РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речевая практика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Пушкина Валерия Игоревна

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

В соответствии с п. 1.6. ФГОС к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.

Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика»1 заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.

Обучение в первом дополнительном классе рассчитано на один учебный год, в течение которого реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

- коррекция и обогащение речевой базы устных высказываний;

- формирование умений в области построения простейших связных высказываний;

- воспитание культуры речевого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты

3.Содержание программы

4.Тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

В соответствии с п. 1.6. ФГОС к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.

Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика»1 заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.

Обучение в первом дополнительном классе рассчитано на один учебный год, в течение которого реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

- коррекция и обогащение речевой базы устных высказываний;

- формирование умений в области построения простейших связных высказываний;

- воспитание культуры речевого общения.

Общая характеристика учебного предмета 

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

В первом дополнительном классе работа на уроках «Речевой практики» начинается с диагностических уроков, основное содержание которых - речевые и(или) сюжетные игры, экскурсии по школе и пришкольной территории. Цель такой работы – выявление актуального уровня речевого и коммуникативного развития школьников.

Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.

Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной 138 выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.

 Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинносимволического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации.

Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.

Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.

Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинносимволическую схему.

Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.

 Описание места учебного предмета в учебном плане 

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс речевой практики в дополнительном первом (I') классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в дополнительном первом (I') классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов и составляет 3 ч. в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого дополнительного (I') класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.

 В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого дополнительного (I') класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.

Личностные результаты, ожидаемые после обучения в дополнительном классе по программе «Речевая практика»: 

1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов обучения в дополнительном классе – умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

2) практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;

4) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.  

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Планируемые предметные результаты после обучения в первом (дополнительном) классе: 

Достаточный уровень: 

  • выполнять простые задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
  • внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;
  • правильно здороваться и прощаться;
  • знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество учителя;
  • слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства;
  • рассказывать наизусть разученные стихотворения с опорой на план. Минимальный уровень: 
  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
  • показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
  • уметь здороваться и прощаться с взрослыми и детьми, правильно пользоваться «вежливыми» словами (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
  • знать свои имя и фамилию, имена учителя и воспитателя, одноклассников, своих ближайших родственников;
  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя и с опорой на наглядные средства (возможно способом показа без речи);
  • участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выявление уровня речевого развития учащихся (в ходе речевых игр): объема словарного запаса по основным лексическим темам: «Игрушки», «Предметы быта», «Учебные вещи», «Люди вокруг нас», «Природа»; умения использовать в речи основные грамматические категории число, предложно-падежные конструкции, словообразовательные механизмы, согласование прилагательных и глагола в прошедшем времени с существительными; способности к участию в диалоге, возможности построения связного высказывания.

Аудирование и понимание речи 

    Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и т.д.

    Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-са-са – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинку).

     Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу.- Маша одевает куклу.

      Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по заданию учителя, например: «Покажи на картинке, кого первым встретил Колобок».

Дикция и выразительность речи 

      Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).

      Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.    

      Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим воспроизведением в играх-драматизациях.

 Базовые формулы речевого общения

    Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.

Примерные темы речевых ситуаций 

«Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моем ранце», «Мне нужна помощь»; «Разноцветный сундучок», «Прогулка в автомобиле», «Веселый оркестр»; «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»; «Мы обедаем», «Я помощник», «Кто чем занят мы не скажем, а что делает – покажем»; «Играем вместе», «Дежурим с другом (подругой)», «Дружим – не дружим»; «Надо, надо умываться», «Опрятному человеку нужны помощники»; «А у нас в квартире кот! А у вас?», «Готовим букеты для мам и бабушек», «Я оделся, и мороз не хватал меня за нос!».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема

Кол-во часов

Содержание деятельности

Знакомство

3

Знакомство, приветствие Игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод.

Составление простых предложений по образцу, данному учителем: «Меня зовут …» , «Как тебя зовут?», «Очень приятно».

Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями и специалистами, с которыми школьники будут встречаться в течение учебного года)

Выявление уровня речевого развития обучающихся

3

Работа с предметными картинками для выявления объема словарного запаса по основным лексическим темам: «Игрушки», «Предметы быта», «Учебные вещи», «Люди вокруг нас», «Природа».

Речевые игры, направленные на выявление умения использовать в речи основные грамматические категории: число, предложно-падежные конструкции, словообразовательные механизмы, согласование прилагательных и глагола в прошедшем времени с существительными.

Сюжетные игры, направленные на выявление способности к участию в диалоге, возможности построения связного высказывания.

Колобок

4

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией)

 Разучивание чистоговорки

 Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование фрагментов сказки

Отгадай, что в моем портфеле

3

Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Учебные вещи» по категориям слова-предметы, словапризнаки

 Игровые задания, направленные на формирование умения составлять словосочетания предмет + признак. Составление предложений-описаний предмета по признаку цвета по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы

Коллективное составление рассказаописания Игра «Отгадай, что в моём ранце»

Моя любимая игрушка

3

Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Игрушки», введение в речь обобщающего слова. Активизация, уточнение и обогащение словаря прилагательных.

Тренировочные упражнения в составлении ласковых обращений.

Игровые задания, направленные на закрепление умения составлять словосочетания предмет + признак

Составление предложений, содержащих описание предметов по двум признакам (цвет и размер) по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы Коллективное составление рассказаописания Игра «Найдись, игрушечка!»

Разучивание стихотворения А.Барто «Зайка»

4

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, с введением в речь учащихся авторской лексики («бросила хозяйка», «весь до ниточки промок» и др.).

 Знакомство со стихотворением Заучивание стихотворения с опорой на картинный план

Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на картинный план

Разноцветный сундучок

5

Активизация словаря по категориям словапредметы и слова-признаки по изученным темам «Учебные вещи», «Игрушки».

Введение в речь обобщающего слова (понятия)

Закрепление умения строить простые предложения, содержащие описание предмета по одному – двум признакам.

Формирование умения строить вопросительные предложения по образцу учителя.

Закрепление умений в игровой ситуации «Отгадай, что в сундучке», «Что спрятал сундучок?» и др.

Знаю, умею, могу!

2

Активизация словаря, закрепление умений в области словообразования (ласковые обращения), построения предложений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».

Закрепление содержания сказки «Колобок», стихотворения «Зайка».

«Репка»

3

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией)

Разучивание чистоговорки

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование фрагментов сказки

А у нас в квартире кот, а у вас?

2

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, словдействий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия)

Составление предложений и коротких рассказов «Мой питомец» с привлечением личного опыта учащихся с опорой на символический план и рисунки учащихся

Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

4

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание игрушки–лошадки, введение в речь учащихся авторской лексики («причешу ей шерстку гладко», «гребешком приглажу хвостик» и др.).

Знакомство со стихотворением

Заучивание стихотворения с опорой на иллюстрирующие движения

Рассказывание стихотворения наизусть с использованием иллюстрирующих движений

В зоопарке

2

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, слов-действий и словпризнаков, составление словосочетаний предложений, введение в речь обобщающего понятия)

Составление предложений и коротких рассказов «В зоопарке» с привлечением личного опыта учащихся с опорой на символический план и рисунки учащихся

«Где обедал, воробей?» С. Маршак

4

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию иллюстрированную книгу)

Знакомство со стихотворением (возможна работа с отрывком стихотворения по выбору учителя)

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения

Просмотр мультипликационного фильма по сюжету стихотворения.

 Заучивание наизусть фрагментов стихотворения

Коллективное рассказывание стихотворения с опорой на иллюстрации (отдельные фрагменты рассказывают разные учащиеся)

Новогодний карнавал

3

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию о предстоящем празднике)

 Выбор и подготовка карнавальных костюмов (масок животных). В процессе работы – актуализация ранее использовавшейся лексики.

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Знаю, умею, могу!

3

Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».

Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.

Я оделся, и мороз не хватал меня за нос!

3

Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях зимней погоды.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Одежда» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия)

 Составление предложений и коротких рассказов по теме с опорой на личный опыт учащихся

Опрятному человеку нужны помощники

4

Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (называние картинок и реальных предметов, подбор слов-предметов, словдействий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений)

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.

Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации

Коллективное составление рассказа по теме «Утро начинается, в школу собираемся…» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

Мы обедаем

3

Уточнение представлений учащихся о приемах пищи в течение дня.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Обед» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений)

Практическое знакомство о правилах поведения за столом Сюжетная игра с использованием игрушечных атрибутов

Дежурим с другом/подругой

3

Беседа о дежурстве в классе, в столовой, с опорой на личный опыт школьников

Составление картинного плана дежурства. Составление предложений, называющих пункты плана.

Упражнения в распространении предложений (Стереть с доски. – Стереть с доски тряпкой. – Стереть с доски мокрой тряпкой. …)

Составление рассказа-отчета о дежурстве с использованием ранее разбиравшихся речевых конструкций

Наши защитники

3

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике, высказывания школьников с опорой на личный опыт).

Составление поздравлений в адрес мужчин к празднику «День защитника Отечества». Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание коллективной поздравительной открытки

Готовим букеты для мам

3

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике 8 марта, высказывания школьников с опорой на личный опыт) Составление поздравлений в адрес женщин (мамы, бабушки, учителя, воспитателя) к празднику 8 марта.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание букетов (из бумаги, ткани, выращивание комнатных цветов и др.)

Я – помощник

3

Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Переплетчица». Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги.

 Беседа на тему «Я – помощник» с целью актуализации личного опыта школьников. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (подбор слов-предметов, словдействий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений)

 Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Составление рассказов по теме «Я - помощник» по вопросам учителя или с опорой на символический план.

Кто чем занят мы не скажем, а что делаем- покажем

3

Игровые задания, направленные на актуализацию словаря по ранее пройденным темам «Опрятному человеку нужны помощники», «Мы обедаем», «Дежурим с другом (подругой)».

Сюжетные игры по теме «Мы – хозяева» с использованием игрушек, как атрибутов ситуации (проигрывание различных сюжетов («Мы обедаем», «Помогаем хозяйке убираться» и т.д.)

Игра «Кто чем занят мы не скажем, а что делаем – покажем»

Курочка Ряба

3

Введение в тему (работа с иллюстрацией) Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

Инсценирование фрагментов сказки

Знаю, умею, могу!

2

Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».

Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.

Играем вместе

3

Беседа о совместных играх, играх с правилами с опорой на личный опыт школьников

Составление словосочетаний, предложений с опорой на сюжетные картинки или фотографии из жизни школьников, по теме ситуации

Упражнения в распространении предложений (Мы играли. – Мы играми с Машей. – Мы играли с Машей в коридоре. …)

Знакомство школьников с игрой с правилами или с игрой малой подвижности. Коллективная игра

Коллективное составление рассказа по теме (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

Прогулка на автомобиле

3

Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях погоды весной.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Весна» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений) с опорой на иллюстрации, в том числе рисунки, выполненные учащимися

Коллективное составление рассказа «Что я видел расскажу…» с опорой на рисунки учащихся

Веселый оркестр

3

Ведение в тему. Уточнение и обогащение предметного словаря на тему «Музыкальные инструменты», введение обобщающих понятий «музыкальные инструменты», «оркестр».

Составление словосочетаний, предложений по теме. Уточнение и активизация словаря по категориям слова-признаки, словадействия.

Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации (игровые сюжеты: «Я хочу играть на … И я хочу! И др.) . Игры типа «Угадай мелодию», «Угадай, что звучит».

Разучивание стихотворения Г.Бойко «Петух»

3

Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, введение в речь учащихся авторской лексики. Знакомство со стихотворением

Заучивание стихотворения с опорой на разрезную картинку

Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на иллюстрацию

Дружим-не дружим

3

Актуализация личного опыта школьников по теме ситуации (ответы на вопросы учителя).

Знакомство с рассказом Л. Толстого «Два товарища» в устном изложении учителя Ответы на вопросы по содержанию рассказа Составление картинного плана рассказа. Пересказ по плану.

Уточнение и активизация словаряпризнаков, словаря-действий, называющих качества и поступки людей. Игра «Угадай, кто мой друг»

Мне нужна помощь

3

Беседа на тему «Как обратиться за помощью?» с целью актуализации личного опыта школьников. Составление повествовательных и вопросительных предложений на тему. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи и ответ на просьбу (согласие / несогласие).

Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации

Составление рассказов по теме «Как я был помощником» по вопросам учителя или с опорой на символический план.

Знаю, умею, могу!

3

Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».

Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая рограмма учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной о...