Занятие по ТРИЗ "Путешествие в город загадок"
методическая разработка (2 класс) на тему

Вводное занятие по ТРИЗ для младших школьников (первый год обучения). Учащиеся, путешествуя по городу загадок, вспоминают войства предметов. На основе свойств предмета учащиеся учатся придумывать загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_triz.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в город загадок.

  1. Разминка.

- Поиграем в игру, которая называется «Да – нет-ка». Правила такие: я загадываю предмет, поясняю из какой он области (посуда, письменные принадлежности, мебель и т.д). Вы должны задать мне не больше 10 вопросов, ответить на которые я могу только «да» или «нет». Если через 10 вопросов вы не отгадали предмет – вы проиграли.

2.  Сообщение темы занятия

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по городу загадок. Как и  в любом городе в городе загадок есть улицы. Посмотрите на карту города и прочитайте, как называются улицы этого города? (улица Размер, улица Форма, улица Цвет и улица Вещество).

- Давайте зайдём в город. Какая улица будет первая? (улица Цвета)

- Дорогу на этой улице перегородил нам  злой Стражник. Он пустит нас на первую улицу, если разгадаем его загадки:

1. Что это: зимой и летом одним цветом?

2. Что это: (яблоко)

Белым цветёт

Зелёным висит

Красным падает

3. А это что: (ночь)

На юге она тёмная и чёрная.

На севере белой бывает.

- Молодцы!

- Злой Стражник стёр некоторые цвета в радуге. Оставил лишь красный, жёлтый, голубой и синий. Ребята, нам срочно нужно восстановить цвета. Как это сделать? (смешиваем цвета у доски)

- Мы прошли улицу Цвета. Впереди у нас улица Размер. И снова Стражник приготовил загадку:

Что бывает сначала большим, а потом маленьким?

- Все ваши ответы верные.

- К нам в гости пришёл Гномик. Он мечтает стать великаном. На улице Размер это возможно, требуется только ваша помощь. Чтобы гномик вырос, нужно рассказать всем, что он умеет делать то, что только взрослому по плечу. Расти гномик предпочитает постепенно, не резко.

Начнём: гномик такой большой, что может как вы, сидеть за партой.

Кто следующий?

- Ура! Наш гномик вырос!

- Идём дальше на улицу Форма.  И вновь Стражник со своими загадками:

Круглый бок, жёлтый бок

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко…

Что же это?

(репка)

Предметы, живущие на этой улице, встречаются в вашем классе, в их форме есть прямоугольник.  

Закройте глаза, вспомните свой класс, назовите предметы, в форме которых есть прямоугольник. Когда я дотронусь до вас, то, не открывая глаз, нужно будет назвать один такой предмет.

- Я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Генриха Сапгира «Лошарик» (смотри приложение 1).

- Почему произведение названо именно «Лошарик»?

- На нашей улице живут тоже разные животные. Догадайтесь, какие геометрические фигуры помогли изобразить этих животных.

/дети называют животное и показывают геометрические фигуры/

- Двигаемся дальше. Чтобы Стражник нас пустил на улицу Вещество, отгадаем его загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей и океан,

И летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

(вода)

 - На улице Вещество живут необычные человечки. Я вам их покажу и про них расскажу.

- Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные — ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан "жидкими" человечками, то новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет. Есть еще газообразные человечки. Эти — непоседы, располагаются довольно далеко друг от друга, всё время перебегают с места на место, сталкиваясь лбами. Зато в стакан, где, казалось бы, полно газообразных человечков, вполне можно добавить их еще столько же (вспомним: расстояния между человечками большие. Вдунем еще воздуха в стакан — человечки потеснятся, станут чуть плотнее, только и всего).

(изображение человечков на доске)

- Теперь вы сами будете этими человечками.  Я  буду называть различные предметы, вы должны подумать, из чего состоит этот предмет, назвать этот материал, вещество или газ и показать человечков в разных состояниях.

(доска, сок, кислород, пенал, морс, гелий)

- Давайте вспомним, на каких 4 улицах мы побывали. (Цвет, Размер, Форма, Вещество).

- Я придумала условные обозначения этих улиц, а Вы попробуйте догадаться, какое изображение какую улицу обозначает.

C:\Documents and Settings\Клименко-АИ\Рабочий стол\цвет.jpg

Цвет

Размер

Форма

C:\Documents and Settings\Клименко-АИ\Рабочий стол\вещество.png

Вещество

3. Составление загадок

- С помощью таких таблиц мы и будем с вами составлять загадки.

Вот, например, загадка про сахар-рафинад.

C:\Documents and Settings\Клименко-АИ\Рабочий стол\сахар.jpg

C:\Documents and Settings\Клименко-АИ\Рабочий стол\цвет.jpg

белый

больше кнопки

меньше чашки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

C:\Documents and Settings\Клименко-АИ\Рабочий стол\вещество.png

   

   - А вот следующий домик. Его житель спрятался и оставил только свой «паспорт». По «паспорту» нам нужно его угадать (сосулька). Подсказка: явление природы, встречающееся зимой.

C:\Documents and Settings\Клименко-АИ\Рабочий стол\цвет.jpg

бесцветная, прозрачная

больше ручки

меньше дерева

C:\Documents and Settings\Клименко-АИ\Рабочий стол\вещество.png

- А теперь вы сами будете придумывать загадки. У каждого из вас есть домик. Жителя домика вы выберете себе сами из предложенных вариантов. Заполните «паспорт», а фото жителя никому не показывайте.

- Кто заполнил домик? (я проверяю).

Когда все заполнят домики, по одному мы отгадываем жителей. Автор с жителем выходят к доске. Автор читает загадку про жителя (фото не показывает), слушатели называют свою отгадку и автор показывает фото.

4. Итог урока. Игра «Да, нет-ки»

- Поиграем снова в игру «Да, нет-ки», но задавать вопросы мы будем, опираясь на наши «улицы»: цвет, размер, форма, вещество.  Оговорим область загадываемых предметов: предметы находящиеся на кухне.

Вопросы будут звучать так: это … цвета? это состоит из … веществ?, это … формы?, это больше/меньше ….? и т.д.


Приложение 1

Приложение  2

В цирке, где клоун визжит и смеётся,
где пляшут под куполом канатоходцы,
где настоящие
маги
глотают блестящие
шпаги,
жил-был
юный жонглёр —
любимец маленьких зрителей.
И этот жонглёр,
Тарелкин Егор,
мечтал перейти в укротители.

Быть укротителем —
это опасно!
Быть укротителем —
это прекрасно!
Директор Тарелкина не понимал
и в укротители не принимал.


2

Однажды во время воскресной программы,
когда восхищённые папы и мамы
смотрели, как ловит
мячи, и тарелки,
и пёстрые шарики
юный Тарелкин,
как прыгают
все они
сами из рук,
вдруг —
из шариков алых,
лиловых,
зелёных
сложился-явился
цветной жеребёнок.

Возник жеребёнок
и ножкою — топ!
Глаза у жонглёра
полезли на лоб.
— Кто ты?
— Лошарик.
— Чей же ты?
— Твой. —
И вдруг жеребёнок, тряхнув головой,
пошёл по арене скакать и кружиться,
потом по барьеру — на задних копытцах!..

Сбежались атлеты, гимнасты, служители:
такого и в цирке ни разу не видели!
В восторге шумит и кричит детвора:
— Лошарик!
— Лошарик!
— Лошарик!
— Ура!

Конец представлению. Гаснет прожектор.
К жонглёру с улыбкой подходит директор:
— Вот неожиданное представленье!
Тарелкин, примите мои поздравленья.
Отлично! Теперь я, пожалуй, готов
вам поручить обучение львов

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного занятия "Путешествие в Читай - город"

Сценарий внеклассного занятия включает в себя речевые, дидактические  игры,  электронную игру на развитие  внимания, памяти. Вниманию детей предлагается  книжная выставка...

Занятие на тему: "Наш город - Санкт - Петербург"

Занятие проводилось совместно с детьми из детского сада. В игровой форме учащиеся второго класса знакомили дошкольников с правилами поведения в школе, расширили знания о Санкт - Петербургеи сделали кн...

Внеклассное занятие Заочное путешествие по городу «Моя Малая Родина- Санкт-Петербург»

Место проведения: ГБС(К)ОУ школа №609 Красногвардейского района (актовый зал) Участники мероприятия: Воспитатель ГПД Беспалова Т.А.Учащиеся 3Б КЛАССАРодители учащихся: Стацун Т.И., Мусикян М.А., ...

Фрагмент занятия «Колобок на улицах города Новокузнецка»

  Данная разработка представляет собой описание  фрагмента занятия, с помощью которого учащиеся повторяют такие понятия как "Дорога", "Пешеходный переход", "Виды автотранспорта"....

Занятие по внеурочной деятельности "Город мастеров"

Тема занятия: «Куклы, в которые играли наши бабушки»...

Открытое занятие "Путешествие в волшебный город - Самоподготовка"

Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.Задачи:Развивать у воспитанников активность и интерес к выполненной работе.Расширение кругозора детей.Воспитывать самостоя...

Внеклассное занятие "Я люблю тебя, город!"

Урок по гражданско-патриотическому воспитанию...