Статья на тему: Специфика знаний младших школьников с ЗПР о мерах (длина, масса…)
статья на тему

Крюкова Юлия Вячеславовна

Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_specif.zn_._ml._shk._o_merah_2-1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Специфика знаний младших  школьников с ЗПР

 о мерах (длина, масса и т.п.)»

        Автор: Крюкова Юлия Вячеславовна

Ещё до школы дети накапливают большое число представлений о длине, массе и различных иных способов измерения предметов. Эти представления являются необходимой базой для создания сначала математических представлений, а потом и цельных понятий. Младшие школьники с ЗПР испытывают значительные трудности в освоении таких понятий, как длина, масса, объем. Для них жизненно важно, чтобы все эти понятия, изучались на наглядных материалах, лучше на макетах или предметах. Повторять все возможные способы измерения свойств окружающих младших школьников с ЗПР предметов придется многократно. У младших школьников со значительным уровнем ЗПР проблем с освоением материала по мерам предметов не возникает, но если отставание более значительное, преподавателю придется приложить значительные усилия для того, чтобы учащиеся коррекционного класса младшей школы усвоили прочно материал и могли оперировать полученными знаниями самостоятельно. Впоследствии младшим школьникам с ЗПР нужно будет научиться сравнивать предметы на основе следующих характеристик, сравнивая результаты измерений различных предметов и геометрических фигур: например, масса одного кубика меньше чем другого и больше, чем третьего. Первый отрезок короче четвертого и одинаков со вторым и длиннее третьего. Необходимо, чтобы ученики коррекционного класса младшей школы всегда анализировали предметы с учетом их размеров в сравнении, оперируя понятиями: «больше», «меньше», «шире», «уже», «короче», «выше», «ниже» и т.д. (Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике – М: Просвещение – 1989 – 135 с.)

В игровой и практической деятельности дети с ЗПР должны научиться сравнивать предметы с различными величинами параметров относительно мер: не одинаковая масса, не одинаковая длина, не одинаковая форма, разный цвет и т.п. Важно добиться, чтобы младшие школьники с ЗПР научились по возможности различать измерение и сравнение как целых предметов, так и их частей. Дети с ЗПР проще усваивают понятие формы в зависимости от того, как предмет себя ведет при физических манипуляциях с ним: шар обладает свойством катиться, а коробка не может этого делать. У младших школьников с ЗПР происходит неосознанная подмена понятия «форма» физическими свойствами. Учащиеся подменяют массу весом, определяя разницу в весе обычно после того как подержали предметы в руках. Младшие школьники с незначительным ЗПР вполне могут не столкнуться с проблемой восприятия измерения окружающих предметов и геометрических фигур. Опыт учащихся и накопление точных систематизированных знаний носит зачастую случайный характер, поэтому очень важно при обучении постоянно возвращаться и постепенно добиваться по возможности осмысленного усвоения необходимой терминологии. Для достижения этой цели преподавателю важно систематически прибегать к помощи разнообразных примеров, которые наглядно и доступно иллюстрируют следующие соотношения между предметами и как их можно измерять (Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей – М: Педагогика – 1978 – 90 с.):

  • одинаковые предметы;
  • разные предметы по всем характеристикам измерения или по некоторым;
  • больший и меньший предмет;
  • более или менее тяжелый предмет или они имеют одинаковую массу.

Единственное условия для успешного восприятия младшими школьниками с ЗПР – это наглядность и простота для восприятия и усвоения материала. Для этого необходимо прибегнуть либо к помощи материальных предметов, которые дети могут подержать в руках: полоски бумаги, палочки, мячи и т.д., либо на яркие красочные изображения, которые могут остаться в памяти благодаря своей яркой окраске: рисунки, цветные чертежи. Каждый из приводимых примеров должен четко описывать как соотносятся те или иные измерения и манипуляции с ними и предмет, который был подвергнут измерению. Например, выясняя вопрос о том, как измерять длину, например с помощью линейки или сантиметровой ленты, и выяснения какая из двух гусениц «большая», важно обеспечить, чтобы обе гусеницы на рисунке были одинаковой толщины. Лучше всего, если при сравнении используются предметы или их изображения, для которых «признак сравнения» бросается в глаза, является однозначным и может быть легко выявлен учениками даже со значительной величиной  ЗПР.

Например, младшие школьники с ЗПР без проблем сравнят после оценки два шара разного цвета и разных диаметров, но могут возникнуть затруднения при оценке и сравнении двух шаров различного диаметра и одинаково окрашенных. Учащиеся с ЗПР, скорее всего, скажут, что : «Шары одинаковые», оценивая по цвету.

Величину: длина, ширина, масса, объем и  т.п., как и форму, младшие школьники с ЗПР в основной массе учатся различать практически, манипулируя с физическими объектами или изображениями. Постепенно осваивая эту сложную для их восприятия науку, младшие школьники с ЗПР начинают понимать, насколько важно определять правильно и анализировать предметы на основе измерения их по параметрам: длина, ширина, масса, объем и т.п. – и сравнивать правильно различные объекты. Они со временем начинают понимать, что от правильного определения параметров величины предмета во многих случаях зависит результата действий, т.е. параметр «величина» становится значительным для младших школьников с ЗПР признаком, как количество, цвет и форма.

В процессе действия с предметами младшие школьники с ЗПР достигают таких успехов, что для них становится возможным определения величин и различных характеристик измерений предмета зрительно (Кононова В.А. Задания творческого характера на уроках  математике – 1995 – 55 с.). На базе продолжительного применения проб и примеривания у младших школьников с ЗПР формируется в итоге полноценное зрительное восприятие величины и различных измерений объектов, умение вычленять параметры измерений различных величин: длина, ширина, масса, объем и т.п., соотносить предметы по параметрам различных измерений.

Пути формирования и развития восприятия величины, формы, цвета меры и их адекватного восприятия у младших школьников с ЗПР одинаковы. Величина – понятие относительное, а измерения по разным качественным признакам (длина, ширина, масса, объем  и т.п.) могут быть выражены количественно в определенных единицах измерения. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким.

В то же время величина имеет разные параметры:

  • высоту;
  • длина;
  • ширину;
  • объем;
  • масса;
  • время и т.п.

Именно поэтому важно использовать все системы возможных измерений для применения всей палитры мер:

  • «большой – маленький»;
  • «длинный – короткий»;
  • «высокий – низкий»;
  • «широкий – узкий»;
  • «тяжелее – легче».

Сложность восприятия величины в общем случае как категории проблематичен для младших школьников с ЗПР. Это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой, с величиной все намного сложнее, а без усвоения этого понятия для ребенка  с ЗПР невозможно правильное манипулирование системы измерений (длина, ширина, масса, объем и т.п.). Им трудно научится вычленять величину из общего представления о предмете, которая включает в себя цвет, форму и величину.

Далеко не все учащиеся с ЗПР могут правильно собирать детскую пирамиду или простую логическую головоломку. Младшие школьники с ЗПР очень часто допускают ошибки уже на стадии подбора колец, из-за чего снова и снова возвращаются к начальному этапу работы. Они не в состоянии определить «на глаз» какое из колец по размеру ближе данному, оперируют приемом сравнения наложением, не способны находить следующее кольцо, а берут в руки как правило первое попавшееся. У них не сформирован этап обдумывания, отсутствует сомнение в правильности выбора последующего кольца. Сравнение сери предметов по размерам оказывает важное корректирующее воздействие и требует специального индивидуального и дифференцированного обучения. Для получения необходимого прогресса в восприятии младшими школьниками с ЗПР нужно добиться следующего:

  • организовать своевременные уточнения для формирования необходимых знаний о мерах и величине объектов;
  • научить младших школьников с ЗПР применять оценки в различных ситуациях;
  • научить младших школьников с ЗПР замечать такие признаки предметов, как: объем, площадь, длина, ширина, высота;
  • научить оценивать такие признаки предметов, как объем, площадь, длина, ширина, высота.

Младшему школьнику с ЗПР очень трудно освоить меры, научиться правильно пользоваться величинами и мерами их измерения (см, см2, см3, дм, м, км и т.п.). Ребенок с ЗПР часто испытывает значительные затруднения переходом  с только что сделанного вывода на новый. Именно  в силу особенностей восприятия, понятие объема следует усваивать через измерение линейкой параметров для вычисления перемножением объема и площади. Главную сложность составляет тот факт, что прямо противоположные суждения могут быть высказаны в адрес одного и того же объекта, мозг школьника с ЗПР часто не может быстро адаптироваться и воспринимать такие категории. Младшие школьники с ЗПР при сравнении еще не в состоянии отвлечься от физически измеренных например линейкой или сантиметром размеров предметов, составляющих совокупности. Они воспринимают большей ту совокупность, в которой предметы крупней или они занимают большую площадь. Школьники не в состоянии разместить части совокупности удобным для восприятия способом, устанавливать среди строго определенный порядок, давать характеристику пространственным отношением данных предметов на основе количественных измерений в  совокупности и по величине на глаз правильно.

При обучении младших школьников с ЗПР измерению предметов (объем, площадь, длина, ширина, высота), необходимо учитывать следующие нарушения в восприятии свойств предметов, которые требуют дополнительной помощи для успешного  освоения данных категорий:

  • не замечают «на глаз» который предмет по размеру ближе к данному;
  • не  знают приема сравнения наложением;
  • при составлении пирамидки не умеют находить следующее кольцо, берут первое попавшееся;
  • у них отсутствует этап обдумывания;
  • им трудно переключиться с только что сделанного вывода на другой;
  • не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности;
  • не умеют размещать предметы удобным для себя способом;
  • не умеют устанавливать среди них определенный порядок;
  • не умеют давать характеристику пространственным отношениям данных предметов.

Младшие школьники с ЗПР имеют значительные сложности с формированием системы измерений предметов, поэтому необходимо подготовить для каждого ребенка такой материал, который поможет ему освоить систему измерений, которая необходима для эффективной компенсации последствий ЗПР и последующей адаптации детей с ЗПР в реальном мире. Умение осознано оперировать системой мер (объем, площадь, длина, ширина, высота) является важным условием адаптации к окружающему миру во взрослой жизни и необходимым условием успешности младшего школьника с ЗПР.

Очень важно, чтобы к моменту перехода в среднюю школу у большей части коррекционного класса для обучения младших школьников с ЗПР необходимо, чтобы понятие о величинах было максимально приближено к ниже описанному:

  • длина, площадь, масса, время, объем – величины, которые описывают все окружающие нас предметы. Величина наряду с числом – ведущее понятие для описания окружающего мира;
  • величина по своей сути – это постоянное свойство, присущее каждому из реальных объектов или явлений. Величины (меры) можно измерить количественно;
  • если величины выражают одно и тоже свойство реально существующих объектов, то они называются величинами одного рода или однородными величинами. Например, длина стола и длина линейки – это однородные величины.

Величины: длина, площадь, масса и другие обладают рядом свойств:

  1. Любые  две величины одного рода сравнимы: они либо равны, либо одна меньше (больше) другой. Для величин однородных величин имеют место отношения: «равно», «меньше», «больше». Для любых сравнимых величин справедливо одно и только одно из отношений:
  • масса апельсина меньше, чем масса дыни;
  • длины рук Миши равны;
  1. Величины одного рода можно складывать, в результате сложения получиться величина того же рода. Т.е.  для любых двух величин а и b однозначно определяется величина a+b, её называют суммой величин  a  и  b. Например, если   a – длина отрезка АВ,  b – длина отрезка ВС, то длина отрезка АС, есть сумма длин отрезков АВ и ВС;
  2. Величину можно умножать на действительное число с получением величины того же рода. Тогда для любой величины  а   и любого неотрицательного числа  х  существует единственная величина  b = x a, величину b называют произведением величины  а на число  х: если  а – длину отрезка АВ умножить на х=2, то получим длину нового отрезка АС;
  3. Величины данного рода вычитают, определяя разность величин через сумму: разностью величин  а  и  b называется такая величина  с, что  а= b+c. Например, если  а – длина отрезка АС,   b – длина отрезка АВ, то длина отрезка ВС есть разность длин отрезков АС и АВ;
  4. Величины одного рода делят, определяя частное через произведение величины на число; частным величин  а  и  b  -  называется такое неотрицательное действительное число  х, что   а= х b.  Чаще это число называют отношением величин    а  и  b  и записывают в таком виде:  а/b=х. Например, отношение длины отрезка АС к длине отрезка АВ равно  5;
  5. Отношение «меньше» для однородных величин должно соблюдаться для числа внутри множества: если А
  6. Величины, как свойства объектов, обладают ещё одной особенностью – их можно оценивать количественно. Для этого величину нужно измерить. Измерение – заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода, принятой за единицу. В результате измерения получают число, которое называют численным значением при выбранной единице.

Процесс сравнения зависит от рода рассматриваемых величин:  для длин он один, для площадей – другой, для масс – третий и так далее. Важно, чтобы младшие школьники с ЗПР четко уяснили, что каким бы ни был процесс математической работы с величинами одного рода, в результате измерения величина получает определенное численное значение при выбранной единице измерения того или иного свойства реального объекта.

Вообще, если дана величина  а  и выбрана единица величины  е, то в результате измерения величины  а  находят такое действительное число х, что  а=х*е.  Это число  х  называют численным значением величины  а  при единице  е.

Это можно записать так: х=m(a).

Согласно определению любую величину можно представить в виде произведения некоторого числа и единицы этой величины. Например, 7 кг = 7 * 1 кг, 12 см = 12 * 1 см, 15 ч = 15 * 1 ч. Используя это, а также определение умножения величины на число, можно основать процесс перехода от одной единицы величины к другой. Пусть, например, требуется выразить 5 / 12 ч в минутах. Так как, 5/12ч = 5/12*60 мин = (5/12*60) = 25 мин.

Очень важно найти такой подход к каждому из учеников с ЗПР, обучающихся в коррекционном классе, чтобы они могли осознано оперировать данной математической категорией. Это очень важно для их максимальной адаптации в обществе, когда они вырастут.

Вывод

Еще до школы дети накапливают большое число представлений о длине, массе и различных иных способов измерения предметов. Эти представления являются необходимой базой для создания сначала математических представлений, а потом и цельных понятий. Младшие школьник  с ЗПР испытывают значительные трудности в освоении таких понятий, как длина, масса, объем. Для них жизненно важно, чтобы все эти понятия, изучались на наглядных материалах, лучше на макетах или предметах. Повторять все возможные способы измерения свойств окружающих младших школьников с ЗПР предметов придется многократно. У младших школьников с незначительным уровнем ЗПР проблем с освоением материала по мерам предмета не возникает, но если отставание более значительно, преподавателю придется приложить значительные усилия для того, чтобы учащиеся коррекционного класса младшей школы усвоили прочно материал и могли оперировать полученными знаниями самостоятельно. Впоследствии младшим школьникам с ЗПР нужно будет научиться сравнивать предметы на основе следующих характеристик, сравнивая результаты измерений различных предметов и геометрических фигур: например, масса одного кубика меньше чем другого и больше, чем третьего. Первый отрезок короче четвертого и одинаков со вторым  и длиннее третьего. Необходимо, чтобы ученики коррекционного класса младшей школы всегда анализировали предметы с учетом их размеров в сравнении, оперируя понятиями: «больше», «меньше», «шире», «уже», «короче», «выше», «ниже»  и т.д. Именно измерение предметов вызывает наибольшую сложность для освоения младшими школьниками с ЗПР, эта область математических методик для работы с детьми с ЗПР разработана слабее всего в силу своей специфики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"

Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга            Дифференцированное обучение младш...

Статья по теме: "Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"

Статья по теме: Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"Одной из первостепенных  задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения...

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка".

Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка"....