Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Тимошенко Марина Алексеевна

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рпс37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «___» __________ 20____ г.                                                                                                                

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____

 «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей»

3 а класс

2016 – 2017 учебный год

Учитель: Тимошенко Марина Алексеевна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «__» ___________ 20__ г.

г. Советский

2016г.

Пояснительная записка

Программа курса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». -М.: «РОСТ — книга», 2014 г.

Методическое пособие: О.Холодова. «Юным умникам и умницам». – М.:  «РОСТ – книга», 2014 г.

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

  Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Место курса внеурочной деятельности  в учебном плане

Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
                             

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

               

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Обучающийся научится:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
Обучающийся получит возможность научиться:

-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание курса внеурочной деятельности

Методы и приемы организации учебной деятельности ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений.

В курс включены  специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания;

– задания на развитие памяти;

– задания на совершенствование воображения;

– задания на развитие логического мышления;

– задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

·выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур

Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Форма организации

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Развивающие задания, упражнения

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Дидактические игры, тесты, наблюдения

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Наблюдения, игры на сравнения, развивающие игры

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Объяснять  значение слов и выражений.

Тренинги, развивающие задания и упражнения, интеллектуальные игры

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения  дидактических игр.

Объяснять  закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Логические задачи, дидактические игры, головоломки, кроссворды, загадки

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

Тесты, развивающие упражнения, наблюдения, экскурсии в природу и город

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса,  расположенности в пространстве. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Моделирование ситуаций, развивающие игры, сочинение сказок, мозговой штурм.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,  сравнивать предметы.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения  дидактических игр.

Дидактические игры, логические задачи, тесты.

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

  1. Комплект рабочих тетрадей в 2-х частях «Юным умникам и умницам». –М: «Росткнига, 2014 г.
  2. Методическое пособие «Юным умникам и умницам». –М: «Росткнига, 2014 г.
  3. Программа курса РПС. –М: «Росткнига, 2014 г.

Интернет-ресурсы:

Интернет-ресурсы:

http:www.viku.rdf.ru.

http:www.rusedu.ru.

http://www.edus

Цифровые образовательные ресурсы:

1. Образовательный  комплекс  «1С: Школа. Игры и задачи. 1–4 классы» (DVD).

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Проектор.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1.

1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)

3.09

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

2.

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

10.09

3.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

17.09

4.

Тренировка концентрации внимания. Нестандартные упражнения.

24.09

5.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1.10

6.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

8.10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

7.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

15.10

8.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания.

22.10

9.

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

29.10

10.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

12.11

11.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

19.11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

12.

Совершенствование воображения.

26.11

13.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

3.12

14.

Развитие зрительной памяти. Тренировка памяти. Развитие мышления.

10.12

15.

Развитие зрительной памяти. Развитие мышления.

17.12

16.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

24.12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

17.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

14.01

18.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

21.01

19.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

28.01

20.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

4.02

21.

Тренировка внимания. Развитие мыслительных операций.

11.02

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

22.

Тренировка  воображения. Развитие мышления.

18.02

23.

Задания по перекладыванию спичек. Развитие мышления.

4.03

24.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

11.03

25.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

18.03

26.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

25.03

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

27.

Развитие логического мышления. Развитие мышления.

8.04

28.

Тренировка логического мышления. Развитие мышления.

15.04

29.

Совершенствование мыслительных операций.

22.04

30.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

29.04

31.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

6.05

Тренировка внимания. Развитие мышления.

32.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

13.05

33.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

20.05

34.

Итоговое занятие - игра «Умники и умницы»

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и  УУД....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по "Развитию познавательных способностей" разработана на основе:-авторской программы Холодовой О.А. "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных спо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных процессов"

рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочное планирование, формирование УУД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей", 1-4 классы + КТП для 2 класса. Рабочая программа ориентирована на УМК курса "РПС", автор:О.А.Хо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" для учащихся 2 класса.

Рабочая  программа  разработана на основе требований   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей"

Отличительные особенности программы: Курс "РПС" представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным позна...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» 4 класс

В основе построения учебного курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на з...