Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
план-конспект урока

Ильинская Светлана Васильевна

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_urok_ilinskaya_s.v.docx22.27 КБ
Файл shahmaty_urok.pptx479.9 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Адмирала Ушакова»

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования

« Я приглашаю Вас в свой мир ШахМат»

                                                         

                                                          Составитель:

                                                              учитель начальных классов

                                                              МБОУ СОШ №2

                                                              им. Адмирала Ушакова

                                                             Ильинская Светлана Васильевна

                              город-курорт Геленджик

                                      2017-2018 год

Тема: Шах. Мат.

Цель: расширить знания детей о понятиях шах и мат, познакомить со способами ухода от шаха, совершенствовать знания по терминологии игры в шахматы, развивать смекалку и воображение, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные УУД:

-способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные УУД:

-умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы,

делать выводы в результате игры, формирование понятия об

игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества, разрешение

конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде,

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран , комплект шахмат для каждого ученика.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята, у нас в гостях очень уважаемые люди - учителя из других школ нашего города. Поприветствуйте их. Сегодня мы вместе отправимся в шахматное королевство.

Присаживайтесь.

Итак, делаем первый шаг.

Давным-давно на Земле не было айфонов и планшетов …Не было интернета, да и компьютеров тоже не было.

Прямо скажем, плоховато было у древних людей с культурным отдыхом. Но однажды некий мудрец придумал шахматы: игру, в которую можно играть бесконечно, поскольку богатство ее неисчерпаемо.

- Ребята, а знаете ли вы, что даже сказочные лесные жители тоже знакомы с этой игрой? Посмотрите на экран.

(слайд 1)

- Игра в шахматы позволила ежику стать чемпионом. - Ребята, как вы думаете,  а нам зачем в жизни умение играть в шахматы?

 ( ответы детей) (шахматы развивают мышление, человек учится анализировать и принимать решение, тренируют память и усидчивость…)

II. Актуализация знаний.

- А еще шахматы с  2018  включены в олимпийский вид спорта. И каждый из вас ,кто любит шахматы, в будущем может стать олимпийским чемпионом.

 А сегодня  наш – чемпион ежик принес для вас загадку.( слайд2)  Он тему нашего занятия спрятал вот в этих словах. Найдите слова связанные с шахматами и определим тему урока : ШАХТЕР ПАДИШАХ ШАХМАТЫ МАТРОС МАТЕРИК

 III. Знакомство с новым материалом.

-Молодцы, сегодня мы поговорим о понятиях шах и мат.

А какую цель поставим сегодня перед собой? ( Научиться ставить шах и мат).От мата можно уйти? (нет) .А от шаха? ( нужно, король не может оставаться под шахом). Значит научимся еще и спасать нашего короля от шаха (слайд №3 )

-  Что же такое шах? (Нападение на короля противника). Придумайте к слову нападение синонимы (атака на короля, угроза королю, опасность для короля)

«ШАХ – это нападение на неприятельского короля» ( слайд – ШАХ).

- А что такое мат? (Мат - это шах, от которого нет защиты. Королю уже нет хода. Это означает - конец игры. Победа того, кто поставил мат королю противник

- «Мат – это шах, от которого нет защиты».

-  Важно научиться спастись от шаха.

На нашей шахматной доске много фигур и каждая может представлять угрозу для короля.

- Если вражеского короля атакует ферзь, ( ставим фигуру на ее поле)

(Показ на доске шах всеми фигурами)

Вывод:

Ферзь шахует короля по диагоналям, вертикалям и горизонталям.

Ладья – по горизонталям и вертикалям.

Слон – по диагоналям.

Конь – буквой Г.

Пешка – по диагоналям на одну клетку.

- Оставаться под шахом король не может. Важно научиться спасать короля от шаха . Спастись от шаха можно тремя способами: (Выставляем позицию на шахматной доске)

1. Король уходит из-под боя.

2. Взятие атакующей фигуры (если это возможно).

3. Короля закрывает другая фигура (эта защита не годится при шахе конем или пешкой)

(Все способы показываются на демонстрационной доске совместно с учениками).

IV. Решение дидактических задач.

 “Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

V.Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

VI. Игра (10 мин.)

«Научиться играть в шахматы – легко, но трудно научиться играть хорошо». А чтобы хорошо играть надо – играть! Перед игрой повторим правила!

ПРАВИЛА

1. Перед началом партии пожмите друг другу руки.

2. Играть нужно молча, не спеша.

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, менять ход нельзя.

5. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

6.Нельзя мешать партнеру думать.

7. Нельзя подсказывать игрокам.

8. Если выиграл, то не нужно насмехаться над партнером.

9. Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие шахматисты мира потерпели много поражений.

10. По окончании партии нужно обязательно пожать партнеру руку.

Все садятся и играют.

- Кто играет с роботом?

VII. Итог занятия

-Какую цель ставили сегодня ставили на занятии?

-Какие способы ухода от мата есть?

- Что сегодня на занятии для вас было интересно?

- Что больше всего запомнилось?

-Над чем надо еще работать?

- Мы замечательно провели время в нашем шахматном королевстве, занятие закончено.

Литература

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования Я приглашаю Вас в свой мир ШахМат Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 Ильинская С.В.

Слайд 2

ПАДИШАХ ШАХТА МАТРОС МАТЕМАТИКА

Слайд 3

Шах – это нападение на вражеского короля. Мат – это шах от которого уже нет защиты, это означает конец игры. Тема : Шах. Мат.

Слайд 4

. Спастись от шаха можно тремя способами : Король уходит из-под боя . Взятие атакующей фигуры (если это возможно ). Короля закрывает другая фигура (эта защита не годится при шахе конем или пешкой)

Слайд 6

Спасибо за внимание ! Роберт Фишер : Шахматы - это жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в 1 классе.

Данная презентация может быть исполбзована для выступления на ШМО или на педсовете....

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Реализация внеурочной деятельности через такие формы работы, как экскурсия, выставка, работа с социумом и т.д....

"Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

Статья содержит информацию о целях, задачах, формах и принципах реализации внеурочной дятельности,краткую характеристику  основных направлений. А также обобщается опыт работы учителя по нескольки...

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

   Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательной деятельности в образовательной организации, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных об...

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ № 13 г. Донецка Ростовской области

Внерочная деятельность в начальной школе. Понятия. Направления внеурочной деятельности. Из опыта работы....