Сказкотерапия как один их эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
методическая разработка (2 класс)

Обобщение опыта работы с авторской дидактической сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx59.06 КБ

Предварительный просмотр:

1.Наименование опыта.

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ в начальной школе»

 2. Условия возникновения и становления опыта.

Дидактические сказки — это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения сказки, выполняющие функции наставления, поучения.

   По словам святителя Тихона Задонского, «из всех наук самая главная — познание своей души». [15, с.159]

Познание своей души — наука необходимая и не всегда легко достижимая. По мнению К.-Г. Юнга, известного психолога, родовая память, как и память индивидуальная, передаётся генетически, то есть наследуется. [7,с.148]

Другими словами, в подсознании новорождённого уже заложены такие информационные блоки, как «голос совести», «табу» [чего надо опасаться или избегать человеку], то есть наши предки постарались таким путём обезопасить нас от духовно-нравственных падений и физических страданий, от страстей и смерти. Одно проблематично: а слышит ли дитя этот голос предков?

Авторская сказка прежде всего призвана воздействовать на душевность человека, то есть на его память, мышление, чувства, эмоции, мотивацию деятельности, воображение и творчество. Но нельзя  недооценивать и действие на подсознание.  Авторская дидактическая сказка менее метафорична, чем народная, но она более доступна сознанию из-за её современности, более чувственна из-за вложенных в неё чувств автора, а потому и более приемлема для использования в духовно-нравственном становлении личности ребёнка. Если в народной сказке почти всегда добро и зло находятся на разных полюсах нравственности и её прямолинейного понимания, то в дидактической сказке — всё, как в жизни. Чёрно-белое перемежается с разноцветным, серым, а порой и с золотым. Добрый человек вдруг оступается и совершает проступки, за которые его совесть корит его до конца жизни. А бывает иначе: человек бессовестный и жестокий вдруг становится совестливым и добропорядочным.  Всё дело в этом «вдруг».

«Сказка - это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками», - писал психолог-исследователь А.И. Захаров в книге « Предупреждение отклонений в поведении ребёнка». [31,с.12].

Отличие авторской сказки от народной ещё и в том, что авторская сказка, более трепетна, образна, чем народная. Авторская сказка оказывает на ребёнка своеобразное воздействие: она помогает осознать своё внутреннее переживание. Негативный жизненный сценарий складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство одиночества и «нелюдимости» выбрало из сказки проблемный момент для своего усиления? Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки. Эти рекомендации даны учёным-исследователем, института сказкотерапии в Санкт-Петербурге Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой .

Авторская сказка, прежде всего, призвана воздействовать на душевность человека, то есть на его память, мышление, чувства, эмоции, мотивацию деятельности, воображение и творчество Но нельзя недооценивать и действие на подсознание

Сказка - это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками.

Авторская сказка, наряду с игрой выполняет важную роль в развитии воображения — психического процесса, без которого невозможна ни умственная, ни любая другая творческая деятельность, которую особенно важно развивать у детей с ОВЗ.  С помощью воображения происходят мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача—представление ожидаемого результата до его осуществления. Восприятие сказки способствует познанию ребёнком объективной действительности. Эстетическое восприятие требует, чтобы слушатель сказки или читатель как-то вошёл внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действии героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность расширяет духовную сферу жизни ребёнка и имеет значение для «упражнения» в духовно-нравственном становлении личности. В процессе слушания сказки у ребёнка формируется новый вид внутренней психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а без этого умения невозможна никакая творческая деятельность.

   Технология авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста использует сказку для: передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; восстановления связи с родовой и семейной памятью; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности.

   С 2017 года в моём классе обучаются дети с ОВЗ. Я преподаю авторскую дидактическую сказку по разработанной Коротковой Л. Д технологической модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с помощью авторской дидактической сказки позволяет педагогу содержательно и методически грамотно построить работу с детьми, опираясь на преемственность в деятельности ДОУ и начальной школы. Предлагаемая технология обеспечивает эффективность реализации программы духовно-нравственного воспитания школьников средствами авторской дидактической сказки.

  1.    Актуальность и перспективность опыта.

  Сегодня сказкотерапия - это инновационная технология, целью которой является и духовно-нравственное становление личности. Следует обратить внимание и на то, что работа по сказкотерапии по причине специфики её использования может быть с успехом использована не только в ДОУ и школе, но и в семье.

А это даёт возможность целенаправленно осуществлять духовно-нравственное воспитание и детей, и их родителей одновременно

Дети, по словам свт. Тихона Задонского, «могут быть и ангелами, и дьяволами, всё зависит от воспитания». В современных условиях однодетной семьи, отсутствия в большинстве семей представителей старшего поколения (бабушек и дедушек), в силу чрезмерной занятости родителей добыванием материальных средств для семьи возникает насущная потребность в просветительстве родителей, возвращении их к традициям духовно-нравственного воспитания. И здесь сказкотерапия может сыграть позитивную роль, тем более, из-за своего коррекционного характера. А корректировать, исправлять есть что[24, c.170]

 Знакомство с авторской сказкой приводит ребёнка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает ему принять более высокие, духовно-нравственные их мотивы. Ребёнок может осмыслить и эмоционально пережить события, в которых он не принимает непосредственного участия, но которые он воспринимает в сказке. Многие слова и поступки героев через сказку доходят до сознания ребёнка и глубоко его трогают.

Таким образом, под влиянием художественного повествования у ребёнка с ОВЗ возникают не только новые представления о тех или иных жизненных явлениях, но меняется и отношение к ним, что способствует повышению уровня его самосознания, выработке более нравственных форм поведения, преодолению негативных стереотипных поведенческих реакций в различных ситуациях и как итог - духовно-нравственное становление личности, способной общаться с окружающим миром, и его обитателями.

Как уверяют психологи, доказана действенность трех возможных путей «оживления» родовой памяти в подсознании человека:

-человеческие сны (которые, к сожалению, чаше всего недоступны по причине потери духовности из-за греховности рода человеческого);

-гипноз , вводя человека в гипнотическое состояние, экспериментатор не только и не столько «связывает» реципиенты  его «предками», сколько сознательно или бессознательно вводит человека в заблуждение. Такие люди во временам Домостроя» назывались «обавницами» — от слова «обаять», в значении: очаровывать, соблазнять);

-сказка, которая легко и свободно достигает как сознания ребёнка, так и сферу его бессознательного].

Авторская сказка менее метафорична, чем народная, доступна сознанию из-за её современности, более чувственна из -  за вложенных в неё чувств автора, а потому и более приемлема для использования в духовно-нравственном становлении личности  ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

Если в народной сказке почти всегда добро и зло находятся к; разных полюсах нравственности и её прямолинейного понимания, то в авторской сказке всё как в жизни: чёрно-белое перемежается  разноцветным, серым, а порой и с золотым. Добрый человек оступается и совершает проступки, за которые совесть корит, аж до конца жизни. А бывает иначе: человек бессовестный и жестокий вдруг становится совестливым и добропорядочным. Всё дело в этом «вдруг».

В народной сказке это «вдруг» — чудо в чистом виде. Вспомню лягушка превращается в человека и обратно — а виной тому К» бессмертный. Щука, говорящая человеческим голосом, исполнят любое желание «по щучьему велению». В авторской сказке у  Г.Х. Андерсена разморозить Кая и вернуть ему человеческое сердце Герда смогла лишь с помощью молитвы «Отче наш», о какой веских переводах не было и упоминания. Да, усилия Гердой прилежны, она прошла через череду испытаний, но ни слезами, ни самоотверженностью, ни своей любовью только она смогла его спасти, как ещё ярче показать ребёнку значимость и назначение молитвы: просить помощи у высших сил, если человеческих не хватает?

В программе «Духовно-нравственное воспитание средствами  авторской сказки» автор предлагает, например, сказку «Афоня -  блин». (20, с.7) Сказка эта о такой нашей беде, как сквернословие. Русская пословица «От гнилого сердца и гнилые слова» недалека от истины. Понять гнусность скверных слов ребёнок может  не всегда, но он чутко чувствует реакцию окружающих на сказанное им выражение и старается как можно чаще его повторять, чтобы вызвать у родителей смешанные чувства стыда, растерянности, а то и явного смеха. Сказка может дать в этой беде помощь, и не только ребёнку, но и его родителям.

 Главное — донести до близких людей мысль: «Ведь то, о чём говорят уста, зависит от состояния сердца, либо от избытка сердца говорят уста».

  1. Ведущая педагогическая идея

   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в духовно-нравственных рассуждениях ля детей с ОВЗ  на предлагаемые темы по содержанию сказок и рассказов, становятся со временем привычными после чтения или слушания литературного материала. У детей создаётся потребность вслух проговорить свои недоумения и вопросы, обсудив их не с кем-то чужим, а с собственными родителями. Это сближает, создаёт у ребёнка ощущение защищённости,  а также мудрости взрослых членов семьи.

В авторских сказках зло заключено не в самом человеке, a в проступках и опрометчивых словах. Человек — не носитель зла, а его жертва, а значит, он нуждается не в осуждении, а сочувствии, помощи. Может ли ошибиться и поступить плохо хороший человек? Может ли добрый человек кого-то обидеть зря? Может ли поступить опрометчиво, прислушавшись к несправедливому мнению окружающих? А ведь для другого это — нечаянная обида, слезы, крушение надежд, ссора с близкими или друзьями. Вот и получается, что с каждым из нас может произойти что-то подобное.

  Сказка даёт возможность обо всём этом доверительно поговорить, порассуждать, не переходя на личность спрашивающего, как бы о сторонней судьбе, чужом человеке, просто герое сказки или сказа. А вопросы у детей и подростков после чтения таких сказок глубоки и часто не предусматривают однозначного ответа. Здесь понадобится «разговор по душам», примеры из жизни окружающих людей, просто жизненные истории, знакомые родителям иди педагогу.

  1. Теоретическая база опыта

   Авторская сказка, предлагаемая вниманию родителей и педагогам  по программе : «Духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки» даёт возможность, что называется, «зрить в корень», видеть истинный смысл слов, а слово — это особый дар Божий, с помощью которого мы выражаем наши мысли. Призыв к ослушанию даже  в шутливой форме — это ли не повод, чтобы не читать её детям?[20, c.9]

К примеру, слово «страсть» в «Славянорусском корнеслове»[ 20,c.10] даётся в цепи с другими, однокоренными словами, но каков смысл этой цепи?!

Первое сотрясение называется страсть, второе — страх, третье — страдание.

И сразу многое становится понятным, к чему в результате приводит страсть, через что приходится пройти, и что страсть даёт человеку в итоге. Или, к примеру, цепочка слов от иного корня: лик, лицо, личина. А слово «стыд», к примеру, от слова «студ» [так писали это слово прежде], а происходят они от слова «стужа». Однако оттого же корня и застенчивость.

Не случайно и выражение «мысль пришла в голову». Значит, мысль к человеку приходит извне? Это подтверждают и святые отцы, говоря, что за мысль человека винить нельзя, поскольку она приходит к нам либо от Господа, либо от сатаны. А вот сам человек волен: какую мысль ему принять, а какую сразу отвергнуть, не развивая её в своём разуме.

   Работа с авторскими сказками даёт возможность поговорить с ребёнком с ОВЗ  о языке, о мысли, проследив эту удивительную свежую  мысль — слово — поступок. Или, например, слово «прости». Ведь для многих, даже взрослых людей, сказать «прости меня» бывает сверх возможностей. Что-то есть в этом выражении, заставляющее человека переступить через свою гордыню и тщеславие. А ведь слово «прости» — это нечто иное, как «опростай», освободи меня от наказания или гнева твоего. Вот почему вовремя произнесенное «прости» освобождает душу и обидчика, и обиженного.

Часто родители, прислушиваясь к советам педагогов, пытаются соединить две разные и часто взаимоисключающие формы работы с книгой: семейное чтение и скорость чтения, заставляя детей младшего школьного возраста читать вслух предлагаемые сказки в ускоренном темпе — на время. Безусловно, важно научить детей осмысленно воспринимать читаемый текст, задумываться над каждым словом, логично формулировать вопросы и отвечать на них, пересказывать полюбившиеся сказки.

Авторская сказка позволяет творчески осуществлять выбор методов и форм духовно-нравственного воспитания. Они, как правило, исходят из содержания сказки.

Многие сказки требуют диалоговой технологии. Здесь педагогу потребуется его способность к проблемному обучения, поскольку все вопросы, задаваемые детям, не должны быть направлены на репродуктивное воспроизведение текста, но только проблемными: почему, зачем, с какой целью, каким образом, что было бы, если...

Цели диалогической технологии в духовно-нравственном воспитании в целом достаточно ясны:

- развивать способность к самостоятельному установлению причинно-следственных связей духовно-нравственных явлений, имеющих место в жизни и в сказке;

- уметь в тексте литературного произведения вычленять главное, значимое для самого себя;

- сравнив сказочные события со своими мыслями и чувствами, определить оптимальный путь решения проблемы и найти наименее травматичный для себя и окружающих выход из проблемной жизненной ситуации;

-        понять логику последствий принятого решения для самого человека, для окружающих людей и для потомков.

В работе с авторской сказкой, таким образом, широко используется проблемное обучение, поскольку каждая из предложенных сказок вовлекает читателя и слушателя в решение проблемных ситуаций. А поскольку в сказках образно воссоздаётся человечески жизнь, поступки, слова и мысли героя, то разговор получается интересным не только для детей старшего школьного возраста, но и для воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

И.А. Макарова советует в связи с этим при формулировании вопросов помнить педагогические задачи:

- сформулировать первоначальные и доступные детскому пониманию знания о духовных ценностях и основных категория, духовности;

- создать условия для приобретения учащимися опыта нравственного поведения и соотнесения своих поступков с духовностью как категорией. [8, с.172]

На первом, познавателъно-мотивационном этапе работы с авторскими сказками большое внимание педагог должен уделять приобретению детьми базисных знаний о духовности и нравственности через сказки, сказы, рассказы, а также формировать у детей интерес к духовным и нравственным проблемам и способствовать  формированию личностного отношения к данной литературе.

На эмоционально-оценочном этапе основное внимание педагога должно быть уделено формулированию детьми своего личностного отношения к категориям духовности и нравственности. Это характерно для детей основной школы (5-9 классы). Если на первой этапе дети получают базисные знания по проблеме, например:«Бережёного Бог бережёт» или «Экология природы — экология душ» то на втором этапе дети должны иметь возможность реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к  семейным и духовным ценностям.

Основными компонентами модели технологии авторской дидактической сказки являются: содержательный, целевой, субъектный и результативный.

Содержательный компонент предусматривает определение:

-дидактического и воспитывающего потенциала авторской

-методологического средства комплексного воспитания детей;

-законосообразной деятельности субъектов; особенностей дидактической сказки;

средств и форм работы;

- поэтапного овладения смысловым содержанием духовно-нравственных ценностей и понятий (познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностногоэтапов);

- методов и приёмов работы;

- специфики использования авторской дидактической сказки в ДОУ, начальной школе и семье.

Целевой компонент предусматривает следующие составляющие:

-формирование духовно-нравственных ориентиров;

-усвоение детьми духовно-нравственных ориентиров;

-понимание и осознание сути нравственных поступков в целях мотивации собственного поведения;

-формирование направленности, силы и устойчивости мотивов поведения;

-стремление через подражательность понять и осознать суть нравственных поступков;

-формирование творческих и общественно значимых потребностей ребёнка;

-развитие творческих способностей детей в речевой и поведенческой сферах;

-социализация, формирование позитивных межличностных отношений, толерантности;

-создание условий для свободного саморазвития личности каждого ребёнка;

-потребность совершать поступки, согласуясь с духовно-нравственными потребностями общества;

-коррекция повеления детей в случае педагогической необходимости.

Субъектный компонент определяет участников процесса:

- дети: воспитанники ДОУ, учащиеся начальной школы;

-педагоги: воспитателя ДОУ, учителя, классные руководители, воспитатели, работники детских библиотек;

-Семья: родители, близкие люди, прародители — бабушки и дедушки;

Результативный компонент обеспечивается соблюдением:

а) принципов:

-гуманизма и уважения человеческого достоинства ребёнка;

-доступности и наглядности;

-учёта индивидуальных особенностей детей;

-        комплексности, целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса;

- единства требований семьи и школы; учета семейных и народных традиций.

б) педагогических условий и организационных норм:

-связи с жизнью;

-учёт возрастных возможностей детей;

-педагогическое руководство;

-побуждение детей к самостоятельной активности;

-поэтапное использование авторских дидактических сказок в

работе;

-        побуждение детей к принятию решений и самостоятельному нравственному выбору;

-преемственность в работе ДОУ и начальной школы;

-формирование чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия;

-рефлексия субъектами полученных результатов;

-обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей детьми;

-личность самого педагога, отвечающего высоким духовно-нравственным требованиям;

-обоснованность выбора литературного материала обстоятельствами жизни.

Писатель К.И. Чуковский высказался более определённо: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою – либо ценою воспитать в ребёнке человечность — эту дивную силу  человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою» [17.c.144]

Известно, что сказки, как и сновидения, в некотором смысле обрашаются непосредственно к механизмам бессознательного. В этом их  большая сила. И в то же время это художественные тексты, которые  доставляют при чтении и слушании эстетическое удовольствие. Проходит время, и сказки становятся другими, в особенности авторские. Не может всё вокруг меняться, а сказка оставаться прежней.

6. Новизна опыта

Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности – как основной признак, симптом умственной отсталости – и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

      Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), она решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

         Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

         Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы  те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижаются процессы воображения и мышления.

  1. Технология опыта

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.

 Основной целью сказкотерапии является:

Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Сказкотерапия способствует выполнению ряда функций такой компетентности:

а)умение выбирать соответствующую информацию для пост-
роения нового действия (ум);

б)для пользования знаниями, извлечёнными из успехов и не-
удач (ум и чувства);

в)для выбора возможных альтернатив (ум, чувства, воля);

г)для глубокого, широкого взаимодействия с окружающим ми-
ром (ум, чувства, воля).

Используя приёмы сказкотерапевтической психокоррекции, педагог получает возможность не только снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и помочь ребёнку обрести уверенность, а также связанные с ней переживания и образцы поведения.

Психологи утверждают: сказка способна помочь ребёнку избавиться от тревожности, страхов, агрессивности и нелюбимости. Сказка отогревает душу ребёнка, вселяет веру, надежду, уверенность. Что счастье возможно, но при условии... И об этом важном условии надо говорить отдельно. Условие это — исполнение заповедей, важно лишь выбрать для себя путь истины.

Педагогам, начинающим работу с использованием сказкотерапии в детском саду или начальной школе следует прежде всего уяснить для себя следующее:

- сказки описывают глубинный человеческий опыт преодоления кризисов и страхов, выполняя сегодня роль древних ритуалов, то есть, готовят ребёнка к кризисным переживаниям;

- поскольку сказка воздействует на подсознание человека, то она позволяет активизировать физиологические механизмы, отвечающие за адаптацию человека к стрессу;

- каждая сказка имеет в себе информацию о типе дезадаптации и способе переживания определённого кризиса.

Следует объяснить родителям, что:

- выбор сказки, безусловно, зависит от мироощущения родителя, однако ориентироваться при этом надо на психологическую проблему ребёнка [или учебной группы];

- до начала работы со сказкой следует выявить проблему ребёнка и ознакомить родителей с ней, обозначив направление работы по устранению выявленных у ребёнка нарушений в эмоциональной или поведенческой сфере;

- объяснить, в чём смысл работы, не навредит ли она их ребёнку, поможет ли разрешить проблему, мешающую развитию ребёнка.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предупреждает педагогов и психологов о том, что главное для родителей — понять и принять, что за проблема у их ребёнка, понять его поведение. А для этого надо доступно объяснить родителям, что причина, которая привела к нарушению у ребёнка, может привести к рецидиву, если её вовремя не устранить. Сориентировать родителей на то, чтобы они оберегали ребёнка от разнообразных стрессовых воздействий. [32, с. 19]

В своей работе использую следующий алгоритм работы с авторской дидактической сказкой:

  1. Чтение сказки и её анализ-разбор педагогом.
  2. Формулирование целей работы с детьми с ОВЗ

Поэтапное планирование работы:

—        на познавательно-мотивационном этапе: вопросы к детям

- приобретение базисных знаний о духовности и нравственности, обогащение впечатлениями; предоставление возможное и следовать за героем сказки;

На эмоционально-оценочном этапе: вопросы на формулирование личностного отношения к категориям духовности и нравственности; развитие творчества в речевой, игровой, изобразительной и др. видах детской деятельности;

На деятельностном этапе перевод духовно-нравственных знаний в потребности за счёт драматизации сказочных событий; вопросы и задания для младших школьников по формулированию внутренних потребностей, смысла и оценки действий героя через коллективные формы работы.

Другими формами моей работы с детьми с ОВЗ  и их родителями после чтения авторских сказок являются:

-ведение дневника на основе прочитанного;

-создание семейного альбома;

-беседы и консультации для родителей;

-совместное с родителями выполнение детьми задания «сказка развивает руки»;

-сбор пословиц и поговорок по теме сказки;

-иллюстрирование сказки;

-анкетирование родителей по проблеме семейного чтения;

-родительские собрания на темы духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки, предложенные в книге: «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки». [20, с.5],

-тематические вечера для детей и их родителей; «За чашкой чая»;

-спектакли по сказкам и т.д.

 Итог моей работы со сказкой в форме:

-  выставок поделок,

- рисунков,

 - результатов собственного сочинительства,

  - показа спектаклей и др.

 Становится очевидным, что формы организации работы с использованием авторской дидактической сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это — фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с ребёнком; в работе с младшими школьниками — уроки внеклассного чтения, факультативные занятия, классные часы, воспитательные и развлекательные мероприятия, организация выставок рисунков и поделок по содержанию сказок. При этом целесообразно использовать формы обучения двух видов: повествовательные (чтение текста сказок) и вопросительно-ответные (диалогические).

Методы, используемые для работы с авторской дидактической сказкой духовно-нравственного содержания — это: наставление и предостережение, метод примера, приспособления и ориентировки, воздержания, ограничения и самоограничения, метод награды и наказания, основанные на проблемно-диалогическом обучении.

Результатом работы по реализации технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами авторской дидактической сказки является осознание ребёнком тех базовых духовно-нравственных качеств, которые мы пытаемся воспитать в детях: совестливость и порядочность,  незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, уважение и почитание родителей и учителей, терпение, хранение ума от соблазнов мира, мужество и справедливость; стремление искоренить сквернословие, жестокость, бессовестность и другие отрицательные качества, ярко показанные в авторских дидактических сказках с отрицательной эмоциональной окрашенностью, что вызывает у детей неприятие и противоборство, правда, пока эмоциональном уровне[15, c.159]

8. Результативность

1. Поскольку духовно-нравственное воспитание детей является сегодня приоритетной задачей современного общества, достижение этой цели невозможно без разработки и использования системного подхода к планированию и применению новейших технологий обучения и воспитания и при условии Объединение усилий науки и педагогической практики. .Для наиболее качественного осуществления этой цели необходима разработка и методически разработанное осуществление духовно-нравственного воспитания на различных возрастных этапах духовно-нравственного становления личности.

2. Важнейшим условием духовно-нравственного становления личности является, как можно более раннее, осуществление воспитания в ребёнке духовных качеств и свойств и нравственного начала личности. Грамотный выбор путей, средств и методики духовно – нравственного воспитания личности во многом будет способствовать успешности и эффективности работы с детьми как дошкольного, так и школьного возраста, сделает процесс духовно – нравственного становления детей более доступным как для педагогов – практиков, так и для родителей, поскольку предлагаемая технология личностно ориентирована и основана на учете возрастных особенностей дошкольников и младших школьников.

3. Применение технологии использования авторской дидактической сказки в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного и школьного возраста позволяет более эффективно и методически грамотно выстроить всю работу по духовно – нравственному воспитанию, а также осуществить коррекционную педагогическую работу с детьми, имеющими отклонения в эмоциональной и поведенческой сфере. Программа духовно – нравственного воспитания средствами авторской сказки дает большие возможности для социализации детей, более глубокому ознакомлению таких детей с особенностями семейного воспитания и межличностных отношений.

4.  Авторская программа дает возможность углубить и сделать более лучше отношения внутри семьи в процессе речевых контактов с родителями после чтения сказки, познакомить детей с семейными традициями, воспоминаниями старших членов семьи, приобщению детей к так называемой « семейной душе».

5. Знакомство с авторскими сказками и последующая работа с ними способствует расширению кругозора детей дошкольного и младшего школьного возраста, развивает восприятие, мышление, память, речь и творческие способности ребенка, что обеспечит ему более успешное обучение в школе.

6. духовно – нравственное воспитание средствами авторской сказки в ДОУ и общеобразовательной школе должно осуществляться в соответствии с основными задачами: воспитание ума, чувств и воли ребенка, дающих ему возможность устанавливать причинно – следственные связи происходящего, готовить ребенка к эмоциональным напряженным ситуациям и стрессам взрослой жизни.

7. При условии учёта методических рекомендации к использованию авторской программы, а также необходимости творческого подхода к её применению педагогами и родителями станет возможной выполнение основных требований технологии использования авторской дидактической сказки: обогащение детей знаниями и представлениями об окружающем мире и людях в нём; освобождение от страхов, чувства тревожности,  агрессии и других негативных чувств и переживаний; развитие чувства уверенности в себе, ответственности за свои слова и поступки, способности противостоять злу как внутри самого себя, так и во вне; осознание и принятие обычаев, традиций, требований нравственной сферы, характерного для данного социума, и следование правилам, установкам духовно-нравственного свойства, принятых в данном обществе; осознание так называемой «семейной души», моральных установок, правил и норм воспитания в конкретной семье.

8. Использование программы «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки должно осуществляться в условиях преемственности в содержании, организации и методики.

  1. Адресная направленность

Опыт может быть полезен учителям начальных классов, реализующим Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования второго поколения, а также классным руководителям в целях решения проблем духовно-нравственного образования и воспитания учащихся.

Применение данного опыта возможно в учреждениях дополнительного образования,   в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса  и распространяется на все возможные формы взаимодействия с учеником.

  1. Список использованной литературы
  1. Йокубаускайте И.К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7-9 лет с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2006. - 432 c.
  2. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2006. 159с

     3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Изд.3-е. М.: ЦГЛ, 2006. 128с.

    4. . Короткова Л,Д. сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. М.: ЦГЛ, 2006. 144с.

    5. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М.:Речь,2005. – 5-20с.

  1. Приложения

« Шурик-поросенок». Сборник «Светлая душа», Короткова Л.Д.

Цель занятия: На примере поведения сказочного персонажа показать, что в душе каждого человека появляются сомнения, обиды, желания противостоять воле старших, делать всё по-своему, иногда в ущерб близким людям и себе, однако, на то человеку и дана воля, чтобы он выбирал, как ему поступать; плохие помыслы и «тёмные» желания следует изживать и приглушать во избежание бед и неприятностей; умение, падите внутри семьи и не поддаваться плохим желаниям — значит сделать свою жизнь счастливой и спокойной; совесть — это то, что удерживает нас от «самости».

Ход занятия: чтение сказки, беседа по вопросам:

Почему Саша не удивился, когда нашёл в скорлупе не цыплёнка, а мальчишечку?

Что присоветовал Шурик Саше, когда тот умывался? Почему Саша его послушался?

Зачем Саша подчинился Шурику, нарисовав кашей на столе? Почему мама подумала, что Саша про Шурика всё выдумал? Почему Саша прикрыл себе ладонью рот, чего он испугался? Зачем нужны были Сашины капризы коварному Шурику? Что надо сделать, чтобы нашей волей никто не управлял?: Почему Саша попросил прощения не у мамы, а у тараканов?

     «Не то поганьё, что травит нутро». Сборник «Бабушка Мила» .

 Цель занятия: Семья есть огромная ценность; семья даёт человеку поддержку в трудных ситуациях, вселяет уверенность, что ты на свете не один; есть люди, которые придут к тебе на помощь, постараться убедить детей, что жить надо по совести, потому что ложь, неуважение к старикам, непослушание, сквернословие делают семью несчастной для каждого человека в отдельности лишают опоры; каков язык — такова и семья.

Вопросы:

   Почему соседи плохо относились к Гуськам?

   Почему старая бабушка в семье своего слова сказать не могла?

  С какой целью было послано Гуськам такое испытание?

  Что даёт человеку родная семья и почему Туськам посоветовали «стать

семьёй»?

   Что заставило всех членов семьи после болезни поменять своё отношение друг к другу?

  Что нужно делать, чтобы семья была счастливой?

  «Что другим в радость, ему в тягость» сборник «Бабушка Мила», Короткова Л.Д.

Цели занятия: Дать понять детям, что зависть, гордыня и злословие ни к чему хорошему привести не могут; нужно научиться радоваться не только споим собственным успехам, но и успехам других; сочувствие и сопереживание в беде — душевные качества, а сочувствие и сопереживание в радости — духовные качества; мир, спокойствие и счастье в семье зависят от каждого сё члена; сплетни, худые слова, передаваемые оскорбленному человеку, возможно даже подсознательно для доносчика, желание обидеть, унизить, безнаказанно оскорбить; не отсюда ЛИ поговорка «доносчику — первый кнут»?

Вопросы.

Что заставило Аггея измениться? Почему Филька стал досаждать и всячески вредить брату? Почему Филипп считал несправедливым разное отношение родителей к нему и брату?

Чем руководствовал ись родители, умолчав о причинах Филькиных

поступков?

Почему так важно дать возможность самому человеку осознать свою

несостоятельность?

Может ли человек внезапно исправиться и что для этого нужно? С какой целью не рождённый ещё на земле Матвей приходил к своему будущему дяде в видении?{20, c. 6-10]

Занятие по сказке «Как так: нет сердца ?», Короткова Л.Д.

Цель занятия. Обратить внимание детей на их собственное место в семье, на взаимоотношение с родителями и старшими членами семьи; дать представление о том, что выполнение домашних дел в полном объёме одному человеку исполнять достаточно сложно, а с помощью близких даже с трудной работой справиться легче; забота о близких даёт человеку уверенность, что и его в трудное время без помощи и поддержки не оставят. Доброе сердце — это и есть способ быть нужным и любимым в семье, а бессердечие делает нас самих беззащитными и несчастными; однако часто мы сами бываем виноваты в том, что нас не понимают или обижаются на наши слова и поступки, здесь и начинает действовать главный закон жизни: ты прощаешь — и тебя простят, а непрощённые обиды - тяжкий груз на нашем сердце, если, конечно, оно есть.

Ход занятия.

1) чтение сказки;

2. Беседа  по вопросам:

   Почему Варюшка так тяжко переживала появление в семье младшего братика?

   Откуда взялась обида в душе Варюшки на своих родителей?

  Почему эта обида выросла в её душе так, что погнала её вон из родительского дома? На что она рассчитывала?

  Почему болезнь бабушки так расстроила и разобидела Варюшку? Какие слова сторон него человека о ней самой особенно огорчили Варюшку и почему?

  Что заставило восьмилетнюю девочку всерьёз заняться бабушкиным хозяйством, и как она за это принялась? Почему Варюшка изменила своё отношение к семейным трудам в родительском доме?

   Почему так говорят: «Любить близких — значит уметь прощать»? К кому из героев это больше относится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В моём выступлении представлены методы и приёмы работы на занятиях с детьми с ограниченными возможностями....

Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"

Цель   выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗ...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с первоклассниками с ОВЗ в адаптационный период »

              Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Одним из эффективных методов ...

Мастер-класс: "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель   выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗЗадачи мастер-класса:познакомить с активными методами обучения;способст...

Методическая мастерская "Эффективные методы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе"

Мы живём в очень сложном, очень многозадачном и постоянно меняющемся мире. Вся  деятельность современной школы направлена на формирование такой личности, которая способна творчески мыслить и прео...