Рабочие программы "У истоков мастерства"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Улитина Лариса Евгеньевна

Опираясь на анализ методических разработок О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников» и собственные знания, была создана данная образовательная программа «У истоков мастерства».

              Программа модифицированная, имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

                                                                            «Уровень культуры эпохи, как

                                                       и отдельного человека,

                                                                      определяется отношением                                                                  

                                                   к прошлому»

                                                                                                            А.С. Пушкин

                        Россия - наша родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески убедить себя в ней. Сейчас к нам постепенно  возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем, относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам. Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки, это  богатый материал для воспитания у школьников доброты, совести, доброжелательности в отношении друг к другу. В опыте наших дедов, отцов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век дадут добрые всходы. В народе говорят: « Сырое дерево гни, пока оно не высохло, а ребёнка учи в своё время». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, порождающим творческую личность. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

                    Опираясь на анализ методических разработок О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников» и собственные знания, была создана данная образовательная программа «У истоков мастерства».

              Программа модифицированная, имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ, Уставом МБУДО Велижского ДДТ:

  • ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 ( ст.12-предпрофессиональная подготовка, ст.75-формирование и развитие творческих способностей):
  • Государственная программа РФ «Развитие дополнительного образования детей до 2020 года» утверждена Постановлением Правительства РФ 22.11.2012 года №2148-р.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дополнительного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный школьник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с младшего школьного возраста.

Данная программа комплексная, вариативная, предполагает овладение детьми основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребёнку проявить и реализовать свои творческие способности, направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формирование у детей чувств причастности к наследию прошлого. Даѐт возможность общения и творческой деятельности в группе единомышленников, развивает коммуникативные навыки. Обеспечивает благоприятные условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Отвечает потребностям детей, родителей, общества.

Новизна программы в понимании особенностей этнокультуры средствами керамики, изучение региональной культуры. Создание портфолио творческих работ и достижений.  Программа рассматривает художественные традиции народного глиняного промысла на уровне регионального: предусмотрены занятия по ознакомлению глиняного промысла на Смоленщине и в Велижском районе, с работами местных художников, с народными традициями, обычаями, народными играми смоленского края.  

 Ведущей идеей является: формирование у детей основ творческой личности через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков,  чувств причастности к наследию прошлого.

Цель данной программы: Развитие устойчивого интереса к народному творчеству, уважение к труду и таланту русских мастеров.

Задачи:

Обучающие:

  • Приобщение детей к истокам народной культуры.
  • Обучение  технологиям разных видов изобразительной деятельности

(лепка из глины, роспись). Помочь овладеть основами культуры труда

  • Учить различать народные игрушки из глины (Дымковская, Филлимоновская, Калининская, Каргопольская), по манере их исполнения, выделять их характерные особенности, сравнить между собой изделия, находить сходство и различия.
  • Заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития творчества.

Реализуются с помощью следующих методов педагогической деятельности:

  • Словесные: (устное народное творчество, художественное слово, рассказ, беседа, объяснение).
  • Наглядные: (мультимедийные презентации, образцы, иллюстрации, показ способов работы).

Воспитательные

  • Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  • Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народного устного творчества.
  • Эмоционально откликаться на  воздействие художественного образа, понимать содержание произведений народного фольклора.
  •  Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  •  Выявлять и развивать природные задатки, творческий потенциал каждого путем индивидуального образовательного маршрута оптимально возможного усвоения программы.

Эти задачи будут решаться при помощи:

  • Организация диалогового общения.
  • Изучение устного народного творчества.
  • Включение детей в различные формы деятельности.

Развивающие

  • Развивать творческий потенциал, природные задатки школьника: фантазию, наблюдательность.
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Эти задачи будут решаться при помощи:

  • Игры - занятия с элементами экспериментирования.
  • Включение в программу работу с репродукциями, образцами работ народных мастеров.
  • Создание условий для воплощения творческих идей.
  • Дидактические и развивающие игры

Так как набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений, к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход.

  • Учёт индивидуально-психологических особенностей  ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, активность).
  •  Дифференцированное обучение: непосредственно на занятиях предусмотрены работы различной степени сложности. Применяются более сложные задания для способных обучающихся, упрощенные варианты   для медленно работающих.

Педагогические принципы: 

  • Создание комфортной образовательной среды, безопасного пространства жизнедеятельности;
  • Создание ситуаций успеха;
  • Учет индивидуально – психологических особенностей ребенка;
  • Осознание  и признание права личности быть не похожей на других.

             В основе лежат групповые занятия, так же предусмотрены коллективные работы, и по  подгруппам по 2-3 человека. Занятия по всем видам тесно взаимосвязаны, чередуются в логической последовательности.

Обучение проводится в 2-х направлениях:

  • усвоение теоретических знаний
  • формирование практических навыков.

             Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: лепка, роспись.

В программе используются следующие формы занятий:

  • Практическая работа
  • Экскурсии
  • Творческие задания
  • Выставки детских творческих работ

Методы:

  • Методы обучения: монологический, диалогический, показательный.
  • Методы преподавания:  объяснительный, информационно - сообщающий, иллюстративный.
  • Методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый.
  • Методы воспитания: убеждение, упражнение, личный пример.

Сроки реализации

        Программа не предполагает специального отбора детей при комплектовании групп, основанием является желание ребенка и родителей.

Курс программы для I-го года обучения рассчитан для детей 7-8 лет.

Программа рассчитана:

I-ый год обучения (1класс) – 144 часа

Обучение проводится на занятиях:

I-ый год обучения –2 часа 2 раза в неделю по 35 минут.

Наполняемость:

I-ый год обучения    - 12 детей

Универсальность программы

        Программа апробирована в системе дополнительного образования в течение 3-х лет. Однако её применение и использование возможно в условиях детского сада, отдельные блоки можно взять за основу работы кружков в загородных оздоровительных лагерях, рекомендуется в качестве пособия для занятий родителей с детьми. Возможно   корректировка материала с учетом возможностей и способностей детей (повышать или понижать нагрузку занятия).

Методические рекомендации.

В процессе реализации курса рекомендуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Объяснение последовательности работы над изделием даётся всему коллективу. На начальных этапах каждый учащийся выполняет свою работу индивидуально, а затем, когда ребёнок получает определённую подготовку, возможна организация работы в подгруппах.

Преобладающими методами обучения являются словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ), наглядный (демонстрация), практический метод (упражнения).

Важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма. Кроме того, в образовательном процессе используется метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.).

С учетом национально-регионального компонента в программе предусмотрено изучение народных игр, фольклора. Для развития детского творчества народная игрушка и устное народное творчество используются в качестве образцов - эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения (повтор, вариации, импровизация.  Словесное творчество народа на занятиях применяется комплексно (2-4 жанра), чтобы максимально достичь его воспитательного эффекта.

             Эффективность обучения такой возрастной группы зависит от их психологических особенностей, т. к. дети в этом возрасте импульсивны, не могут сосредоточиться на одной и той же работе длительное время на занятиях предусмотрена логическая смена деятельности (отгадывают загадку, лепят, играют в народную игру, учат потешку).

В результате обучения должны:

Знать:

  • Историю традиционных глиняных промыслов России, традиции русских мастеров в создании формы и оформления глиняного изделия;
  • Различать жанры устного народного творчества;
  • Название и назначение материалов и оборудования, их элементарные свойства, использования, применение;
  • Технику безопасности при работе с различными материалами;

Уметь:

  • Уметь самостоятельно находить во время работы наиболее удачные способы и приемы лепки глиняных изделий;
  • Самостоятельно отбирать необходимые инструменты, подготавливать глину к работе;
  • Использовать различные дополнительные материалы;
  • Вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок;
  • Сотрудничать со своими сверстниками.

              Результативность             

Два раза в год в группе отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ работ коллективного занятия;

• игра-викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• опрос.

Промежуточная аттестация осуществляется в декабре в форме анализа работ коллективного занятия «На птичьем дворе». Итоговая проверка освоения программы осуществляется в мае в форме игры-викторины  «Глазам-радость, душе-отрада», контрольных вопросов «Учимся лепить», итогового занятия «Кони глиняные мчатся»

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

• высокий;

• средний;

• низкий.

Учебно-тематический план I-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Материаловедение

5,5

8

13,5

II

Народные промыслы

14,5

19,5

34

III

Азбука росписи

15,5

56

71,5

IY

Творческие работы

4,5

20,5

25

Всего

40

104

144

Содержание программы I-го года обучения

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Форма отслеживания результатов

I

Вводное

Введение в образовательную программу по работе с глиной

Материаловедение

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Вызвать интерес к занятиям.

 Ознакомить детей с глиной в качестве материала для художественного творчества.

Обучить различным способам и приемам лепки; скрепления частей.

Знакомство с планом работы. Экскурсия в музей. Беседа

« С чего всё начиналось»

Организация рабочего места. Материалы и оборудование.

Приемы лепки:     скатывание, сплющивание, сглаживание.

Способы лепки:

скульптурный    

конструктивный

упражнение на соединение форм

-шар и цилиндр  

-шар и шар

-создание барельефа

-работа с шаблоном

Работа по замыслу

Арт-терапия: «Знакомимся с глиной»

«Тарелочка»

«Птичка»

«Грибы»

«Смешарики»

 «Рябинка»

«Пасхальное яйцо»

«Валентинка»

Итоговая беседа

Беседа  «Большие права

маленького гражданина»

Наблюдения

Тест «Тайна формы»

Анализ готовых работ, самоанализ «Лесенка успеха»

Контрольные вопросы по теме

II

Народные промыслы их истоки, современное развитие

Историко-дидактический анализ глиняного промысла. Познакомить с традиционными приемами лепки народных игрушек

Дымка:

-истоки

-технология изготовления:

лепка по частям

примазывание сглаживание.

Филимоново:

-история

-технология изготовления (вытягивание, свисток)

Калининская:

-история

-технология  (овоид, вытягивание, налепы)

Каргопольская

лепка по  частям, передача движений

Развлечения перед прохождением каждой темы

«Птичка»

«Конь»

«Петушок»

«Барыня»

Потешки по теме

«Петушок»

 «Барашек»

 «Барыня»

Чтение потешек и загадок.

 «Уточка»

«Петушок»

«Сказочная птица»

Народные игры

 «Сеятель»

«Олень»

«Барыня»

«Гармонист»

«Дымковская свистунья»

«Филимоновские игрушки-полосатые зверушки» «Птички  пеструшки - калининские игрушки» «Игрушки русского Севера»

Итоговые занятия в конце каждой темы

Интерактивная игра с триггерами «Дымковская игрушка»

Анализ результатов готовых работ.

Результаты промежуточной аттестации: коллективная работа «На птичьем дворе»

Итоговая аттестация:

Игра-викторина «Глазам-радость, душе-отрада»

Контрольные вопросы

 «Учимся лепить»

Итоговое занятие «Кони глиняные мчатся»

III

Азбука росписи

Отличительные элементы народных росписей, их цветовая гамма.

 Учить расписывать объемную игрушку по мотивам узоров русских мастеров.

-Грунтовка вылепленных игрушек из глины;

-подготовка красок;

-рисование элементов на бумаге.

Упражнения на отработку навыков кистевой росписи (примакивание, рисование концом кисти)

Роспись игрушек вылепленных на предыдущих занятиях.

Дидактические и развивающие игры. Таблица  «Системный оператор».

Альбом «Цветоведение»  коллективные работы.

Анализ детских работ

IY

Творческие работы

Задумывать содержание работы, доводить замысел до конца.

Беседы о традициях и обрядах народных праздников (Масленица, Пасха).

Лепка игрушек и сувениров к календарным и народным праздникам Творческие работы

Творческий проект «Моя любимая игрушка» в конце прохождения каждой темы

Организация персональных выставок.

Карта мониторинга результатов обучения  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Период обучения

Прогнозируемые результаты

Методы диагностики

Уровень

освоения

содержания

программы

Теория

Практика

1-ый год

обучения

Теория (знает):

-название и назначение материала и оборудования для работы с глиной

-основные способы и приемы лепки

-главные отличительные признаки росписи народной глиняной игрушки

Практика (умеет):

-организовать свое рабочее место

-использовать при лепке различные способы и приемы

-пользоваться стекой, кистью, красками и палитрой

-лепить и расписывать несложную игрушку по образцам народной

Промежуточная аттестация

Игровые проверочные тесты «Учимся лепить»

Коллективная работа «На птичьем дворе»

Правильных ответов:

22-24- творческий;

17-21-повышенный;

10-16-базовый;

менее 15-минимальный

Уровень качества работ

Итоговая аттестация

Игровой проверочный тест “Народная глиняная игрушка России”

Итоговое «Кони глиняные мчатся»

Правильных ответов:

11- творческий;

9-10-повышенный;

6-8-базовый;

менее 6-минимальный

Уровень качества работ

Уровень освоения содержания программы:

  • Минимальный (0): практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • Базовый (1): овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • Повышенный (2): объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • Творческий  (3): освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

Календарно-учебный график

I-го года обучения

Раздел программы, тема

Форма занятия

Количество часов

Форма подведения итогов

дата

Материало

ведение

Народные промыслы

Азбука росписи

Творческие работы

теория

практ

теория

практ

теория

практ

теория

практ

1

Вводное. Введение в образовательную программу: «Путешествие во времени»

Лепка по замыслу.

Познавательное

1

1

Итоговая беседа, анализ работ

2

Опыты с глиной «Интересное под ногами» Арт-терапия: «Знакомимся с глиной»

Познавательное

1

1

Тест «Тайна формы»

3

Скульптурный способ лепки «Тарелочка»

Практическое

1

1

1

1

Коллективный анализ работ

4

Конструктивный способ лепки «Птичка»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

5

Соединение отдельных форм: шар и цилиндр   «Грибы»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ готовых работ

6

Соединение отдельных форм-шары разного размера «Смешарики»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Коллективный анализ работ

7

Создание барельефа путем налепа «Рябинка»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ готовых работ

8

Народные промыслы «Дымковская свистунья»

Игровое

2

Контрольные вопросы

9

«Птичка» по мотивам работ дымковских мастеров

Познавательно - обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ

10

«Конь» по мотивам работ дымковских мастеров

Познавательно - обучающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

11

«Петушок» по мотивам работ дымковских мастеров

Познавательно - обучающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

12

«Барыня» по мотивам работ дымковских мастеров

Познавательно - обучающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Коллективный анализ работ

13

Творческий проект «Моя любимая дымковская игрушка»

Итоговое

2

2

Интерактивная игра «Дымковская игрушка»

14

«Филимоновские игрушки-полосатые зверушки»

Игровое

2

Контрольные вопросы

15

«Петушок» по мотивам работ филимоновских мастеров мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

16

«Барашек» по мотивам работ филимоновских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

17

«Барыня» по мотивам работ филимоновских мастеров

Познавательно - обучающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

18

Творческий проект «Моя любимая филимоновская игрушка»

Итоговое

2

2

Анализ творческих работ

19

Коллективная работа «На птичьем дворе»

Игровые проверочные тесты «Учимся лепить»

Промежуточная аттестация

2

2

Результаты работы Анализ тестов

20

Изготовление плакетки с символом Нового года

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ

21

Развлечение «Птички  пеструшки»

Игровое

2

Контрольные вопросы

22

«Уточка» по мотивам работ калининских мастеров

Познавательно - обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

23

«Петушок» по мотивам работ калининских мастеров

Ознакомительно - обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

24

«Сказочная птица» по мотивам работ калининских мастеров

Итоговое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

25

Сувенир к народному празднику «Масленица»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Коллективный анализ

26

Работа с шаблоном «Валентинки»

Познавательно-творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Наблюдение

27

Изготовление сувенира папе к 23 февраля

Познавательно-творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ

28

Сувенир в подарок маме на 8 Марта

Познавательно-творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ

29

Работа с шаблоном «Пасхальное яйцо»

Познавательно-обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Наблюдение

30

Развлечение «Игрушки русского Севера»

Игровое

2

Контрольные вопросы

31

«Сеятель» по мотивам работ каргопольских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

32

«Олень» по мотивам работ каргопольских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

33

«Барыня» по мотивам работ каргопольских мастеров

Ознакомительно - обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

34

Творческий проект «Каргопольская игрушка»

Итоговое

2

2

Контрольные вопросы

35

Изготовление коллективного панно к сказке с использованием шаблонов

Коллективное творчество

0,5

1,5

0,5

3,5

Наблюдение

36

Арт-терапия «Что такое настроение» с последующей росписью

Познавательное

0,5

1,5

0,5

!,5

Тест «Какой твой цвет?»

37

Тематическое «Волшебная глина»

Комплексное

0,5

0,5

1,5

1,5

Контрольные вопросы

38

Занятие с родителями «Сувенир ко Дню семьи»

Коллективное творчество

0,5

1,5

1

1

Итоговый опрос

39

Итоговое «Кони глиняные мчатся»

Итоговая аттестация

0,5

1,5

0,5

1,5

Организация выставки

40

Игра-викторина «Глазам-радость, душе-отрада»

Итоговая аттестация

2

Тест: “ Народная глиняная игрушка»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

                                                                            «Уровень культуры эпохи, как

                                                       и отдельного человека,

                                                                      определяется отношением                                                                  

                                                   к прошлому»

                                                                                                            А.С. Пушкин

                        Россия - наша родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески убедить себя в ней. Сейчас к нам постепенно  возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем, относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам. Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки, это  богатый материал для воспитания у школьников доброты, совести, доброжелательности в отношении друг к другу. В опыте наших дедов, отцов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век дадут добрые всходы. В народе говорят: « Сырое дерево гни, пока оно не высохло, а ребёнка учи в своё время». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, порождающим творческую личность. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

                    Опираясь на анализ методических разработок О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников» и собственные знания, была создана данная образовательная программа «У истоков мастерства».

              Программа модифицированная, имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ, Уставом МБУДО Велижского ДДТ:

  • ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 ( ст.12-предпрофессиональная подготовка, ст.75-формирование и развитие творческих способностей):
  • Государственная программа РФ «Развитие дополнительного образования детей до 2020 года» утверждена Постановлением Правительства РФ 22.11.2012 года №2148-р.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дополнительного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный школьник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с младшего школьного возраста.

Данная программа комплексная, вариативная, предполагает овладение детьми основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребёнку проявить и реализовать свои творческие способности, направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формирование у детей чувств причастности к наследию прошлого. Даѐт возможность общения и творческой деятельности в группе единомышленников, развивает коммуникативные навыки. Обеспечивает благоприятные условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Отвечает потребностям детей, родителей, общества.

Новизна программы в понимании особенностей этнокультуры средствами керамики, изучение региональной культуры. Создание портфолио творческих работ и достижений.  Программа рассматривает художественные традиции народного глиняного промысла на уровне регионального: предусмотрены занятия по ознакомлению глиняного промысла на Смоленщине и в Велижском районе, с работами местных художников, с народными традициями, обычаями, народными играми смоленского края.  

 Ведущей идеей является: формирование у детей основ творческой личности через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков,  чувств причастности к наследию прошлого.

Цель данной программы: Развитие устойчивого интереса к народному творчеству, уважение к труду и таланту русских мастеров.

Задачи:

Обучающие:

  • Приобщение детей к истокам народной культуры.
  • Обучение  технологиям разных видов изобразительной деятельности

(лепка из глины, роспись). Помочь овладеть основами культуры труда

  • Учить различать народные игрушки из глины (Дымковская, Филлимоновская, Калининская, Каргопольская), по манере их исполнения, выделять их характерные особенности, сравнить между собой изделия, находить сходство и различия.
  • Заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития творчества.

Реализуются с помощью следующих методов педагогической деятельности:

  • Словесные: (устное народное творчество, художественное слово, рассказ, беседа, объяснение).
  • Наглядные: (мультимедийные презентации, образцы, иллюстрации, показ способов работы).

Воспитательные

  • Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  • Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народного устного творчества.
  • Эмоционально откликаться на  воздействие художественного образа, понимать содержание произведений народного фольклора.
  •  Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  •  Выявлять и развивать природные задатки, творческий потенциал каждого путем индивидуального образовательного маршрута оптимально возможного усвоения программы.

Эти задачи будут решаться при помощи:

  • Организация диалогового общения.
  • Изучение устного народного творчества.
  • Включение детей в различные формы деятельности.

Развивающие

  • Развивать творческий потенциал, природные задатки школьника: фантазию, наблюдательность.
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Эти задачи будут решаться при помощи:

  • Игры - занятия с элементами экспериментирования.
  • Включение в программу работу с репродукциями, образцами работ народных мастеров.
  • Создание условий для воплощения творческих идей.
  • Дидактические и развивающие игры

Так как набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений, к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход.

  • Учёт индивидуально-психологических особенностей  ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, активность).
  •  Дифференцированное обучение: непосредственно на занятиях предусмотрены работы различной степени сложности. Применяются более сложные задания для способных обучающихся, упрощенные варианты   для медленно работающих.

Педагогические принципы: 

  • Создание комфортной образовательной среды, безопасного пространства жизнедеятельности;
  • Создание ситуаций успеха;
  • Учет индивидуально – психологических особенностей ребенка;
  • Осознание  и признание права личности быть не похожей на других.

             В основе лежат групповые занятия, так же предусмотрены коллективные работы, и по  подгруппам по 2-3 человека. Занятия по всем видам тесно взаимосвязаны, чередуются в логической последовательности.

Обучение проводится в 2-х направлениях:

  • усвоение теоретических знаний
  • формирование практических навыков.

             Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: лепка, роспись.

В программе используются следующие формы занятий:

  • Практическая работа
  • Экскурсии
  • Творческие задания
  • Выставки детских творческих работ

Методы:

  • Методы обучения: монологический, диалогический, показательный.
  • Методы преподавания:  объяснительный, информационно - сообщающий, иллюстративный.
  • Методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый.
  • Методы воспитания: убеждение, упражнение, личный пример.

Сроки реализации

        Программа не предполагает специального отбора детей при комплектовании групп, основанием является желание ребенка и родителей.

Курс программы для II-го года обучения рассчитан для детей 8-9 лет.

Программа рассчитана:

II-ой год обучения (2-3классы) – 144 часа

Обучение проводится на занятиях:

II-ой год обучения –2 часа 2 раза в неделю по 35 минут.

Наполняемость:

II-ой год обучения    - 12 детей

Универсальность программы

        Программа апробирована в системе дополнительного образования в течение 3-х лет. Однако её применение и использование возможно в условиях детского сада, отдельные блоки можно взять за основу работы кружков в загородных оздоровительных лагерях, рекомендуется в качестве пособия для занятий родителей с детьми. Возможно   корректировка материала с учетом возможностей и способностей детей (повышать или понижать нагрузку занятия).

Методические рекомендации.

В процессе реализации курса рекомендуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Объяснение последовательности работы над изделием даётся всему коллективу. На начальных этапах каждый учащийся выполняет свою работу индивидуально, а затем, когда ребёнок получает определённую подготовку, возможна организация работы в подгруппах.

Преобладающими методами обучения являются словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ), наглядный (демонстрация), практический метод (упражнения).

Важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма. Кроме того, в образовательном процессе используется метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.).

Кроме указанных методов, в работе по курсу важное место занимает цветотерапия, которая подразумевает работу с определённой цветовой гаммы.

С учетом национально-регионального компонента в программе предусмотрено изучение народных игр, фольклора. Для развития детского творчества народная игрушка и устное народное творчество используются в качестве образцов - эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения (повтор, вариации, импровизация).

             Словесное творчество народа на занятиях применяется комплексно (2-4 жанра), чтобы максимально достичь его воспитательного эффекта.

             Эффективность обучения такой возрастной группы зависит от их психологических особенностей, т. к. дети в этом возрасте могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. У них зачастую хорошо развиты элементарные и быстро развиваются более совершенные чувства композиции, формы, цвета, объемных форм в лепке. Для детей этого возраста характерна устойчивость замысла, большее проявление сосредоточенности и целенаправленности. Простота, доступность и разнообразие приемов – главное условие продуктивного обучения и достижения ярких эстетических результатов в любом из направлений изобразительной деятельности. Передача пропорции предметов имеют важный характер. Лепка как вид деятельности с пластическим материалом полезна не только для развития мелкой моторики и координирования движения рук. Действенное ознакомление с объемной формой обогащает сенсорный опыт .

В результате обучения должны:

Знать:

  • традиции русских мастеров в создании формы и оформления игрушки.
  • различать жанры устного народного творчества: потешки, загадки, пословицы, докучная сказка, колыбельная, закличка;

Умееть:

  • Правильно организовывать своё рабочее место;
  • лепить глиняные игрушки на основе народных традиций
  • расписывать ее, используя традиционные элементы росписи и цветовую гамму
  • импровизировать по мотивам народного орнамента.
  • Самостоятельно отбирать необходимые инструменты, подготавливать глину к работе;
  • грамотно использовать в речи техническую терминологию.

Результативность             

Два раза в год в группе отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ;

• викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• опрос.

Промежуточная аттестация осуществляется в декабре в форме анализа работ творческого проекта «Всех на свете краше», игры- викторины «Глазам-радость, душе-отрада», контрольных вопросов  «С чего все начиналось?»

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в мае в форме игры-викторины «Знаток народной игрушки»,  анализа работ творческий проект «Ярмарка глиняной игрушки».

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

• высокий;

• средний;

• низкий.

Учебно-тематический план II-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Материаловедение

3

6

9

II

Народные промыслы их истоки, современное развитие

6

14

20

III

Азбука росписи

20

59

79

IY

Творческие работы

7

29

36

Всего

36

108

144

Содержание программы II-го года обучения

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Форма отслеживания результатов

I

Вводное

Материаловедение

Вызвать интерес к глиняному народному промыслу

Знакомить со свойствами глины, с разнообразием её применения. Учить самостоятельно готовить глиняное «тесто»

Знать и называть  приемы и способы лепки, использовать их в своей работе, рационально выбирая.

-ознакомление с планом работы

-история развития глиняного промысла

-что такое глина

-виды и свойства глины

-глина и её использование

-подготовка рабочего места

-инструменты для работы с глиной

-приемы лепки (скатывание, раскатывание, прощипывание, сплющивание, вдавливание, заглаживание)

-способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный

Лепка по желанию.

Народная игра «Дразнилка»

Практические занятия, занятия арт-терапией «Мое настроение», «Мой глиняный человечек»

Упражнения в формировании умений соединять отдельные заготовленные формы.

Лепка барельефов:

«Осенний лист»;

«Кулон»

Наблюдения

Мультимедийная презентация «Народные промыслы России»

Контрольный опрос

Работа с таблицами «Перемин глины»,

«Подготовка глиняного теста», «Способы и приемы лепки», «Технологические карты последовательности лепки игрушек»

Практические задания.

Наблюдения

II

Народные промыслы

История развития глиняного промысла в Велиже.

Учить лепить игрушки, используя знание о традициях в создании игрушки народных мастеров.

-история зарождения

-традиции мастеров в создании формы и оформлении глиняной игрушки

-Технология изготовления дымковских игрушек (лепка по частям, примазывание, сглаживание)

- Технология изготовления филимоновских игрушек (вытягивание)

-отличия от дымковских игрушек (конь, барыня)

- Технология изготовления каргопольских игрушек: лепка по частям. Передача движений

- Технология изготовления калининской игрушки (овоид, вытягивание, налепы, передача движения с помощью поворота шеи и головы)

- Тематическое занятие «Лучше нет родного края». Лепка птички-свистульки

Лепка на выбор: животного, птицы, барыни.

Чтение потешек, загадок Русские народные игры

-Лепка на выбор филимоновское животное, барыни,

композиции  (в парах)

Беседа «Животные Смоленского края»

- «Полкан»,

 -«Сирин»,

- «Сеятель», «Гармонист» (на выбор), барыня

Лепка на выбор:

- «Птичка», «Селезень», «Лебёдушка»

Экскурсия в краеведческий музей

Решение кроссвордов.

Игровой тест «Учимся лепить»

Итоги игры - викторины «Знаток народной игрушки»

Контрольные вопросы

 «Народная игрушка» (подчеркнуть правильные ответы в карточке)

Мультимедийная презентация «Полосатые игрушки»

Интерактивная игра «Найди 10 различий»

Результаты итогового занятия «Ярмарка глиняной игрушки», творческого проекта «Всех на свете краше» контрольные вопросы

III

Азбука росписи

Учить самостоятельно, составлять узор на  основе знаний об особенностях народной росписи.

- побелка

-смешивание красок для получения новых цветов и оттенков

- приемы работы кистью

- первоначальный эскиз на бумаге

- правила украшения объемных изделий

Составление морфологической таблицы на закрепление цветового сочетания.

Рисование элементов народной росписи на бумаге. Роспись объемных игрушек.

Работа с альбомами «Азбука народной росписи», «Цветоведение».

Таблица «Знаки семантики»

Дидактические игры «Как  краски поссорились», «Компьютер».

IY

Творческие работы

В проектной деятельности учить взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Знакомить с традициями и обрядами народных праздников.

В конце каждой темы, в форме итогового занятия, творческих проектов

Лепка игрушек и сувениров к календарным  и народным (Покров, Сороки, Благовещение, Масленица, Пасха) праздникам. Изготовление изделий творческого характера.

 Подготовка к выставкам.

Анализ работы в творческих проектах по прохождению темы:  

«Заочное путешествие в дымковскую мастерскую», «Учимся у филимоновских мастеров», «Каргопольская композиция» по подгруппам

Карта мониторинга результатов обучения  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Период обучения

Прогнозируемые результаты

Методы диагностики

Уровень

освоения

содержания

программы

Теория

Практика

2-год

обучения

(2-3 класс)

Теория (знает):

-историю различных русских игрушек из глины, -традиции русских мастеров в создании формы и оформления игрушки.

Практика (умеет):

-лепить глиняные игрушки на основе народных традиций

расписывать ее, используя традиционные элементы росписи и цветовую гамму народных мастеров

Промежуточная аттестация

Игра викторина «Глазам-радость, душе-отрада»

Контрольные вопросы

 «С чего все начиналось?»

Творческий проект «Всех на свете краше»

Набрано баллов:

15-17- творческий;

12-14-повышенный;

9-12-базовый;

менее 9-минимальный

Правильных ответов:

13-15- творческий;

10-12-повышенный;

8-9-базовый;

менее 8-минимальный

Итоговая аттестация

Игра - викторина «Знаток народной игрушки»

Творческий проект «Ярмарка глиняной игрушки»

30-34– творческий уровень

25-29–повышенный уровень

20-24 – базовый уровень

Уровень освоения содержания программы:

  • Минимальный (0): практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • Базовый (1): овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • Повышенный (2): объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • Творческий  (3): освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

Календарно-учебный график

II-го года обучения

Раздел программы, тема

Форма занятия

Количество часов

Форма подведения итогов

дата

Материаловедение

Народные промыслы

Азбука росписи

Творческие работы

теория

практ

теория

практ

теория

практ

теория

практ

1

-Ознакомление с планом работы

-история развития глиняного промысла

Лепка по желанию.

Вводное

1

1

Мультимедийная презентация «Народные промыслы России»

2

Знакомство со свойствами глины Арт-терапия «Мое настроение»

Познавательно - развивающее

0,5

1,5

Наблюдение,

тестирование

3

Арт-терапия «Мой глиняный человечек»

Познавательно -развивающиее

0,5

1,5

Наблюдение

4

Лепка барельефа «Осенний лист

Обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

5

Работа с шаблоном «Кулон»

Обучающее

0,5

0,5

1,5

1,5

Интерактивная игра «Учимся лепить»

6

«Лучше нет родного края» Лепка посуды

Тематическое

Экскурсия

0,5

0,5

1

1

1

Решение кроссворда

7

Изготовление сувениров ко Дню Матери

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

8

Лепка на выбор животного по мотивом работ дымковских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Наблюдение

9

Лепка на выбор птицы по мотивом работ дымковских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

10

Лепка на выбор барыни по мотивом работ дымковских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Сравнение с филимоновской барыней

11

Творческий проект «Заочное путешествие в дымковскую мастерскую»,

Творческое

2

2

Дидактические игра «Компьютер».

12

Лепка на выбор «Птичка», «Селезень», «Лебёдушка» по мотивам работ калининских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

13

«Покров-натопи хату без дров» Покровская ярмарка.

Игровое

0,5

1,5

0,5

1,5

Организация выставки

14

Лепка на выбор филимоновское животное

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

15

Лепка на выбор

филимоновские барыни

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Сравнение с дымковской барыней

16

Лепка на выбор

композиции  филимоновских мастеров (в парах)

Творческое

0,5

3,5

0,5

1,5

Наблюдение, анализ паспорта проекта

17

Творческий проект «Учимся у филимоновских мастеров»,

Творческое

2

2

Анализ результатов творческих работ

18

Изготовление сувениров с символом Нового года

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

19

Игра викторина «Глазам-радость, душе-отрада»

Творческий проект «Всех на свете краше»

Промежуточная аттестация

2

2

2

2

Анализ работ

Контрольные вопросы

 «С чего все начиналось?»

20

Работа с выкройкой «Декоративный колокольчик»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ готовых работ

21

Сувенир к народному празднику «Масленица»

Познавательно-практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Интерактивный кроссворд «Широкая Масленица»

22

Работа с шаблоном «Валентинки»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

23

Изготовление сувенира папе к 23 февраля

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

24

Изготовление сувениров маме к 8 Марта

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

25

Народный праздник «Сороки». Лепка птички-свистульки

 

Познавательно - обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

26

Славянская мифология. Лепка «Полкан» мотивам работ каргопольских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Коллективный анализ

27

Лепка игрушки-свистульки «Птица Сирин» по мотивам работ каргопольских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

28

Лепка на выбор «Сеятель», «Гармонист» по мотивам работ каргопольских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Коллективный анализ

29

Лепка на выбор барыни по мотивам работ каргопольских мастеров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ

30

Творческий проект «Каргопольская композиция» по подгруппам

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ результатов творческих работ

31

«Благовещение-весна зиму поборола». Лепка «Сказочная птица».

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Интерактивная игра «Найди 10 отличий»

32

Сувениры к Пасхе.

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Интерактивная игра «Народные праздники»

33

Лепка по мотивам древнеславянских оберегов. Контррельефы.  Кулон «Золотая рыбка»

Познавательно - развивающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

34

День Семьи. Плакетка.

Познавательно - развивающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

35

Игра - викторина «Знаток народной игрушки»

Итоговая аттестация

0,5

1,5

 Результаты игры-викторины

35

Творческий проект «Ярмарка глиняной игрушки»,

Творческое

0,5

0,5

1.5

1.5

Анализ работ, заполнения паспорта проекта

36

 Итоговое «Ярмарка глиняной игрушки»,

Итоговая аттестация

2

Деловая игра «Экскурсовод»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

                                                                            «Уровень культуры эпохи, как

                                                       и отдельного человека,

                                                                      определяется отношением                                                                  

                                                   к прошлому»

                                                                                                            А.С. Пушкин

                        Россия - наша родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески убедить себя в ней. Сейчас к нам постепенно  возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем, относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам. Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки, это  богатый материал для воспитания у школьников доброты, совести, доброжелательности в отношении друг к другу. В опыте наших дедов, отцов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век дадут добрые всходы. В народе говорят: « Сырое дерево гни, пока оно не высохло, а ребёнка учи в своё время». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, порождающим творческую личность. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

                    Опираясь на анализ методических разработок О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников» и собственные знания, была создана данная образовательная программа «У истоков мастерства».

              Программа модифицированная, имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ, Уставом МБУДО Велижского ДДТ:

  • ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 ( ст.12-предпрофессиональная подготовка, ст.75-формирование и развитие творческих способностей):
  • Государственная программа РФ «Развитие дополнительного образования детей до 2020 года» утверждена Постановлением Правительства РФ 22.11.2012 года №2148-р.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дополнительного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный школьник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с младшего школьного возраста.

Данная программа комплексная, вариативная, предполагает овладение детьми основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребёнку проявить и реализовать свои творческие способности, направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формирование у детей чувств причастности к наследию прошлого. Даѐт возможность общения и творческой деятельности в группе единомышленников, развивает коммуникативные навыки. Обеспечивает благоприятные условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Отвечает потребностям детей, родителей, общества.

Новизна программы в понимании особенностей этнокультуры средствами керамики, изучение региональной культуры. Создание портфолио творческих работ и достижений.  Программа рассматривает художественные традиции народного глиняного промысла на уровне регионального: предусмотрены занятия по ознакомлению глиняного промысла на Смоленщине и в Велижском районе, с работами местных художников, с народными традициями, обычаями, народными играми смоленского края.  

 Ведущей идеей является: формирование у детей основ творческой личности через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков,  чувств причастности к наследию прошлого.

Цель данной программы: Развитие устойчивого интереса к народному творчеству, уважение к труду и таланту русских мастеров.

Задачи:

Обучающие:

  • Приобщение детей к истокам народной культуры.
  • Обучение  технологиям разных видов изобразительной деятельности

(лепка из глины, роспись). Помочь овладеть основами культуры труда

  • Учить различать народные игрушки из глины (Дымковская, Филлимоновская, Калининская, Каргопольская), по манере их исполнения, выделять их характерные особенности, сравнить между собой изделия, находить сходство и различия.
  • Заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития творчества.

Реализуются с помощью следующих методов педагогической деятельности:

  • Словесные: (устное народное творчество, художественное слово, рассказ, беседа, объяснение).
  • Наглядные: (мультимедийные презентации, образцы, иллюстрации, показ способов работы).

Воспитательные

  • Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  • Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народного устного творчества.
  • Эмоционально откликаться на  воздействие художественного образа, понимать содержание произведений народного фольклора.
  •  Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
  •  Выявлять и развивать природные задатки, творческий потенциал каждого путем индивидуального образовательного маршрута оптимально возможного усвоения программы.

Эти задачи будут решаться при помощи:

  • Организация диалогового общения.
  • Изучение устного народного творчества.
  • Включение детей в различные формы деятельности.

Развивающие

  • Развивать творческий потенциал, природные задатки школьника: фантазию, наблюдательность.
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Эти задачи будут решаться при помощи:

  • Игры - занятия с элементами экспериментирования.
  • Включение в программу работу с репродукциями, образцами работ народных мастеров.
  • Создание условий для воплощения творческих идей.
  • Дидактические и развивающие игры

Так как набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений, к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход.

  • Учёт индивидуально-психологических особенностей  ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, активность).
  •  Дифференцированное обучение: непосредственно на занятиях предусмотрены работы различной степени сложности. Применяются более сложные задания для способных обучающихся, упрощенные варианты   для медленно работающих.

Педагогические принципы: 

  • Создание комфортной образовательной среды, безопасного пространства жизнедеятельности;
  • Создание ситуаций успеха;
  • Учет индивидуально – психологических особенностей ребенка;
  • Осознание  и признание права личности быть не похожей на других.

             В основе лежат групповые занятия, так же предусмотрены коллективные работы, и по  подгруппам по 2-3 человека. Занятия по всем видам тесно взаимосвязаны, чередуются в логической последовательности.

Обучение проводится в 2-х направлениях:

  • усвоение теоретических знаний
  • формирование практических навыков.

             Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: лепка, роспись.

В программе используются следующие формы:

  • Практическая работа
  • Экскурсии
  • Творческие задания
  • Выставки детских творческих работ
  • Конкурсы
  • Интеллектуальные  игры
  • Проектные и исследовательские работы

 Методы:

  • Методы обучения: монологический, диалогический, показательный.
  • Методы преподавания:  объяснительный, информационно - сообщающий, иллюстративный.
  • Методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый.
  • Методы воспитания: убеждение, упражнение, личный пример.

Сроки реализации

Программа III- го года обучения (3-4классы) рассчитана на 144часа. Обучение проводится на занятиях: 2 раза в неделю 2 занятия по 35 минут.

Наполняемость:10 детей

Универсальность программы

        Программа апробирована в системе дополнительного образования в течение 3-х лет. Однако её применение и использование возможно в условиях детского сада, отдельные блоки можно взять за основу работы кружков в загородных оздоровительных лагерях, рекомендуется в качестве пособия для занятий родителей с детьми. Возможно   корректировка материала с учетом возможностей и способностей детей (повышать или понижать нагрузку занятия).

В результате обучения выпускники должны:

Знать:

  • Виды декоративно-прикладного промысла России;
  • Историю традиционных глиняных промыслов России, традиции русских мастеров в создании формы и оформления глиняного изделия;
  • Различать жанры устного народного творчества: потешки, загадки, пословицы, докучная сказка, колыбельная, закличка;
  • Название и назначение материалов и оборудования, их элементарные свойства, использования, применение;
  • Технологию изготовления керамических изделий, различные способы декоративной отделки;
  • Технику безопасности при работе с различными материалами;
  • Понятия, связанные с лепкой (глина, шликер, стеки, глазури, гончарный станок, ангобы и так далее);
  • Технологию заготовки и хранения глины;
  •  Сочетание керамики с другими природными материалами;
  • Способы эстетического оформления сувениров и подарков.

Уметь:

  • Различать русские народные игры по манере их использования;
  • Правильно организовывать своё рабочее место;
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • Уметь самостоятельно находить во время работы наиболее удачные способы и приемы лепки глиняных изделий;
  • Использовать устное народное творчество в своей речи, самостоятельно  придумывать сказки, загадки;
  • Самостоятельно отбирать необходимые инструменты, подготавливать глину к работе;
  • Изготавливать эскизы работ, используя при лепке традиционные и нетрадиционные приёмы и способы;
  • Использовать различные дополнительные материалы;
  • Работать со справочной литературой;
  • Вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок;
  • Сотрудничать со своими сверстниками.

Результативность             

Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• развитие художественного вкуса;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ;

• игра-конкурс;

• викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• анкетирование;

• опрос.

Методические рекомендации.

В процессе реализации курса рекомендуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Объяснение последовательности работы над изделием даётся всему коллективу.

С одной стороны, при обучении по традиционным программам неизбежно непонимание такого самобытного творчества ребенка, навязывание стандартных, стереотипных образов и приемов. Зачастую единственной формой обучения является работа по образцу, который навязчиво демонстрируется детям, а как основной критерий оценки используется похожесть. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к самовыражению, развитию, его работы становятся только несовершенными попытками копирования. С другой стороны существует "Теория спонтанного развития", в рамках которой отвергаются методы обучения лепке. Ребенок остается предоставлен сам себе, он не получает новых знаний, замыкается, находится на несоответствующем его возрасту низком уровне художественного развития. И, как следствие теряет всякое желание к лепке.

Возникает вопрос, как же необходимо строить занятия, чтобы с одной стороны сохранить живой неподдельный интерес, а с другой - дать необходимые для развития знания, научить владению художественными приемами и обогатить мир ребенка культурным наследием человечества?
Прежде всего, необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности, имеют для детей данного возраста в первую очередь развивающее творческое значение и только потом становятся предметом обучения. Не важно насколько "красивым", отвечающим общепринятым человеческим представлениям, будет результат работы ребенка. Важно, что происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие душевные струны затронуты в этот момент. Однако не стоит забывать и о конкретных приемах, развивающих воображение, творческую инициативу, художественный выплеск эмоций, аккуратность, умение работать в коллективе, и ознакомляющих ребенка с разнообразными видами и техниками изобразительного искусства. Дети уже могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. У них зачастую хорошо развиты элементарные и быстро развиваются более совершенные чувства композиции, формы, цвета, объемных форм в лепке.

 Для детей этого возраста характерна устойчивость замысла, большее проявление сосредоточенности и целенаправленности. Простота, доступность и разнообразие приемов – главное условие продуктивного обучения и достижения ярких эстетических результатов в любом из направлений изобразительной деятельности. Передача пропорции предметов имеют важный характер. Лепка как вид деятельности с пластическим материалом полезна не только для развития мелкой моторики и координирования движения рук. Действенное ознакомление с объемной формой обогащает сенсорный опыт.

Результативность             

Два раза в год в группе отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ;

• игра-конкурс;

• викторина;

• выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• опрос.

Промежуточная аттестация осуществляется в декабре в форме анализа работ творческого проекта          «Моя любимая игрушка», анализа результатов  игры-викторины «Знаток керамики», методика «Художественное лото», решение тематических кроссвордов.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в мае в форме игры-викторины «Знаток народных праздников», анализа результатов решения кроссворда «Народные праздники», контрольного теста «Народная игрушка» (подчеркнуть правильные ответы в карточке), результатов творческого проекта «Путешествие в страну Лепландию», достижения обучающихся, участие в плановых выставках ДДТ, в  благотворительных акциях

\Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

• высокий;

• средний;

• низкий

Учебно-тематический план III-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Материаловедение

4

7

11

II

Народные промыслы, традиционные и нетрадиционные способы лепки

9,5

23,5

33

III

Азбука росписи

14,5

46,5

61

IY

Творческие работы.

8

31

39

Всего

36

108

144

Содержание программы III-го года обучения.

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Формы отслеживания результатов

   I

Вводное

Материаловедение

.

Вызвать интерес к  занятиям лепки

Научить определять качество глины.

Самостоятельно отбирать нужные инструменты и приспособления. Знать отличительные свойства глины: пластичность, податливость, готовность принять любую форму. Использовать пластические возможности материала в работе над формой: лепка из «куска», «пласта» и «жгутов».

Решение организационных вопросов

- подготовка глиняного теста

- перемин глины

- что такое шликер

- инструменты, приспособление для лепки.

Арт-терапия  

Определение качества глины.

Подготовка глиняного теста

Лепка по замыслу.

«Глиняная картина» (с закрытыми глазами), «Волшебное дерево» (в парах), «Коллективная постройка» (не договариваясь

Практическая работа

Презентация «Большие права маленького человека»

Анкетирование

Игра- викторина «Знаток керамики»

Наблюдения, контрольные вопросы

Интерактивный кроссворд «Школа керамиста»

II

Народные промыслы, традиционные и нетрадиционные способы лепки

Углублять знания об особенностях народного глиняного промысла, технологии  изготовления керамических изделий.

Познакомить с сущностью процесса литья; правилами безопасности, способами организации рабочего места.

Ознакомить с гончарным кругом. Показать приемы работы на нем. Изучить технику безопасности.

Учить  лепить игрушки-свистульки.

Изготовление полых керамических изделий

- Народно-декоративное искусство, его виды.

- развитие глиняного промысла в Велижском районе

- «Не боги,…а  мастера»

- декоративная посуда смоленских мастеров

- особенности декоративной посуды гжельских мастеров

- знакомство с формовочным делом

Технология изготовления посуды на гончарном круге: центровка, вытягивание, правильное положение рук, простейшие формы посуды.

- работа нашей землячки Л.М.Филипповой.

Смоленские игрушки-свистульки

- дымковские игрушки-свистульки

- каргопольские игрушки-свистульки

- филимоновские игрушки-свистульки

- изготовление

плакетки

Русский изразец

Современное развитие глиняного народного промысла: ажурная керамика

Лепка посуды из жгутов, украшение венчика с помощью пальцевого тиснения.

«Вазочка-рыбка»

Отливка колокольчиков, отминка сувениров

Выполнять на гончарном круге центровку и

простейших форм посуды (стакан, миска, горшочек, вазу).

Изготовление работ на тему:

- «птичка»

- «бычок»,

-лесовичок

- лепка игрушки-свистульки на выбор  

- лепка на выбор игрушки-свистульки

- плакетка в подарок маме к 8 Марта

- коллективная работа панно к сказке

Лепка декоративных пластин

- мелкая пластика: обереги, кулоны

- сувениры

- копилки

- подсвечники

- светильники

Лепка пустотелой игрушки-животное

Мастер-класс: Лепка громотухи «Птичья семья»

Мультимедийные презентации «Знакомый незнакомец», «Развитие глиняного промысла на смоленщине»

Экскурсия в краеведческий музей, зарисовка посуды. Анализ работ.

Беседы, решение тематических кроссвордов.

.

Исследование: сбор информации об истории глиняного промысла, потешек, пословиц, оформление альбомов Организации выставки работ Л.М. Филипповой в кабинете.

Презентация «Что такое плакетка?»

III

Азбука росписи

Расписывать свои игрушки, подбирая гармоничную цветовую гамму, использовать различные способы декоративной отделки.

Знаки семантики, их значения.

Что такое «монокомпозиция»

-сочетание цветов

-«холодные» и «теплые» цвета

 - грунтовка

- подготовка красок

- приемы работы кистью

- что такое ангоб, глазурь

-элементы народной росписи

Работа с палитрой

Декоративная отделка и роспись игрушек вылепленных на предыдущих занятиях. Роспись ангобами, приемом мраморизации.

Презентация «Знаки семантики в народной росписи»

Результаты выставок

Анализ и отбор работ для благотворительных акций

IY

Творческие работы

Закрепление знаний и умений по курсу обучения. Развивать умение давать самооценку изделиям. Развитие потребности к самореализации, умение лепить изделия из глины традиционным и нетрадиционным способами.

Беседы о народных праздниках: «сороки», «кузьминки», «покров», «коляда», «масленица», «пасха».

Творческие проекты по темам областных и районных выставок.

Творческие проекты  «Не боги горшки обжигают», «Необычное в обычном»,

«Наша землячка Л.М.Филиппова».

Изготовление сувениров к народным и календарным праздникам

Результаты участия в районной и областных выставках. Итоги творческих проектов  

Деловая игра «Эксперты», «Худсовет», «Экскурсовод»

презентация готовых изделий

Организация персональных выставок.

Карта мониторинга результатов обучения  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Период обучения

Прогнозируемые результаты

Методы диагностики

Уровень

освоения

содержания

программы

Теория

Практика

3-ий год обучение (3-4 классы)

Теория (знает):

-технологию изготовления керамических изделий

-способы декоративной отделки

название традиционных промыслов России, их отличительные признаки.

Практика (умеет):

-самостоятельно отбирать необходимый инструмент,  -подготовить материал к работе

-лепить изделия из глины традиционными и не традиционными способами

-лепить игрушки – свистульки

-расписывать изделия подбирая гармоничную цветовую гамму.

Промежуточная аттестация

Игра-викторина «Знаток керамики»

Творческий проект «Моя любимая игрушка»

Методика «Художественное лото»

Тематические кроссворды

Победитель в раунде:

18-20- творческий;

14-17-повышенный;

10-13-базовый;

менее 10-минимальный

Итоговая аттестация

Игра-викторина «Знаток народных праздников»

Кроссворд «Народные праздники»

Контрольный тест «Народная игрушка» (подчеркнуть правильные ответы в карточке)

Творческий проект «Путешествие в страну Лепландию»

Достижения обучающихся,

участие в плановых выставках ДДТ, в  благотворительных акциях

\

Победитель в раунде:

18-20- творческий;

14-17-повышенный;

10-13-базовый;

менее 10-минимальный

Календарно-учебный график

III-го года обучения

Раздел программы, тема

Форма занятия

Количество часов

Форма подведения итогов

дата

Материаловедение

Народные промыслы

Азбука росписи

Творческие работы

теория

практ

теория

практ

теория

практ

теория

практ

-Коррекция  плана работы с учетом пожеланий обучающихся;

-история развития глиняного промысла

Лепка по желанию.

Вводное

1

1

Презентация «Большие права маленького человека»

Анкетирование

Игра- викторина «Знаток керамики»

Знакомство со свойствами глины Арт-терапия «Глиняная картина» (с закрытыми глазами),

Познавательно - развивающее

0,5

1,5

Наблюдение,

тестирование

Арт-терапия «Волшебное дерево» (в парах)

Познавательно -развивающее

0,5

1,5

Наблюдение Мультимедийные презентации «Знакомый незнакомец»

Арт-терапия «Коллективная постройка» (не договариваясь)

Познавательно -развивающиее

0,5

1,5

0,5

1,5

Интерактивный кроссворд «Школа керамиста»

Развитие глиняного промысла в Велиже. Лепка посуды из жгутов. Изготовление ангобов. Роспись с помощью ангобов.

Обучающее

0,5

0,5

1,5

1,5

Презентация «Развитие глиняного промысла на смоленщине».

Изготовление мелкой пластики (кулоны, обереги) ко Дню Матери

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

Знакомство с Гжельской посудой.

Формовка на пирамидальной болванке Рисование гжельской розы.

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Наблюдение

Фронтальный опрос

Знакомство с формовочным литьем. Понятия «шликер», «отливка»  Отливка вазы, колокольчиков.

Изготовление декоративных колокольчиков с помощью шаблона.

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

Творческий проект  «Не боги горшки обжигают»,

Творческое

2

2

2

Анализ паспорта проекта. Презентация «Виртуальный музей глиняной посуды»

Творческий проект «Игрушки нашей землячки Л.М.Филипповой»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

Народные праздники: «Кузьминки-об осени поминки», «Синичкин день», «Покров-натопи хату без дров»  Ярмарка глиняной игрушки..

Игровое

0,5

1,5

0,5

1,5

Организация выставки

Технология изготовления игрушки-свистульки дымковскими мастерами.

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

Каргопольская мифическая игрушка. Сравнение легенд древнегреческих и старославянских (Кентавр-Полкан, Феникс-Сирин.). Лепка птица Сирин, «Полкан»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ работ

Технология изготовления игрушки-свистульки филимоновскими мастерами.

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Сравнение с дымковской игрушкой-свистулькой

Творческий проект «Необычное в обычном»,

Творческое

2

2

Анализ результатов творческих работ

Изготовление сувениров с символом Нового года

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

Игра-викторина «Знаток керамики»

Творческий проект «Моя любимая игрушка»

Промежуточная аттестация

2

2

2

2

Анализ работ

Методика «Художественное лото»

Тематические кроссворды

Смоленские игрушки-свистульки. Лепка игрушки-свистульки «Баран», «Козел» на выбор

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Анализ готовых работ

Сувенир к народному празднику «Масленица»

Познавательно-практическое

0,5

2

0,5

3

Интерактивный кроссворд «Широкая Масленица»

Современное развитие народных промыслов Работа с шаблоном «Валентинки»

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

Изготовление сувенира папе к 23 февраля

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

Изготовление сувениров маме к 8 Марта

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

Народный праздник «Сороки». Коллективная работа «Панно к сказке» на выбор обучающихся

Познавательно - обучающее

0,5

1,5

0,5

1,5

Коллективный анализ

Технология изготовления посуды на гончарном круге: центровка, вытягивание, правильное положение рук. Выполнять на гончарном круге центровку и

простейших форм посуды (стакан, миска, горшочек, вазу).

Практическое

0,5

0,5

1,5

5

1,5

5

Самоанализ «Лесенка успеха»

Ажурная керамика. Технология изготовления: подсвечники, ваза

Мастер-класс

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Организация персональных выставок

«Благовещение-весна зиму поборола». Лепка игрушек-свистулек

Творческое

0,5

1,5

0,5

1,5

Интерактивная игра «Найди 10 отличий»

Народные праздники «Вербное воскресенье», «Чистый четверг», «Пасха». Изготовление сувениров

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Интерактивная игра «Народные праздники»

Сувениры в подарок ветеранам Великой Отечественной войны.

Практическое

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

Лепка по мотивам древнеславянских оберегов «Кукла Берегиня»

Познавательно - развивающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Самоанализ «Лесенка успеха»

День Семьи. Плакетка «Герб моей семьи».

Познавательно - развивающие

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговая беседа

Игра-викторина «Знаток народных праздников»

Кроссворд «Народные праздники»

Итоговая аттестация

0,5

1,5

 Результаты игры-викторины

Творческий проект «Путешествие в страну Лепландию»

Творческое

0,5

0,5

1.5

1.5

Анализ работ, заполнения паспорта проекта

 Итоговое.  Организация персональных выставок. Подведение итогов.

Итоговая аттестация

2

Деловая игра «Экскурсовод» Контрольный тест «Народная игрушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Истоки" 1 класс 64 часа

духовно-нравственное направление...

Рабочая программа "Истоки" для начальной школы

Рабочая программа "Истоки" для начальной школы рекомендована педагогам начальных классов и педагогам, ведущим "Основы православия"....

Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Конспекты итоговых занятий и материалов  для диагностики результатов обучения дополнительной образовательной программы по лепке из глины "У истоков мастерства" 1 года обучения...

Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2 год обучения

Материал для диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе по лепке из глины  «У истоков мастерства» 2 год обучения...

Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 3 год обучения

Материал для диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе по лепке из глины «У истоков мастерства» 3 год обучения...

Диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»2016-2017 уч.годДиагностики результатов обучения  по дополнительной образовате...

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка" по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка"  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2016-2017 уч годАттестация обучающихся творческ...