статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»
статья на тему

Суслова Любовь Ивановна

Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образования, поэтому его деятельность направлена на решение задач по построению пространства для личностного развития и творческой деятельности детей. По содержанию дополнительное образование представляет собой разнообразные направления, охватывающие многие сферы окружающего нас мира. Среди них: естественнонаучная,  социально-педагогическая и самая востребованная – художественная, которая предполагает освоение различных видов искусств: музыкального, прикладного и изобразительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Личностное развитие учащихся средствами  художественно-творческой

деятельности в системе дополнительного образования»

 Суслова Любовь Ивановна

учитель начальных классов, воспитатель

ГБОУ ШКОЛЫ258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинский район

 Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образования, поэтому его деятельность направлена на решение задач по построению пространства для личностного развития и творческой деятельности детей. По содержанию дополнительное образование представляет собой разнообразные направления, охватывающие многие сферы окружающего нас мира. Среди них: естественнонаучная,  социально-педагогическая и самая востребованная – художественная, которая предполагает освоение различных видов искусств: музыкального, прикладного и изобразительного.

        Возникает вопрос: почему эти виды деятельности так востребованы детьми и родителями, зачем подрастающему поколению приобщаться к искусству, ведь в мире доминируют ценности научно - центрированного образования, и в большинстве своем востребованы профессии далекие от гуманитарных наук. Оказывается, что успехи в науке и технике не только не ведут к прогрессу нравов и духовности, а, наоборот, осложняют решение этических вопросов. Господство материализма оттесняет гуманитарное знание на периферию, и из сознания молодых людей уходит понимание истинного смысла образования и ценности знаний, в основе которых должна быть этическая доминанта. Образованный человек может создать новые супер технологии, достичь высоких научных вершин, но при этом утратить нравственность и духовность.

Основы эмоционально–ценностного отношения к миру закладываются в детском возрасте. Приобретенный ребенком духовный опыт, во многом определяет, то что он принесет обществу в будущем. Поэтому личностное развитие было и остается значимой целью образования детей.

Педагогика и образование несут ответственность за то миропонимание, тип мышления, которыми овладевает обучающийся с самых ранних лет. И сейчас все чаще звучат предложения о том, что образование необходимо понимать значительно шире, нежели «традиционное изучение основ классической науки. Основой образования должна быть культура в целом, лишь частью которой является наука».

Важная задача личностного развития детей успешно решается в системе дополнительного образования. В ее основе лежат принципы свободы выбора, вариативности, ориентации на личные потребности и возможности каждого ребенка. В этой сфере образования не существует строгих стандартов, поэтому педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию процесса обучения.

Результатом этого сотрудничества является большое разнообразие образовательных программ и мероприятий художественной направленности, которые вводят детей в мир искусства, развивают их духовность и эмоционально-образное мышление. Эти программы адресованы как учащимся Дворца творчества, так и школьникам Колпинского района. О некоторых из них я бы хотела сегодня рассказать. Реализация интересного образовательно-воспитательного проекта Диалоги с природой» запущена во Дворце творчества  и в нашей школе №258  в этом году. Цель проекта – создание условий для формирования базовой культуры личности, многогранного осмысления учащимися окружающего мира и осознания себя как части природы. В его реализации задействованы четыре отдела Дворца: отдел художественного воспитания, прикладного творчества, музей и «Экоцентр». В ходе образовательной деятельности используются гуманитарные и естественно-научные методы познания.

Проект состоит из четырех модулей, каждый из которых, посвящен одному из времен года. Изучение каждого сезона начинается с познавательной экскурсии, которую проводит учитель класса совместно с педагогом отдела «Экоцентра». Дети превращаются в начинающих исследователей, знакомятся с сезонными особенностями и закономерностями, которые происходят в природе с точки зрения науки. Занятие проходит на открытом воздухе в непосредственном общении с природной средой. Здесь дети имеют возможность самостоятельно все рассмотреть, потрогать, изучить. Следующая встреча посвящена проблеме художественно-творческого осмысления образов природы. Начинается она со знакомства с народным фольклором, календарно-обрядовыми песнями и танцами. Дети знакомятся с народными традициями, получают возможность прикоснуться к подлинным предметам домашнего быта, становятся участниками народных игр и забав.  С учителем заранее приготовлены выступления детей по данной теме.

Затем идет разговор о художественном осмыслении образов природы в искусстве на примере фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». Этот нотный альбом из двенадцати пьес напоминает личный дневник композитора, куда он старательно записал дорогие для него эпизоды из жизни, картины природы, чувства и впечатления. В ходе занятий дети слушают по три произведения, характеризующие определенное время года. Звучание музыки сопровождается демонстрацией картин художника-пейзажиста Исаака Левитана. Дети активно принимают участие в беседе о художниках и композиторах. Некоторые из них исполняют музыкальные произведения, подготовленные дома.

Итоговое занятие каждого модуля проводится педагогами отдела прикладного творчества, здесь учащиеся сами становятся творцами. Они изготавливают в различных техниках коллективную работу на тему природных образов.

Мы рассчитываем, что в результате участия в проекте «Диалоги с природой» у детей сформируется более осознанное представление об окружающем мире, природе и о неразрывной связи с жизнью людей. В завершении выступления еще раз отмечу, что дополнительное образование обладает значительным педагогическим, культурным и социализирующим потенциалом. Именно здесь дети получают возможность реализовать свою потребность в познании и творчестве, двигаться по пути самоопределения, самосовершенствования и духовного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения предметов по выбору и системы дополнительного образования»

Высокие темпы развития и совершенствования науки, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся ...

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Управление развитием системы дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Цель работы: разработка  рекомендаций по управлению системой дополнительного образования в реальных условиях общеобразовательной школы. Объект исследования: система дополнительного обр...

Развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования

Статья, раскрывающая все направления в рамках осуществления внеурочной деятельности...

Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.Целью этой работы является создание ус...

Роль внеклассных мероприятий и системы дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления...