Статья: «Игра, как метод работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».
статья (1 класс)

Чекмезова Мария Леонидовна

Игра - это территория детства и основной вид деятельности ребёнка, который в школе зачастую вытесняется трудом и учением. Игру можно характеризовать как педагогический феномен, ведь оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Игра - организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ns_portal.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Игра, как метод работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».

Игра - это территория детства и основной вид деятельности ребёнка, который в школе зачастую вытесняется трудом и учением. Игру можно характеризовать как педагогический феномен, ведь оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Игра - организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию.

Игру рассматривают как ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Но еще Л.С. Выготский подчеркнул, что в дальнейшем «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в школьном  обучении и труде». В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в игровой деятельности происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер, то есть происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация). Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности. Надобность в игре, как в дополнительном приёме обучения, возникает тогда, когда целью является доведение предлагаемого детям учебного материала до более глубокого осознания, чтобы ребёнок, запомнив материал, проникновеннее понял его. Педагогическая ценность игровых методов и приёмов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещей более явным. Дети в этом возрасте мыслят действиями, и то, что произошло на их глазах или с их участием останется у них в голове на всю жизнь, следовательно, дети значительно лучше  и легче усваивают темы, в которых использовались игры. В использовании метода игры основой является изменение позиции ребёнка в отношении к происходящему: нет заучиваний, контрольных работ, всё происходит неформально и заинтересованно.  С помощью игры ребёнок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но всё-таки существенное значение. Для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом. Игра может служить средством изучения детей: по игре ребёнка можно судить о его интересах, о его отношении к увиденному; действия ребёнка раскрывают его внутренний мир. « Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», писал В. А. Сухомлинский. В.С. Мухина подчеркнула, что игра особенно важна для детей из группы риска, «если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность, в этом случае готовность к обучению уже сформировалась, либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно “уйдет в болезнь”». Детям, для которых обучение оказывается поначалу непосильно, игра помогает преодолеть это состояние, постепенно непосредственно включая его в учебную деятельность. Игра активизирует психические процессы деятельности ученика:  ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, речь и моторику, а коррекция и развитие этих процессов главная задача для решения трудностей в обучении.

Выделим основные функции игры:

  1. Диагностическая функция предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребёнка: интеллектуальные, творческие, эмоциональные.
  2. Терапевтическая функция является средством преодоления различных трудностей, возникающих у детей в учении, общении, поведении.
  3. Функция коррекции даёт возможность педагогу, используя метод игры, корректировать недостатки в обучении.

Игра выполняет и другие функции: социализации, коммуникации, самореализации и развлекательную функцию.

Для полной реализации дидактических задач необходимо соблюдать структурные составляющие игры, к ним мы отнесём:

  1. Дидактическая задача: она определяется целью обучения и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отображает его обучающую деятельность.
  2. Игровые задачи: через них достигается основная цель обучения, задачи осуществляются детьми, определяются игровыми действиями ребёнка.
  3. Игровые действия - это основа игры, они являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
  4. Правила игры являются заданными. С помощью правил педагог может и должен управлять игрой, процессами познавательной деятельности и поведением учащихся. Правила влияют и на решение дидактической                                            задачи: незаметно ограничивают действия школьников, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
  5. Подведение итогов сразу же после окончания игры - главная необходимость отмечать успехи каждого, особенно подчеркнуть успехи отстающих детей.

Присутствие «великой учительницы» - игры - в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено  с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано, использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы, благодаря которым происходит её влияние на разные стороны развития младшего школьника. Педагогу важно продумать поэтапное распределение игр на уроке. Игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности, а главное они должны выполнять определённую функцию, соответствующую поставленной задаче.  Игры могут быть проведены на любом этапе урока, а также на уроках разного типа, могут сочетаться с основными занятиями по программе, могут быть выделены во внеурочные занятия. Для работы с детьми, отстающими по отдельному предмету, нужно организовывать занятия для индивидуальной, а так же групповой работы. Правильно подобранную, уместно и умело проведённую педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Особенности работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении...

«Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»

В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....

Практические советы по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы. ЗПР относится к разряду ...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

Система работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении.

Описание опыта «поддерживающей» работы, помогающей детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное сопровождение  от учителя....

Особенности работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении

Презентация предназначена для учителей  работающих с "особенными" детьми....

Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...