«Гражданская позиция современного учителя»
материал

Сафарян Олеся Игоревна

Эссе о гражданской позиции современного учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дивеевская средняя общеобразовательная школа»

с. Дивеево, Нижегородская область

Конкурсное испытание «Я – учитель»

Эссе «Гражданская позиция современного учителя»

Сафарян Олеся Игоревна,

учитель начальных классов

Село Дивеево, 2020  год

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною, —
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!

В. Орлов

Труд учителя сложен и многогранен. Активная учительская деятельность заполняет все временное пространство человека, ступившего на стезю преподавания. Но ошибочно думать, что время проходит мимо педагога по причине загруженности, конспектно-тетрадного окружения и сигнального красно-стержневого индикатора. Нет. Время не проходит мимо нас, учителей. Не может пройти то, двигателями чего мы являемся. Именно учителя, образцы культурного эталона и хранители научного наследия управляют временем и растворяются в нем без остатка.

Учительское ремесло древнее, как сама жизнь. Прошло множество лет, прежде чем его возвели на профессиональный уровень и сделали отдельным витком научного искусства. Шли годы. Требования и представления об образе учителя менялись в зависимости от веяний эпохи.

Образ учителя примерил не один десяток нарядов: сопровождающий, обучающий, воспитывающий, наставляющий, направляющий, вдохновляющий, зажигающий, достойный, скромный, образцовый, понимающий… Продолжать можно бесконечно. Но всегда по своей сути учитель был преисполнен любви к детям. Т. Гончаров говорил, что педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

Умудренные и закаленные опытом педагоги знают, что даже высококлассное учительское мастерство, не наполненное светом любви, лишенное внутренней теплоты, превращается во внешнее сухое безжизненное звучание научных теорем, доказательств, тезисов и убеждений. Не законченный набросок пейзажиста…

А ведь мы хотим, чтобы детские сердца раскрывались навстречу исходящему от нас знанию. Цветок не растет и не цветет под ледяным ветром. Ему необходимы тепло и солнце. Несомненно, личность учителя играет важнейшую роль в том, насколько цветок детского сердца раскроется и будет взращиваться древо его знаний, устремлений и мыслей. Как нельзя кстати будет здесь вывод Я. Корчака: «Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди».

Профессия требует от педагога не только определенных качественных характеристик и специфических умений, но и четкой гражданской позиции. Если умения приобретаются в процессе работы и закрепляются в опыте, то гражданская позиция воспитывается с детских лет.

Что представляет собой гражданская позиция? Только лишь набор жизненных принципов, взглядов и политических убеждений? Позиция - это многогранное качество личности, которое проявляется как в отношении человека к самому себе, так и к обществу, государству, Родине.

Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. Гражданская позиция подразумевает ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими. Гражданская позиция является сложным общественным явлением, которое выражается в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. Педагогика рассматривает гражданскую позицию, как качество личности и систему отношения к окружающему миру.

Когда мы говорим о гражданственности, то возникающие у нас ассоциации связаны с патриотизмом, отношением к Отечеству. На самом деле любовь к Родине зарождается намного раньше, чем возникают национальное чувство и формируется гражданская позиция.

Первоначально отношение к Родине формируется на основе восприятия окружающего мира и выражается ребенком в виде простых предложений восхищения красотой окружающей природы. С возрастом ребенок начинает осознавать, что окружающая его красота принадлежит его Родине. Она уникальна, самобытна, неповторима. По мере взросления личности возрастает и его знание о культуре, истории и традициях своего народа. Рождается чувство гордости за ее страну, за достижения соотечественников в сфере науки и искусства. Перелистывая страницы истории, переживая вместе с Родиной трагические дни и триумфальные моменты, смутные времена и культурные расцветы, молодой ум пусть не совсем еще ясно, но уже хорошо ощущает потребность стать частью великого наследия, сохранить и продолжить традиции предков, встать на защиту родного дома.

Любовь к Родине или патриотизм формирует неравнодушное отношение к происходящим процессам в окружающем мире и побуждает сознательно выполнять гражданский долг.

Для большинства людей свойственно ощущение своей принадлежности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле похожа на любовь к матери. Если семья оказывается в системе ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем, постепенно.

Гражданская позиция продолжает развиваться на протяжении всей жизни человека. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Я, как учитель, ведущий за собой детей на пути к знаниям, и как гражданин, исполняющий свой долг, понимаю, что важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение человека к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Весь путь развития гражданской позиции я и многие другие прошли от наблюдения за красотой природы до понимания необходимости учиться быть активным гражданином своей страны, но что более важно, прививать любовь к родной земле своим ученикам, развивать у подрастающего поколения неравнодушное отношение к судьбе страны. Невозможно научить тому, чего не знаешь сам и любить то, к чему сам относишься прохладно.

В одном из писем Авраам Линкольн так обращался к учителю своего сына: «Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать...  Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество».

Это ли не есть наглядный пример видения в учителе гражданско-патриотического образца.

Что входит в мое понятие гражданской позиции? Прежде всего, любовь к Родине. Да, в период детства мы выражали эту любовь в акварельных рисунках, неумелых стихотворениях, неидеальном исполнении «Во поле берёзка стояла». Потом на уроках истории, обществознания, литературы и русского языка учились формулировать мысли, знакомились с понятиями «гражданин», «патриот», «общество». Обсуждали различные ситуации с точки зрения морали и этики. Я помню, как учитель поощрял в нас нешаблонные рассуждения, пытался направить на путь самостоятельного мышления, оторванного от массовости и стереотипов. Сейчас я добиваюсь этого от своих учеников. Моим заветным педагогическим желанием является стремление каждого ученика отвечать не то, что нужно услышать, а то, что исходит от собственного переосмысления полученных знаний. Для достижения этой цели мои знания предмета и дополнительная информация к уроку должны распространяться далеко за пределы школьного учебника. Считаю необходимым включать элементы исторической тематики в классные часы, интегрировать их в каждый предмет в начальном звене. Скажу, исходя из собственного опыта – детям интересна история собственной страны, ее культура, религиозные и бытовые обычаи. Интерес поддерживается не только педагогическими приемами и методами обучения, но и моим личным отношением к обучающей информации. Задача историко-патриотического воспитания не в том только, чтобы знать, что в такой-то год произошло то или другое событие, но заставить детей прочувствовать события давности, понять его причины, проникнуться духом времени.

Уважение к труду – является неотъемлемой частью гражданской позиции. Моя семья жила в провинциальном городе, где в частном секторе через дом держали крупно-рогатых животных или иную живность. Поэтому с детства нас с сестрой приучали к труду. Нам и самим нравилось помогать старшим. Обычной уборки дома было недостаточно. Хотелось большего. Летом я часто напрашивалась в поле пасти коров. Пастухи вставали около 4 утра. Мне не нужен был будильник. Настолько предвкушение необычного летнего дня заняло мои мысли, что я проснулась сама. Тот день я описала в сочинении на тему «Как я провел лето». В нашем доме была прялка, на которой долгими зимними вечерами пряла бабушка. Летом мы заготавливали корм для коз. Собирали грибы и ягоды на зиму. Я чувствовала себя героиней русских народных сказок. Труд считался не повинностью, а священным благородным долгом каждого человека. Я горжусь тем, что мне есть чем поделиться с детьми и своим учениками.

Нравственно-этические нормы. Без них гражданственность превращается в диктаторство. Считаю, что учитель не должен жить двойными стандартами. Невозможно научить детей любить свою страну, не любя ее искренне самому. Нельзя рассказывать и убеждать вести здоровый и культурный образ жизни, вредя самому себе пагубными привычками и дурным поведением или несдержанным словом. Не бояться бросать вызов современным поведенческим стереотипам и навязываемой культуре. Сильный не должен обижать слабого, модная одежда и дорогие вещи – не цель, национальная, религиозная разница не должна отрицательно влиять на качество отношений и уровень общения. Это же относится к успеваемости учеников. Учитель должен пресекать любые попытки поделить класс по какому-либо признаку. Именно так зародился некогда фашизм и подобные ему направления.

Самосовершенствование и самообразование. Никто не станет отрицать, что современные стандарты предъявляют высокие требования к учителю. Педагог должен не только учить, но и учиться сам. В различных моментах своей жизни. В разрешении конфликтных ситуации, на курсах повышения квалификации, в поисках педагогической и психологической литературы, в использовании Интернет-ресурсов, в обмене опытом со старшим поколением, в поиске собственной концепции преподавания. Д. Дьюи сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Активность гражданской позиции подразумевает под собой осознанное участие учителя в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия должны быть направлены на реализацию общественных ценностей. При этом не нужно допускать конфликта между личными и общественными интересами. Составляющими элементами активной гражданской позиции являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества.

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Эту мысль нужно как можно чаще доносить детям. Необходимо объяснить, что равнодушное участие в политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать опасные решения. По закону каждый человек имеет право выражать свою гражданскую позицию. Каждый человек имеет возможность принимать посильное участие в политической жизни своей страны. Не нужно думать, что всё уже решено свыше и твое мнение ни на что не может повлиять. Необходимо следить за событиями, происходящими в стране, анализировать информацию, поступающую из различных источников, делать выводы, и оказывать посильное влияние на то, что происходит в государстве. Из-за молчаливого согласия и покорности людей стали возможными Холокост, Красный террор и прочие страшные события в истории человечества.

Хобби у учителя должно быть обязательно. И желательно, лежащее не в области педагогики. Должно быть такое занятие, которое окрыляет, захватывает, вдохновляет. Профессия учителя немыслима без вдохновения. Я нахожу его в художественной литературе, хороших фильмах, общении со своей семьей и ребёнком, собственном творчестве.

Быть счастливым! Быть счастливым несмотря ни на что. Счастье заразительно. Счастливый человек (педагог) способен зажечь искорки в сердцах детей и добиться профессионального и личного роста в разы быстрее.

Закончить своё рассуждение мне хотелось бы словами историка В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Учитель начальных классов: Сафарян Олеся Игоревна

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование

Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...

Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .

Работая классным руководителем  в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...

"Роль современного учителя начальных классов в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников".

Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы)

В статье освещаются основные аспекты деятельности педагога в русле патриотического воспитания, в обобщенном виде представлен опыт работы школы 291 в этом направлении....

Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя".

Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя"....