Конспект занятия по теме: «Осень».
план-конспект

Фомина Светлана Николаевна

Конспект занятия по теме: «Осень».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._osen_.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по теме: «Осень».

Цели и задачи занятия:

  1. Учебные:  уточнить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад).
  2. Коррекционно-развивающие:

- обогащать и уточнять словарь по теме, упражнять в составлении рассказа по теме «Осень» с опорой на картинки-подсказки;

- способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- развивать внимание (устойчивость, концентрацию, расширение объема, переключение);

- развивать память (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;

- формирование учебной мотивации.

     3. Воспитывающие:

          - воспитывать любовь к природе, расширять представления детей об охране растений осенью;

         - способствовать воспитанию навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях.

Тип урока: интегрированный.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Оборудование: иллюстрации «Осень в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи; опорные картинки «солнце», символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины, зонтик черного цвета, кленовый лис желтого цвета, «птицы летящие клином»; cловарное слово «клин», цифры 3, 4, 5, 6, 7; короткометражный фильм «Осень в природе»; мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: бланк к заданию на развитие внимания и восприятия, кленовые листочки, цветные карандаши.

Ход занятия:

Учитель

Дети

I. Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте.  Давайте поприветствуем друг друга, встаньте в круг.

Энергизатор «Здравствуй друг» (для приветствия).

- Здравствуй друг!

- Как ты тут?

- Я скучал…

- Ты пришел!

- Хорошо!

- Молодцы! Вы очень хорошо, по-доброму поприветствовали друг друга. Можете занять свои места, и давайте начнем занятие.

(Повторяют слова и движения за дефектологом).

(пожимают друг другу руки);

( хлопают друг друга по плечу);

(правую руку прижимают к сердцу);

(разводят руки в стороны);

( заключают друг друга в объятия).

II. Сообщение темы и целей занятия.

- Тему нашего сегодняшнего занятия вы мне скажете сами, если правильно выполните задание.

1. Упражнение на развитие восприятия и внимания.

- Перед вами лежит таблица с буквами, вы должны сосчитать сколько раз встречается показанная мной буква:

-Сколько раз встречается буква н?

-Сколько раз встречается буква о?

-Сколько раз встречается буква ь?

-Сколько раз встречается буква с?

-Сколько раз встречается буква е?

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Если вы правильно сосчитали буквы, то у вас должно получиться слово-отгадка на загадку. Давайте проверим. Расположите числа в порядке возрастания.

2. Загадка:

- «Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?»

- Поставьте под каждой цифрой букву, которой оно соответствует.

- Какое слово получилось?

- Это правильная отгадка?

- Молодцы! Вот вы сами и назвали тему нашего занятия? О каком времени года сегодня пойдет речь?

- Вы совершенно правы. Вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением осени.

3. Гимнастика для глаз.

- Напишите в воздухе глазами слово – осень, посмотрите на право – там осень, посмотрите налево – и там осень. Еще раз направо, налево (5 раз).

- 6 раз.

- 3 раза.

- 7 раз.

- 4 раза.

- 5 раз.

3   4   5   6   7

Дети подставляют:

3   4   5   6   7

о   с   е   н    ь

- Да.

- Об осени. (На доске вывешивается слово – осень, иллюстрация «Осень в природе»).

Выполняют движения глазами.

III. Актуализация знаний.

-  Какое сейчас время года?

- Какой по счету месяц осени идет сейчас?

- Как он называется?

- Какой месяц осени прошел?

- Сколько месяцев длится осень?

- Как называется последний месяц осени?

- Я загадаю вам загадки об осенних месяцах, а вы должны будете узнать, о каком осеннем месяце идет речь.

- Осень.

- Второй.

- Октябрь.

- Сентябрь.

- Три.

- Ноябрь.

- Сентябрь. (Иллюстрация).

- Октябрь.( Иллюстрация).

- Ноябрь. (Иллюстрация).

IV. Основная часть.

  1. Повторение признаков осени с одновременной демонстрацией каждого признака. (Работа с демонстрационным материалом).

     Дефектолог обращает внимание на иллюстрацию «Осень».

- Подумайте и скажите, что изменилось в природе, почему можно сказать, что наступила осень?

- Все, что вы сказали, правильно. А теперь давайте по порядку.

- Как светит солнце осенью?

(Дефектолог показывает картинку «Солнце» и прикрепляет ее к доске).

- Что можно сказать о продолжительности дня и ночи осенью?

(Дефектолог прикрепляет к доске символы дня и ночи – черную и желтую полоску разной длины).

(Ответы детей).

- Солнце мало светит и греет.

- День становится короче, ночь – длиннее.

V. Физкультминутка.

- Ребята, закройте глаза, послушайте внимательно, а затем скажите, что вы услышали.

Дефектолог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Капля раз,

Капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли.

От дождя себя укрыли.

- Молодцы!

- Шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель.

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

(Прыжок.)

(4 прыжка.)

(8 прыжков.)

(Руки разводят в стороны.)

(Руки полукругом над головой.)

- Как часто идут дожди осенью?

   Дефектолог прикрепляет к доске символ осеннего дождя – зонтик черного цвета.

  1. «Оживлялка».

- Давайте представим, что идет дождь. Постучите кончиками пальцев по затылку и макушке – 10 раз.

- Дождь закончился. Приступим к занятию.

    3. Графический диктант.

(упражнение на развитие интеллектуальных умений и навыков)

Рисунок кленового листа.

- Какого цвета нам понадобится карандаш, чтобы раскрасить осенний листочек клена?

- Почему?

Дефектолог прикрепляет к доске кленовый лист желтого цвета.

4.Эмоциональная разрядка на уроке.

- Представьте себя «листочками».

- Осенью часто идут холодные дожди.

Выполняют движения.

Рисуют графическое изображение кленового листа под диктовку учителя.

- Желтого, красного.

- Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.

Дети под музыку имитируют действия «листочков»: летают по комнате, тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

5. Задачи в стихах.

- Я прочитаю вам задачу в стихах. А вы должны будете ее решить.

« Пять ворон на крышу сели,

Три  еще к ним прилетели.

Отвечай быстро, смело:

Сколько всех их прилетело?»

«Три птички сидели и пели,

Две птички вдруг улетели.

Сколько птичек осталось на ветке?

Подскажите-ка мне, детки?»

«Шесть синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке?»

- Правильно. Молодцы!

- Скажите, как называет такая группа из 8 птиц?

- Для чего птицы осенью собираются в стаи?

- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?

(Дефектолог показывает иллюстрацию). «Птицы, летящие клином» и прикрепляет к доске.

- 8 ворон.

- Одна птичка.

- 8 птиц.

- Стая.

- Чтобы им было легче лететь в теплые края.

- Перелетные.

- Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

VI. Закрепление.

  1. Просмотр короткометражного фильма «Осень в природе».

- Давайте посмотрим, как птицы собираются в стаи и улетают.

  1. Составление рассказа по опорным картинкам.

- Ребята, давайте составим рассказ по опорным картинкам.

(Совместное составление рассказа-образца.)

- Картинка «Солнце».

- Символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины.

- Изображение черного зонтика.

- Кленовый лист желтого цвета.

- Картинка «Птицы, летящие клином».

2.  Рассказ детьми «по цепочке», рассказ двумя-тремя детьми, одним ребенком.

- Молодцы. У вас получились очень хорошие рассказы.

- Осенью солнце мало светит и греет.

- День становится короче, ночь – длиннее.

-  Осенью часто идут холодные дожди.

- Листья на деревьях желтеют и опадают.

- Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

VII. Подведение итогов занятия.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Какие основные признаки осени вы можете назвать?

- Правильно.

- Осенью люди заботятся о природе. Сажают молодые деревья и кустарники. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармливают деревья. Сажают многолетние цветы, растения. В садах стволы фруктовых деревьев укутывают еловыми ветками, чтобы кору не грызли зайцы.

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- За правильные ответы вы получали кленовые листочки.  Давайте посчитаем, кто сегодня собрал больше всех листочков?

- Какие молодцы! У всех много листочков. Можно устроить осенний листопад.

- Об осени.

- Дни становятся короче, ночи длиннее. Холодные дожди. Листопад.

- Птицы летят клином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУДОД ЦДТ «Светлячок» Г.Ртищево Конспект занятия по теме «Портрет ОСЕНИ» Объединение «Волшебные краски» Педагог ДО Чиликанова О.М.

Цели и задачи: - воспитывать любовь к природе родного края- воспитывать видение прекрасного в окружающем- научить рисовать портрет времени года (ОСЕНЬ)- закрепить навыки работы графическими материалам...

Конспект занятия по теме: аппликация «Осень в парке» для учащихся подготовительного класса

Тема: объемная аппликация -  «Осень в парке».Цель: формирование навыков работы с ножницами, клеем  при  составлении объемной коллективной композиции -  «Осень в парке»....

Конспект логопедического занятия на тему Осень

Данный конспект можно использовать для старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Конспект занятия на тему "Осенние листья", кружка "Умелые ручки"

Воспитателем разработано интегрированное занятие кружка. Занятие проводится по изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием нетрадиционных способов рисования ватными палочками, палочка...

Конспект занятия на тему: "Путешествие в осенний лес".

Конспект может использоваться в работе с тотально слепыми детьми а также с детьми у которых имеются разные нарушения зрения.  Главной задачей является расширить представления детей о характерных ...

Конспект занятия на тему: "Осенние листья"

Расширить представление детей об осенних листьях....

Конспект занятия на тему «Осень».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....