Разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе по теме «Какая бывает вода»
методическая разработка (1 класс)

Иванникова Татьяна Валерьевна

Разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе  по теме «Какая бывает вода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_otkrytyyivannikova.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Разработка урока по предмету

«Окружающий мир» в 1а классе

по теме «Какая бывает вода»

Учитель Иванникова Т. В.

Агинское, 2015

Тема:           Какая бывает вода?

                                                (Практическая работа)

Цели урока:

познакомить детей с понятием «вода» и ее состоянием в природе,  опытным путем определить свойства воды, усвоить новые естественнонаучные понятия.

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения,.

Создание условий для усвоения школьниками новых естественнонаучных понятий.

Использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом.

Развитие устных речевых умений учащихся.

Формируемые УУД:

Познавательные – анализировать результаты опытов, элементарных исследований; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты.

Личностные – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к нему; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные – работать в группах по изучению учебного материала; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Регулятивные – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения результата.

Оборудование:

емкости с водой, полоски цветной бумаги,  соль, сахар. ложка,карандаш, сборные таблицы «Свойства воды» и «Вода в природе», учебник 1 класса "Окружающий мир", автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь с печатной основой, смайлики с изображением капелек воды ( жёлтые и синие).

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация .

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день любители природы.

Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.

Какое настроение возьмём с собой.

Тогда вперёд за знаниями.

2. Постановка темы урока.

1). Вступительное слово учителя:

Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что чудеса постоянно окружают нас.

Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.

- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.

2). Отгадывание темы урока.

- Посмотрите на доску : В этом ребусе заключена тайна нашего урока.

Отгадайте её (на доску вывешивается ребус, учащиеся его рассматривают , предлагают варианты отгадок. Отгадка - вода).

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Что это за таинственное чудо? - это ВОДА!

3. Актуализация знаний.

а).- Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой? . .

Сейчас мы будем разгадывать загадки о  воде. Одна команда будет прикреплять на доску картинку, а другая – слово-отгадку. Посмотрим, что у нас получится.

1)        Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

2)        Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. (Роса)

3)        Зимой в поле лежал, весной в речку убежал. (Снег)

4)        Мост, как синее стекло, скользко, весело, светло! (Лёд)

5)        На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град)

6)        Не колючий, светло-синий, по кустам развешен…(Иней)

7)        Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

8)        Без рук, без ног, а в верх ползет. (Пар).

б). А теперь давайте рассмотрим модель, которая у нас получилась " Превращение воды".(слайд)

Какое слово написано в середине? - Вода.

Прочитайте, что показывают стрелочки.

- Прочитайте вопрос вверху :

Какая бывает вода?

Давайте попробуем разделить слова на 3 группы. Подумайте, как?

Сообщение учителя: Снег, дёд, град, иней - это вода в природе находится в твёрдом состоянии (слова вывешиваются на доску и значок твёрдости - квадрат). Роса - это вода в жидком состоянии - на доске капелька воды. Туман, пар - это вода в газообразном состоянии - чайник с паром.

Физминутка

4. Практическая часть урока. Проведение опытов.

Сегодня вы не просто дети, а маленькие учёные. И предстоит вам отправиться в исследовательскую  лабораторию «Умники и умницы», где вы самостоятельно будете проводить опыты с водой, с предметами, которые лежат перед вами. Нужно выяснить, какими свойствами наделена вода.

а)  ОПЫТ №1 (проводит учитель)

-Что такое вода и какую форму она  имеет?

Учитель наливает воду в различные ёмкости: стакан, бутылка, банка.

Вывод: вода – текучая жидкость, которая принимает форму сосуда. (на доску вывешивается значок- сосуд)

(На доске таблица «Свойства воды». По мере проведения опытов она заполняется символами .)

б)  ОПЫТ №2 (проводят дети)

 Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, ложка, карандаш, у учителя – стакан с молоком.

Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? . .

Давайте сравним воду, которая в стакане, с полосками белого, синего, красного цвета.

- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.

Опустите в воду ложку. Она видна в стакане? А теперь опустите карандаш.

 - А я опущу ложку в молоко. Сравните. Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

На доску вывешивается значок прозрачности воды (цвет и изображение "глаза")

б). - ОПЫТ №2 ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

- Второй опыт мне поможет провести мой помощник - Алёна

Однажды мне стало интересно. Есть ли у воды запах. "А какой у воды запах?".

Мы налили воду в стакан и понюхали:

Я ничего не почувствовала, никакого запаха нет."

- Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в моём стакане. Какой запах вы чувствуете?

Вывод:, ни вы, ребята,  ни я запаха у воды не почувствовали. Значит вода не имеет запаха.

На доску вывешивается значок воды без запаха  (перечёркнутый нос)

в). - ОПЫТ №3 ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

Этот опыт мне тоже поможет провести помощник - Дима

А у меня возник такой вопрос: Есть ли у воды вкус?

Мы потребляем воду из пищи.

- Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.

Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

А теперь и вы попробуйте воду.

Как вы думаете: Есть ли у воды вкус?  . .

Вывод: вода не имеет вкуса.

На доску вывешивается значок воды без вкуса (перечёркнутый язык)

5. Работа с учебником, с. 88.

- Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 88.

На с. 88 найдите изображение увеличительного стекла. Вика, прочитай вопросы, отмеченные галочкой.

Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.

А песок растворяется в воде? Проверьте.

Вывод: вода хороший растворитель, но растворяет не все вещества

6. Закрепление.

 Итак, мы провели опыты, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Давайте повторим, а помогут нам значки.

(Чтение по таблице)

Вода - бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса, хороший растворитель.

7. Работа в группах.

Давайте теперь выясним из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода.  У каждой группы есть листы. Нарисуйте  те объекты природы, которые не могут обойтись без воды. Как только группа готова, лист крепится к доске. У доски остаётся капитан группы для защиты проекта. Дети выбирают картинки кому и зачем нужна вода?

– Глядя на опорные рисунки, подумайте и расскажите об использовании воды, как можно экономить и беречь воду. (Ответы детей)

 – О чём могла попросить нас вода, если бы умела говорить?

Учитель

Воду попусту не лей,

 Дорожить водой умей.

 Закрывай покрепче кран,

 Чтоб не вытек океан.

Итог урока.

 - Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- О каких тайнах воды узнали?

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Спасибо за урок

А кому бы вы сегодня хотели сказать спасибо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Разработка урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс "Откуда берется и куда девается мусор?"("Школа России")

Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием Google сервисов:Построение ментальной карты в процессе ознакомительного чтения учебного материала или его повторения, установление смыс...

Проверочная работа по окружающему миру 2 класс по теме "Какие бывают растения"

Проверочная работа по окружающему миру для 2 класса по теме "Какие бывают растения"  по программе " Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Какая бывает промышленность"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема:«Какая бывает промышленность»Цели деятельности учителя: формирование представления о различных отраслях промышленности и их характеристики....

Урок с использованием дистанционных технологий по окружающему миру 2 класс на тему «Какие бывают животные»

Способы взаимодействия (обмена информацией, выполненными заданиями, контроль) между учителем и обучающимся:Взаимодействия между «учителем» и «учеником» осущ...