Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
рабочая программа (2 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_prak_2_kl_stb_18-19_g.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10»

   СОГЛАСОВАНО:      

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________ Т.В. Колтунова

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № ____ от

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор общеобразовательной организации

______________ В.И. Часнык

           

                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ

ДЛЯ    2а    КЛАССА

НА  2018 -2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

адаптированной основной общеобразовательной программы образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  вариант 1

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 28 лет.

                                                                         

                                                                             

                                                                                     с. Александровское

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы

по речевой практике для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по речевой практике  для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а классе.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика» во 2а классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков по речевой практике во 2а классе.

4. Планируемые результаты освоения   предмета «Речевая практика» во 2а классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Речевая практика» во 2а классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Речевая практика»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

       6.Федеральный Закон о внесении изменений в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 85-ФЗ от 18 апреля 2018 г.

7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.        

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

        11. Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведённого обществом «Знание» России, Москва, «Русское слово»,2015г.

12. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

13. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

14. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).

17. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).

18. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.

19. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

20. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

21. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».

24. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

 25.Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

26. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».

27. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897».

28. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413»;

29. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

30.Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

31. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

32. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".

33. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

34. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
системы специализированного коррекционного образования".

35. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

37. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

38. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

39. Методические рекомендации по  внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

40. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз  «Об образовании».

41. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».

 42. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

43. Учебный  план для обучающихся, воспитанников 2а класса в условиях реализации ФГОС образования обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10»  на  2018-2019 учебный  год.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по речевой практике для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  во 2а классе.

Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

     Программа по предмету «Речевая практика» во 2а классе составлена с учётом особенностей речевого развития и познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников, способствует их умственному и речевому развитию, содержит материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,  который необходим им для социальной адаптации.

 Программа для 2а класса рассчитана на 68 часов в год,  2 ч в неделю.

                Адресат:  рабочая  программа предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  2а класса.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Речевая практика» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту.

        Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2а  классе   детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Речевая практика».

Цель курса:   развитие  речевой коммуникации, обогащение языковой базы обучающихся, воспитанников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Задачи:

  • Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
  • Помочь обучающимся, воспитанникам ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
  • Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
  • Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся, воспитанников,
  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся, воспитанников;
  • Учить строить устные связные высказывания;
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся, воспитанников.  

           Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Речевая практика» для 2а класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности  обучающихся, воспитанников.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика» во 2а классе.

2.1 Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия 

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -  ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем,  обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

2.4 Общая характеристика курса

В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с интеллектуальными нарушениями имеет практическую направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты.

Основное содержание

Аудирование и понимание речи

Слушание,  запоминание  и  отчётливое  произнесение  ряда  слоговых  комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).

Слушание  и  повторение  слов,  близких  по  звучанию:  букет—пакет, удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)

Выполнение  действий  по  инструкции  с  противопоставляемыми  предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например:  «Положи  книгу  на  парту»,  «Положи  книгу  в  парту»,  «Встань  у  парты»,  «Зайди  за  парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.

Выполнение  движений  или  заданий  по  словесной  двухчленной  инструкции  учителя  с последующим речевым  отчётом о действии  («Что  ты  делал?»).

Прослушивание  заданий  в  аудиозаписи.  Выполнение  каждого  задания.  Например:  «Наташа, подойди к доске и напиши своё  имя»,  «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию»,  «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений,  содержащих  слова-родственники  или  слова,  обозначающие функционально  сходные  предметы:  Миша  сделал  маленькую  табуретку  —Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.

Дикция и выразительность речи

Упражнения  на  подвижность  органов  речевого  аппарата  (игровые приёмы).  Заучивание  чистоговорок,  четверостиший  с  голоса  учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.  

Дыхательные  упражнения:  посчитаем  Егорок  на  горке.  Сначала  двух Егорок  на одном выдохе, потом трёх  и  т.  д.  (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)

Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.

Громкая,  тихая  и  шёпотная  речь.  Индивидуальные  и  хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая  и  медленная  речь.  Упражнения  в  использовании  нормального темпа речи.

Помощники  устной  речи:  мимика  и  жесты  в  тренировочных упражнениях  в  связи  с  речевой  ситуацией,  являющейся  темой  урока.

Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.

Практическое  использование  в  речевых  ситуациях  соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Базовые  формулы  речевого  общения  (представлены  с  нарастанием  к

материалу, изучавшемуся в 1 классе)

Обращение, привлечение внимания.  «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,  нежелательное  обращение  (по  фамилии).  Ласковые  обращения. Грубые  и  негрубые  обращения.  Бытовые  (неофициальные)  обращения  к сверстникам,  в  семье.  Именные,  бытовые,  ласковые  обращения. Функциональные  обращения  (к  продавцу,  сотруднику  полиции  и  др.).

Специфика  половозрастных  обращений  (дедушка,  бабушка,  тётенька, девушка,  мужчина  и  др.).  Вступление  в  речевой  контакт  с  незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство,  представление,  приветствие.  Формулы  «Давай познакомимся»,  «Меня  зовут…»,  «Меня  зовут…,  а  тебя?».  Формулы «Это…»,  «Познакомься,  пожалуйста,  это…».  Ответные  реплики  на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание.  Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости  от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,  «Здравствуйте»,  «До  свидания».  Развёртывание  формул  с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

Этикетные  правила  приветствия:  замедлить  шаг  или  остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».  Неофициальные  разговорные  формулы:  «Привет»,  «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао»  и  др.  (в  зависимости  от  условий  школы).  Недопустимость дублирования  этикетных  формул,  использованных  невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Формулы,  сопровождающие  ситуации  приветствия  и  прощания:  «Как дела?», «Как  живёшь?», «До  завтра», «Всего хорошего»  и  др. Просьбы  при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Поздравление, пожелание.  Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…»  и  их  развёртывание  с  помощью  обращения  по  имени  и отчеству.

Пожелания  близким  и  малознакомым  людям,  сверстникам  и  старшим. Различия  пожеланий  в  связи  с  разными  праздниками.   Формулы  «Желаю тебе…»,  «Желаю  Вам…»,  «Я  хочу  пожелать…».  Неречевые  средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы,  сопровождающие  вручение  подарка:  «Это  Вам  (тебе)»,  «Я хочу  подарить  тебе…»  и  др.  Этикетные  и  эмоциональные  реакции  на поздравления и подарки.

Телефонный  разговор.  Формулы  обращения,  привлечения  внимания  в телефонном  разговоре.  Значение  сигналов  телефонной  связи  (гудки, обращения  автоответчика  мобильной  связи).  Выражение  просьбы  позвать  к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,  пожалуйста…», «Можно попросить  (позвать)…»).  Распространение  этих  формул  с  помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба,  совет.  Обращение  с  просьбой  к  учителю,  соседу  по  парте  на уроке  или  перемене.  Обращение  с  просьбой  к  незнакомому  человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание  просьбы  с  помощью  мотивировки.  Формулы «Пожалуйста…»,  «Можно…,  пожалуйста!»,  «Разрешите…»,  «Можно мне…», «Можно я…».

Благодарность.  Формулы  «Спасибо»,  «Большое  спасибо», «Пожалуйста».   Благодарность  за  поздравления  и  подарки  («Спасибо,  … (имя)»),  благодарность  как  ответная  реакция  на  выполнение  просьбы.

Мотивировка  благодарности.  Формулы  «Очень  приятно»,  «Я  очень  рада»  и др.  как  мотивировка  благодарности.  Ответные  реплики  на  поздравление, пожелание  («Спасибо  за  поздравление»,  «Я  тоже  поздравляю  тебя  (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение.  Формула  «Извините, пожалуйста» с обращением и  без  него.  Правильная  реакция  на  замечания.  Мотивировка  извинения  («Я нечаянно»,  «Я  не  хотел»  и  др.).  Использование  форм  обращения  при извинении.  Извинение  перед  старшим,  ровесником.  Обращение  и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение.  Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето».

«Я  за  порогом  дома»:  «Добро  пожаловать!»,  «Расскажи  мне  о  школе», «Новогодний карнавал»,  «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев». «Я в мире природы»: «У меня есть щенок!»


3.Учебно-тематическое планирование уроков речевой практики во 2а  классе.

  Дата

Речевая ситуация.

Тема урока

Коррекционные цели

Аудирование

Культура общения

Виды работы на уроке

Тип урока

Оборудование

Домашнее задание

1

Школьная жизнь (8 ч)

 Добро пожаловать!

Коррекция зрительного восприятия

 Выполнение  действий  по  инструкции  

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, до свидания.

Поздравление с началом учебного года. Ответные реплики в типовом диалоге.

Изучение нового и первичное закрепление

Картинки на тему «Школа».

Иллюстрации стр.4

 Ответы  на вопросы, стр.4

2

 У нас новая ученица

Коррекция внимания

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена»

Изучение нового и первичное закрепление

Иллюстрации  стр. 7

Закончить предложения, стр. 7

3

Расскажу маме о празднике «День знаний»

 Коррекция слухового восприятия

Слушание,  запоминание  и  отчётливое  произнесение  ряда  слоговых  комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).

Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, спасибо,  до свидания

Рассказ о Дне знаний. Выбор заглавия к рассказу из двух предложенных на странице учебника.

Комплексное применение знаний и умений

Иллюстрации  стр.8

Составление предложений, стр. 8

4

Истории о лете

Коррекция мышления

отгадывание загадки о лете

Познакомить с правилами участия в полилоге

Игра «Рассказ по кругу». Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации

Изучение нового и первичное закрепление

Картинки на тему «Лето»

Задание «Давай расскажем историю», стр. 13

5

 Я расскажу вам, где отдыхал

Коррекция слухового восприятия

Разучивание считалок

Познакомить с правилами участия в полилоге

Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план. Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту

Комбинированный

н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа»

Составление предложений, стр. 14

6

Экскурсия по школе.

Коррекция зрительного восприятия

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Употребление слов: здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Экскурсия по школе: посещение  медицинского кабинета, столовой, библиотеки.   Беседа по итогам экскурсии.

Экскурсия

Ответы  на вопросы, стр. 26

7

Расскажи мне  о школе. Составление рассказа.

Коррекция внимания

Конструирование реплик по теме.

Правила поведения в классе, на перемене.

Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Составление рассказа.

Комплексное применение знаний и умений

Картинки на тему «Школа».

Иллюстрации стр. 27

Составление рассказа, стр. 27

8

Расскажи мне  о школе. Диалог школьника с младшим братом.

Коррекция слухового восприятия

Конструирование реплик по теме.

Правила поведения в классе, на перемене.

Диалог школьника с младшим братом.

Комбинированный

Картинки на тему «Школа».

Иллюстрации стр. 30

Задание «Поговорим», стр. 30

9

 Игры и игрушки (5 ч)

 «Игрушки»

Коррекция зрительного восприятия

Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото.

 

Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке.

Изучение нового и первичное закрепление

н/д пособие

« Игрушки»

Составление предложений на тему «Игрушки»

10

 «Моя любимая игрушка»

Коррекция зрительного восприятия

Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

Игра «Назови ласково»

Игра «Отгадай мою игрушку». Описание игрушки по картинно-графическому плану.

Комбинированный

н/д пособие

« Игрушки»

Описание игрушки.

11

 «Магазин игрушек»

Коррекция внимания

Слушание,  запоминание  и  отчётливое  произнесение  ряда  слоговых  комплексов и слов

Повторить основные правила поведения в магазине.

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки

Комплексное применение знаний и умений

н/д пособие

« Игрушки»

Повторить правила поведения в магазине.

12

«Уложим куклу спать»

Коррекция слухового восприятия

Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная».

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией

Активизация в словарном запасе школьников выражений, традиционных в ситуации перед сном. Ролевая игра «Уложи куклу спать»

Комбинированный

Иллюстрация на тему «Игрушки»

Повторить формулы речевого общения  (пожелание перед сном)

13

 «Мы уже не малыши»

Коррекция зрительного восприятия

Прослушивание стихотворения А. Барто «Я выросла»

 

Беседа о бережном отношении к вещам. Составление высказываний по условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные принадлежности). Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки».

Комплексное применение знаний и умений

Картинки на тему «Игрушки», «Школьные принадлежности»

. Составить  высказывания по данным схемам

14

Вспоминаем любимые сказки (7ч)

Знакомство со сказкой  «Три медведя»

Коррекция слухового восприятия

Разучивание чистоговорки

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

 Прослушивание сказки. Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности.

Изучение нового и первичное закрепление

Слайды к сказке «Три медведя»

Составить предложения по картинкам

15

 Инсценировка эпизодов сказки «Три медведя»

Коррекция внимания

Слушание,  запоминание  и  отчётливое  произнесение  ряда  слоговых  комплексов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Инсценирование эпизодов сказки.  Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся

Комплексное применение знаний и умений

Слайды к сказке «Три медведя»

Отвечать на вопросы по сказке

16

Знакомство со сказкой  «Три поросенка»

Коррекция памяти

Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке.

Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки.

Прослушивание сказки. Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?»

Изучение нового и первичное закрепление

Слайды к сказке «Три поросёнка».

Картинки стр. 18

Работа по картинкам, стр. 18

17

Рассказывание сказки «Три поросенка» обучающимися.

Коррекция слухового восприятия

Разучивание чистоговорок

Развивать интонационные и мимические умения школьников в процессе  рассказывания сказки

Рассказывание сказки.

Комбинированный

Слайды к сказке «Три поросёнка».

Картинки стр. 19

Отвечать на вопросы, стр. 19

18

Знакомство со сказкой  «Красная Шапочка»

Коррекция слухового восприятия

Прослушивание загадки, отгадывание

Правила поведения при знакомстве.

Прослушивание сказки. Ответы на вопросы .

Изучение нового и первичное закрепление

Слайды к сказке «Красная Шапочка».

Картинки стр. 67

Проигрывание диалога между Красной Шапочкой и Волком

19

Рассказывание сказки «Красная Шапочка» обучающимися.

Коррекция памяти

Разучивание чистоговорок

Развивать интонационные и мимические умения школьников в процессе  рассказывания сказки

Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.

Комплексное применение знаний и умений

Слайды к сказке «Красная Шапочка».

Картинки стр. 67-69

Отвечать на вопросы по картинкам, стр. 67-69

20

 Инсценировка сказки «Красная Шапочка»

Коррекция внимания

Разучивание чистоговорок

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Комбинированный

Слайды к сказке «Красная Шапочка».

Картинки стр. 67-69

Пересказ эпизодов сказки «Красная Шапочка»

21

Я дома (5 ч)

В воскресенье все дома

Коррекция слухового восприятия

Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Формировать уважительное отношение к старшим

Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

Изучение нового и первичное закрепление

Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Картинки на тему «Семья»

Составить предложения по сюжетным картинкам

22

Расскажи о себе

Коррекция внимания

Разучивание чистоговорки

Формировать уважительное отношение к членам семьи

Называние своего имени, отчества, фамилии, адреса. Рассказ о себе по образцу

Комплексное применение знаний и умений

Картинки на тему «Семья»

Рассказать о себе по образцу

23

Алло! Алло!  Правила общения по телефону

Коррекция памяти

Разучивание чистоговорки

Познакомить с правилами общения по телефону

Чтение номеров телефонов, запись и заучивание домашнего номера телефона. Моделирование телефонных разговоров с мамой.

Изучение нового и первичное закрепление

Картинки стр. 35

Проигрывание телефонного разговора, стр. 35

24

Моделирование телефонных разговоров

Коррекция слухового восприятия

Слушание и воспроизведение чистоговорки:

 

 Правила общения по телефону

Составление рассказа с опорой на картинки. Моделирование телефонных разговоров

Комбинированный

Картинки стр. 37

Ответы на вопросы, стр. 37

25

Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи».

Коррекция внимания

Повторение чистоговорки

 Правила общения по телефону

Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи».

Картинки на тему «Я и мои товарищи» 

Проигрывание диалога  с диспетчером «Скорой помощи»

26

Я и мои товарищи  (4 ч)

 Играем во дворе

Коррекция слухового восприятия

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно»

Формировать доброжелательное отношение друг к другу

Игра «Кто быстрее?»

Диалог в игровых ситуациях

Изучение нового и первичное закрепление

Картинки на тему «Я и мои товарищи» 

Проигрывание диалога в игровых ситуациях

27

  Не надо больше ссориться

Коррекция мышления

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться»

Формировать доброжелательное отношение друг к другу

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Моделирование спорных ситуации и способы их решения

Комплексное применение знаний и умений

Стихотворение Э. Мошковской «Не надо больше ссориться»

Ответы на вопросы

28

 Дружат в нашем классе девочки и мальчики

Коррекция слухового восприятия

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение обязанностей дежурных.

Комбинированный

Картинки на тему «Я и мои товарищи» 

Рассказать о своём товарище

29

 Наш товарищ заболел

Коррекция слухового восприятия

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему»

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю.

Рассказ по сюжетным картинкам  о порядке действий в опасной ситуации

Комплексное применение знаний и умений

Картинки на тему «Я и мои товарищи» 

Составить рассказ по сюжетным картинкам  

30

Новогодний карнавал  (3 ч)

 Готовимся к празднику

Коррекция внимания

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя.

Учить  отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение

Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки.

Изучение нового и первичное закрепление

Слайды и картинки на тему «Новый год»

Составить рассказ о подготовке к новогоднему празднику

31

 Новогодние чудеса

Коррекция слухового восприятия

Слушание песенки «В лесу родилась елочка»

Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность

Игра «Узнай меня». Моделирование ситуации знакомства на карнавале

Комбинированный

Слайды и картинки на тему «Новый год»

Составить рассказ о подготовке к новогоднему празднику

32

 Новогодние поздравления

Коррекция мышления

Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем

Учить  строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

Комплексное применение знаний и умений

Слайды и картинки на тему «Новый год»

Поздравить близких с Новым годом

33

Зимняя прогулка (4ч)

 Зимняя одежда

Коррекция зрительного восприятия

Заучивание чистоговорки «в шапке да шубке хорошо Мишутке»

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, подать тот или иной предмет одежды

Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку»

Изучение нового и первичное закрепление

Иллюстрации на тему «Одежда»

Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку»

34

 Зимние забавы

Коррекция мышления

Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.)

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

Составление рассказа с опорой на картинный план. Моделирование возможных диалогов между героями картинки.

Комбинированный

Слайды и картинки на тему

«Зимние забавы»

Составить рассказ о зимних забавах детей

35

 Мы катаемся с горы

Коррекция слухового восприятия

Н. Некрасов «Детство» (отрывок)

Закреплять умение строить высказывание-просьбу в связи с ситуацией

Составление рассказа с опорой на картинку. Составление рассказа из личного опыта.

Комплексное применение знаний и умений

Слайды и картинки на тему

«Зимние забавы»

Составить рассказ с опорой на картинку

36

 Мы лепим снеговика

Коррекция памяти

Давай, дружок,

Смелей, дружок.

Кати по снегу

Свой снежок.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

Составление рассказа с опорой на картинный план, рассказа из личного опыта.

Комбинированный

Слайды и картинки на тему

«Зимние забавы»

Составить рассказ о лепке снеговика

37

Мойдодыр (11ч)

 Я умываюсь

Коррекция слухового восприятия

Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр»

Закреплять умение строить высказывание-просьбу

Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление  его действиями

Изучение нового и первичное закрепление

Стихотворение «Мойдодыр»

Ответы на вопросы по стихотворению «Мойдодыр»

38

 Режим дня школьника

Коррекция слухового восприятия

Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу»

 Употребление вежливых слов

Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам.

Изучение нового и первичное закрепление

Стихотворение С. Михалкова «Про Мимозу»

Составление рассказа по картинкам.

39

 Я правильно одеваюсь

Коррекция слухового восприятия

Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный»

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Называние предметов одежды. Описание одежды куклы. Игра «Одень Машу»

Комбинированный

Кукла Маша

Описать одежду куклы

40

 Вещи в моем шкафу

Коррекция зрительного восприятия

Отгадывание загадок

Употребление слов спасибо, пожалуйста

Употребление в речи предлогов в, на, под. Практические упражнения по складыванию одежды.

Комплексное применение знаний и умений

Картинки на тему «Одежда»

Составление предложений с предлогами в, на, под

41

Я собираюсь на прогулку

Коррекция памяти

Отгадывание загадок

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Усвоить последовательность действий при одевании. Ответы на вопросы. Игра «Оденься правильно»

Комбинированный

Картинки на тему «Одежда»

Ответы на вопросы

42

 Содержу одежду в чистоте

Коррекция зрительного восприятия

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление рассказа о том, как проходит день школьника после уроков. Игра «Кто знает, пусть продолжает».

Комбинированный

Картинки на тему «Одежда»

Почистить свою одежду

43

Экскурсия в прачечную.  Опрятному человеку нужны помощники.

Коррекция зрительного восприятия

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Экскурсия в прачечную. Знакомство с  персоналом.

Расширение словарного запаса школьников словами, обозначающими предметы бытовой техники.

Экскурсия

Ответы на вопрсы по материалам экскурсии

44

 Я обуваюсь

Коррекция слухового восприятия

Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой

 Употребление вежливых слов

Практические упражнения в обувании, в шнуровании. Сопровождение действий словами.

Комбинированный

Картинки на тему «Обувь»

Упражнения в шнуровании обуви

45

Дежурство. Диалог между учениками.

Коррекция мышления

Разучивание чистоговорок

Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Беседа по картинкам  к стихотворению. Составление предложений. Моделирование диалогов.

Изучение нового и первичное закрепление

Картинки стр.50

Ответы на вопросы по картинкам, стр.50

46

Пошли в столовую!

Коррекция внимания

Выполнение    заданий  по  словесной    инструкции  учителя  с последующим речевым  отчётом о действии  («Что  ты  делал?»)

 Ориентировка обучающихся на модели поведения, принятые в столовой.

Работа по картинкам Стр. 53. Обсуждение правильного поведения в столовой. Ролевая игра «В столовой»

Комбинированный

Картинки стр.53

Работа по картинкам, стр. 53

47

Составление рассказа о дежурстве.

Коррекция слухового восприятия

Выполнение    заданий  по  словесной    инструкции  учителя  

Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Игра «Живое предложение». Составление рассказа о дежурстве.

Комплексное применение знаний и умений

Картинки стр.50-53

Составление рассказа о дежурстве

48

 Я за порогом дома (5ч)

 Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

Коррекция внимания

Слушание песенки «Мы едем, едем, едем»

Формирование навыков правильного поведения в автобусе. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Ответы на вопросы. Составление предложений. Моделирование ситуации «Я в автобусе»

Изучение нового и первичное закрепление

Картинки «В автобусе»

. Составление предложений по картинкам «В автобусе»

49

 Мы не знаем, как пройти, Как быть?

Коррекция зрительного восприятия

Отгадывание загадок.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок.

Комбинированный

Картинки «На улице»

Проигрывание ситуации «Я забыл дорогу»

50

Я записался в кружок! Моделирование диалогов.

Коррекция внимания

Выполнение    заданий  по  словесной    инструкции  учителя

Закреплять умение строить высказывание-просьбу в связи с ситуацией

Высказывания обучающихся по картинкам,  стр. 74. Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Моделирование диалогов.

Комплексное применение знаний и умений

Иллюстрации стр. 74

Ответы на вопросы, стр 74

51

Беседа на тему «Я тоже занимаюсь в кружке».

Коррекция мышления

Разучивание чистоговорок

Правила поведения на занятиях кружка

Беседа с опорой на личный опыт обучающихся. Игра «Живое предложение». Моделирование диалогов.

Комбинированный

Иллюстрации стр. 75

Проигрывание диалога при записи в кружок

52

Составление рассказа о занятии в кружке.

Коррекция внимания

Выполнение    заданий  по  словесной    инструкции  учителя

Правила поведения на занятиях кружка

Работа по картинкам стр. 77. Высказывания обучающихся. Составление рассказа о занятии в кружке.

Комплексное применение знаний и умений

Иллюстрации стр. 76-77

Составить рассказ о занятии в кружке

53

Я дома (6ч)

 Где я живу

Коррекция памяти

Отгадывание загадок

 Употребление вежливых слов.

Упражнение в назывании своего адреса. Проигрывание диалога «Где ты живешь?»

Изучение нового и первичное закрепление

Картинка «Дети»

Упражнение в назывании своего адреса

54

С днём рождения!

Конструирование возможных поздравлений.

Коррекция внимания

 Заучивание скороговорки

Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем

Конструирование возможных поздравлений.

Моделирование телефонного разговора с поздравляющим.

Комбинированный

Иллюстрации стр. 42

Работа по картинкам, стр. 42

55

Ролевая игра «День рождения»

Коррекция мышления

Скороговорка

Правильная модель поведения при получении подарков.

Работа по картинкам стр. 45, 46.

Обсуждение модели поведения при получении подарков. Ролевая игра «День рождения»

Комбинированный

Иллюстрации стр. 45, 46

Работа по картинкам стр. 45, 46.

56

Составление рассказа о праздновании дня рождения.

Коррекция слухового восприятия

Выполнение    заданий  по  словесной    инструкции  учителя

Правильная модель поведения на празднике

Составление рассказа о праздновании дня рождения

Комплексное применение знаний и умений

Иллюстрации стр. 47

Составление рассказа, стр.47

57

Накрываем на стол

Коррекция внимания

Выполнение    заданий  по  словесной    инструкции  учителя

Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста»

Правила этикета за столом.

Ролевая игра «Кукла накрывает на стол»

Комбинированный

Презентация «Правила этикета за столом»

Повторение правил поведения за столом

58

 Поздравляем маму

Коррекция памяти

Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся

Учить  строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Составление поздравления маме.

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

Комплексное применение знаний и умений

Картинки «Мама и дети»

Составление поздравления маме.

59

Мир природы (8ч)

 «К нам весна шагает…»

Коррекция зрительного восприятия

Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна»

 Воспитание эмоциональной адекватности

Составление рассказа с опорой на картинный план

Изучение нового и первичное закрепление

н/д пособие «Весна», рассказы по картинкам «Родная природа»

Составление рассказа с опорой на картинный план

60

Первоцветы

Коррекция памяти

Слушание стихотворения «Подснежник»

Называние первоцветов ласково.

Составление описания первоцветов по картинно-графическому плану

Комплексное применение знаний и умений

Картинки весенних цветов

Описание цвенка

61

 Экскурсия. Весна в парке.

Коррекция внимания

Отгадывание загадок

 Правила поведения во время экскурсии.

Составление рассказа о весне.

Экскурсия

Составление рассказа о весне.

62

У меня есть щенок! Подбор словосочетаний и подходящих картинок.

Коррекция зрительного восприятия

Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе»

Называние ласково

Подбор словосочетаний, подходящих картинок. Игра «Живое предложение». Обсуждение ситуаций.

Изучение нового и первичное закрепление

Иллюстрации стр. 58,59

Нарисовать щенка.

63

Составление рассказа-описания щенка.

Коррекция внимания

Отгадывание загадки.

Называние ласково

Составление рассказа-описания щенка. Игра «Узнай моего питомца»

Комплексное применение знаний и умений

Иллюстрации стр. 60,61

Описать щенка

64

 У меня есть щенок! Составление рассказа по рисунку.

Коррекция памяти

Слушание стихотворения С. Михалкова «Щенок»

Называние ласково

Беседа по содержанию стихотворения «Щенок». Составление рассказа по рисунку (стр. 63)

Комбинированный

Иллюстрации стр. 62, 63

Составить рассказ по рисунку, стр. 63

65

 Здравствуй лето!

Коррекция слухового Коррекция мышления восприятия

Слушание стихотворения И. Гуриной « Здравствуй лето!»

 Правила поведения на воде

Правила поведения на воде

Игра «Морские фигуры»

Комплексное применение знаний и умений

н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа»

Повторить Правила поведения на воде

66

Экскурсия «Здравствуй, лето!»

Коррекция зрительного восприятия

Отгадывание загадок, доскажи словечко

 Правила поведения на экскурсии.

Экскурсия. Составление рассказа о лете.

Экскурсия

. Составление рассказа о лете

67

Впереди каникулы

Коррекция мышления

Отгадывание загадки.

Употребление в речи вежливых слов.

Коллективное составление рассказа «Как я проведу каникулы»

Комплексное применение знаний и умений

н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа»

Высказывания на тему «Как я проведу каникулы»

68

Итоговое занятие

Коррекция мышления

Выполнение    заданий  по  словесной    инструкции  учителя

Употребление в речи вежливых слов.

 Ответы на вопросы. Составление предложений. Высказывания на заданную тему.

Обобщение и систематизация знаний

н/д пособие «Лето», рассказы по картинкам «Родная природа»


4. Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика» во 2а классе.

4.1 Характеристика обучающихся 2а класса

        Во 2а  классе 13 обучающихся, воспитанников. Из них 4 обучаются по СИПР на дому. 9 человек  умеют формулировать просьбы и желания, участвуют в ролевых играх, в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка,  отвечают на вопросы учителя. Турсукова Д., Королев А. с искажениями произносят чистоговорки из-за нарушений речи.

        3 обучающихся, воспитанника вновь прибывшие.    

4.2 Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников по данной программе.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

Личностные результаты

  • Осознание  себя  как  ученика, заинтересованного  посещением  школы,  обучением, занятиями,  как  члена  семьи, одноклассника, друга;
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Положительное  отношение  к  окружающей действительности,  готовность  к  организации  взаимодействия  с  ней  и эстетическому  ее  восприятию;
  • Целостный,  социально  ориентированный взгляд  на  мир  в  единстве  его  природной  и  социальной  частей;
  • Понимание  личной  ответственности  за  свои  поступки  на основе  представлений  об  этических  нормах  и  правилах  поведения  в современном обществе;
  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Оценивание

Во 2 классе в течение первого полугодия отметки обучающимся, воспитанникам не выставляются. Результат продвижения обучающихся, воспитанников в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности. Оценки выставляются, начиная с 3 четверти.

  При оценке устных ответов принимается во внимание:  правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;  полнота ответа;  умение практически применять свои знания;  последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.

 Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения во 2а классе.

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

3. Проектор ACER

4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

Наглядные и дидактические материалы

Наименование материала

1.

Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания»

2.

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

3.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

4.

Набор карточек «Дикие кошки»

5.

Рассказы по картинкам «Родная природа»

6.

Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

7.

Набор карточек «Цветы»

8.

Набор карточек «Ягоды»

9.

Набор карточек «Птицы»

10.

Набор карточек «Домашние животные и птицы»

11.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

12.

Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии»

13.

Плакат «Времена года»

14.

Плакат «Домашние животные»

15.

Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов

16.

Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории»

17.

Школьный словарик «Птицы России»

18.

Школьный словарик «Животные России»

19.

Школьный словарик «Растения России»

6. Литература

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

2. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 2 класса / Комарова С.В. -М.: Просвещение, 2016.

3.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

4.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,  

учитель начальных классов.                                            _________________

                                                                                                            Подпись


Учитель                            Сидельникова Татьяна Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету (учебному курсу) __ «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.2)

Рабочая программа по предмету (курсу) «Речь и альтернативная коммуникация» образовательной области «Речь и речевая практика» предназначена для обучения школьников с умстве...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речевая практика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (ин...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...