Педагогические находки: формирование наглядного образа числа при помощи точек на фишках домино
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Корнеев Владимир Пантелеевич

В статье представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями, педагогами дополнительного образования или родителями учащихся начальной школы для эффективного формирования у детей наглядного образа числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korneev_statya_5.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические находки: формирование наглядного образа числа при помощи точек на фишках домино

        В статье представлены упражнения, которые могут быть использованы учителем, педагогом дополнительного образования или родителями учащихся начальной школы для эффективного формирования у детей наглядного образа числа.

        При введении каждого однозначного числа можно создавать зрительный образ, используя пластины домино такого вида:

        Важно обратить внимание на то, что данный прием используется многими авторами учебников математики. При чем часто на страницах учебника изображаются именно фишки домино, одна из половин которых пустая; иногда вместо них нарисованы числовые фигуры. На уроке, посвященном введению того или иного числа, важна именно такая модель, т.к. в этом случае в памяти закрепляется целостный образ числа, на основе которого затем будет формироваться знание состава чисел.

        Цели использования фишек домино:

  • формирование умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и множеством предметов;
  • формирование умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и цифрой;
  • осознание различия между такими понятиями, как «число» и «цифра».

        Упражнения

1. На доске учитель помещает изображения множеств каких-либо предметов и фишек домино (в произвольном порядке), на первых уроках одна из половин этих полей – пустая, а затем могут использоваться и другие пластинки. Можно задать какой-либо игровой сюжет. «Ира и Олег достали старую игру домино и решили обозначать фишками количество предметов. Помоги им. Соедини стрелкой фишку с картинкой».

        Подобных упражнений каждый педагог может предложить бесконечное множество.

2. Для следующей группы упражнений необходимо подобрать изображения различных множеств предметов. Ученики должны определить количество предметов и результат показать с помощью домино.

 - Сколько фруктов (кругов, точек, прямых и т.д.) изображено на рисунке? Ответ покажи фишкой домино.

        В этом случае можно использовать индивидуальные наборы пластинок.

3. Эти задания являются вариацией предыдущих. Учащимся предлагается поставить домино под рисунками так, чтобы число на карточке рассказывало, сколько предметов на рисунке.

4. Педагог показывает пластинки домино, а учащиеся должны записать количество точек на них с помощью цифр в тетради, или показать карточки с этими цифрами, или показать другую пластинку с тем же количеством точек.

        В двух последних случаях учащиеся могут выполнять задание по-разному. Если работа проводится на общем пособии, то в этом случае один учащийся выходит к доске, выбирает карточку с цифрой или фишку домино, а остальные оценивают правильность выбора с помощью хлопка в ладоши, «светофора». Могут работать с индивидуальными пособиями (разрезные цифры, домино). А возможно организовать и работу в парах: один показывает домино, а второй записывает (показывает) соответствующую цифру, выбирает фишку.

5. Учитель выставляет в произвольном порядке цифры, а ученики в том же порядке выкладывают фишки с соответствующим количеством очков. Можно организовать и обратное действие: на доске выставляется ряд чисел в произвольном порядке, а ученики выкладывают фишки с соответствующими очками.

        Это упражнение также можно выполнять фронтально, индивидуально и в парах.

        Все представленные упражнения способствуют формированию целостного образа числа. Необходимо, чтобы дети на этом этапе смогли безошибочно узнавать основные образы чисел от 1 до 6. Для того чтобы у учащихся формируется привычка проверять свою работу, важно каждый раз предлагать детям такое задание: «Давайте проверим, считая вслух». При этом сам педагог или кто-то из учащихся ведет указкой по точкам, а остальные считают вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни"

В последние время большинство детей из    категории здоровых переходят в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями, что не позволяет...

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).

  Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения  - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...

Методическая разработка "Три занятия по обучению маленьких детей правильному быстрому счету при помощи точек на фишках домино"

В методической разработке описаны цели, задачи, представлены план и варианты заданий для развития интеллекта у детей раннего возраста. Выполнение заданий совместно с ребенкой способствует развитию пам...

Доклад "Педагогические находки формирования интереса к чтению у обучающихся"

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познав...