Рабочая программа.Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (1 класс)
рабочая программа (1 класс)

Цель рабочей программы коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

« Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»

 ( 1 класс, домашнее обучение)

Составила: Таланова Светлана Павловна.

2018 – 2019 учебный год.

Пояснительная записка.

Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

  1. коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  2. обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  3. формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  4. исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  5. формирование пространственно-временных ориентировок;
  6. формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  7. формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Программное содержание.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

Разделы:

  1.  тактильно-двигательное восприятие;
  2.  развитие моторики, графомоторных навыков;
  3. восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  4. кинестетическое и кинетическое развитие;
  5. развитие слухового восприятия;
  6.  восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  7. восприятие пространства;
  8. восприятие времени.

Раздел «развитие тактильно-двигательного восприятия.» Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» :

  • расширяет двигательный опыт учащихся
  • развивает умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога
  • укрепляет моторик рук
  • развивает координацию движений кисти рук и пальцев.

Раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»: 

  • пополняет и уточняет знания учащихся о сенсорных эталонах.

 Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

 Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» :

  •  формирует у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей в пространстве.

 Раздел «Развитие слухового восприятия»:

  • устранение недостатка слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности.

   

 Раздел «Восприятие пространства» 

  •  устраняет пространственной ориентировки в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.
  •  обучает детей ориентировке в ограниченном пространстве.

 Раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»:

  •  способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.  Особое значение придается развитию осязания. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

 Раздел «Восприятие времени»:

  •  формирует у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. (Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.)

     В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.

 В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся

должны научиться:

  1. ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам;
  2. ориентироваться на сенсорные эталоны;
  3. классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  4. составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам
  5. сравнивать предметы по внешним признакам
  6. самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; практически
  7. целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  8.  определять последовательность событий;
  9. различать противоположно направленные действия и явления;
  10.  ориентироваться в пространстве;
  11.  видеть временные рамки своей деятельности
  12.  выделять признаки и свойства объектов и явлений;

Календарно – тематическое планирование.

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия.

1

Тактильно-двигательное восприятие.

2

Развитие крупной и мелкой моторики.

3

Развитие графомоторных навыков.

4

Кинестетическое и кинетическое развитие.

5

Восприятие формы предметов

6

Восприятие цвета предметов.

7

Восприятие величины предметов.

8

Конструирование предметов.

9

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания)

10

Развитие зрительной памяти.

11

Развитие зрительного восприятия.

12

Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

13

Восприятие времени.

14

Восприятие пространства.

15

Развитие слуховой памяти.

16

Развитие слухового восприятия.

17

Итоговое обобщающее занятие.

Занятие  1.  Тактильно-двигательное восприятие (1 час).

  • Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.).
  • Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных.
  • Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Занятие 2-3.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 

(1,5-2 ч).

        Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога:

  • Графический диктант с усложнённым заданием.
  • Штриховка изображений двумя руками.
  • Совершенствование точности мелких движений рук.
  • Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
  • Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
  • Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения.

Занятие  4.  Кинестетическое и кинетическое развитие (1 час).

  • Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений.
  • Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.)
  • Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Занятие  5-8.  Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 

(4 часа).

  • Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов.
  • Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом.
  • Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов.
  • Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
  • Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту.
  • Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета.
  • Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов.

Занятие  9-10.  Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (2 часа).

  • Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).
  • Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).
  • Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры.
  • Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее).
  • Определение и измерение веса разных предметов на весах.
  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение.
  • Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха).

Занятие  11-12.  Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (2 часа).

  • Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
  • Выделение нереальных элементов нелепых картинок.
  • Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки).
  • Формирование произвольности зрительного восприятия;
  • дорисовывание незаконченных изображений.

Занятие  13.  Восприятие времени (1 час).

  • Последовательность основных жизненных событий.
  • Работа с календарём и моделью календарного года.
  • Определение времени по часам.

Длительность различных временных интервалов.

Занятие  14.  Восприятие пространства (1 час).

  • Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
  • Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате);

Занятие  15-16.  Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа).

  • Различение по голосу ребёнка и взрослого.
  • Формирование чувства ритма.
  • Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона.
  • Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

Занятие  17.  Итоговое обобщающее занятие  (1 час).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс

Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1.  Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 класс

                  Пояснительная записка   Рабочая программа по учебному предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционн...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах

Цели коррекционной работы: Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).Ф...

Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"

Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных  занятий в классах ОВЗ"«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше бе...

Семинар: "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше без помощи учителя»....