ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА
методическая разработка (1 класс)

Веретнова Марина Викторовна

Обучение грамоте первоклассников в зоне ближайшего развития каждого ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_veretnovoy_m.v.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА

Веретнова Марина Викторовна

МБОУ Южно-Енисейская СОШ, учитель начальных классов

marina.veretnova.70@mail.ru  8-391-987-02-20

Аннотация:

  Как создать условия для обучения грамоте каждого в зоне его ближайшего развития, включая, каждого ребёнка в учебный процесс, независимо от уровня его подготовки?

    Как пройти без перегрузок программу 1 класса, навёрстывая упущенное в период дошкольного образования и сохранить психическое, физическое здоровье детей?

 Как поддержать интерес к учебной деятельности, или развить его, чтобы каждый испытывал радость познания, несмотря на нелёгкий труд?  

   В данной статье описываются методики обучения грамоте и приёмы, адаптированные автором в Южно-Енисейской СОШ на протяжении 26 лет, помогающие решить данные задачи в рамках ФГОС НОО.

Результатом работы в период обучения грамоте, с применением данных методик, выступает личностная адаптация начинающего читателя, сокращение её сроков и комфортность течения.

 «Мы не можем игнорировать то обстоятельство, - писал Л.С.Выготский, - что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определённую стадию детского развития, проделанную ребёнком до поступления в школу» [1, с. 308].

  В период обучения грамоте первоклассников перед учителем встаёт проблема: в 1 класс приходят дети имеющие разный уровень подготовки к освоению грамоты и разный потенциал к обучению.  После диагностического исследования выделяется 3 группы детей:

- читающие дети;

- дети знающие буквы, но не умеющие читать;

-  дети, не знающие букв.

Среди них я выделяю группу детей не имеющих дошкольной подготовки, не посещавших детский сад и, соответственно, не имеющих опыта общения со сверстниками

Как строить учебный процесс, включая в работу каждого, учитывая зону его ближайшего развития? Как пройти без перегрузок программу 1 класса, навёрстывая упущенное в период дошкольного образования? Как сохранить психическое, физическое здоровье детей?  

  Опыт моей работы, используя методики из технологии Н.А. Зайцева и КУЗ, показывает, что это возможно, это не мечты, а реальность. Реальность, работая в которой и дети, и учитель, получают положительный эмоциональный заряд, испытывают радость познания в нелёгком труде.

Для меня, как учителя, при построении обучения всегда опорой служит фундаментальное положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития. «Зона ближайшего развития – термин для определения взаимосвязи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. Поскольку процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения (зона ближайшего развития). Эта категория указывает на различия между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Уровень актуального развития при этом обусловлен формирующимися в зоне ближайшего развития процессами – соответственно, любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку» [2, с. 308].

    В связи с переходом на четырёхлетнее обучение большинство первоклассников – шестилетки. При построении обучения важно учитывать психофизиологические особенности данного возраста. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Поэтому то, что для ребёнка игра, то для учителя – жёсткая система приёмов, рекомендаций и требований. «В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему;
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому;
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия;
  4. Системная подача материала;
  5. Алгоритмизация учебных действий;
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации;
  7. Охрана здоровья учащихся» [3].

При обучении, используя данные методики, учителю не составляет труда выполнять данные принципы и   включать в деятельность, без словесно-логических объяснений, каждого ребёнка. В классе весь дидактический материал находится в распоряжении ребёнка - это максимальная наглядность, доступность, восприятие всеми органами чувств. Меняющаяся интересная учебно-игровая ситуация, элементы соревнования, быстрый успех – всё это развивает и поддерживает интерес к обучению.  В основе методики лежит складовой принцип обучения чтению, обучение чтению идёт через письмо. «Чтение – это освоение письменной информации» - такое определение принято в национальной программе чтения (2007) [2, с. 11].

Из технологии КУЗ использую планирование четырёхтактных уроков, обязательно двигательная активность в ходе урока.

 Эти требования соответствуют требованиям ФГОС НОО. Также составной частью Стандарта являются требования к информационно-образовательной среде, в первую очередь она должна быть здоровьесберегающей.

 С первого дня обучения мои первоклассники попадают в информационно-образовательную среду учебного кабинета. Перед 1 сентября класс оформляется всем наглядным материалом, выставляются дидактические пособия с которыми дети будут работать в течение года. Вывешиваются складовые таблицы, таблицы «Стосчёта», карты материков. На двух полочках располагаются 2 комплекта складовых кубиков, длинные указки (1,5 м) расположены на доступном месте. Под доской вывешиваются плакаты с отгадками, на стене кармашки, в которых дети могут найти загадки, карточки для чтения, скороговорки. На полках коробки со складовыми картинками для чтения, с книжками-малышками, с буквами для тактильных ощущений (вырезаны из наждачной бумаги), разрезные карточки «Стосчёта». На стене пятиэтажный красочный дом для буквят: «БУКВИНСК». Вначале он пуст, «жильцов» будут постепенно «заселять» сами дети в период обучения грамоте. В течение года будет ещё множество тематических классных выставок.  Получается уже сама среда вовлекает ребёнка в деятельность.  Именно информационно-образовательная среда ведёт к системно-деятельностному подходу в обучении.

«Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития» [3]. Работая по программе «Школа России» и используя методики из данных технологий, мне, как учителю, легче реализовать основной принцип обучения: природосообразности, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, в разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

   С этой точки зрения особенно важен адаптивный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику (с учетом его готовности к школьному обучению) безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Особое внимание уделяю разработке интегрированных уроков («Грамота», «Окружающий мир» и др.)  Обучение строится на использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе. Всё должно вести к цели – «человек читающий» и его успешность в учёбе и в жизни.  

Перейдём к самим методикам.

Методика обучения чтению и письму с двухлетнего возраста Н.А.Зайцева

Знакомство и работа с таблицами

Одним из первых занятий с которых начинается разучивание складов, является пропевание песенок. Оно занимает не много времени, но очень много дает детям. Это прекрасная гимнастика для ума и фонетическая разминка одновременно. При таком пропевании выявляются, а затем исправляются речевые недостатки, которые часто не обнаруживаются в потоке речи. Ребятам нравится сопровождать песенки движением, притопыванием, прихлопыванием, петь тихо и громко, быстрее и медленнее, устраивая соревнования между девочками и мальчиками.

Знакомство и работа с кубиками

Из двух кубиков – 72 комбинации слов, из трех -  1296. Ученики очень любят составлять поезда из слов, особенно загадывать свои слова всему классу, которые они стараются быстренько составить на перемене к уроку. Этот вид работы придумали дети сами:

На большой перемене, а то и после уроков загадывают слово и составляют его из кубиков, а затем на уроке предъявляют его для прочтения своим одноклассникам.

Каждый учится выступать в роли учителя и ученика, вырабатывается самостоятельность (выбор, поиск), организованность, внимание, умение выступать публично.

Каждый учитель знает, насколько детям трудно даются при обучении чтению мягкие склады. Обучение по данной методике снимает эти трудности.

На каждом уроке мы успеваем написать кубиками несколько предложений, потому что делается это очень быстро, в игровой и непринужденной обстановке. А для детей это еще и радость соревнования: у кого-то еще одинаковые кубики, а успеет вперёд самый наблюдательный и сообразительный. Поэтому все держат внимание, поучаствовать хочет каждый тем более это нетрудно сделать даже не читающим детям.

Знакомство и работа со складовыми картинками.

Эта работа особенно помогает детям которые испытывает трудности в обучении чтению.

Для чтения

  1. Берем несколько карточек – 5-6, предъявляем картинкой, читаем, хвалим ребят, читаем еще раз. Затем покажем обратной стороной и тому, кто прочитает, отдаем карточку.
  2. Найти (за отведенное время) карточки с названием домашних животных, одежды, еды, школьных принадлежностей, профессий, транспорта и т.д. После, выйти к доске и громко прочитать свои слова.

Для чтения и письма

  1. Собери такое же слово из кубиков.
  2. Когда научимся писать письменные буквы, будем переписывать в тетрадь, выполняя задания учителя:
  • Слова, которые обозначают живое, отвечают на вопрос кто?
  • Слова, которые отвечают на вопрос что?
  • Слова, состоящие из одного, из двух, трех слогов;
  • Слова, в которых ударение падает на первый, второй, третий слог;
  • Записываем только названия зверей, птиц, овощей, фруктов, деревьев, городов и т.д.

Работа с загадками

Индивидуальная работа учит самостоятельности, делать выбор и проверять результат.

В зависимости от уровня техники чтения детей раздаем карточки с загадками.

Алгоритм индивидуальной работы:

  1. Прочитай загадку. Попробуй ее отгадать, если не можешь, прочитай внимательно еще раз;
  2. Проверь по таблице правильно ли ты отгадал загадку;
  3. Выбери себе из кармашка другую загадку.

  Работа в парах сменного состава помогает отрабатывать технику чтения, включая в работу каждого.

Алгоритм работы в парах:

  1. Прочитай загадку. Попробуй ее отгадать, если не можешь, прочитай внимательно еще раз;
  2. Проверь по таблице правильно ли ты отгадал загадку;
  3. Найди себе напарника для работы;
  4. Прочитай выразительно свою загадку напарнику. Выслушай его отгадку;
  5. Если напарник ответил правильно, то поменяйтесь ролями. Если не может ответить, то прочитай загадку еще раз, попытайся объяснить напарнику, чтобы догадался;
  6. Выслушай загадку напарника и отгадай ее;
  7. Найди себе другого напарника, взяв с собой свою загадку, и поработайте с ним по пунктам 4-7.

Работа со скороговорками и чистоговорками

Алгоритм:

  1. Прочитай 3 раза карточку;
  2. Обведи письменный текст скороговорки карандашом;
  3. Найди себе напарника для работы. Прочитай ему быстро свою скороговорку. Предложи напарнику прочитать ее тоже без ошибок;
  4. Теперь выслушай скороговорку напарника и прочитай ее без ошибок сам;
  5. Пусть каждый из вас спишет (обведет) текст скороговорки своего напарника;
  6. Проверьте работы друг друга и ищите другого напарника, взяв с собой свою скороговорку.

Очень любят дети соревноваться в прочтении скороговорок на скорость, используя

песочные часы: 30 с, 1 мин, 3 мин, 5 мин, 10 мин. Соревнуются в индивидуальном чтении или бригадно-командном.

Работа с текстами на карточках

На карточках произведения устного народного творчества: колыбельные песенки, считалки, жеребьёвые сговорки, дразнилки, небылицы. Дети тренируются в прочтении текстов в школе и дома, что помогает укрепить навыки чтения.

Изучение Алфавита

Очень быстро и навсегда запоминается алфавит в виде песенки:

А  Бэ  Вэ  Гэ   Дэ

Е   Ё   Жэ  Зэ  И

Й  Ка  эЛ  эМ  эН

О  Пэ  эР  эС   Тэ

У  эФ  Ха  Цэ   Чэ

Ша   Ща

Ъ    Ы      Ь

Э    Ю   Я

Свои особенности имеет методика обучения счёту. Главное её отличие от традиционной в том, что ребёнок не сидит в «пятке» и «десятке», а сразу погружается в «сотню». При обучении используется пособие Н.А.Зайцева «Стосчёт».

Результаты обучения первого года показывают: путь, по которому мы прошли с первоклассниками, каждому принёс свои прекрасные плоды. У каждого свои успехи и достижения. Родители отмечают: кто-то проявляет себя в учёбе, кто-то в творчестве или спорте, главное они жизнерадостны и активны в любом виде деятельности. А положительные эмоции – путь к здоровью. Только здоровый ребёнок может добровольно брать на себя нагрузки и их выдерживать. А сколько их ещё впереди…  Главное, чтобы первая ступенька к мудрости оставила самый добрый след в душе каждого ребёнка.

Библиографический список

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. –  438 с.
  2. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринёва и др. – Просвещение, 2011. - 88 с. – (Работаем по новым стандартам).
  3.  Методики Н.Зайцева обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам URL: http://www.metodikinz.ru/hello/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕБЁНКА ОБУЧАЮЩЕМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВЗРОСЛОГО В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР, СУЖАЮЩИЙ ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Стиль  семейного  воспитания  играет  большую   роль  в  отношении  к  учебной  деятельности  ,  так  как происходит  неосознанный...

Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка

Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...

Тесты для определения зоны актуального развития ребёнка

Методика направлена на выявление умения анализировать....

Взаимодействие с ребенком в зоне его ближайшего развития.

В данном материале освещены основные теоретические понятия, практические рекомендации педагогам, приведена литература на данную тему....

Значение зоны актуального и ближайшего развития в период адаптации первоклассников.

При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дош...

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...