Статья "Как учащиеся воспринимают информацию? Как это может помочь учителю?"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Саркисова Светлана Васильевна

В статье рассказывается, на какие типы делятся учащиеся по восприятию информации и как это может помочь в работе учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ucheniki_po_nlp.odt298.73 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по высшей нервной деятельности

на тему: «Типы учеников по НЛП »

Саркисовой С.В.

Санкт-Петербург

2019

     Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что мы можем совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что мы просто не обращаем внимание на запах книги, находящейся у нас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно всё, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает газету, кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства. И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуальный
То, что мы
видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальный
То, что мы
слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетический
(От "
кинес” – "движение”, по-гречески). То, что мы чувствуем.

Школьное обучение для ребёнка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.  
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:  
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.  
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? 

  1. На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
  2. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
  3. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
  4. Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребёнка или делать ему замечания и т. д.

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у ученика ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребёнок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

На что обязательно обращают внимание? 

Словарь общения. 

Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).

Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать своё внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
    А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть,
кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

  1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске.
  2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
  3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений


Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене 

  1. Визуал: чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
  4. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят: 

  1. от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  2. от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  3. от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!                          

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: 

  1. визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  2. аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  3. кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

  1. с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  2. с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  3. с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

  1. визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  2. аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
  3. кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

М. Гриндер приводит типичные примеры учеников  – визуальная ученица: всегда смотрит вверх, во время рассказа. Когда учитель читает учебник, она всегда читает сама. Её тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придаёт большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте.

Аудиальный ученик, читая текст, он проговаривает, шепчет. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. Он способен повторить всё слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет своё сочинение лучше, чем напишет.

 Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило, без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

Подготовленный учитель всегда может обнаружить, как учащийся думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые отражаются в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем.

Особенности восприятия учащимися информации (на основе М.Гриндера)

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Отлично помнит то, что видел.

С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом - хороший рассказчик.

Организован, наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный.
Склонен фантазировать, его описания живые, образные.

При разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы.

В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо.
Начинает говорить в раннем возрасте.

Успешен в изучении иностранных языков.

Задумавшись, может разговаривать сам с собой.

Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова.

Говорит ритмически.
Легко отвлекается на внешний шум.

Не может сосредоточиться в условиях шума.

В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии.

Лучше обучается, делая.

Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам.

Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение.

С трудом выдерживает болевые ощущения.

При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, обычно ниже пояса.

Отличается ранним физическим развитием.

Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Часто неопрятен.

Учащийся, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и ему приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного, жесты рук на уровне плеч и выше.

Школьники, которые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Учащиеся, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием "телефонная поза" потому что она выглядит так, как будто человек говорит по невидимому телефону. Некоторые из них повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию. Их губы шевелятся, жесты на уровне груди.

Кинестетическое мышление характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами, жесты на уровне живота и ниже пояса.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребёнок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идёт процесс обучения.        

Следовательно, прежде всего, учитель должен научиться диагностировать не только своих учеников, но и самого себя (предпочитаемый стиль обучения). А уже затем овладеть методикой многосенсорного преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками. Как ему помочь?

Статья «Отверженный – гонимый» Ольга Крушельницкая, Антонина Третьякова.  из номера: «АиФ Здоровье»№18-19 2011...

Разговор с учащимися по теме "Без прошлого не может быть настоящего"

Разговор с учащимися 3 - 4 классов по теме "Без прошлого не может быть настоящего"....

Социальный проект "Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести"

Проект реализован  ребятами 4 класса.    Разговорная речь богата добрыми словами, однако в жизни мало кто пользуется ими. Редко можно услышать добрые слова от людей на улице, в обществе...

Как семья может помочь ребенку избежать компьютерной зависимости?

Данная статья посвящается проблематике профилактики формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возрастов Представленные методические материалы адресованы родителям ...

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...

Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему «Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?»

Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему«Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?»...