Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Все падежи" (Конкурс "Учитель года")
материал

Насуцева Наталья Владимировна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Все падежи" (Конкурс "Учитель года")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vse_padezhi_3kl.docx388.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ВСЕ ПАДЕЖИ».

(«ШКОЛА РОССИИ» УМК В.П.КАНАКИНА)


УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  

МБОУ «СОШ №2» А.ХАТУКАЙ

ПЕРВОЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

НАСУЦЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

                                                             2019 г.

Тема: Все падежи.

Цели:

  • Закрепить и обобщить знания учащихся о падежах имён существительных,
  • формировать умения осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  • формировать умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
  •  способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, любовь к родине, любовь к животным.

Формирование компетенции происходит на основе развития УУД.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

использует сравнение для установления общих свойств объекта;

высказывает суждения по результатам сравнения;

умеет самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;

понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

обладает способностью преодолевать препятствия;

сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;

работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, учащихся, справочника и самостоятельно.

Коммуникативные:

умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в группе;

проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

выступает перед аудиторией сверстников, доказывая  свою точку зрения.

Оборудование:

  • таблицы с напечатанными словами,
  • шапочки «пчелки»,
  • цветочки для рефлексии,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация,
  • карточки для самостоятельной работы,
  • учебники «Русский язык, 3 класс» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,

Ход урока.    

  1. Организационный момент.

Учитель:      Здравствуйте, 3 А класс,

                      Очень рада видеть вас!

                      Станьте ровно, подтянитесь,

                       И друг другу улыбнитесь.

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте  гостей. Первыми сядут девочки,  мальчики   сядьте ещё тише.  Молодцы!

- Я тоже сегодня ваш гость. Зовут меня Наталья Владимирова. Я проведу у вас урок русского языка. Очень надеюсь на ваше гостеприимство.

  1. Психологический настрой на урок.

  - На каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Девиз урока:        

Мы ещё не такие умные, как мудрая сова.

  Но мы такие, как трудолюбивая пчела

(повторяем хором)

 - Сегодня на уроке русского языка  я  вижу вас пчёлками.  Пчёлы живут большими и дружными семьями. В одной семье тысячи пчёл. Мы тоже сегодня на уроке будем одной большой дружной трудолюбивой семьей. --      - Одеваем  шапочки и работаем с девизом:

3. Повторение.

-Откройте тетради. Хором повторяем:  Открываю я тетрадь,                                                                                      

                                                                напишу сейчас на «5»!

Запись в тетради:         Пятнадцатое февраля.

                                           Классная работа.

- Вот и идут последние денёчки зимнего месяца. Февраль   считается, самым коротким и самым холодным месяцем. Он и зиму замыкает, и весну строит.

4. Минутка чистописания.   

 Учитель:  Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП)

Запись на доске:

 И   Р    Д   В    Т    П

  - Когда на письме мы используем заглавные буквы?  

 (Буквы надо писать с наклоном, одинаковой высоты и на одинаковом расстоянии).

Пчелы - прекрасные строители. Они строят соты, в которые приносят мед. Итак, мы сейчас пчелки – строители. Строим аккуратно и красиво.

-   Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему? Обратите внимание на последнюю букву.

- Составьте предложение со словом «пчелы». Запишите его.

5. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы мы писали? (Первые буквы в названиях падежей).    

- А кто-нибудь догадался, какая у нас будет тема урока?

- Тема урока русского языка «Все падежи».

- Давайте определим цели урока. Чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных, повторим название падежей, вопросы, предлоги ).

На доске:

Паде [ . ]  – падежи.

-Какую букву надо вставить? Почему?

- На какое правило эта орфограмма? Запишите эти слова себе в тетрадь.

-Итак, мы сейчас как пчелки - труженицы выполним работу аккуратно и красиво.

- Молодцы, вы настоящие пчелки - строители. Буквы построили красиво и правильно.

6. Словарная  работа. Закрепление.

- Чтобы наполнить соты медом, пчелам нужно много потрудиться, собирая нектар с цветов. Давайте и мы заполним соты нектаром.

Игра «Заполни соты нектаром»

На экране: 

Р. ссия, М. сква, н. род, ст. лица.

- Какая тема объединяет все эти слова? (Р. ДИНА)

- Подумайте, какая буква пропущена. Что означает слово «родина»?  

 - А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).

  7. Творческое задание. Работа в парах.

 

 -составить синквейн к слову «родина» и записать его.

- Замечательные  синквейны у вас получились. Молодцы, пчелки, хорошо потрудились.

8. Работа по теме урока.  Работа в группах (6 групп по 4 человека)

     

- Я предложу  вам поработать в группах. Каждая группа будет отвечать за 1 из падежей

(таблички для групп: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (прикрепляют на доску))

   - Работая в группах мы будем дружить друг с другом, внимательно слушать и уважать ответы каждой группы, дополнять их в случае необходимости. Конечно же, работать в группе одной командой.

Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте представим падежи имени существительного:

1.Есть именительный падеж,

И нет на нём чужих одежд.

Его легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

2.        А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? Нет – вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И с, и до, и у, и из –

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

3.        Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

 

4.        А я – винительный падеж 

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),

Но и без них могу прожить.

 

5.        А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Любуюсь! – Чем?

Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад.

 

6. Я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о, и в, и при –

Ты их случайно не сотри:

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять?

 

Слово «нектар» просклоняйте каждый в своем падеже. (запись в тетрадь и на доске)

- Очень хорошо поработали пчелки в группах. Молодцы!

Это интересно :  Раньше было 7 падежей, 7 – звательный.               « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю. Долгорукий к князю Святославу.  

 - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.

-«Чего тебе надобно, старче?»

 - Слово «старче» в звательном падеже.

- Сколько падежей мы знаем?

В каждом языке свое кол- во падежей: в адыгейском языке 4 падежа,

 в английском 2,

Школьники Эстонии должны запомнить- 14 падежей.

в Венгрии – 22 падежа.

В некоторых языках народов Дагестана– свыше 50 падежей.

 У китайцев существительные совсем не склоняются, и падежей в грамматике нет.

 

   

- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.

А наша задача – выучить свои шесть падежей, чтобы говорить грамотно и красиво.

9. Закрепление изученного материала

- Пчелы не только собирают нектар, но и выполняют очень важную работу – опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Такую пчелу называют пчелой – сборщицей. Итак, пчелки в путь, опылять цветы.

 Игра «Опыляем цветы»

-Прочитайте слова на экране. Какой части речи эти слова?

- Определите падеж существительных, запишите.

 

 

 

  10. ФИЗМИНУТКА

      ВИДЕО

  11. Работа по учебнику.

 

 Упр. 103 . Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. Определите падеж существительных.

- Очень хорошо поработали пчелки в группах. Молодцы!

12. Самостоятельная работа.

В пчелиной семье есть пчелы – уборщицы. Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мед.

У каждого из вас баночка меда, но в каждой баночке есть «соринки- ошибки»

( на каждой баночке написано по 10 слов, 3 из них лишние  (НЕПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЕН ПАДЕЖ)).

Давайте же очистим мед, зачеркнув слова в  неправильном падеже.

 Над столом (Т.п.)

На террасе (П.п.)

Под кроватью (Р.п.)

На земле (П.п.)

У дома (И.п.)

Ученик (И.п.)

По дороге (Д.п.)

Без помощи (Т.п.)

С братом (Т.п.)

Родину (В.п.)

 13. Итог урока.

 

-О чем мы говорили на уроке?  

-Нам удалось  закрепить свои знания о падежах?

- Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? 

Оценки за работу.

- Ребята, мы говорили о пчелах -  труженицах. А ведь в улье живет еще одна, главная пчелка – матка. Она в улье сидела, все видела, как вы трудились, убирались, как мед собирали и цветы опыляли, знания о падежах закрепляли. Пчела – матка благодарит за работу на уроке и награждает вас сладкими призами.

14. Домашнее задание.

        Повторить падежи с вопросами.

15. Рефлексия

А вы пчелке – матке подарите яркую полянку из цветочков.

У вас лежат на партах цветочки   3-х цветов:  

 - если вы считаете, что отлично усвоили материал по падежам  – поднимите жёлтый цветок;

 - если вы в чем – то сомневаетесь  – поднимите зеленый цветок;

 - если вы ничего не поняли по теме падежи – поднимите красный цветок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Конспект открытого урока по русскому языку«Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».

Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном и его грамматических признаках. С учетом цели урока со...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....