос родителей и обучающихся класса, с целью определения интереса к данной теме.

Результаты опроса родителей класса.

Результат  опроса обучающихся.

Вывод:

  1. Родители готовы сотрудничать с учителем  и активно участвовать в совместных коллективно-творческих делах.
  2. Обучающиеся касса хотят научиться ухаживать за цветами и  узнать о  пользе комнатных растений для здоровья человека.

Ресурсное обеспечение проекта

Материальная база

Методическое обеспечение

Социальная база

Классная комната № 12, цветы, внебюджетное финансирование

научно-популярная литература (библиотека школы, библиотеки поселка), материалы периодической печати, электронные ресурсы (Интернет)

ученический коллектив, педагогический коллектив, родительская общественность

Организация рабочей группы

Обучающиеся

Учитель и родители

Перевозкин Владислав

           Терехина Н.А.

Перевозкин Ярослав

Перевозкина В. В.

Истомин Дмитрий

Чекмарева И.Н.

Бикбаева Диана

Бикбаева Н.Г.

Колесников Андрей

 Колесникова О.И.

Смета расходов по реализации проекта

Наименование товара

Количество

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Цветочные горшки (большие)

3 шт.

100

300

2

Цветочные горшки средние

10шт

70

700

2

Земля для цветов

3 мешка

 

С огородов родителей

3

Цветы

 

 

Из домашних коллекций

 

Итого

 

 

1000

 

Календарный план мероприятий.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Ответственные

сентябрь

Опрос детей «Что я знаю о цветах?»

»

Родительское собрание «Мое участие в озеленении кабинета»

Терехина Н.А.

Октябрь- декабрь

1. Работа в библиотеке

2. Поиск необходимого материала в интернете

.

Оказание помощи детям в подборе информации.

октябрь

Беседа: «Любимые цветы моей мамы».

Совместная с родителями посадка цветов.

Терехина Н.А.

Родители обучающихся

Ноябрь-апрель

1. Работа над оформлением каталога цветов.

2. Уход за цветами.

3. Консультации со школьным биологом(по необходимости)

1. Оказание помощи родителями в оформлении каталога цветов

Терехина Н.А.

Родители обучающихся

ноябрь

Классный час «Полезные растения»

Родительское собрание «Здоровье наших детей»

Терехина Н.А.

Школьный фельдшер

декабрь

Викторина «Угадай цветок»

Терехина Н.А.

февраль

Конкурс рисунков на тему «Мои любимые цветы»

Терехина Н.А.

март

Классный час «Как сберечь свое здоровье»

Терехина Н.А.

Школьный фельдшер

май

1.Презентация каталога цветов

2.Презентация кабинета

Терехина Н.А.

май

Опрос детей

Опрос родителей

Терехина Н.А.

Возможные риски проекта.

Возможные риски

Пути выхода из ситуации

Отказ родителей в оказании помощи

Обратится за помощью к коллегам

Не достаточно знаний для ухода за цветами

Консультирование у учителя биологии школы.

Перспективы распространения проекта

Образовательное учреждение  п. Пионерский  имеет три этажа, а так же здание вечерней школы.  После завершения проекта по озеленению классной комнаты  планируем продолжать работу по озеленению и облагораживанию рекреаций.  С этой целью планируем подключить к данной работе учащихся начальной школы.

 

Используемая литература

Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2004.

Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская. - М.: Академия, 2005.

Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.

Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: МОЙ МИР, 2006

Рыжова, Н.А. Наш дом – природа – М., 2004

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Коррекционный уголок, как часть предметно - развивающей среды в логопедическом кабинете"

Педагогический проект, выполненый логопедом,который можно в дальнейшем применять на практиеке....

Проект "Зелёный уголок"

Данная публикация содержит нужный материал для создания проектов....

Зеленый уголок в нашем классе

С давних времен цветы привлекали человека. Для кого-то они – источник вдохновения, для кого-то – возможность пообщаться с живой природой. Одни видят в цветах мистический символ, другие – воплощение кр...

проект "Моя инициатива в сфере образования: "Зеленый уголок в школе как мир уюта и гармонии""

Социально-образовательный проект "Моя инициатива в сфере образования" на конкурс "Педагог года 2017". Для развития и сохранения здоровьесберегающей среды и эмоционально-психологического состояния школ...

Презентация педагогического проекта "Зеленый уголок".

Презентация педагогического проекта "Зеленый уголок"....

Социальный проект "Зеленый уголок в начальной школе"

Социальный проект "Зеленый уголок в начальной школе"...

Проект "Зеленый уголок"

Данный материал предназначен для формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране  окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств....