РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Клуб юных историков»
рабочая программа (4 класс) на тему

Программа разработана на основе программы М.В. Хлоповой, Н.А. Лимовой, Т.М. Шиловской «Клуб юных историков» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Программа представляет систему  занятий для детей в возрасте от 6 до 11лет. Целью данного курса является создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре. Разработала учитель начальных классов Цифрова Ирина Викторовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_yunyh_istorikov.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение -

средняя общеобразовательная  школа № 9

г. Аткарска   Саратовской  области

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /Биркле Н.В.

«___» _________ 2017г.

«Утверждено»

Директор  МОУ СОШ № 9

______________Ф.С. Жилкина

Приказ №______ от

«___» _________        2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

кружка «Клуб юных историков»

Направление «Интеллектуальное »

для  4«В» класса

Составитель: Цифрова И.В.

учитель начальных классов

                                             

                                              2017 – 2018 учебный год

                                                Пояснительная записка

      Рабочая программа кружка «Клуб юных историков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ-СОШ №9 города Аткарска Саратовской области и  авторской программы М.В.Хлоповой, Н.А.Лимовой, Т.М.Шиловской «Клуб юных историков». 

     Актуальность курса связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.

    Новизна курса заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.

    Цель данного курса: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.

  Основные задачи курса:

- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, ее законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;

- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;

- обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;

- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;

- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;

- воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;

- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;

- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;

- создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.

     Программа курса «Клуб юных историков » представляет систему  занятий для детей в возрасте от 6 до 11лет.

              Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения

              (1 час в неделю).

  1 год обучения – 33часа;
 2 год обучения – 35 часов;
 3 год обучения – 35 часов;
 4 год обучения – 34 часа.

                                    Описание учебно-методического комплекта:

1. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1/Сост. О. М. Корчемлюк. – М..: Баллас, 2013г. ( Образовательная система «Школа 2100»)

             

                   

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

         В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

       Первый уровень результатов — результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предмете истории, об исторических источниках, об истории России, ее творцах, деятелях, о выдающихся путешественниках, ученых, полководца; о принятых нормах взаимоотношений в семье, о ценностях семейной жизни, о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки

информации.

                       

      Второй уровень результатов формирование позитивного отношения школьника

базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, семье, истории страны, знаниям, миру, людям, к своему собственному внутреннему миру.

       Третий уровень результатов приобретение школьниками опыта самостоятельного

социального действия: у школьника появится возможность приобретения опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыта охраны памятников истории и культуры; опыта общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыта сбора и сохранения исторических источников; опыта заботы о младших.

Способы определения результативности: беседа и наблюдение, тест.

        Планируемые результаты.

- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать  воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;

-воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье,  родному языку, родной улице, городу;

-формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;

-воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;

-развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;

-формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

-совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;

-создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.

Содержание  курса

4класс (34ч)

Содержание курса

Количество часов

Виды  деятельности

Формы организации деятельности

Русские географические открытия

Игровая, познавательная

Игры. Беседы

(индивидуальная, парная, групповая, коллективная)

Исторические деятели

Игровая, познавательная

Игры. Беседы

(индивидуальная, парная, групповая, коллективная)

Русская воинская доблесть

10

Игровая, познавательная

Игры. Беседы

(индивидуальная, парная, групповая, коллективная)

Великая Отечественная война  1941-1945 гг

Игровая, познавательная

Игры. Беседы

(индивидуальная, парная, групповая, коллективная)

Начало космической  эры.

Игровая, познавательная

Игры. Беседы

(индивидуальная, парная, групповая, коллективная)

Ими гордится Россия. Защита исследовательских проектов.

Игровая, познавательная

Проблемно-ценностное общение

Игры. Беседы

Защита проектов.

(индивидуальная, парная, групповая, коллективная)

Тематическое планирование

Тема занятий

Описание примерного содержания занятий

Дата

План

Факт

1

Основание Санкт-Петербурга.

«Окно в Европу» - строительство Санкт - Петербурга. 40 тысяч человек со всей

России ежегодно сгоняли на строительство. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».

Отрывок «Люблю тебя, Петра творенье».

09.09

2

Великая Северная экспедиция Беринга.

Великие Северные экспедиции. Великая Северная экспедиция Беринга (1733-1743гг.). Витус Беринг, уроженец Дании, на службе в России.

16.09

3

Открытие Антарктиды.

Первопроходцы Сибири и Северного Ледовитого океана: Федот Алексеев, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Исследование Чукотского моря капитаном-командиром русского флота Берингом на корабле «Святой Петр».

23.09

4

Кругосветное плавание Крузенштерна на бриге «Надежда».

Работа по карте: объяснить, где находится Берингов пролив.

30.09

5

Валерий Чкалов.

Первый беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку: Валерий

Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков. Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) в 1936-1937 гг.  В.Чкалов – летчик – испытатель, Герой Советского Союза, испытал свыше 70 типов самолетов.

07.10

6

На льдине по Северному Ледовитому океану.

Дрейф научно-исследовательской арктической станции «Северный полюс – 1» И.Д.Папанина, П.П.Ширшова, Е.К.Федорова, Э.Т.Кренкеля. Полярные исследователи. Дрейфующая льдина. 274 дня на льдине. Спасение полярников.

14.10

7

Необычный царь Петр

Петр I. Россия при Петре I. Преобразование государственного устройства, создание морского флота, реорганизация армии. Историческая справка биография Петра I. Император Российской империи. Рождение русского флота. С.Алексеев «Капитан

бомбардирской роты».

21.10

8

Наш первый «университет».

М.В.Ломоносов – основоположник русской науки. Открытие Московского университета. Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский ученый. Разнообразие наук, которыми занимался М.В.Ломоносов: химия, физика, геология, минералогия, география, история. Производство цветных стекол для составления мозаики. Станки для производства сконструировал и изобрел сам. Ломоносов писал стихи, научные трактаты, переводил труды иностранных ученых на русский язык. О.Гурьян «Мальчик из Холмогор». Г.Черненко «Творцы наук российских».

28.10

9

Декабристы.

Декабристы – борцы с самодержавием. 14 декабря 1825 года восстание на Сенатской

площади. К.Рылеев, П.Пестель, П.Каховский, М.Бестужев-Рюмин, С.Муравьев-Апостол. Казнь. Ссылка на каторгу. А.Гессен «Во глубине сибирских руд». Подвиг жен декабристов. А.Пушкин «Послание в Сибирь». Н.Некрасов «Железная дорога».

11.11

10

Подвиг Ивана Сусанина.

Подвиг Ивана Сусанина. 1613 год. Избрание царем Михаила Федоровича Романова. Задумка польских захватчиков. Проводник – лесник Иван Сусанин. «Не продам Русь!» Н.Дмитриев «Честь родины». Н.Головин «Моя первая русская история в рассказах для детей».

18.11

11

Полтавская битва.

Война со Швецией за выход в Балтийское море. 1709 год – осада Полтавы. Петр I

во главе русской армии.

Поэма А.С.Пушкина  «Полтава».

25.11

12

Непобедимый Суворов.

Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Общая характеристика

личности выдающегося полководца. Русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Генералиссимус. Русско-турецкая война. (битва при Козлудже. Измаил – неприступная крепость. Переход через Альпы). Создатель теории ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Книга «Наука побеждать». Крылатые выражения книги.

02.12

13

Рассказы о Суворове и русских солдатах.

Работа по картине В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Комментированное чтение, живая беседа по рассказам С.П.Алексеева «Бить, а не считать», «Туртукай», «Настоящий солдат», «По-суворовски», «Пудра –не порох», «Чертов мост» ид др. С.Алексеев «О Суворове и русских солдатах».

09.12

14

Полководец Кутузов.

Нашествие Наполеона в Россию.

М.В.Кутузов. Биография Михаила Илларионовича Кутузова. Военные победы. С.Думин «Звезда путеводная». М.Брагин «В ту грозовую пору». С.Алексеев «Птица-слава».

16.12

15

Есть под Москвой большое поле.

Бородинская битва. Отечественная война

года: гусары, казаки, драгуны, пехотинцы,

гренадеры, артиллеристы.  

М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Изгнание французов из России.

23.12

16

Герои Отечественной войны 1812 года.

Герои войны: Николай Николаевич Раевский, Алексей Петрович Ермолов, Петр Иванович Багратионов, братья Тучковы – Николай Алексеевич и Александр Алексеевич. Денис Васильевич Давыдов, Николай Данилович Кудашев, Александр Иванович Чернышев, Василий Васильевич Орлов-Денисов – командиры партизанских отрядов.

30.12

17

Денис Давыдов – отец партизанской войны.

Денис Васильевич Давыдов. В.А.Жуковский о Денисе Давыдове.

20.01

18

Надежда Дурова – первая в России женщина-офицер.

Надежда Андреевна Дурова в роли корнета Александра Александрова. Подвиг в Бородинском сражении и чин поручика. Ординарец Кутузова. Контузия в ногу. В 1816 году увольнение в отставку в чине штат-ротмистра. Пушкин раскрывает тайну отставного штат-ротмистра Александрова через 20 лет. И.Стрелков  «Во славу Отечества». Храм Христа Спасителя в память о погибших русских солдатах.

27.01

19

Русский крейсер «Варяг».

Русско-японская война 1904-1905 гг. легендарный крейсер «Варяг» - погибаем, но не сдаемся. Из истории русско-японской войны 1904-1905 гг. Гибель русского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». М.Гориков и др. «История России. Флагман несдавшихся». Песня «Варяг».

03.02

20

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Борьба советского народа против фашистской Германии. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. В.Лебедев-Кумач, А.Александров «Священная война». Блокада Ленинграда.

10.02

21

Защитники Брестской крепости.

Защита Брестской крепости. Брестская крепость приняла первый удар немецких

пушек и самолетов. Оборона Брестской крепости. «Все умрем, но из крепости не уйдем». Почти месяц борьбы в тылу врага. Имена героев-защитников

17.02

22

Битва за Москву.

Битва за Москву. «Все для фронта, все для победы». Подвиг солдат дивизии генерала И.В. Панфилова. Защитники стояли насмерть. Народное ополчение. Маршал Г.К.Жуков. Могила Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены. Поэты о войне.

24.02

23

Сталинградская битва.

Сталинградская битва. Сражение на Волге. Мамаев курган. Пленение армии Паулюса и 22 вражеских дивизий.

03.03

24

Курская битва.

Танковое сражение под Курском. Битва техники на Курской дуге – 1200 танков с обеих сторон.

10.03

25

Партизанская война в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Партизанские отряды и подпольные организации на оккупированной территории.

Борьба с захватчиками на оккупированной территории. Подпольная организация

«Молодая гвардия» в городе Краснодоне на Донбассе. Герои-партизаны.

17.03

26

Знамя Победы над Берлином.

Освобождение Европы. Взятие

Берлина. Освобождение Европы. Взятие Берлина. Водружение знамени Победы над

Рейхстагом. День Победы.

24.03

27

Дети – герои Великой Отечественной войны.

Участие детей в войне. Дети – герои Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза Зина Портнова – подпольщица. Валя Котик, Володя Дубинин, Лариса Михеенко, Леня Голиков, Марат Казей. Рекомендации для чтения: В.Катаев «Сын полка».

07.04

28

29

Прорыв в стратосферу.

Открытие К.Э.Циолковским возможности космических полетов. Константин

Эдуардович Циолковский (1857-1935). Стратостат – летательный аппарат, воздушный шар. Стратосфера – высшие слои атмосферы. Полет стратостата. Командир Павел Федосеенко. Главный конструктор стратостата Андрей Васенко. Научный сотрудник экспедиции Илья Усыскин. Высота полета 22 тысячи метров. Полет стратостата под командованием Павла Федесеенко.

14.04

21.04

30

31

На разведку космоса.

4 октября 1957 года – полет первого искусственного спутника Земли.

12-14 сентября 1959 года станция «Луна -2» доставила на поверхность Луны памятный вымпел с гербом Советского Союза. 12 апреля 1961 года – первый полет человека в космос. Юрий Гагарин. 108 минут в космосе. Ю.А.Гагарин – первый космонавт мира.

 Кроссворд «Знаете ли вы космос».

28.04

05.05

32

33

34

Защита исследовательских проектов «Ими гордится Россия».

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Имена выдающихся исторических, научных,

культурных деятелей, путешественников,

Полководцев России: адмирал Ф.Ф.Ушаков,

Изобретатель И.П.Кулибин, изобретатель П.Н.Яблочков и др. Защита исследовательских и проектных работ. Примерные темы проектов:

- «Адмирал Федор Федорович Ушаков»

- Изобретатель Иван Петрович Кулибин»

- «Изобретатель Петр Николаевич Яблочков» и другие.

12.05

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"

Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102

Рабочая программа по  внеурочной  деятельности  спортивного клуба  «Мир спорта»  Ступень обучения  2 класс     Количество часов  102    Автор сос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный художник".

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в клубе «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный мастер".

Занятия в кружке "Юный мастер" знакомят детей с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, шитье, плетение, т.д.). Уже в начальной школе ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КЛЮЧ – клуб любителей чтения» в 4 классе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Литературная гостиная "КЛюЧ" – клуб любителей чтения» Программа курса внеурочной деятельности «Литературна...