Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста «Юный шахматист»
рабочая программа

Дополнительная образовательная программа

по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста

«Юный  шахматист»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 61 «СОЛОВУШКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста

« Юный  шахматист»

                                                                                                                Руководитель: Демирова С.Ш.

                                                                                                                                                                                                                         

                   

                                                                                                                                г. Нижневартовск.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

3.Возрастные особенности детей

4. Методическое обеспечение программы

5. Мониторинг программы

6. Ожидаемый результат

7.Учебно-наглядные дидактические игры и пособия

8. Советы родителям

9. Образовательно-тематический план работы

10. Практический материал

11. Список литературы        

                                                                     1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 4 летнего возраста.

В программе развития дошкольного образовательного учреждения нашего «Детского сада –Центра развития ребенка» стоит такая цель, как реализация способностей каждого ребенка через разные виды деятельности, обусловленные индивидуальной активностью. Данная цель рассматривается в «Технологии по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста».

Шахматы – это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая к себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

           Данная программа предназначена для работы с детьми детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры в старших группах, узнают много интересного.

           В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.

          Новые образовательные программы и технологии для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике получается более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

           Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика- Синтез, 2014 г.

           Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

           Игра в шахматы решает сразу несколько педагогических задач:

• Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

• Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

• Эстетическую: - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

• Физическую: - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

          Коррекционную: - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

          Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

          Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.

       Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве... Целью внедрения программы «Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

       Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, выработке индивидуального темпа обучения.

          Программа предназначена для детей дошкольного возраста с 3- 5 лет. Срок реализация программы рассчитана на 2018-2019 уч. год.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи программы:

1. Вызвать у детей интерес к шахматам;

2. Развивать наблюдательность, внимание, память;

3. Обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;

4. Расширять кругозор ребенка;

5. Формировать познавательную активность;

6. Развивать мелкую моторику.

                                    2.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

 Дополнительная образовательная программа «Шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы «Шахматы», первый год» И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в ученом процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение», фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». Дополнительное образование осуществляется для детей дошкольного возраста  продолжительностью 30 минут 2 раза в неделю.

3.Возрастные особенности детей  3 - 4 лет

            Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

           У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

              Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.  

              На четвертом году жизни  преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

              По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

            Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Невольно возникает вопрос: за счет чего возможно столь быстрое усвоение обширнейшей программы?

         

Возрастные особенности детей 4 - 5 лет:

       Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут.

        В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

       Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

       В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

            Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

          Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются конкурентность, соревновательность.

          В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2–3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сензитивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

          Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

          И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства

Возрастные особенности детей 5-6лет:

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться свои-ми знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.

Имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного, через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку.

Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.

        Возрастные особенности детей 6 - 7 лет:

В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.

Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

 Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).

У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.

Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,

Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.

Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.

Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.

У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.

4.Методическое обеспечение программы

Дидактические игры и задания

1. Шахматная доска

2. Шахматные фигуры

 «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.        

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж¬ны догадаться, что это за фигура.        

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы-таются угадать,    какая фигура загадана.        

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур

 «Кто быстрее расставит». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

 «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

                                               5.Структура занятия по обучению игре в шахматы

- Новый материал.

- Повторение пройденного материала.

- Закрепление нового материала.

Форма проведения занятий определяется  содержанием разделов и темой изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом;        

- игра;

Методы проведения занятий:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами;

                                              6.Учебно-наглядные дидактические игры и пособия:

1.“Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал –ламинированная плотная бумага).

2.Тканевый шахматный домик, шахматная репка, шахматный колобок (для обыгрывания сказок на шахматный лад).

3.Плоские картонные шахматные фигуры на палочках (для отгадывания загадок и для чтения стихов).

4.Шахматные пирамидки.

5.Разрезные шахматные картинки.

6.Шахматное лото.

7.Шахматное домино.

8.Кубики с картинками шахматных фигур.

9.Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).

10.Часы с шахматными фигурами.

11.Шапочки для детей с шахматными фигурами.

12.Шахматный Чудесный мешочек.

13.Настенная шахматная доска из ткани и с фигурами из фетра.

14.Тканевые куклы-человечки из пособия «Шахматы»  И.Сухина: Незнайка, Дюймовочка, Карандаш, Гайка, Гурвинек, Пиноккио и др.

15.Картотека дидактических игр по шахматам.

                                             7.Мониторинг определения уровня интеллектуального развития 

1. Покажи белую и черную пешки, слона, ладью, ферзя, коней, королей.

2.Тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

3.Тест «Что здесь лишнее».

Цель: исследование процесса образно-логического мышления, умственные операции, анализа и обобщения у ребенка.

4. Покажи шахматную доску, шахматное поле, белое поле, черное поле.

5.Расставь на шахматной доске начальное положение.

                                                    8.Ожидаемые результаты

-иметь представление о шахматной доске,

-различать и называть шахматные фигуры;

-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;

-воспитывать интерес к игре.

Шахматы как образ жизни

 

                                                  9.Советы родителям

Известно, основная форма занятий с дошколятами — игровые ситуации. И никакого

принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового

материала и сохраняет к нему живой интерес.

-Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и

периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают

истории, связанные с жизнью именно вашего малыша.

-Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и

инсценируйте ее.

-Используйте любые моменты для повторения пройденного.

По дороге из садика вспоминайте, чему научились во время игр.

Просите малыша рассказать вам новый материал

на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина.

Привлеките на помощь

-диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике!

-Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это

поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали

шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы.

Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные около шахматные игры,

например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске.

-Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте.

Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и

викторины для старших деток.

-Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес

возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

-Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо

запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не

воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре

10.Образовательно-тематический план работы по обучению  младших дошкольников  играм в шахматы .

Месяц

Темы

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

 -Изучение методической .литературы по данной теме.

 -Создание материально-технической базы, оснащенный материалами по обучению игре в шахматы.

 -Разработка организационно-методической основы  и создание условий  для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.

Октябрь

1.Тема: «В стране шахматного королевства».

Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.

Самостоятельные игры с шахматными фигурами.

2.Тема: «Шахматный Король – Его Величество».

Познакомить детей с шахматным королем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного короля в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

“Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

Ноябрь

3.Тема: “Шахматный Ферьз - фигура ростом вышла чуть меньше короля.».

Познакомить детей с шахматным ферзем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного ферзя в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

4.Тема: «Шахматная Ладья».

Познакомить детей с шахматной ладьей. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной ладьи  в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»

Декабрь

5.Тема: «Шахматный Слон».

Познакомить детей с шахматным слоном. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного слона в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Построй башню»

6.Тема: «Шахматный Конь».

Познакомить детей с шахматным конем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного коня в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

Январь

7.Тема: «Шахматная Пешка-маленький человечек в круглом шлеме».

Познакомить детей с шахматной пешкой. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной пешки в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и "'Куча мала", "Школа".

"Цвет".

8.Тема: «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок»)

 Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».

Февраль

9.Тема:”Шахматные фигуры»

Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).

Д/и «Узнай фигуру»

"Пирамида", "По росту".

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Узнай фигуру», "Догонялки","Прятки".

Март

11. Тема “Признаки шахматных фигур и отгадывание загадок”

Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название,  учить отгадывать загадки.

«Шахматные прятки»

«Загадки шахматной шкатулки», игры и упражнения в паре.

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный колобок»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и "Кто быстрее'?", "На стуле",

"Волшебный мешочек".

Апрель

16.Тема: Разукрашки  «В шахматном королевстве»

Побуждать детей  самостоятельно закрашивать шахматные фигуры. Закреплять название шахматных фигур.

Игры с шахматными фигурами.

5.Тема: «Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит».

Май

6.Тема: «Начальное положение»

Продолжать знакомить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

Д/и «Закрась фигуры», «Найди ошибку в расстановке», «Какой фигуры не стало?».

17.Тема: «Шахматный досуг»

Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.

Игры, конкурсы, отгадывание загадок, коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз.

 

                                                                          11.Используемая литература:

1. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

2. Сухин. И. Г. Задачи к курсу «Шахматы - школе»,  второй год обучения. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.

3. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М.:  АСТ: Кладезь, 2015.

4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. - Обнинск: – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 4-е изд. - Обнинск: – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

6. Сухин И. Шахматы, второй  год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

7. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 1. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

8. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

9.Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам»-2008



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 61 «СОЛОВУШКА»

Дополнительная образовательная программа

по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста

« Юный  шахматист»

                                                                                                                Руководитель: Демирова С.Ш.

                                                                                                                                                                                                                         

                   

                                                                                                                                г. Нижневартовск.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

3.Возрастные особенности детей

4. Методическое обеспечение программы

5. Мониторинг программы

6. Ожидаемый результат

7.Учебно-наглядные дидактические игры и пособия

8. Советы родителям

9. Образовательно-тематический план работы

10. Практический материал

11. Список литературы        

                                                                     1. Пояснительная записка

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 4 летнего возраста.

В программе развития дошкольного образовательного учреждения нашего «Детского сада –Центра развития ребенка» стоит такая цель, как реализация способностей каждого ребенка через разные виды деятельности, обусловленные индивидуальной активностью. Данная цель рассматривается в «Технологии по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста».

Шахматы – это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая к себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

           Данная программа предназначена для работы с детьми детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры в старших группах, узнают много интересного.

           В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.

          Новые образовательные программы и технологии для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике получается более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

           Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика- Синтез, 2014 г.

           Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

           Игра в шахматы решает сразу несколько педагогических задач:

 Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

• Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

• Эстетическую: - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

• Физическую: - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

  • Коррекционную: - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

          Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

          Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка. Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.

       Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве... Целью внедрения программы «Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

       Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, выработке индивидуального темпа обучения.

          Программа предназначена для детей дошкольного возраста с 3- 5 лет. Срок реализация программы рассчитана на 2018-2019 уч. год.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи программы:

1. Вызвать у детей интерес к шахматам;

2. Развивать наблюдательность, внимание, память;

3. Обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;

4. Расширять кругозор ребенка;

5. Формировать познавательную активность;

6. Развивать мелкую моторику.

                                    2.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

 Дополнительная образовательная программа «Шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы «Шахматы», первый год» И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в ученом процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение», фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». Дополнительное образование осуществляется для детей дошкольного возраста  продолжительностью 30 минут 2 раза в неделю.

3.Возрастные особенности детей  3 - 4 лет

            Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

           У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

           Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.  

              На четвертом году жизни  преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

              По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

            Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Невольно возникает вопрос: за счет чего возможно столь быстрое усвоение обширнейшей программы?

         

Возрастные особенности детей 4 - 5 лет:

       Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут.

        В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

       Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

       В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

            Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

          Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются конкурентность, соревновательность.

          В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2–3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сензитивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

          Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

          И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства

Возрастные особенности детей 5-6лет:

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться свои-ми знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.

Имеет собственное представление о красоте. Он познает мир прекрасного, через посещение музеев, театров, филармоний, начинает понимать классическую музыку.

Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным.

        Возрастные особенности детей 6 - 7 лет:

В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.

Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

 Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).

У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.

Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,

Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.

Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.

Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.

У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.

4.Методическое обеспечение программы

Дидактические игры и задания

1. Шахматная доска

2. Шахматные фигуры

 «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.        

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж¬ны догадаться, что это за фигура.        

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы-таются угадать,    какая фигура загадана.        

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур

 «Кто быстрее расставит». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

 «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

                                               5.Структура занятия по обучению игре в шахматы

- Новый материал.

- Повторение пройденного материала.

- Закрепление нового материала.

Форма проведения занятий определяется  содержанием разделов и темой изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом;        

- игра;

Методы проведения занятий:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами;

                                              6.Учебно-наглядные дидактические игры и пособия:

1.“Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал –ламинированная плотная бумага).

2.Тканевый шахматный домик, шахматная репка, шахматный колобок (для обыгрывания сказок на шахматный лад).

3.Плоские картонные шахматные фигуры на палочках (для отгадывания загадок и для чтения стихов).

4.Шахматные пирамидки.

5.Разрезные шахматные картинки.

6.Шахматное лото.

7.Шахматное домино.

8.Кубики с картинками шахматных фигур.

9.Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).

10.Часы с шахматными фигурами.

11.Шапочки для детей с шахматными фигурами.

12.Шахматный Чудесный мешочек.

13.Настенная шахматная доска из ткани и с фигурами из фетра.

14.Тканевые куклы-человечки из пособия «Шахматы»  И.Сухина: Незнайка, Дюймовочка, Карандаш, Гайка, Гурвинек, Пиноккио и др.

15.Картотека дидактических игр по шахматам.

                                             7.Мониторинг определения уровня интеллектуального развития 

1. Покажи белую и черную пешки, слона, ладью, ферзя, коней, королей.

2.Тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

3.Тест «Что здесь лишнее».

Цель: исследование процесса образно-логического мышления, умственные операции, анализа и обобщения у ребенка.

4. Покажи шахматную доску, шахматное поле, белое поле, черное поле.

5.Расставь на шахматной доске начальное положение.

                                                    8.Ожидаемые результаты

-иметь представление о шахматной доске,

-различать и называть шахматные фигуры;

-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;

-воспитывать интерес к игре.

Шахматы как образ жизни

 

                                                  9.Советы родителям

Известно, основная форма занятий с дошколятами — игровые ситуации. И никакого

принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового

материала и сохраняет к нему живой интерес.

-Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и

периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают

истории, связанные с жизнью именно вашего малыша.

-Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и

инсценируйте ее.

-Используйте любые моменты для повторения пройденного.

По дороге из садика вспоминайте, чему научились во время игр.

Просите малыша рассказать вам новый материал

на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина.

Привлеките на помощь

-диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике!

-Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это

поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали

шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы.

Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные около шахматные игры,

например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске.

-Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте.

Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и

викторины для старших деток.

-Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес

возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

-Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо

запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не

воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре

10.Образовательно-тематический план работы по обучению  младших дошкольников  играм в шахматы .

Месяц

Темы

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

 -Изучение методической .литературы по данной теме.

 -Создание материально-технической базы, оснащенный материалами по обучению игре в шахматы.

 -Разработка организационно-методической основы  и создание условий  для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.

Октябрь

1.Тема: «В стране шахматного королевства».

Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.

Самостоятельные игры с шахматными фигурами.

2.Тема: «Шахматный Король – Его Величество».

Познакомить детей с шахматным королем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного короля в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

“Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

Ноябрь

3.Тема: “Шахматный Ферьз - фигура ростом вышла чуть меньше короля.».

Познакомить детей с шахматным ферзем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного ферзя в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

4.Тема: «Шахматная Ладья».

Познакомить детей с шахматной ладьей. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной ладьи  в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»

Декабрь

5.Тема: «Шахматный Слон».

Познакомить детей с шахматным слоном. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного слона в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Построй башню»

6.Тема: «Шахматный Конь».

Познакомить детей с шахматным конем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного коня в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

Январь

7.Тема: «Шахматная Пешка-маленький человечек в круглом шлеме».

Познакомить детей с шахматной пешкой. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной пешки в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Д/и "'Куча мала", "Школа".

"Цвет".

8.Тема: «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок»)

 Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».

Февраль

9.Тема:”Шахматные фигуры»

Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).

Д/и «Узнай фигуру»

"Пирамида", "По росту".

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Узнай фигуру», "Догонялки","Прятки".

Март

11. Тема “Признаки шахматных фигур и отгадывание загадок”

Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название,  учить отгадывать загадки.

«Шахматные прятки»

«Загадки шахматной шкатулки», игры и упражнения в паре.

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный колобок»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и "Кто быстрее'?", "На стуле",

"Волшебный мешочек".

Апрель

16.Тема: Разукрашки  «В шахматном королевстве»

Побуждать детей  самостоятельно закрашивать шахматные фигуры. Закреплять название шахматных фигур.

Игры с шахматными фигурами.

5.Тема: «Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит».

Май

6.Тема: «Начальное положение»

Продолжать знакомить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

Д/и «Закрась фигуры», «Найди ошибку в расстановке», «Какой фигуры не стало?».

17.Тема: «Шахматный досуг»

Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.

Игры, конкурсы, отгадывание загадок, коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз.

 

                                                                          11.Используемая литература:

1. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

2. Сухин. И. Г. Задачи к курсу «Шахматы - школе»,  второй год обучения. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.

3. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М.:  АСТ: Кладезь, 2015.

4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. - Обнинск: – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 4-е изд. - Обнинск: – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

6. Сухин И. Шахматы, второй  год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

7. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 1. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

8. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях: Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

9.Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам»-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...

Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста

ВСТУПЛЕНИЕ Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста

Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности,  правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...

Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей

Особенности  данного  проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей  младшего школьного  возраста»...

Методика обучения шахматам детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика обучения детей шахматам имеет большое значение....

Технология изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка» по дополнительной образовательной программе «Сувенир» 1 года обучения по разделу «Куклы закрутки» для детей 7 -8 лет.

Кукла Веснянка — это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали ве...