Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс)

Гугнина Елена Геннадьевна

Внеурочная деятельность "Знайки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx52.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Знайки»

Программа внеурочной деятельности «Знайки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» и учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» Языкановой Е.В.  

Программа основана на нормативно-правовых документах:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" 273-ФЗ;
  • Федеральные государственные стандарты второго поколения.

Программа внеурочной деятельности «Знайки» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.

Актуальность программы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно- справочной и научно – популярной литературой по предметам.

Цель и задачи программы

Цель:

  • диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников.
  • создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
  • развитие речи, мышления, воображения школьников
  • пробуждение познавательного интереса
  • стремление совершенствовать свою речь.

Задачи программы:

обучающие:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;

развивающие:

  • формирование и развитие логического мышления;
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
  • развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • развитие речи и словарного запаса учащихся;
  • развитие быстроты реакции;

воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к учению;
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе.

Курс развивающих занятий нацелен на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность и доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность и целостность.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 135 часов, в 1 классе –33 часа, во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин в 1 классе, по 45 мин во 2-4 классах. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

Основу программы составляют развивающие упражнения:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
  • задания на развитие мышления;
  • задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Отличительной особенностью программы «Знайка» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Формы и методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

2. Прогнозируемые результаты освоения программы

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Обучающиеся должны знать / уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «Знайка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.
  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера,исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

4. Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие.

1

1

2

Упражнения на развитие моторики рук

8

8

3

Упражнения на развитие речи.

7

7

4

Упражнения на развитие логического мышления и памяти.

10

10

5

Упражнения на развитие восприятия и внимания.

7

1

6

Итого

33

2

31

5. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровняДанная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом интеллектуальный клуб «Знайка» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического мышления, речевого развития, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.

Программа включает в себя следующие направления:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • речевое развитие; формирование учебной мотивации;
  • развитие личностной сферы.

Формы учета знаний и умений

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся:

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

1) Дидактические игры, дидактический и раздаточный материал,

2) Скороговорки, ребусы, кроссворды, грамматические сказки,

3) Решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов;

4) Знакомство с научно-популярной литературой;

5) Проектная деятельность, творческие работы

6) Самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Вводное занятие (1 ч.).

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности . Начальная диагностика (тестирование)

Упражнения на развитие моторики рук – 8 часов

Развитие и тренировка мышц рук. Графические диктанты « Дикие животные»

Развитие и тренировка мышц рук. Графические диктанты « Домашние животные»

Развитие и тренировка мышц рук. Графические диктанты « Деревья и цветы»

Развитие и тренировка мышц рук. Графические диктанты « Птицы»

Развитие и тренировка мышц рук. Графические диктанты « Овощи и фрукты»

Развитие и тренировка мышц рук. Графические диктанты « Транспорт»

Развитие и тренировка мышц рук. Графические диктанты « Бытовые приборы»

Упражнения на развитие речи – 7 часов.

Три русские народные сказки гнома Забывалки. Три русские народные сказки гнома Путалки.

Три русские народные сказки гнома Загадалки.

Животные в русских народных сказках.

Домик-теремок и репка-сурепка.

Речевые игры. Скороговорки.

Упражнения на развитие логического мышления и памяти – 10 часов

Воспроизведение периодически повторяющегося узора. Мозаика.

Рисование по точкам. Воспроизведение периодически повторяющегося узора с различными цветами.

Продолжение логического ряда. Рисование по точкам.«Восстанови порядок».

Нахождение лишнего слова. Рисование по точкам. «Дорисуй девятое».

Продолжение цепочки слов. Рисование по точкам. «Внимательный художник».

Сравнение предметов. Игра « Найди отличия». Раскрашивание по группам и цифрам.

Игра «Шифровальщик». Нахождение общего названия каждой группе слов. Рисование по точкам.

Игры на сравнение и классификацию.

Упражнения на развитие восприятия и внимания – 7 часов.

Игры на сложение фигур. Мозаика.

Игры с геометрическим материалом

Игры на восприятие времени.

Итоговое занятие. Диагностика, тестирование

6. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем уроков

Планируемые результаты

Дата

предметные

личностные

метапредметные

1

Вводное занятие (1 ч.).

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика.

Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

2

Упражнения на развитие моторики рук – (8 ч.)Графические диктанты

« Дикие животные».

Сравнивать, различать и описывать диких животных; рассказывать о них; отвечать на вопросы.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в ней; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.

3

Графические диктанты

« Домашние животные»

Сравнивать, различать и описывать домашних животных; рассказывать о них; отвечать на вопросы.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

4

Графические диктанты

« Деревья и цветы»

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений.

Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. Оценивать свои достижения на уроке.

5

Графические диктанты

« Деревья и цветы»

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

6

Графические диктанты

« Птицы»

Группировать объекты природы по разным признакам; определять птиц по фотографиям, рисункам; различать их; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

7

Графические диктанты

« Овощи и фрукты»

Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию;; рассказывать (по фотографиям) о овощах и фруктах; обсуждать, чем они различаются.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

8

Графические диктанты « Транспорт»

Рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию;; рассказывать (по фотографиям) о видах транспорта; обсуждать, чем они различаются.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

9

Графические диктанты « Бытовые приборы»

Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

10

Упражнения на развитие речи (7 ч.)

Три русские народные сказки

гнома Забывалки.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить предложения на слова; определять на слух количество слов в предло-жении; выделять отдель-ные слова из предложе-ний.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

11

Три русские народные сказки

гнома Путалки.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов; Соотносить предметную картинку и схему слова.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

12

Три русские народные сказки

гнома Загадалки.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить предложения на слова; определять на слух количество слов в предло-жении; выделять отдель-ные слова из предложе-ний.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

13

Животные в русских народных сказках.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов; Соотносить предметную картинку и схему слова.

Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

14

Домик-теремок и репка-сурепка.

Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков; практически различать речевые и неречевые звуки.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

15

Речевые игры.

Скороговорки.

Составлять рассказ по рисунку и опорным словам; рассказывать о своих отношениях с товарищами; рассуждать о том, как следует вести себя во время игры

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

16

Речевые игры.

Скороговорки.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Объяснять, что такое скороговорка; определять темп и интонационную выразительность чтения.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

17

Упражнения на развитие логического мышления и памяти

Воспроизведение периодически повторяющегося узора. Мозаика.

Сопоставлять части и целое для предметов и действий; описывать про-стой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных выс-казываний; приводить примеры отрицаний.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

18

Рисование по точкам. Воспроизведение периодически повторяющегося узора с различными цветами.

Проводить аналогию меж-ду разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахожде-ние закономерностей, со-поставляя и аргументи-руя свой ответ; дока-зывать свою мысль и свое решение.

Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

19

Продолжение логического ряда.

Рисование по точкам

«Восстанови порядок».

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

20

Нахождение лишнего слова.

Рисование по точкам

«Дорисуй девятое».

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между ними.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

21

Продолжение цепочки слов.

Рисование по точкам

«Внимательный художник».

Концентрировать, переключать своё внимание;

копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

22

Сравнение предметов.

Игра « Найди отличия»

Самостоятельно выполнять задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.

Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

23

Раскрашивание по группам и цифрам.

Решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

находить несколько способов решения задач;

работать в группе.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

24

Игра «Шифровальщик». Нахождение общего названия каждой группе слов. Рисование по точкам.

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

25

Игры на сравнение и классификацию.

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения; пользоваться простыми условными обозначениями.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

26

Игры на сравнение и классификацию.

Концентрировать, переключать своё внимание;

копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

27

Упражнения на развитие восприятия и внимания (7 ч.)

Игры на сложение фигур. Мозаика.

Самостоятельно выполнять задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.

Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

28

Игры с геометрическим материалом

Решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

находить несколько способов решения задач;

работать в группе.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

30

Игры с геометрическим материалом

Проводить аналогию меж-ду разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахожде-ние закономерностей, со-поставляя и аргументи-руя свой ответ; дока-зывать свою мысль.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

31

Игры на восприятие времени.

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, опыта общения с людьми.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

32

Игры на восприятие времени.

Решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

находить несколько способов решения задач;

работать в группе.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия.

33

Итоговое занятие. Диагностика, тестирование

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Использованная литература:

1) «Примерные программы внеурочной деятельности» под ред. В.А.Горского, М. Просвещение, 2014 г.

2) В.Волина «Веселая грамматика»

3) Развивающие игры для младших школьников» -Я., Академия развития,2012

  1. И.Г.Сухин « Литературные викторины для младших школьников». Издательство «Новая школа», 2012 г.

5) Т.В. Башаева « Развитие восприятия у детей», Ярославль «Академия развития», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....