рабочая программа внеурочного курса "Азбука истоков"
рабочая программа (4 класс)

Головнёва Любовь Александровна


курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_istokov.docx49.7 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Азбука истоков»

на ступени начального общего образования

для 4 класса

на 2018-2019 учебный год

          Составлена учителем начальных классов

Головнёвой Любовью Александровной

         

г. Долинск,

2018г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, плана внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора № 355-ОД от 30.08.2018 г. авторской программы Шевченко Л.Л. «Православная культура» и реализует духовно – нравственное направление внеурочной деятельности.

      Цель:  формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности  и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

    Задачи:       

1. Воспитывать у детей нравственные чувства (милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота ).  

  1.  Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности и нравственности (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность).
  2.  Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.
  3.  Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых. Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки.

На изучение курса «Азбука истоков» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.

1. Планируемые результаты освоения программы курса

внеурочной деятельности «Азбука истоков»

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • доброжелательное и заботливое отношение к людям, эмоциональная отзывчивость, сопереживания
  •  осознание базовых гуманистических ценностей, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  •  освоение первоначальных этических представлений добра и зла, правил вежливого поведения и их мотивации.
  • начальные нравственные представления об оценке своих и чужих поступков

Метапредметными результатами  изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

   Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  
  • проговаривать последовательность действий
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией
  • учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих

Познавательные УУД:

  •  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
  • делать предварительный отбор источников информации
  • добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебную статью, свой жизненный опыт, описание жизни святых, литературное произведение
  • перерабатывать полученную информацию
  • научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение
  • классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме  о добре, трудолюбии и т.д.)
  •  узнает о православной картине мира, православной художественной культуре и  словесности, нравственной культуре православия

Коммуникативные УУД

  • ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
  • ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
  • ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  • ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Предметными результатами  изучения курса являются формирование следующих умений:

  • понимание православной культуры как явления национальной культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

  •  осознание значимости православной культуры для личного развития; формирование представлений о Родине, её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности, совести
  •  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий
  •  умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
  • развитие художественно-творческих способностей

Ожидаемые результаты    
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
- проявлять интерес к новому в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире)

- откликается на эмоции близких людей и друзей

- эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
- способам общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками  в рамках морали                                

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование
- участие в совместной  игровой, волонтёрской деятельности
-  наблюдение

- практическое решение ситуаций, анализ поступков


К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

-  самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), а в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому

- решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, соблюдая нравственные правила

- ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

                                                      Этапы педагогического контроля

Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения и воспитания. Для этого  в начале и конце каждого года обучения проводится наблюдение, цель которого определить уровень сформированности нравственного поведения. Проводятся беседы, тренинги, организуется совместная игровая, творческая, волонтёрская деятельность. Организуется совместный просмотр и анализ предметов искусства, кинематографа, литературы и православной культуры.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука истоков»

Содержание тем по курсу «Азбука истоков» не изменено и соответствует авторской программе Л.Л.. Шевченко «Добрый мир». Каждый раздел включает работу с текстом, иллюстрациями, пословицами, слушание поэтических и музыкальных произведений, тренинги, творческую деятельность, совместное проведение праздников с воспитанниками детского сада «Солнышко», в рамках преемственности.

Устроение мира. Прогулки по дням творения. Путешествия в мир Божий (8 ч)

Вводное занятие. Наш красивый добрый мир. Что нас окружает? Что мы видим? Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем. Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.

Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо. (6 ч)

Законы, которыми Бог сохраняет мир. Совесть. Грех. О послушании. О трудолюбии. Будь послушным! Трудись! О милосердии, любви, заботе. Помоги! Доброта. Щедрость. Дружба. О прощении и упрямстве. Не спорь! Прости! Послушание. Смирение. Верность. Прощение. О скромности и хваставстве. Будь скромным! Не хвастайся! О воровстве, хитрости, о смелости, о совести. Не кради! Не обманывай! Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям.

Устроение отношений в нашей жизни. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. (6ч)

Моя семья. Отношения детей и родителей. Род. Родители. Предки. Любовь. Послушание. Моя Родина. Отечество. Отношение к родной земле. Православный храм.

Православный храм в жизни человека. Христиане. Крещение. Храм. Крест. Икона. Молитва. Наши меньшие друзья. Не убивай! Друг. Святые люди. Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. В ожидании Рождества — самого красивого события зимы. Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Радость православных праздников. Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Православная культура в жизни людей.

Православные праздники. Чему мы радуемся? Ценности жизни христиан (6ч)

Праздники в нашем доме: календарные праздники, день рождения, Новый год. Православные праздники. Какие праздники празднуют православные христиане? Как христиане понимали праздники? В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы). Праздник Рождество Христово— самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Праздник Воскресение Христово. Пасха: цвета и звуки весны. Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. День ангела. Небесные покровители. Ангел Хранитель. Святой. Именины. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи.

Благодарение. Спасибо (8ч)

Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Как православные христиане почитали святых? Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Лики святых. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. О вере, знании и культуре в жизни людей. Жертвенная любовь. Любовь Матери. Чудотворные иконы Божией Матери. Благословение детей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Путешествия по святым местам Русской земли.


3.Тематическое планирование 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

Коррек

тировка

1 четв.

1.Устроение мира. Путешествия в мир Божий (8ч)

1

Вводное занятие. Наш красивый добрый мир.

1

01.09

2

Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания).

1

08.09

3

Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.

1

15.09

4

Священная история рассказывает о мире. В какой книге написано о сотворении мира.

1

22.09

5

Правила жизни, данные Богом человеку.

1

29.09

6

Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Творческая работа

1

06.10

7

Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

1

13.10

8

Поиски красивого вокруг себя. Экскурсия в детский сад «Солнышко»

1

20.10

2.Устроение отношений в мире. Хорошо-плохо. (6 ч)

9

Законы, которыми Бог сохраняет мир.  

1

27.10

2 четв.

10

О послушании. О трудолюбии. Будь послушным! Трудись!

1

10.11

11

О милосердии, любви, заботе. Помоги!

1

17.11

12

О скромности и хваставстве. Будь скромным! Не хвастайся!

1

24.11

13

О воровстве, хитрости, о смелости, о совести. Не кради! Не обманывай!

1

01.12

14

Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки?

1

08.12

3.Устроение отношений в нашей жизни. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья.(6 ч)

15-16

Совместная творческая деятельность с детским садом «Солнышко». Театрализация.

2

15.12

22.12

3 четв.

17

Моя семья. Отношения детей и родителей

1

12.01

18

Моя Родина. Отечество. Отношение к родной земле

1

19.01

19

Православный храм в жизни человека

1

26.01

20

Наши меньшие друзья. Не убивай!

1

02.02

4.Православные праздники. Чему мы радуемся? Ценности жизни христиан (6ч)

21

Праздники в нашем доме.

1

09.02

22

Православные праздники.

1

16.02

23

Праздник Рождество Христово

1

02.03

24

День ангела. Небесные покровители.

1

09.03

25

Праздник Воскресение Христово.

1

16.03

26

Совместная с детским садом творческая мастерская. «Пасхальное яйцо»

1

23.03

4 четв.

5.Благодарение. Спасибо (8ч)

27

Благодарение. Спасибо

1

06.04

28

Святые люди. Как почитали святых?

1

13.04

29

Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества.

1

20.04

30

Имя человека. Святой покровитель.

1

27.04

31

Праздник Дня Победы. Радоница.

1

04.05

32-33

Путешествия по святым местам Русской земли.

2

11.05

18.05

34

Итоговое занятие. Волонтёрская помощь детскому саду.

1

25.05

Формы и методы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.  Основные виды деятельности - беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, тренинги, анализ предметов литературы, православной культуры и искусства, слушание музыкальных произведений, совместная творческая деятельность с детьми детского сада, театрализация, волонтёрство.

Приложение 1

Сводная учёта распределения программного материала

по внеурочному курсу «Азбука истоков»

Класс   4 «Б»

Учитель   Головнёва Л.А.

Количество часов на 2018-2019 учебный год

класс

4 Б

всего часов

34

часов в неделю

1

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов

4 Б

1 четверть

9

2 четверть

                   7

3 четверть

10

4 четверть

8

Год

34

Распределение часов по разделам внеурочного курса «Азбука истоков»


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Устроение мира. Путешествия в мир Божий

4

4

8

2.

Устроение отношений в мире. Хорошо-плохо.

3

3

6

3.

Устроение отношений в нашей жизни. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья

3

3

6

4.

Православные праздники. Чему мы радуемся? Ценности жизни христиан

3

3

6

5.

Благодарение. Спасибо

4

4

8

Итого:

17

17

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истокам 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авто...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» на 2014-2015 учебный год 4 класс Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательн...

Рабочая программа курса "Истоки"

«Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?»     «Истоки» развивают со...

Рабочая программа "Духовные истоки Кубани" 1-3 класс.

Содержание данной программы направленно на знакомство детей с нравственными нормами, правилами поведения и формирования моральных привычек....

Рабочая программа «Социокультурные истоки» для 1 класса

Рабочая программа  курса   внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»  для 1 класса  рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие ш...

Рабочая программа "Мои истоки" 4 класс

Адаптированная программа на основе социокультурного модуля «Истоки» И.А. Кузьмина, А.В. Камкина для 4 класса...

Рабочие программы "У истоков мастерства"

Опираясь на анализ методических разработок О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольн...