Рабочая программа внеурочной деятельности "Общественно-полезная деятельность"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Ульвачева Светлана Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Общественно-полезная деятельность" направлена на развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.  

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opd_1_klass.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                 Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

        

                                                                       «Утверждаю»    

                                                                       Директор школы  ________Н.И. Гайворонская

                                                               

                                     Приказ № 77   от 01.09.2015 г.

 «Согласовано»

 Зам. директора по НМР

        ________ И.Н. Резник

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 13 от 28.08.2015 г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Общественно-полезная деятельность»

учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны

для 1 «Б»  класса

на 2015-2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

       Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по  социальному направлению «Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»  
  5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.

А также авторской  программы Е.В.Мишневой

Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.  

 Задачи

- воспитание бережного отношения к окружающей среде;

-  выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;

- формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой   деятельности;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 

-  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  1. Общая характеристика учебного курса

Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.

Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.

Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

Занятия по программе внеурочной деятельности «Общественно- полезная деятельность» проводятся 1 час в неделю. На учебный год отводится 24 часа.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

  Личностные УУД

- ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

-коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

-умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- выделение и формулирование учебной цели;

- планирование деятельности для достижения результата.

 Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- разрешение конфликтов, постановка вопросов;

- планирование совместной деятельности;

- управление поведением партнера: контроль, коррекция.

 Предметные УУД:

-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;

-делать выбор  при поддержке других участников группы и педагога;

- систематизировать основополагающие элементы научного знания.

  1. Содержание учебного курса.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1.Охрана природы.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц.

Участие в выращивании рассады цветов.

Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).

2. Работы по благоустройству.

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.

3. Работа для школы.

Дежурство по школе, классу:

- протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;

- соблюдение порядка чистоты в классе;

- уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);

-размножение комнатных растений;

- дежурство по столовой;

- выращивание цветочно-декоративных растений;

Изготовление дидактических материалов;

Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам.

4. Волонтерская работа.

Изготовление игрушек для детского сада;

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.

Формы организации общественно-полезного труда

1.      Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2.      Акция «Птицам - нашу заботу»

3.      Изготовление сувениров

4.      Участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»

5.      Санитарный день в кабинете

  1. Тематическое  планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

1.

11.11

Беседа  «Учеба и труд рядом идут».  

1

Слушают, задают друг другу вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

2.

18.11

Конкурс рисунков, фотографий «Моя милая мама».

1

Выполняют  работу, описывают и зарисовывают портрет мам.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

3.

25.11

Просмотр диафильмов  (о помощи детей взрослым) с последующим обсуждением.

1

Просмотр фильма, с поиском ответов на поставленные вопросы. Затем беседа по этим вопросам. 

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4.

02.12

На радость цветам (вытереть пыль  с листьев цветов, полить растения, стоящие в школьном холле).

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

5.

09.12

Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона.

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

6.

16.12

Мастерская Деда Мороза (изготовление игрушек, елочных украшений для общешкольной елки).

1

Уметь: правильно использовать инструменты в работе; -строго соблюдать правила безопасности труда.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

7.

23.12

Операция «Чистота кабинета». Украшение, оформление классной комнаты к празднику.

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

8.

13.01

Изготовление наглядных пособий для класса.

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

9.

20.01

Мы - часть природы.

Уход за комнатными растениями (удаление сухих листьев, полив).

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

10.

27.01

«Снежная фантазия» - лепка из снега.

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

11.

03.02

Экскурсия в школьную библиотеку.  Ремонт книг.

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

12.

17.02

Изготовление поздравительных открыток для пап.

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

13.

24.02

Изготовление поздравительных открыток для мам.

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

14.

02.03

Утренник  «Мамины помощники – домашние волшебники».

1

Игровая деятельность.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

15.

09.03

Посещение детского сада с подарками, сделанными  руками детей.

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

16.

16.03

Знакомство с трудовой деятельностью людей весной.

1

Слушают, задают друг другу вопросы, участвуют в обсуждении, делают выводы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

17.

Акция «Праздничное настроение» (рисование праздничных листовок, расклеивание их на кабинетах и подъездах).

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

18.

Конкурс рисунков «Чистый город».

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

19.

Операция «Зеленый друг» (озеленение школьного двора).

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

20.

Операция «Чистый двор».

1

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

21.

Экскурсия к памятникам

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

22.

Изготовление поздравительных открыток и сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны.

1

Выполняют  работу, соблюдая технику безопасности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

23.

Озеленение территории.

1

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

24.

Экскурсия на природу.

1

Ориентироваться на практический опыт, полученный в жизни. Анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке, во  внеурочной   деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Личностные: освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного курса

 1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

 9. Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.

10.Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.

11.Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.

12.Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.  

                                 

  1. Планируемые результаты изучения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

• выраженной познавательной мотивации;

• устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

• владеть монологической и диалогической формой речи;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

• расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

• достичь оптимального для каждого уровня развития;

• сформировать навыки работы с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочие программы внеурочной и учебной деятельности

Содержание программы, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на 2016-2017учебный год....