Программа по внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей"
рабочая программа

Кнарик Мисаковна Ефименкова

Отличительные особенности программы: 

Курс "РПС" представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие позновательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rps_3_klass.docx62.21 КБ

Предварительный просмотр:

                           Департамент Смоленской области по образованию и науке

Принята на заседании                

педагогического совета МБОУ СШ №2 г. Починка                

от «          » _______________2021г.        

Протокол №

Утверждаю:

директор МБОУ СШ №2 г. Починка

______________ /_____________ приказ №

«        » ____________________2021г.

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - педагогической направленности

«Развитие познавательных способностей»

Возраст  обучающихся: 9-10лет.

  3 класс

Срок реализации: 1 год

        Автор-составитель:

Ефименкова Кнарик Мисаковна

2021 год      

 

Пояснительная записка

Рабочая программа социально- педагогической направленности  курса  «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма –  «З6 занятий для будущих отличников» (автор Л.В. Мищенкова) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы школы. 

Уровень сложности: базовый.

         Актуальность: на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа курса  позволяет реализовать  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

 Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Развитие познавательных способностей» реализуемый в  дополнительной образовательной программе   «З6 занятий для будущих отличников»

 Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Востребована детьми и родителями.

Выполняет социальной заказ.

Актуальна для детей сельской местности.

Программа применима для детей с ОВЗ, мотивированных учащихся т.к.  личностно- ориентированный и разноуровневый подходы, способствуют социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Отличительные особенности программы: Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Адресат программы - обучающиеся  9-10 лет. Группы имеют постоянный состав. Их численность 8-12 человек.

 Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей

Программа кружка рассчитана на один год обучения, в объеме 36 ч. (занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут). 

Форма организации образовательного процесса: очная 

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Работа на занятиях проводится по комплекту двух рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся 1-4 классов.

 Цель данного курса: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.

Задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Планируемые результаты

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:

  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Регулятивные УУД:

  • умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:

  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
  • планирование своих действий под руководством учителя;
  • приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  • способность к сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
  • Формирование рефлексии.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

  • К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны уметь:
  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 
  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
  • Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор. Называть положительные и отрицательные качества характера.
  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
  • Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.
  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
  • Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 
  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
  • Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение; Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
  •  Называть положительные и отрицательные качества характера.
  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
  • Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.
  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

Высказывать своё отношение к происходящему.

Условия реализации программы:

Обучающиеся обеспечены тетрадями на печатной основе .

Л.В.Мищенкова  Юным умникам и умницам  «36 занятий будущих отличников»

3 класс (часть 1,2). Программа курса «РПС» для массовой школы. Издательство РОСТ 2020

Формы аттестации/ контроля

 Основные формы учета знаний и умений:

  • тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в интеллектуальных играх

Оценка планируемых результатов

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, которые оцениваются  по трём уровням:

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  •  Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности обучающихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.

Критерии оценивания: высокий- умеет, владеет, самостоятельно выполняет;

средний- частично умеет, частично владеет, частично самостоятельно выполняет;

низкий – умеет, владеет, выполняет  с помощью учителя.

Учебный план

Тема занятия)

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Слово о Родине

1

0,5

0,5

Викторины

2

В кругу семьи

1

0,5

0,5

ребусыТест

3

Продолжаем разговор о семье

1

0,5

0,5

ккррккККк Криптограмма

4

Все мы люди разные

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа.Кроссворд

5

Дело было в Лукоморье

1

0,5

0,5

Ллллллл Творческая работа Сочинение сказок

6

В космическом пространстве

1

0,5

0,5

Расшифруй пословицу

7

Старичок-боровичок

1

0,5

0,5

Рисуем по клеточкам

8

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

1

0,5

0,5

Творческая работа «Рисуем лес»

9

Кот в мешке

1

0,5

0,5

Рисуем по клеточкам

10

Поговорим о поведении.

1

0,5

0,5

Ролевые игры

11

Литературная угадай-ка

1

0,5

0,5

Творческая работа «Мы художники

12

Береги здоровье

1

0,5

0,5

Расшифруй пословицы

13

О воде

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа. Что изменилось?

14

Спешим на помощь Кузе.

1

0,5

0,5

Головоломка со спичками

15

Поэтическая карусель 

1

0,5

0,5

Творческая работа Сочинение стихов

16

Арт-студия

1

0,5

0,5

Творческая работа. Разыграть сценку

17

Зима в загадках

1

0,5

0,5

Игра "Рисуем зиму"

18

Подарки Деда Мороза

1

0,5

0,5

Творческая работа. Сочинялки

19

Что мы знаем о деревьях

1

0,5

0,5

Рисуем по клеточкам

20

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

1

0,5

0,5

Расшифруй пословицу

21

«Репка» на новый лад

1

0,5

0,5

Графический диктант

22

Любопытные факты из жизни животных.

1

0,5

0,5

Лабиринт

23

Школа искусств

1

0,5

0,5

Тест

24

Спешим в школу искусств.

1

0,5

0,5

Тест

25

Куклы в нашей жизни 

1

0,5

0,5

Блиц-опрос

26

Золотой дождь

1

0,5

0,5

Творческая работа «Танграмм»

27

Лента занимательных заданий

1

0,5

0,5

Творческая работа «Мы художники»

28

Клуб любителей русского языка 

1

0,5

0,5

ккррккККк Криптограмма

29

В царстве Лешего 

1

0,5

0,5

Раскрась рисунок

30

Геометрический калейдоскоп

1

0,5

0,5

РРРисунок из геометрических фигур

31

Магазин головоломок

1

0,5

0,5

Криптограмма

32-33

Магазин головоломок.

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа. Что изменилось? Танграмм

34

В поисках цветка папоротника

1

0,5

0,5

Графический диктант

35

На войне как на войне

1

0,5

0,5

Кроссворд

36

Прощальная игротека

1

0,5

0,5

Тест

Структура и содержание курса:

В содержании курса интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы,  математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

В основе содержания  и  построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом  основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения  выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание дополнительной образовательной программы можно разделить на несколько разделов:
" Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
" Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
" Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
" Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

Содержание рабочей программы 3класс

Слово «Родина». Большая Родина и малая родина, Государственная власть и символы.

В кругу семьи. Понятие «фразеологизма». Фразеологизмы о семье.

Продолжаем разговор о семье. КриптограмммаКак читать криптограммы. Как восстанавливать загадки

Все мы люди разные. Польза овощей. На какие группы распределяют все овощи (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные). Дело было в Лукоморье. Фразеологизм «курам на смех». Как развивать артистические способности. Причины возникновения травм.

В космическом пространстве. Просмотр видеофильма о космосе и космонавтах его анализ. 

Старичок-боровичок. Что такое « воображение» и его значение в жизни человека. Цитаты из стихотворений

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка. Что такое «фауна»?

Кот в мешке. Фразеологизм «кот в мешке».

Поговорим о поведении. Что такое « Этические нормы поведения»? Как их соблюдать?

Литературная угадай-ка. Понятие литературы и литературных игр. Литературные игры.

Береги здоровье. Организация исследования «Здоровый образ жизни»

О воде. Организация исследования «Такая разная вода» использованием цифровой лаборатории. 

Спешим на помощь Кузе. Играем в интеллектуальные игры.

Поэтическая карусель. Понятия «поэзия» и «поэт». Играем в литературные игры.

Арт-студия. Ролевые игры.

Зима в загадках. Игры и задания на смекалку.

Подарки Деда Мороза. Занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти

Что мы знаем о деревьях. Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка. Жанровые особенности пословицы и поговорки.

«Репка» на новый лад. Ролевые игры

Любопытные факты из жизни животных. Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории.

Школа искусств. КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»

Спешим в школу искусств. Мини-проекты. Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Куклы в нашей жизни. Работа с презентацией « Какие бывают куклы».

Золотой дождь. Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге».

Лента занимательных заданий. Занимательные задания и игры по сказкам

Клуб любителей русского языка. Работа с памятками для создания мини-проектов по русскому языку. 

 В царстве Лешего. Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку.

Геометрический калейдоскоп. Вопросы-шутки. Практическую работа по разрезанию квадрата на 4 равные части и составление из частей 2-х квадратов.

Магазин головоломок. Отдел художественной литературы. Сказки А. С. Пушкина герои его сказок.

Магазин головоломокОтдел кулинарии Отдел флоры и фауны. Понятие «акростих». Задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей.

В поисках цветка папоротника. Интеллектуальные и логические игры

На войне как на войне. Беседа о войне. Восстановление стихотворения Ю. Друниной " Я только раз видала рукопашный..." Разгадывание кроссворда на военную тему

Календарный учебный график

№ п/п

Тема занятия)

Форма занятия

Деятельность учителя)

Деятельность учащихся)

Месяц

1

Слово о Родине

.

Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?»

Уточнить представления детей о большой Родине и малой родине; создать положительный эмоциональный настрой на процесс обучения, рассказать о Государственной власти и символах.

Участвовать в диалоге, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, иллюстрировать стихотворение

сентябрь

2

В кругу семьи

Игры

Тестирование

Дать толкование фразеологизмов о семье, руководить игровой деятельностью обучающихся .

Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы.

сентябрь

3

Продолжаем разговор о семье

Игры

Загадалки-с-толку-сбивалки о школе. Криптограмма

Познакомить с криптограммой, учить читать криптограммы; учить восстанавливать загадки. Рассказать об объектах города, представляющих опасность, сообщить правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте

Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом. Уметь правильно вести себя при возникновении пожара в общественном транспорте

сентябрь

4

Все мы люди разные… 

Игры и задания на смекалку

Расширять представление детей об овощах, учить распределять их по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), систематизировать знания учащихся о пользе овощей (витаминов) .

Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует.

сентябрь

5

Дело было в Лукоморье

.

Логические игры

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «курам на смех», руководить игровой деятельностью, развивать артистические способности.

Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру.

октябрь

6

В космическом пространстве

Просмотр видеофильма и его анализ

Руководить игровой и практической деятельностью учащихся.

Разгадывать зашифрованные названия в картинках, выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом.

октябрь

7

Старичок-боровичок

.

Беседа - размышление

Дать детям представление о воображении и его значении в жизни человека. Учить находить ошибки в цитатах из стихотворений; задавать вопросы по стихотворениям ..

Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании текстов.

октябрь

8

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»

Расширять знания детей о фауны, (подобрать соответствующий материал), руководить игровой и поисковой деятельностью.

Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению.

октябрь

9

Кот в мешке

.

Ролевые игры

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «кот в мешке».

Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы.

ноябрь

10

Поговорим о поведении.

Беседа о правильном поведении

Расширить знания детей об этических нормах, развивать нестандартное мышление, конструкторские способности.

Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом.

ноябрь

11

Литературная угадай-ка

.

Литературные игры

Дать понятие литературы и литературных игр. Организовывать литературные игры.

Активно участвовать в литературных играх

ноябрь

12

Береги здоровье

Исследовательская работа

Организовать исследование «Здоровый образ жизни» с использованием цифровой лаборатории

Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории

ноябрь

13

О воде

.

Исследовательская работа

Организовать исследование «Такая разная вода» с использованием цифровой лаборатории.

Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории.

декабрь

14

Спешим на помощь Кузе.

Интеллектуальные игры

Подобрать и организовать интеллектуальные игры

Активно участвовать в интеллектуальных играх

декабрь

15

Поэтическая карусель 

Литературные игры

Дать понятия «поэзия» и «поэт».

Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды..

декабрь

16

Арт-студия

Ролевые игры

Подготовить и провести ролевые игры

Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры Анализировать ситуации давать им оценку.

декабрь

17

Зима в загадках

Игры и задания на смекалку

Подобрать игры и задания смекалку 

Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму.

январь

18

Подарки Деда Мороза

.

Занимательные игры

Подготовить занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти, учить искать закономерности и решать задания на развитие логики.

ма.

Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям.

январь

19

Что мы знаем о деревьях

Исследовательская работа

Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории

Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории

январь

20

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

Занимательные задания

Подготовить и провести беседу о жанровых особенностях пословицы и поговорки.

Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка,

январь

21

«Репка» на новый лад

Ролевые игры

Инсценировать сказку «Репка» на новый лад

февраль

22

Любопытные факты из жизни животных.

Исследовательская работа

Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории.

Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории Разгадывать головоломки, играть в логические игры.

февраль

23

Школа искусств

КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»

февраль

24

Спешим в школу искусств.

.

Мини - проекты

Сообщить правила обеспечения сохранности личных вещей на практике

Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом.

февраль

25

Куклы в нашей жизни 

Мини - проекты

Подготовить презентацию « Какие бывают куклы людьми

Готовить мини проекты «Куклы».

март

26

Золотой дождь

Занимательные задания и игры

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге». Подготовить занимательные игры и задания и учить искать закономерности и решать задания на развитие логики

Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет.

март

27

Лента занимательных заданий

Занимательные задания и игры по сказкам

Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму.

март

28

Клуб любителей русского языка ).

Мини - проекты

Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку.

Активно участвовать в разработке мини-проектов по русскому языку.

март

29

В царстве Лешего 

Игры со словами

Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку.

Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного

мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант

апрель

30

Геометрический калейдоскоп

).

Математические игры

Задавать вопросы-шутки для разминки, проводить практическую работу по разрезанию квадрата на 4 равные части и составлению из частей 2-х квадратов.

Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную половину вазы, раскрашивать.

апрель

31

Магазин головоломок.  

Игры, викторины и задания на смекалку по сказкам А.С. Пушкина

Формировать умение узнавать сказки А. С. Пушкина по отрывкам из них, различать героев его сказок. Подбор сказочных заданий и руководство деятельностью обучающихся

Выполнять задания «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам». Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. Рисовать символы пушкинских сказок (Золотая рыбка, зеркальце и т. д._

апрель

32-33

Магазин головоломок.

Разнообразие игр на основе загадок

Дать понятие акростиха. Подобрать задания на развитие нестандартного

мышления, конструкторских

способностей, рефлексии

Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки-акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд

Апрель

май

34

В поисках цветка папоротника

Интеллектуальные и логические игры

Подобрать задания на развитие внимания, воображения, речи, памяти, нестандартного

мышления, конструкторских

способностей, рефлексии

Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике,

работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу»

май

35

На войне как на войне

Урок-соревнование в смекалке

Беседа о войне. Восстановление стихотворения Ю. Друниной " Я только раз видала рукопашный..." Разгадывание кроссворда на военную тему

Инсценировать произведение В. Осеевой «Какой день?», пересказывать рассказы М. майна, В. Осеевой, Л. Воронковой. Выполнять задания на развитие памяти. Расшифровать пословицу и объяснить её смысл. Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между предметами, разгадывать кроссворд. Раскрашивать картинки по заданию.

май

36

Прощальная игротека

Промежуточная аттестация

май

Методическое обеспечение программы

  1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
  2. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ,

Материально - техническое обеспечение

Компьютер, проектор, экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса

Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 3 класс

В целях развития логического мышления учащимся пред­лагаются задачи, при решении которых им необходимо само­стоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить де­дуктивные умозаключения.Способн...

Рабочая программа курса РПС (развития познавательных способностей) «Умники и умницы» 1-4 классы

Пояснительная записка          Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка....

Рабочая программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» 4 класс

Программа межпредметного модуля «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Рабочая программа учебного курса "Развитие познавательных способностей".

Рабочая программа учебного курса "Развитие познавательных способностей" разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволапо...