ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
материал

Давыдова Наталья Евгеньевна
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ     НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Подготовила: учитель начальных классов

 Давыдова Наталья Евгеньевна

 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

 ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 

 Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов и приёмов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Я предлагаю вам рассмотреть некоторые активные методы обучения, которые применяю на различных этапах урока.

 

  1. Нетрадиционное начало традиционного урока, классного часа – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма, кроссворд).  

(Примеры 1,2, 3 классный час)

  1. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, заданий. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора. Проблемные задания способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

(Примеры :урок литературного чтения Чехов «Мальчики» 4 класс)

- Сегодня мы познакомимся с неизвестным для вас автором и его произведением.

II.Формулирование  учащимися темы и цели урока.

Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы,  соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. 

Тют…ев      Ф…т      Апу…тин      Т…лстой      Ершо…

Тютчев      Фет      Апухтин      Толстой      Ершов 

Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока. (Произведение А.П. Чехова).

-Узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Перед вами две таблицы:  одна с буквами, входящими в состав названия произведения; другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв. Используя схему, прочитайте

название  произведения.

к

и

л

а

и

ч

ь

м

 https://docs.google.com/drawings/image?id=si4qJJLdQr_f4q4dyxP7aQg&rev=1&h=38&w=2&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=spjksEV25Jyt9PzyWks8KGA&rev=1&h=1&w=37&ac=1

  https://docs.google.com/drawings/image?id=s18RjTz6hK6TlvZYZe3UhwA&rev=1&h=38&w=1&ac=1

 https://docs.google.com/drawings/image?id=ss7fFSAp7tTh45EZfcVS0jA&rev=1&h=1&w=36&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=svVvpwq83XKWJeuYi5D4TPA&rev=1&h=46&w=1&ac=1

  https://docs.google.com/drawings/image?id=svie3_pYcQkCRrVxpQIb0Ug&rev=1&h=50&w=1&ac=1

 

 https://docs.google.com/drawings/image?id=sp1cK6EBpi1AzcbxLtUb2sg&rev=1&h=1&w=24&ac=1

 

.  

  1.        
  2.         

-Что получилось? Правильно. «Мальчики»

 Сформулируйте тему нашего урока.(А.П. Чехов и его произведение «Мальчики».)

( Появляется тема урока).

-Сформулируйте цель нашего урока.

(Примеры: Урок математики в 3 классе «Доли»)

Отгадаем кроссворд.

По щелчку появляется текст задания, по следующему щелчку – отгадка, далее отгадки появляются по щелчку.

- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса)

По щелчку слово «Алиса выделяется»

- В каких литературных произведениях встречается такая героиня («Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл)

- А какая девочка нам поможет? Подсказка: это девочка поучаствовала в необычном чаепитии. («Алиса в стране чудес»)

По щелчку появляется иллюстрация к сказке.

- А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (в нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, чтобы не мыть посуду, пересаживались)

-   Нас Алиса приглашает в гости на необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться,  мы не будем.

  Устный счет.

- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты)

- Чтобы узнать тему нашего, сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик

-А теперь выберете буквы и запишите их рядом с числами.

-Как называется мультфильм?

8х4 = 32 А

75-24 = 51 П

3х9 = 27 Е

81:9 = 9 Л

36+56= 92 Ь

64:8 = 8 С

0х4 = 0 И

1х12 = 12 Н

По щелчку появляется шифр, с помощью которого дети определяют название мультфильма.

4

51

27

 32

92

9

0

8

82

12

у

п

е

а

ь

л

и

с

к

н

 По щелчку происходит проверка задания – появляется картинка «Апельсин»   

3. Презентации учебного материала - использование информационных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Я чаще использую на уроках окружающего мира.

(Примеры: 6)

4.Организации релаксации и подведения итогов. 

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки».

(Примеры 7)

5. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.   Для работы    над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки».  Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
* полное внимание к однокласснику;
* серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
* терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

  1. Игры, игровые моменты (ролевые, драматизация, дидактические).  

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Они раскрывают способности детей, их индивидуальность.  
Знакомство с приемом драматизации я начинаю с инсценировки сказок.
 В 4 классе, на уроке внеклассного чтения по теме «Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина, предлагалось подготовить инсценировку одного момента из любой сказки Пушкина всего за 5 минут. И  ребята прекрасно справились с этим заданием.
7. Работа с тренажерами.
 На уроках математики и русского языка   использую работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

-во время устного счета (на уроках математики);
- при закреплении нового материала по русскому языку;
- при поведении самостоятельной, проверочной работы.

Вывод

  Таким образом, включение в урок методов и приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Список использованной литературы и источников

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г.

2. «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru 

3. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

4. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные

    технологии”, Москва, Педагогическое общество

     России, 2000 г.

5. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».     Н.А.УмовС помощью данного ма...

Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекоменда...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание по...