Из опыта работы Доклад «Как научить первоклассников красиво писать»
учебно-методический материал (1 класс)

Худорожкова Ольга Евгеньевна

Здесь используется методика Е.Н.Потаповой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как научить первоклассников красиво писать»

С  первых  уроков  письма  многие  учащиеся  теряют  надежду  на  легкое  и  красивое  письмо,  а  родители  огорчаются  и  нередко  ругают  своих  детей  за  нестарание  и  неаккуратность.  Слишком  частые  напоминания  о  правильной  посадке,  правилах  написания  того  или  иного  элемента  отвлекают  ученика  и,  радости  от  письма  он,  конечно,  не  испытывает.  Наступает  момент,  когда  появляется  и  быстро  растет  нелюбовь  к  письму,  т.  е.  исчезает  положительная  мотивация  учения.

С этой проблемой я обратилась за помощью к коллеге.

Каково было моё изумление, когда она принесла тетради с красивыми детскими работами, в которых были оригинально построенные образцы из геометрических фигур (по трафаретам – линейкам), из фигурок животных. Разноцветная разнообразная штриховка, в весёлой игровой форме, написание элементов букв, да и самих букв. Буквы из наждачной бумаги, рассказала для чего они используются. Всё это вызвала не только интерес, но и желание глубокого изучения данного опыта, применения на собственной практике.

Эта методика обучения письму, разработана Е.Н. Потаповой и  состоит из трех этапов.

I этап – развитие мускульной памяти.

II этап – развитие тактильной памяти.

III этап – закрепление знаний и умений, обучение написанию букв и их соединений с помощью прописей.

Все этапы связаны между собой, сочетаются в одном уроке.

1 этап – развитие мускульной памяти. На этом этапе происходит тренировка мелкой моторики рук путем занимательного черчения различных фигурок с помощью лекал и с последующей штриховкой их дугообразными, прямыми линиями, петельками – это будущие элементы букв. Дети проводят линии слева направо, снизу вверх и сверху вниз (в соответствии с правилами русской письменности).

Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить руку, подготовить ее к работе.

Я считаю этот этап определяющим успех всего обучения.

Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи  (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами.

Первоначально я всегда указывала стрелкой направление штриховки. Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре. 

Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но и в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают штриховать до конца периода обучения грамоте.  У каждого ученика есть тетрадь для штриховки, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал.

Вначале для штриховки я давала использовать трафарет с геометрическими фигурами. Некоторые фигуры уже знакомы, так как они работали с ними еще в детском саду. После того как ученики научились хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, мы приступили к работе с другими трафаретами (с изображениями предметов и фигур животных). Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Начиная с октября, мы начали штриховать не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

На втором месяце обучения учащиеся уже научились сами составлять свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Постепенно учащихся начинает увлекать штриховка, раскраска, обведение трафаретов (шаблонов)., доставлять удовольствие, они не чувствуют утомления. Потому что после уроков можно наблюдать, как ребята достают свои тетради и по своему желанию старательно выводят кружочки, палочки, квадратики, буквы, которые изучали на уроке.

Со второго полугодия учащимся предлагаются тетради для раскрашивания. Используя трафареты геометрических фигур, мы с ребятами составляли, чертили по ним целые смысловые композиции – для последующей штриховки. К этому времени дети знают все буквы и в свою штриховку активно включают элементы букв.

Благодаря этому этапу мои дети пишут красивым каллиграфическим подчерком.

2 этап - развитие тактильной памяти.

Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы.. (Формирование в сознании ребенка буквы). Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв «азбуки».

Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В этом большую роль оказывает материал, из которого изготовлены буквы: шероховатая поверхность наждачной буквы. Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты.

 "Обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже "пишет" ее".

Применяя в своей работе опыт Е.Н.Потаповой, я пришла к выводу, что такое обучение действительно дает положительный педагогический эффект и моральное удовлетворение как для меня, так и для учащихся. Делает обучение младших школьников педагогически эффективным, физиологически безопасным и безболезненным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка красиво писать

В статье дается несколько полезных советов как помочь ученику  научиться красиво писать....

Как научить первоклассника красиво писать (статья)

Первоклассники испытывают большие трудности в овладении техники написания букв.Эта проблема всегда была актуальной,ведь четкий и красивый почерк важен....

Как научить ребенка красиво писать

Советы родителям и учителям...

Родительское собрание: «Как научить ребенка красиво писать?»

Цель: ознакомить родителей с практическими методами, способствующими формированию  каллиграфических умений.Задачи:- дать практические рекомендации по совершенствованию навыка правильног...

Статья "Как научить ребенка красиво писать. Основы каллиграфии, рекомендации для родителей"

Рекомендации для родителей по правильному и красивому письму....

Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать"

     Презентация к родительскому собранию на тему "Как научить ребёнка красиво писать" познакомит родителей с основными составляющими каллиграфического успеха, а также ...

Как научить ребёнка красиво писать

Очень сложно научиться красиво писать...