Методическая разработка занятия по финансовой грамотности. Мини-проект "История денег в России"
методическая разработка (4 класс)

Оськина Елена Евгеньевна

Методическая разработка содержит описание организации и содержание мини-проекта "История денег в России". Даются определения таких понятий. как деньги, рубль, копейка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-проект «История денег в России»

Данный мини-проект является информационным, групповым, внеурочным, межпредметным, краткосрочным.

В ходе работы над проектом мы преодолели следующие этапы:

1. Выбор темы.

Тема была выбрана в соответствии с интересами и с учётом задания полученного на предыдущем уроке. Тема «История денег в России».

2. Постановка цели и задач.

Цель проекта:

Изучить историю происхождения денег в нашей стране

Задачи:

Найти  информационный материал о происхождении денег в нашей стране.

Отобрать наиболее важные и интересные факты.

3. Организация работы (исследования).

Узнать из разных источников информации (из энциклопедий, Интернета, у взрослых), как и когда появились деньги в нашей стране, какие имели названия, из чего изготавливались, как выглядели, кто из правителей нашего государства занимался денежными реформами, как они изменялись на протяжении столетий.

4. Подготовка к защите.

Отбор и анализ информации, полученной из разных источников.

Оформление результатов исследования в мультимедийную презентацию.

5. Защита работы. Демонстрация презентации по теме «История денег в России» (Приложение № 2).

Предлагаю вашему вниманию продукт нашего мини-проекта.

Слайд 1. История происхождения денег

Слайд 2. Деньги с самого первого момента своего появления овладели умами людей. Кажется, что денежные знаки существовали всегда и принимались везде, где был человек. Как и тысячу и две тысячи лет назад, тема денег все также актуальна для нас и по сей день.

Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. С древних времен для покупки и продажи товаров славяне использовали различные предметы. Одной из наиболее распространенных форм денег в Древней Руси являлись раковины каури.

Слайд 3.        В конце X в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра.

Первые русские монеты так и назывались златниками и сребрениками. На монетах изображался великий князь киевский и своеобразный государственный герб в форме трезубца – так называемый знак Рюриковичей.

Безмонетный период.  После раздробленности в XII веке на Русь напали монголо-татары. В кладах этих веков находят разной формы слитки драгоценных металлов.

Слайд 4

Чеканка монет на Руси, после монголо–татарского нашествия, была возобновлена только в XIV веке при Дмитрии Донском. К началу XV века деньги чеканили уже многие города и княжества. Началась полная неразбериха. С неразберихой покончила денежная реформа 1535 года Елены Глинской. Деньгам придали единый вид и стоимость, за монетных дел мастерами ввели строгий контроль. На новых монетах был изображен святой Георгий в виде всадника с копьем.  (Отсюда и пошло слово «копейка».)

Слайд 5

Слово «рубль», по одной из версий, возникло в Новгороде в XII в. Рублём тогда называли серебряный брусок весом 200 грамм.

От серебряных брусков отрезали или отрубали кусочки определенного веса. Так от слова «рубить» произошло слово «рубль».

Слайд 6

В пору великих преобразований Петра I архаичное денежное хозяйство стало помехой в экономике страны. Поэтому, в 1698-1704 годах Петр провел денежную реформу. Деньги впервые «выстроили» в порядке возрастания номинала.

Слайд 7

При императрице Екатерине II, с развитием банков металлические деньги сменились бумажными банкнотами (своеобразные расписки, которые выдавали банки при приеме на хранение определенного количества золота). Банковская расписка оказалась удобнее, чем золотые монеты. В России бумажные деньги стали выпускать с 1769 года и называли их ассигнациями. Постепенно бумажные деньги вытеснили из обмена монеты. Близкими по сути заменителями наряду с ассигнациями стали чеки (оформленный определенным образом денежный документ, в котором содержался приказ банку от имени клиента уплатить определенную сумму предъявителю чека).

Слайд 8

                                                   Советские деньги

В 1921 году за месяц в среднем выпускалось денег на 188,5 миллиарда рублей. Чтобы уменьшить спрос на денежные знаки, выпустили купюры по 5 и 10 тысяч рублей. Тогда вслед за денежным голодом наступил "разменный кризис" - не хватало мелких денег.  В 1922 году советское правительство выпустило особые банковские билеты - "червонцы". Они исчислялись не в рублях, а в другой денежной единице - червонце. В 1923 году сделан был еще шаг к укреплению денежной системы: выпущены денежные знаки только что созданного Союза Советских Социалистических Республик. 1 рубль в этих знаках приравнивался к 1 миллиону рублей, выпущенных до 1922 года, и к 100 рублям в деньгах 1922 года. В 1924 году вышли государственные казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Это были деньги, единые для всего СССР. Наступил конец пагубной пестроте. Денежная система СССР пережила реформы 1947, 1961, 1991 года.

Слайд 9

                                             Задания

1.Установите соответствие между частями пословиц.
В какой из этих пословиц говорится о сбережении?
Объясните, как вы понимаете её смысл.
1 Береги хлеб для еды,                              а) а глядит рублём
2 Гроша не стоит,                                       б) да разума мало
3 Денег много,                                            в) а имей сто друзей
4 Не имей сто рублей,                                г) куда хочешь, туда и день
5 Три деньги в день –                                 д) а деньги для беды
1 2 3 4 5

Ребусы

 

Слайд 10

                     Использованная литература и ресурсы

1.Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы. Финансовая грамотность

Корлюгова Юлия Никитична
Половникова Анастасия Владимировна
2. (www .br .u)
3. Sravni.ru›enciklopediya/info/dengi-istorija-deneg/

6. Рефлексия. Приложение 5.  Критерии оценки проектов

Критерии оценки проекта

Максим. кол-во баллов

Оценка

1 группы

Оценка

2 группы

Оценка

3 группы

1

Содержание проектного продукта соответствует  теме и цели проекта

5

2

Содержание проекта интересное и новое

5

3

Собраны достоверные факты по теме проекта

5

4

Использованы различные источники информации

5

5

Форма проектного продукта соответствует замыслу

5

6

Содержание проекта  представлено в наглядной форме

5

7

Все изложено правильным и понятным языком  

5

8

Команда проекта раскрыла основные этапы работы над проектом

5

Итого общая сумма баллов за проект:

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"

Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера  и причины появления денег....

Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"

Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....

Методическая разработка по теме «Финансовая грамотность в образовательных учреждениях» Тема занятия: «Дети и их карманные деньги» 2 класс

Продолжительность занятия – 45 минут. Внеурочное занятие для учащихся 2 класса. Проблема: выяснить, каким образом знания финансовой грамоты помогут в повседневной жизни, какие ценности...

Методическая разработка интегрированного урока (финансовая грамотность и математика)

Урок предназначен для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"Тема урока: Конкретный смысл действия умножения. Сколько стоит свое «дело». Перспективная цель: сформироват...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности

Тема: «Деньги»Тип урока: обобщение по теме.Форма урока: игра-квест....

Методическая разработка семинара-практикума "Финансовая грамотность" для педагогов

Методическая разработка семинара-практикума "Финансовая грамотность" для педагогов дополнительного образовния содержит информацию для педагогов и для работы с младшими школьниками....