Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
статья

Статья "Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokalendar_rossii.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

"Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"

I. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

     Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, так школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России,

     Российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

     Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Успешность такой работы является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

    Поэтому в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  • нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы.
  • национальное государство — государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация — национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
  • национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
  • формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
  • патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
  • гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;
  • многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем.
  • межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

Разговор о духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся невозможен без понимания основополагающих понятий.

  • социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
  • развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;
  • духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
  • базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
  • воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
  • духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Национальный воспитательный идеал

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;
  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
  • согласно Конституции Российской Федерации;
  • согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» в части общих требований к содержанию образования и задачам основных образовательных программ.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
  • укреплению национальной безопасности.

Этапы духовно-нравственное развития и воспитания

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

2. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3. Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

4. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.

Говорить о социальной идентичности можно в том случае, когда усвоены и приняты Базовые национальные ценности

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Мы рассмотрели концептуальные положения в сфере духовно-нравственного развития и воспитания. Переходим ко 2 вопросу.

II. "Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"

Эффективным средством духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО является «Этнокалендарь России».  Проект «Этнокалендарь России» является логическим продолжением проекта, имеющего успешный пятилетний опыт внедрения в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и вызвавший интерес во многих регионах России. По приглашению региональных правительств «Этнокалендарь...» был представлен и прошел презентацию в различных регионах, где с интересом был воспринят опыт этнокультурного просвещения юных россиян.

Структура методического комплекса «Этнокалендарь России. Ямало-Ненецкий автономный округ»

Цель Этнокалендаря — приобщить детей к событиям, которые происходят рядом и вокруг них, показать, что их окружает атмосфера разнообразной, богатой, насыщенной культурной жизни.

Методический комплекс предназначен для использования в начальной школе и включает четыре вида материалов:

  • плакат с российской символикой и символикой ЯНАО (формат 690x990 мм);
  • комплект плакатов «Этнокалендарь России. Ямало-Ненецкий автономный округ», адресованный непосредственно учащимся 7-11 лет. Комплект содержит 30 двусторонних листов (формат 690x490 мм), на которых размещена информация (фотографии и небольшой пояснительный текст) о наиболее значимых и интересных событиях 2012 года. Праздничные даты и события отбирались с учетом регионального, поликультурного и многонационального характера Ямало-Ненецкого округа. Среди них народные, государственные, религиозные праздники разных конфессий. Составители намеренно не делали Этнокалендарь для детей сугубо официальным: в календаре отмечены такие праздники, как День смеха или китайский праздник фонарей, японский праздник кукол, корейский праздник урожая. Важное место среди памятных дат занимает информация о великих писателях, ученых, общественных деятелях, прославивших Отечество, что дает детям возможность почувствовать гордость за свою Родину, родной город;
  • методическое пособие «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов "Этнокалендарь России. Ямало-Ненецкий автономный округ" (для основной школы)», адресованное педагогам и призванное помочь в организации познавательной, исследовательской, продуктивной творческой деятельности детей и подростков при работе с Этнокалендарем.

Методическое пособие состоит из двух частей.

Первая часть — общие советы и рекомендации, характеристика основных системообразующих направлений педагогической деятельности в работе с Этнокалендарем; наиболее значимые образовательные и воспитательные доминанты.

Вторая часть имеет прикладной, практикоориентированный характер и включает:

- общие методические комментарии, рекомендации и советы педагогам, обеспечивающие методическую поддержку при организации работы с Этнокалендарем;

- описания типологических моделей организации занятий разного вида, советы по включению работы с Этнокалендарем в различные формы воспитательной и образовательной деятельности, а также комментарии и рекомендации по отбору методических форм, способов, приемов, соответствующих идеям развивающего личностно-ориентированного образования.

  • книга «Этнокалендарь России, 2012. Ямало-Ненецкий автономный округ» — дополнительный вспомогательный справочный и иллюстративный материал, которым учитель может воспользоваться при подготовке занятий, расширить круг памятных событий и дат, в том числе включив в сферу внимания детей те, которые не нашли отражения на листах плакатов;

     Этнокалендарь позволяет решать проблему духовно-нравственного развития и воспитаният обучающихся в контексте этнокультурного воспитания. Можно по-разному относиться к месту, в котором живешь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить в будущем, - тогда важно знать его историю и географию, экономику и культуру, ориентироваться в его политико-правовых проблемах.

В Этнокалендаре собраны даты международных и российских праздников, дорогие для всех россиян даты рождения людей, составляющих гордость Ямала-Ненецкого автономного округа и всей России. Жители ЯНАО, как и вся Россия, как и весь мир, традиционно отмечают Новый год в ночь на 1 января, День Победы над фашизмом, которую принес наш народ народам мира, 9 мая, День толерантности 16 ноября, многие другие события международного календаря. Всем народам нашей страны дороги День защитника Отечества 23 февраля, День России 12 июня, День семьи, любви и верности 8 июля, День матери 25 ноября и другие события, объединяющие нас.

В результате знакомства с международными и российскими праздниками и знаменательными датами у обучающихся формируется национальное самосознание и национальная идентичность.

Народный праздник стал обыкновением современного автономного округа, в котором православные пасхальные торжества с колокольными звонами, рождественские гулянья и масленичные ярмарки дополняются радостью мусульманского Ураза-байрама, китайского Чуньцзе. Веселье и согласие ежегодно царят на народном празднике День оленевода, собирающем людей разных народов. Люди не замыкаются в себе - происходит взаимообогащение культур. И в этом единении в памяти и радости, в труде и отдыхе люди видят залог силы и процветания Родины, достойной жизни своих детей.

Таким образом, «Этнокалендарь России. Ямало-Ненецкий автономный округ» освещает наиболее значимые памятные даты, события и популярные праздники, отмечаемые жителями в нашем округе, что позволяет сделать процесс духовно-нравственного воспитания ссодержательно полным и актуальным для самого обучающегося, соединить с жизнью, реальными социальными проблемами, окружающими маленького человека. В результате возникает диалог культур , происходит взаимообмен. Формируется межэтнический мир и согласие.

Возможности "Этнокалендаря"в плане духовно-нравственного воспитания

  1. В основу отбора тематики Этнокалендаря положен принцип социальной востребованности, предполагающий, что воспитание, в том числе духовно-нравственное, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества.
  2. Этнокалендарь предлагает широкий спектр форм проведения мероприятий и основных видов деятельности.
  3. Использованы сведения о биографиях людей, ставшими общегосударственными, региональными лидерами, собирателями культур.
  4. Материалы "Этнокалендаря" дают представление об обычаях разных религий, происхождении культурных традиций, о главных ценностях.
  5. Материалы "Этнокалендаря" нацелены на формирование экологической культуры младших школьников.
  6. Полноценное духовно-нравственное развитие актуально, если воспитание не ограничивается информированием обучающихся о тех или иных фактах, событиях, проблемах социума, но открывает перед ними возможности для нравственного поступка. Содержание Этнокалендаря выстроено в русле системно-деятельностного подхода, что позволяет предусмотреть продукты социального творчества: рисунки для ветеранов, памятки первоклассникам, стенгазеты для учителей и т.д.
  7. Этнокалендарь пропагандирует инновационную по своей сути идею - в ненавязчивой форме показать детям равнозначимость событий, совместить многополюсность современной идентичности. В Этнокалендаре реализуется просветительская миссия совмещения, объединения дат и событий разных народов России, позволяющая ориентировать образовательный процесс на формирование общности "россияне", что в условиях реализации ФГОС НОО представляет особую актуальность. Именно сочетание общего и самобытного рождает подлинное уважение к обычаям, традициям, культуре других народов.
  8. Большой объем методических материалов, представленных в "Этнокалендаре", и невозможность по этой причине включить достойную внимания педагогов и обучающихся информацию в рамки одного мероприятия, натолкнул учителей нашей школы на мысль сделать большинство рассматриваемых тем сквозными, т.е. развивающимися в течение нескольких лет. Это дает возможность не только вводить материал дозированно, но и достичь общей целостности содержания за счет систематического последовательного развития содержания Этнокалендаря, расширяющегося и углубляющегося  от одного года обучения к другому по мере взросления обучающихся.

Общие рекомендации по работе с Этнокалендарем

В работе с учебно-методическим комплексом стоит иметь в виду несколько советов и рекомендаций, которые касаются прежде всего этнических и национальных особенностей учащихся.

Обращение к Этнокалендарю в образовательной деятельности предполагает предварительную подготовку — уточнение национального и конфессионального состава школьников, т.к. это поможет при работе с определенными датами учесть традиции, посты, которые могут соблюдать дети, или праздники, отмечаемые в семьях.

Любые даты Этнокалендаря, к которым обращается педагог, должны быть трактованы корректно, не должны провоцировать негативное отношение к другим народам, неуважительные оценки, сравнения по принципу «лучше»— «хуже». Целесообразно заострить внимание на разнообразии традиций, обрядов, обычаев, особенностей жизни, иными словами, на том, что является следствием историко-культурного развития, подчеркнуть, что именно это многообразие придает жизни любого общества красоту и многогранность.

Важным воспитательным потенциалом обладает манера поведения самого педагога. Все его высказывания и комментарии должны быть взвешенными и осторожными, особенно если речь идет о вкладе того или иного народа в мировое культурное наследие. Не стоит давать резких и категоричных оценок, тем более, навязывать свое мнение ученикам.

Сущность и цель самого Этнокалендаря предполагают деятельностный подход. Поэтому стоит всячески поощрять активность детей, стимулировать дискуссии и обсуждения, высказывание собственного мнения, но обязательно подкрепленного аргументами.

Несомненным «украшением» занятий могут послужить различные вещи и предметы — знаки культуры народа, которые хранятся в семьях. Предложите детям заранее принести те из них, которые могут понадобиться на занятии, дайте возможность классу рассмотреть их, выяснить утилитарное и символическое значения, поинтересоваться, чем этот предмет дорог семье, и т.д. Используйте любую возможность, чтобы обеспечить подобный контакт.

Если в классе есть дети разных национальностей, которые могут произнести на родном языке несколько слов приветствия, поздравления или пожелания, попросите их сделать это, чтобы весь класс имел возможность услышать и оценить особенность речи других народов. Такое прикосновение к другой культуре трудно переоценить, поскольку ребенок получает возможность в реальной жизни «открыть окно» в иные миры, осознать то общее со всеми, что есть у каждого народа, и в то же время особенное, неповторимое, что выделяет его представителей.

Организация работы с Этнокалендарем

Работа с комплексом «Этнокалендарь России. Ямало-Ненецкий автономный округ» строится не в логике обязательной учебной программы, которая предполагает последовательное освоение всего содержания курса преимущественно через систему классно-урочных занятий, а как совокупность разнообразных форм познавательной, исследовательской, творческой деятельности младших школьников в классе и за его пределами. Педагогу нет необходимости рассказать обо всех датах Этнокалендаря, гораздо эффективнее выбрать несколько и качественно, творчески поработать с ними. Учитывая нерегламентированный характер работы с комплексом, авторский коллектив предлагает различные варианты его «встраивания» в воспитательную и образовательную деятельность школы.

Наиболее перспективным представляется использование материалов комплекса воспитателями группы продленного дня. Учитывая специфику организации деятельности детей в послеурочное время, работа с Этнокалендарем может планироваться как постоянный компонент образовательной деятельности и иметь системный характер: один раз в неделю 20-30 минут посвящается обсуждению памятных дат, событий, праздников. При этом сравнительно свободный характер педагогического взаимодействия позволяет прибегнуть к самым разнообразным формам вовлечения детей: беседы, ролевые игры, викторины, ученические концерты, творческие задания, образовательные прогулки и путешествия.

Несомненную методическую помощь окажет комплекс педагогам начальной школы при подготовке классных часов. В этом случае более целесообразно обращение к материалам Этнокалендаря один раз в месяц, когда детям предлагается рассмотреть и обсудить сразу 3-4 плаката, выделить то, что наиболее значимо для них, с учетом особенностей микрорайона школы, национального состава учеников данного класса и т.д. В этом контексте эффективно обращение к событиям высокого гражданского звучания, таким как День мира, Победы, защитника Отечества, толерантности. В процессе работы очень важно подчеркнуть их межнациональный характер, потребность в соединении усилий всех жителей планеты для решения острых проблем, с которыми сталкиваются люди XXI века. В этой же логике вполне возможно использовать материалы комплекса при организации внешкольных и внеучебных мероприятий.

Педагогический, образовательный и воспитательный ресурсы комплекса могут быть реализованы наиболее полно при фрагментарном включении работы с отдельными плакатами непосредственно в уроки и занятия учебного плана. Обозначим те образовательные предметы, которые могут рассматриваться как базовые для такого вида деятельности.

  • Прежде всего, уроки литературного чтения. В этом случае содержание плакатов (зрительные образы и текстовые комментарии) является тем материалом, работа с которым, помимо движения к основной цели — формированию толерантного сознания личности — позволяет отрабатывать общеучебные умения и навыки, тренировать технику чтения, пополнять словарный запас, создавать условия для развития коммуникативной компетентности школьников. С этой точки зрения особый интерес представляют такие памятные даты, как юбилеи выдающихся деятелей культуры, международные Дни поэзии, родного языка, славянской письменности, театра, музеев, торжества.

Этнокалендарь также можно рассматривать как неотъемлемый компонент организации уроков русского языка, математики, окружающего мира.

Обсуждение материалов Этнокалендаря дает ученикам неоценимый опыт существования в поликультурном пространстве, опыт толерантного отношения к людям.

Обращение к материалам комплекса позволит педагогу в яркой и интересной для младших школьников форме, на конкретном и понятном материале организовать осознание таких глубоких содержательных тем программы, как Символы Нового года. Жанры живописи, Рождение книжки, Путь в науку. Профессия — военный. Сила любви и др. Неоценимым методическим подспорьем станет комплекс для педагогов — преподавателей образовательной области «Искусство». Независимо от того, какая программа реализуется в образовательном учреждении, неизменными остаются основные целевые установки учебных курсов: осознание художественной культуры как универсального языка, на котором говорит человечество, самого эффективного средства складывания толерантного сознания личности, формирования уважения к культуре других народов — части мирового культурного наследия.

Эффективно изучение материалов Этнокалендаря может быть организовано в рамках внеурочной деятельности. Значимость систематичного обращения к Этнокалендарю при освоении содержания программ внеурочной деятельности духовно-нравственного направления несомненна, так как Этнокалендарь направлен на создание условий для формирования у школьников гуманистических ориентации, создание условий для складывания личности, свободной от ксенофобии и способной жить в открытом демократическом обществе, обществе без национальных и религиозных предрассудков. Он предполагает обращение к разным сторонам современного общества, что открывает самые широкие возможности для вариативного использования конкретных сюжетов комплекса педагогом.

Работу с Этнокалендарем надо рассматривать как пропедевтику воспитательной и образовательной работы в школе, представляющей планомерную и комплексную деятельность по созданию условий для формирования толерантного сознания личности.

"Этнокалендарь" дает главное - основную целевую установку: приобретение опыта существования в поликультурном пространстве, опыта толерантного отношения к людям, формирование уважения к культуре других народов как к части мирового культурного наследия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях  реализации ФГОС...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС (Выступление на IX Республиканской научно-практической конференции по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»)

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми, духовно и нравственно богатыми своих детей, в...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г.Песталоцци...

Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»...

Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результ...