Выступление на педсовете по теме "Портрет выпускника начальной школы по ФГОС"
материал

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_vypusknika_nachalnoy_shkoly_po_fgos.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  автономное учреждение

«Лицей» г. Бронницы

Выступление на школьном педагогическом совете.

По теме : « Портрет выпускника начальной школы по ФГОС».

Выступление подготовила

Учитель начальных классов

Райкова Е.В.

03.04.2014год

2014год

Портрет выпускника начальной  школы по ФГОС

      Какие результаты наиболее важны и понятны родителю?

Очевидно, что предметные результаты – это то, что родитель (а на самом деле и учитель) прежде всего ждут от Стандарта. Стандарт – это еще не конкретные результаты, по которым будет оценен каждый ребенок, это рамки для создания предметных программ.

   Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. 

Пример:Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. 

Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?Стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

О чем еще говорит Стандарт?Стандарт направлен на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»

Эти ценности нашли отражение в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы, выражающихся словами патриотизм, толерантность, адаптивность, установка на учение, самостоятельность и ответственность, эстетика, этика, сотрудничество, здоровье и безопасность.

И в новом учебном предмете «Основы  духовно-нравственной культуры народов России», задачей которого является «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России»

Каким будет выпускник начальной школы?По мнению разработчиков стандарта, выпускник начальной школы, прошедший обучение в соответствии с новым образовательным Стандартом должен описываться так:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

-  выполняющий, правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Модель выпускника начальной школы.
Военно-патриотическое направление. В данной области у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие качества:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;


первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Духовно-нравственное направление. В данной области у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие качества:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Научно-познавательное направление. В данной области у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие качества:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Спортивно-оздоровительное направление. В данной области у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие качества:
Выпускник начальной школы имеет мотивацию к занятиям физкультурой и спортом, сохранению своего здоровья;

Обладает первоначальными гигиеническими навыками и знаниями физиологии и гигиены своего пола;

Привитие навыков здорового образа жизни;

Художественно-эстетическое направление. В данной области у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие качества:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Направление проектирования и социальной деятельности. В данной области у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие качества:
первоначальные навыки организации коллективного творческого дела;

первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

первоначальные навыки разрешения конфликтных ситуаций.

3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
ориентация образовательного процесса на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.

Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией).

При этом именно внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке; как — в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.

Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, — на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестационных процедур. В частности, становится возможным использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную, например, в форме портфеля достижений, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её «естественная встроенность» в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет выпускника начальной школы по ФГОС

В презентации представлены ожидаемые результаты: какой должен быть выпускник школы...

Выступление на педсовете" Исследовательский метод в начальной школе".

Расскрываются принципы организации проектно - исследовательской деятельности на уроках в начальной школе. Составлена памятка начинающего исследователя....

Выступление на педсовете "Использование ИКТ в начальной школе".

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им...

Выступление на педсовете «Учебная мотивация в начальной школе. Роль родителей.»

Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой – либо деятельности заинтересовать ею, позаботьтесь о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него направ...