Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края 3-4 классы"
рабочая программа (3, 4 класс)

Морозова Светлана Викторовна

Пояснительная записка, поурочное планирование "Азбука Смоленского края 3-4 классы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_smolenskogo_kraya_3-4.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №16», на основе авторской программы Болотовой С.А. «Азбука Смоленского края», Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16».

Цели и задачи курса

Целью изучения регионального курса «Азбука Смоленского края» является формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.

3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Общая характеристика курса

Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»: - воспитание гражданственности и любви к Родине; - защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; - формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; - формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами; - гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей (Конституция Российской Федерации: статьи 2, 14). Занятия по региональному курсу помогут детям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации: статья 44, часть 3; статья 58) Региональный курс «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины. Принцип научности означает опору на науку, как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения. Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно–историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться. Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах. Принцип доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен учащимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся. С целью реализации этого принципа наглядности на занятиях по региональному компоненту следует использовать видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту г. Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края». Принцип организации краеведческо - познавательной деятельности учащихся реализуется следующим образом; например, изучая свой город (село), учащиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города. Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем. Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органически связанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края». Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей. Для решения задач эстетического и нравственного воспитания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. В «Азбуку...» включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города - (села) или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников. Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края. Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст - иллюстрация, карта-схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся класса. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др. Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.

Место курса в учебном плане

На изучение курса в 3-4 классах отводится 34 часа (0,5 часа в неделю)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

                                              Личностные результаты

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
  • прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
    приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

получит возможность для формирования:

  •  основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;

чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Смоленской области, города;
  • описывать достопримечательности Смоленщины;
    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
    находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.
  • самостоятельно подбирать литературу по теме;  
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

 

Содержание учебного курса

Название блока

Темы

Содержание блока

Ориентировка в понятиях и терминах

Практические работы.

   Блок 1.

Мир природы

(13 ч.)

Природные особенности.

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы,

Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте, об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки «Природа края в опасности»

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

Водоёмы.

Виды водоёмов: реки, озёра,

Растительность.

Виды растительности: лесная, луговая

Грибы.

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от  ядовитых.

Смоленский лён.

Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»

Животные.

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие.

Охрана природы.

Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся, редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места

Проверьте себя.

Контрольное занятие.

Обобщение по разделу

Обобщение изученного по разделу «Мир природы»

Блок 2. Мир истории.

(12 ч.)

1.Наши предки.

Территория наших предков, их занятия.

Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись, ладья, раскопка, варяги, греки, купцы, сукна, пенька, герб, флаг, СССР, достижения, лира, курган, фреска, тяготы, щит, птица Гамаюн, ремесленник. монастырь, Фёдор Конь; гарнизон, Сигизмунд III, Шейн, Наполеон, ратник, воевода, народное ополчение, Багратион, Барклай де Толли, Кутузов, 25 сентября, Володя Куриленко, концлагерь, оккупанты, руины, указ, стела, обелиск, мемориал, земляки.

Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, книжки-малышки «из варяг в греки»; о военном прошлом нашего города, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки»

2. «Из варяг в греки»

Великие водные пути через Смоленск.

3. Города Смоленщины.

Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

4. Герб и флаг области.

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска.

5. Смоленская крепостная стена.

Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.

6. Военное прошлое.

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом

7. Награды Смоленщины.

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

8. Места боевой славы.

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

9. Наши земляки.

Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.Пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский

10. Проверьте себя.

Контрольное занятие.

11. Обобщение по разделу

Обобщение изученного по разделу «Мир истории»

Блок 3. Мир культуры.

(9 ч.)

Жилища и предметы бытия.

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись. «гороушна», храм, монастырь. икона. экскурсия, экскурсовод. экскурсант, экспозиция, экспонат.

Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен.

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.

История возникновения письменности у наших  предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри.

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня.

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

Проверьте себя.

Контрольное занятие.

Обобщение по разделу.

Обобщение изученного по разделу «Мир культуры»

                         

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

( личностные, предметные, метапредметные)

1-2

Природные особенности.

-Знакомиться с учебником по курсу «Азбука Смоленского края.  Мир природы», с целями и задачами книги «Мир природы»,

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа Смоленской области удивительно разнообразна;

-работать в паре: знакомиться с планом – картой Смоленской области;

 - анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников,  осуществлять самопроверку;

-работать в паре: различать явления природы, рассказывать об их изменениях, происходящие с природными объектами;

-приводить примеры сезонных изменений;

-высказывать предположения о том, какой рельеф на территории Смоленской области, какая почва встречается на территории Смоленской области, какой климат;

-обсуждать меры по охране поверхности своего края;

-практическая работа: изготовление газеты на тему «Береги почву»;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок;

3-4

Полезные ископаемые.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знания о полезных ископаемых;

-находить на физической карте Смоленской области условные обозначения полезных ископаемых;

-определять полезные ископаемые в зависимости от групп;

-выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

-характеризовать особенности добычи некоторых полезных ископаемых на территории Смоленской области;

-готовить сообщение, о каком-либо  полезном ископаемом;

-совместно со взрослыми сделать коллекцию полезных ископаемых нашей местности;

--работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

5

Водоёмы.

 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-знакомиться с  водоёмами искусственного и естественного происхождения на территории Смоленской области;

-составлять список водных объектов своего города;

-практическая работа: подготовка сообщения о местных водоёмах, используя план в учебнике;

-выявлять источники загрязнения водоёмов;

- составление  памятки с правилами поведения у водоёма;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

6

Растительность лесная и луговая.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения Смоленской области очень разнообразны;

-знакомиться с группами растений по материалам учебника;

-работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать их ответы;

-приводить примеры растений разных групп;

- подготавливать сообщение об одном из видов растений Смоленской области любой группы по плану, предложенному в учебнике;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

7

Растительность болотная.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работа в паре: высказывать предположения о том, что такое болото, какие растения можно на них встретить;

- высказывать предположения о том, какие болота называются верховыми, а какие низинные и какие растения на низ произрастают

-приводить примеры болотных растений своего края;

-оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

-работать с терминологическим словариком;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8

Грибы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- приводить примеры грибов нашей местности;

-характеризовать строение шляпочных грибов;

-с помощью иллюстраций учебника различать  съедобные, несъедобные, ядовитые грибы;

- работа в паре: составление памятки сбора грибов;

-обсуждать вопрос, есть ли в природе ненужные грибы;

-работать с терминологическим словариком;

 -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

9

Смоленский лён.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в паре: актуализация знаний о диких и культурных растениях;

-обсуждение, зачем люди занимаются растениеводством;

-практическая работа в паре: определение культурного растения и описание его по плану (льна);

-исследовать, какие виды льна выращивают на территории Смоленской области;

-обсуждать, что делают из льна- долгунца и льна - масличного;

-исследовать, какие изделия изо льна используются в семье;

-работать со взрослыми: найти в литературе, какой путь проходит лён от семени до готового изделия и составить схему-модель этого пути;

-практическая работа: сделать рисунки по теме занятия;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

10

Животные.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-высказывать предположения о том, какие животные  живут на лугах, в лесах, в водоёмах Смоленской области;

-работать в паре: узнавать насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, на рисунке, приводить их примеры

-классифицировать животных  из списка, предложенного одноклассниками;

-запоминать насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, обращаясь к «Копилке знатока»

-готовить сообщение о животных, изученных видов;

-работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11

Животные.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в паре: узнавать птиц, млекопитающих, на рисунке, приводить их примеры;

-различать перелётных, осёдлых и кочующих птиц Смоленской области;

-практическая работа: изготовление кормушек для птиц;

-классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

-запоминать птиц, млекопитающих Смоленской области, обращаясь к «Копилке знатока»;

-выдвигать предположения о том, почему в природе нет вредных животных

-готовить сообщение о животных изученных видов; - работать с терминологическим словариком;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

12

Охрана природы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу;

- сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий Смоленской области;

-работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и положительного воздействия человека на природу;

-рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств;

-объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

-обсуждать, как каждый может помочь природе;

-работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в Смоленской области, о природоохранных мероприятиях в городе;

-участвовать в природоохранительной деятельности;

-актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге Смоленской области;

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

 -обсуждать меры по охране животных;

-формулировать с помощью экологических знаков правил поведения в природе;

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных и растениях, занесённых в Красную книгу Смоленской области, которые не изучались ранее;

-практическая работа по группам: изготовление книжки – малышки «Природа края в опасности»;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала,

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13

Проверь себя.

Обобщающий урок по разделу «Мир природы»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

14

Наши предки.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположения о том, кого называют нашими предками, чем они занимались, как назывался главный город наших предков;

-находить на карте местоположение наших предков;

-выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятиями с природными условиями того времени;

-извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации;

-понимать роль археологических находок для изучения истории;

-практическая работа: рисунки о занятиях наших предков;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

15

«Из варяг в греки».

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать роль торгового пути «Из варяг в греки»;

-практическая работа: изготовление ладьи из подручного материала;

-практическая работа по группам: изготовление книжки – малышки о том, как плыли «из варяг в греки»

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

16-17

Города Смоленщины.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-анализировать карты Смоленской области в древние времена и современную;

-совершать виртуальные путешествия в разные города Смоленской области;

-анализировать и сравнивать гербы городов Смоленской области;

-практическая работа: рисунок на тему «Древний город»;

-используя информацию из разных источников готовить сообщения о городах Смоленской области;

-работать с терминологическим словарём;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок

18

Герб и флаг области.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

-понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

-высказывать мнение о том, для чего нужны гербы и флаги;

-знакомиться с особенностями герба Смоленской области, его историей, символикой;

-знакомиться с флагом Смоленской области, его историей;

-отличать герб, флаг Смоленской области от гербов и флагов других городов;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19

Смоленская крепостная стена.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположения о том, с какой целью была возведена Смоленская крепостная стена, сколько времени прошло с момента её сооружения;

-работа в парах: знакомство с башнями Смоленской крепостной стены;

-характеризовать значение башен Смоленской крепостной стены;

-практическая работа: изготовление башен крепостной стены из подручного материала;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

20

Военное прошлое.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать, почему Смоленск называют городом – воином;

-приводить примеры исторических событий, подтверждающих военное прошлое Смоленщины;

-обсуждать героическую оборону Смоленска 1609-1611 гг.

-доказывать главное значение героической обороны Смоленска;

-обсуждать, почему был открыт музей «Смоленск-щит России»;

-обсуждать, почему войну 1812 года называют Отечественной;

-осуждать главное значение войны 1812 года;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

21

Военное прошлое.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать в чём историческое значение Смоленского сражения в июле 1941 года для страны, мира;

-составлять план- рассказ о событиях Вов и рассказывать о них по плану;

-интервьюировать взрослых членов семьи;

-высказывать предположения о том, какой вклад внёс наш город в Победу

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

22

Награды Смоленщины.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать заслужил ли город Смоленск наград;

-высказывать предположения, какие награды имеет Смоленск;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

23

Места боевой славы.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждение, каким людям ставят памятники;

-работа в парах: привести примеры памятников в Смоленской области;

-работа в парах, работа с «Копилкой знаний», обсуждение праздников, которые посвящены победе над врагом;

-моделирование маршрута путешествия по местам боевой славы;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

24

Наши земляки.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-раскрывать понятие «земляки»

-приводить примеры земляков, прославивших наш край;

-работа в группах: самостоятельно изучить материал о земляках, подготовить сообщение о земляке;

-используя дополнительную литературу, находить интересные факты из жизни земляков;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

25

Проверь себя.

Обобщающий урок по разделу «Мир истории»

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

26

Жилище и предметы быта.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать виды жилища и предметы быта наших предков;

-анализировать иллюстрации учебника;

-понимать, с чего начиналось строительство дома;

-характеризовать внутренний вид избы;

-описывать утварь наших предков;

-работать с терминологическим словариком;

-практическая работа: макет избы с убранством из подручного материала;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

27

Как одевались в старину.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации;

-обсуждать рассказ Станислава Романовского «Одежда на Руси»;

-выявлять особенность одежды на Руси;

-различать одежду детскую и взрослую, праздничную и будничную;

-анализировать украшения женщин;

-выяснять, почему одежду для детей шили из одежды для взрослых;

-объяснять чем и почему украшалась детская одежда;

-практическая работа по группам: составление коллекции одежды из подручного материала;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

28

Что ели наши предки.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположения о том, чем питались наши предки;

-формулировать выводы о том, что называется хлебом;

-обсуждать в каком виде люди могли употреблять рыбу;

-предполагать, без каких блюд не обходился ни один праздник;

-составлять меню наших предков;

-анализировать правила поведения за столом, которые соблюдали наши предки;

-практическая работа: сделать модели, связанные с приёмом пищи;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

29

Праздники.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-высказывать предположение, какие праздники были на Руси;

-различать праздники календарные, религиозные, семейные, международные, государственные, профессиональные, школьные;

-знакомится с праздниками Коляда, Масленица, Семик, Пасха, Родины;

-работать со взрослыми: составлять календарь праздников в семье;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

30

Игры, хороводы.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать, какие народные игры знают дети;

-высказывать предположение о том, в какие игры играли наши предки;

- знакомится с русскими народными играми наших предков;

-высказывать предположение из чего состоит хоровод, чему посвящается;

-работать со взрослыми: составлять книжку – малышку русских народных игр;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

31

Письменность.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-обсуждать что такое письменность, как она возникла и зачем нужна людям;

-проследить путь людей к алфавиту;

-актуализировать знания о том, кто первый создал славянский алфавит;

-понимать роль появления и развития письменности для развития человечества;

-понимать важность изобретения алфавита для человека;

-обсуждать, что является памятниками письменности;

-характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства

-практическая работа: изготовление рукописной книги;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

32

Храмы и монастыри.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-актуализировать знания о храмах нашего города;

-рассказывать по своим наблюдениям о том, в каких храмах были ;

-рассказывать по своим наблюдениям, как выглядит внутреннее устройство храма;

-обсудить какие чувства вызывает посещение храма;

-знакомится с храмами и монастырями Смоленской  области;

-анализировать иллюстрации учебника;

-извлекать информацию из учебника;

-работа в парах: составление правил поведения в храме;

-работать с терминологическим словариком;

-работа со взрослыми: посещение краеведческого музея и местного храма для подготовки сообщений о храме;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

33

Культура Смоленской области сегодня.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-актуализация знаний о том, какие театры, музеи, библиотеки, памятники есть в нашем городе;

-рассказывать по своим наблюдениям о том, в каких музеях, библиотеках, театрах были и что запомнилось;

-обсуждать роль памятников в современном мире;

-составление правил поведения у памятников истории и культуры;

-работа по группам: составление памятки о том, как необходимо вести себя в музее, театре, библиотеке;

-работа со взрослыми: готовить сообщение о памятниках культуры и истории;

-практическая работа по группам: изготовление плаката «Охраняйте памятники»

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

34

Проверь себя.

Обобщающий урок по разделу «Мир культуры».

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

  1. Болотова С. А. Программа регионального курса «Азбука Смоленского края». Смоленск, 2006.
  2. Болотова С.А. «Азбука Смоленского края».  Часть 1. Мир природы. Смоленск, 2015
  3. Болотова С.А. «Азбука Смоленского края». Часть 2. Мир истории. Смоленск, 2015
  4. Болотова С.А. «Азбука Смоленского края». Часть 3. Мир культуры. Смоленск, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Мой край» для 5 класса по духовно-нравственному направлению

Данная программа предназначена для проведения внеурочной деятельности в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»

Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Наш край" (1-4) класс ОВЗ

Малая  Родина  любого  человека – это  и  природа,  которая  его  окружает, семья,  дом,  школа,  памятные  места ,   истори...

Рабочая программа по Азбуке Смоленского края

Рабочая программа по Азбуке Смоленского края...

Рабочая программа по азбуке Смоленского края в 3 классе

Рабочая программа учебного предмета «Азбука Смоленского края» составлена на основе примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: ...