«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с первоклассниками с ОВЗ в адаптационный период »
статья (1 класс)

Ладан Рада Олеговна

        

        Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.. Я отчетливо понимаю, что в адаптационный период для первоклассников я обязательно буду использовать элементы сказкотерапии на коррекционных занятиях и элементах урока.  Первый год обучения  ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и  новые контакты, новые отношения, новые обязанности.  Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.  Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Сказкотерапия  как один из видов здоровьесберегающих технологий оказывает благоприятное воздействие на психическое развитие детей с ОВЗ.Исходя из этого, изучив литературу, я решила в  профилактических (коррекционных) занятиях с первоклассниками в период их адаптации к школе использовать коррекционные  сказки  М. Панфиловой  и сказки из сборников С.А.Черняевой

Цели занятий: создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений, помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации; опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения; создать в деятельности ребенка модели учебно-воспитательной сферы.

Моя подборка  включает в себя сказки на решение следующих проблем: принятие новых правил и необходимость их соблюдения, осознание и причины школьных страхов, уверенность и самооценка у первоклассников, как поверить в себя и совершить поступок,неумение общаться в коллективе, непринятие норм и правил, существующих в обществе , различия между людьми не должны приводить к вражде.Статья содержит разработку занятия по знакомству со школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx52.34 КБ

Предварительный просмотр:

  Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе.  Поэтому коррекционная работа в классе для обучающихся с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности.

       Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становится, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка.  Сопереживая, он интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств- самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей  с неизменными во все времена эталонами  добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо.  С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.  Кроме того, сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии- необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия.

        В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам. Дети, имеющие серьезные проблемы и нарушения в развитии, наиболее легко воспринимают сказку. Именно поэтому сказка призвана помочь ребёнку понять «законы» окружающей действительности. Осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира ребёнку с ОВЗ проще через сказку. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картинку мира. На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации, и действовать определенным образом.

        Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.  По определению Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессия), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные  программы, не меняя их содержания. За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных). Поэтому я считаю, что сказкотерапия  наиболее эффективна в обучении детей с ОВЗ.

        Сказкотерапия  интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий. И самое главное, занятия по этой методике можно построить на принципе мультисенсорности, т. е. вести работу со всеми органами чувств. И это очень важный фактор при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У каждого ребёнка свой ведущий канал восприятия информации – зрительный, слуховой или тактильный, поэтому он воспринимает мир с позиции своей ведущей модальности. Ребёнок с ведущим зрительным анализатором ориентируется в основном на то, что видит и может вас «не услышать», это касается и слабослышащих детей, а ребёнку с ведущим слуховым каналом восприятия необходимо всю зрительную информацию озвучивать. Ребёнок с ведущими тактильными ощущениями или ребёнок с ограничением по зрению хочет до всего дотронуться. Поэтому занятие нужно разработать так, чтобы шла мультисенсорная работа – слуховая информация подкреплялась зрительной и тактильной и наоборот. Все свои ощущения и образы дети не только оговаривают и озвучивают, но и рисуют их, лепят, делают пантомиму ощущений, поют и т.д. Если  говорим с детьми о чувствах, которые присутствуют в сказках, то можно «попробовать» их на вкус, запах, а также определить его цвет, звук и т. д. В восприятии детей доброта становится мягкой, сладкой, розовой, с запахом вкусного торта, а грубость – твёрдой, горькой и чёрной и т. п. Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего или потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном.

В этом учебном году у меня будет 1 класс, в нем будут учиться обучающиеся с ОВЗ. Я отчетливо понимаю, что в адаптационный период для первоклассников я обязательно буду использовать элементы сказкотерапии на коррекционных занятиях и элементах урока.  Первый год обучения  ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и  новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется  режим дня, требуется  мобилизация всех  сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.   Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

  Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.  Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Сказкотерапия  как один из видов здоровьесберегающих технологий оказывает благоприятное воздействие на психическое развитие детей с ОВЗ. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Так как в сказке всегда добро побеждает зло, дети очень любят сказки, сказка дарит ребенку мечту, волшебную страну, где сбываются его желания. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка. При помощи сказки мы можем решить самые разные задачи: гармонизация эмоционально – личностного развития каждого ребенка, формирование умения говорить о своих чувствах, выражать и разделять их с другими.

Игровая деятельность с элементами сказкотерапии учит детей придумывать свои сказки, переживать  за героев, выражать  свое мнение к происходящему, рассказывать сказку от лица сказочного героя, отгадывать сюжет или героя.

Исходя из этого, изучив литературу, я решила в  профилактических (коррекционных) занятиях с первоклассниками в период их адаптации к школе использовать коррекционные  сказки  М. Панфиловой  и сказки из сборников С.А.Черняевой

Цели занятий: создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений, помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации; опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения; создать в деятельности ребенка модели учебно-воспитательной сферы.

Моя подборка  включает в себя такие сказки :

  1. Проблема-принятие новых правил и необходимость их соблюдения

Сказка «Создание "Лесной школы"»

Цель - помочь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, ввести ребенка в школьную жизнь через сказку

     2) Проблема- осознание и причины школьных страхов

           Сказка «Смешные страхи»

     Цель- создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства      защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь

    3) Проблема- уверенность и самооценка у первоклассников.

          Сказка «Роза и ромашка» (А .Скуратова)

Цель- создание доброжелательной атмосферы как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе, адекватной самооценки

Вопросы для обсуждения: Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «все цветы хороши по-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей?

4) Проблема- как поверить в себя и совершить поступок

Сказка «Случай в лесу» (А. Скуратова)

Цель- создание доброжелательной атмосферы как необходимого условия для развития у детей веры в себя, умения действовать самостоятельно

Вопросы для обсуждения: Почему Зайчонку было плохо и грустно? Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

5)  Проблема- неумение общаться в коллективе, непринятие норм и правил, существующих в обществе

«СКАЗКА О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ ИГРАТЬ»

Цель- развитие межличностных отношений, умения общаться между собой и приятие социальных норм, анализировать детские страхи.

6) Проблема- различия между людьми не должны приводить к вражде

 Сказка « Хвосты»

Цель- корректировать  агрессивное  поведение, конфликтные  формы  поведения в коллективе, межгрупповые конфликты.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева разработала структуру коррекционно - развивающего сказкотерапевтического  занятия.

1.Ритуал "входа" в сказку (настрой на совместную работу, любое "сплачивающее" упражнение).

2.Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).

3.Расширение (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки).

4.Закрепление (приобретение нового опыта; игры; символические путешествия).

5.Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6.Резюмирование(обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).

7. Ритуал  "выхода" из сказки  (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения.

Перед началом цикла занятий необходимо провести диагностическое обследование детей. В качестве диагностического материала могут быть использованы: ознакомительная беседа; методика "Беседа о школе" (автор Т.А. Нежнова); методика "Определение мотивов учения" (автор М.Р. Гинзбург); беседа "Готов ли ребенок к школе" (определение школьной зрелости).

Я попыталась разработать план-конспект  1 занятия по данной теме.

. Занятие "Создание Лесной школы"

Цели: знакомство со школой, школьными атрибутами через сказку; развитие интереса к школе; расширение социальных представлений детей о школе; формирование положительного образа школы; развитие экспрессивной грамотности детей через исполнение этюдов и наблюдение эмоциональной экспрессии у других детей.

Ход занятия:

 1.Ритуал "входа" в сказку (настрой на совместную работу)

Все приветствуют друг друга.  Игра "Свеча доброты и радости". Дети встают или садятся в круг и передают по кругу светодиодную свечу, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева. «Давайте поделимся друг с другом радостными чувствами…» ( у меня сегодня радость потому, что…)

2 Определение темы занятия

Педагог: Дети, мы сегодня отправляемся в сказку. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы, послушав его, узнаете, о чем будет эта сказка.

Мы заходим в первый раз                                                                                                            

В  наш просторный светлый класс.

Ровно выстроились парты,

Всюду книги, всюду карты.

Все здесь для ученика:

Стенды, глобус и доска.

Мы пришли сюда учиться,

И сияют наши лица.

Ну, смелей, заходим в класс!

Он уже заждался нас.

3 Знакомство со сказкой (читает учитель)

Да, это сказка о школе. Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у него были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя.

В процессе чтения сказки идет беседа и анализ содержания сказки

-А кто такой учитель? Чем он занимается?

-Упражнение "Что такое школа?", беседа

Педагог задает детям вопросы:

•        Что вы знаете о школе?

•        Какой праздник бывает 1 сентября?

•        Хотели  ли вы пойти в школу?

Педагог: Как Ежик сюда попал, он и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, знал теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки. Очень ему нравилось, как проходили уроки. Вместе с детьми он учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

-Упражнение "Самое-самое в школе" (Дети придумывают, что в школе самое интересное, скучное, радостное, трудное, грустное)

Педагог: И мечтал Ежик о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. И вот он стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников.

-Развивающая игра "Школьные принадлежности"(Ребятам нужно вспомнить школьные принадлежности и изобразить их, можно поиграть в Мемо- парные картинки)

Педагог: В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки Сторож-Крот.  – Ведь в школе не играют, а учатся! Сорока важно ответила: – Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки. – А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивился Крот. – Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок – значит, пора на урок.  А если на уроке звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока. – Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок? – Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока,  – ответила Сорока. – Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники. – Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот. – Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока. – Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое. Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен. – В школу, в школу! – шепчет березка.

4  Резюмирование

-Что вы узнали о школе? Для чего вы ходите в школу? Что самое интересное для вас в школе? Какими бы вы хотели стать учениками?

5  Ритуал прощания со сказкой (Рисование "Каким я вижу себя в школе"), выставка рисунков

Литература

Панфилова. М.А.  «Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / Москва: Сфера, 2002. – 96 с.»

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2001.

Черняева С. А. « Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002»

Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»  Изд. «Речь» С – Петербург 2001

Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития  // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.

Приложение

Сказка «Создание "Лесной школы"»

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники- книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

- Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в школе не играют, а учатся! Сорока важно ответила:

- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.

- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

- Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока,- ответила Сорока.

- Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.

- Так наши ребята- зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.

- Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

- Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое. Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

- Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

- В школу, в школу! - шепчет березка.

Сказка «Смешные страхи»

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом. Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе. Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками. Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж. Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место.

- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес

Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.

- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель. - Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

- А что еще рассказывал твой братишка про школу? – продолжал спрашивать Еж.

- Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете. Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.

- Очень! - радостно ответил Зайчонок.

- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха. После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть. Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди  всех.

Сказка «Роза и ромашка» ( А. Скуратова)

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта — стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин по-ливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,— думала ромашка. — Оказаться бы мне на ее месте»,— не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек. Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

Сказка «Случай в лесу» (А. Скуратова)

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-единственный друг — Барсучонок. И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Не когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи. А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом, вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен! Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

«СКАЗКА О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ ИГРАТЬ»

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина Да, конечно, имя его было просто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал никаких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что другие дети В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-вредина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался. «Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, - думал Петя, - у меня будет что-нибудь такое, что они сами запросятся поиграть, а я еще подумаю. А это будет...будет...» И Петя представил себе замечательное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные с крепкими копытами, голов было две - обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

-  Меня зовут Единорог-семь колокольчиков, - сказало чудесное животное, -дай я тебя покатаю. Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом-семь колокольчиков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до свидания». И на следующий день во дворе его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показывал ему фокусы. На следующее - быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредности А еще на следующий день Петя-вредина вспомнил про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко оставлю их в покое, - мечтал Петя, - я придумаю такое ..» И придумал. Новое животное было очень страшным: с красной гривой, пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.-  Что ты здесь торчишь? - закричал на него Петя. - Ты ребят ищи!-  Во-первых, - визгливым голосом проверещало животное, - не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я никого искать не собираюсь. Ты меня придумал и тебе самому придется со мной играть. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь, - заявило Опудало, - то я тебя просто съем.-  Ну ладно, - испугался Петя, - скажи, как ты хочешь играть. И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по команде чудовища, надеясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу: «Ты что это такой невежливый? Если ты не скажешь «до свидания», я тебя проглочу!» И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее утро тоже. А вечером сказало: «А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью - то-то будет весело» Петя взмолился: «Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помещение, подожди до завтра». «Ишь какой! - возмутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом, - Смотри мне, только до завтра». Грустно поплелся домой Петя - ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать. Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудовище, которое могло бы победить жуткое Опудало. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы опять появились Единорог-семь колокольчиков, Зме-елев и Свинслик, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хотел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем помогут ребята, тоже не знал. На какое-то мгновение пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму? Дальше Петя думать не стал - Опудало просто нельзя пускать домой. «Может быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда - пусть только исчезнет страшная выдумка. Но ведь это я выдумал Опудало, - устыдился вдруг Петя. - Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог придумать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом».-  Еще чего, - снова возник в его ушах визгливый голос, - мы с тобой одно, будем жить вместе и все будут нас бояться.-  И мама тоже?-  А что такое мама? У...маменькин сыночек!-  Ты не смеешь оскорблять мою маму!-  Я все смею. Я - это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверно, да, ведь я не хотел играть с Опудалом - оно меня заставило. И ребята не хотят со мной играть. Но, может быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей - добрых и веселых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, -пообещал сам себе Петя. - А что делать сейчас?!» И Петя решился: если я хочу исправиться, я начну сейчас - я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему помещение, а скажу ему так: «Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими - такими, чтобы с нами хотели играть». Петя очень боялся, но понимал, что другого выхода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу. Во дворе никого не было.

Сказка « Хвосты»

В лесной школе учились разные звери: Белка, Заяц, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, но быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Заяц случайно наступил Белке на хвостик. Раздался громкий крик.Белка заплакала, а Заяц извинился дрожащим голосом:

- Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.- Нет, не прощу! - с обидой ответила Белка.- Но почему? - испугался Заяц.- Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты...завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!- Это неправда! - закричал Заяц. - Я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.- Но ведь у Белки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Заяц. Признайся в этом! - вмешался Лисенок.- Зайцу не нужен длинный хвост, - пытался убедить всех Медвежонок.- А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался, - в один голос крикнули Белка с Лисенком. Начался настоящий спор. Все звери защищали только свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел Учитель-Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.- Что случилось? - спросил Учитель. - Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?- Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, - сказала Белка.- И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, -произнес Медвежонок.- Так вас поссорили хвосты? - удивился Еж.- Мы не дружим с бесхвостыми! - крикнул Лисенок.- А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся "хвостатые" и "бесхвостые"? –неспеша, продолжал Еж. - Но только вы неправильно поделились.

- Почему? - возмутились звери.- Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. – Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. - И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки. Все зверята молчали. Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белка теперь не играла с Зайцем, а Медвежонок уже не помогал "хвостатым". Продолжали звучать насмешки и обидные прозвища. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами. Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание, и слышался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошеные гости. "Неужели я живой?!! - подумал Волчонок.- Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?" Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. "Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?" - с этими мыслями Волчонок заснул...В этом месте прервите сказку. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе. - Иди к нам! - позвал друга Лисенок. Опустив глаза, Волчонок сел к "бесхвостым" зверям. В классе наступила тишина. "Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? - подумали ученики. - "Неужели с ним случилась беда?" В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.- Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.- Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? - спрашивал учеников Учитель.- Мы хотим, чтобы в Лесной школе все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, - ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним.- Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! – улыбнулся Учитель и торжественно произнес: -Так тому и быть! "Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга", - думали звери, играя друг с другом и принимая всех такими, какими они были.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников...

План - конспект и презентация мастер класса "Кластер как один из эффективных методов "Критического мышления".

Кластер – графическое оформление исследуемого материала. Благодаря кластеру происходит систематизация знаний, навыков и умений. С кластером можно работать на протяжении всего урока. Он охватывае...

Методическая тема: « Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу».

      Учитель: Шатохина М. В. первая квалификационная категорияТема:     « Дидактическая игра на уроках русского языка как один   из эффективных мет...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...

Кейс-метод как один из эффективных методов развития функциональной математической грамотности

Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе...

Рекомендации родителям первоклассников по процессу адаптационного периода

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание....

Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой...