Конспект занятия по шахматам в сфере дополнительного образования для детей 7-9 лет на тему: «Чёрно-белая магия»
план-конспект

Целью данного занятия является знакомство детей с шахматными фигурами и доской, развитие ориентирования шахматных фигур на шахматной доске, воспитание самостоятельности, внимательности, терпеливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по шахматам в сфере дополнительного образования для детей 7-9 лет на тему: «Чёрно-белая магия»

Ход занятия:

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришёл в гости и в руках у меня очень интересная игра (руки за спиной, чтоб дети не видели за ранее). А что это за игра, вы узнаете, если правильно отгадайте загадку.

Дети: хорошо

П: Вся доска в квадратиках,

     На них полно солдатиков.

     Нет патронов у солдат,

     Но поставят шах и мат.

Д: Шахматы.

П: Правильно, ребята. (показывая детям шахматную доску) 

П: Давайте мы с вами сейчас будем расставлять фигуры на доске. Как вы уже видите вся доска из квадратиков состоит. Какого цвета они?

Д: чёрного и белого.

П: Мы знаем, что эта игра не простая. Поэтому надо внимательно слушать и выполнять задания.

В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.

П: Ой, подождите, внутри шахматной доски лежит какая-то записка:

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

Поэтому подумайте и ответьте на мои вопросы.

П: Ребята, как вы думайте, кто оставил нам это письмо?

Д: делают предположения

П: Хорошо, теперь давайте попробуем справиться с заданиями.  Педагог задаёт вопросы, а все отгадки дети показывают на шахматной доске.

Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)

Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)

П: Дети, а как можно из квадратов построить

вертикальную дорожку, горизонтальную? (построение на столе)

-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске? (8)

-Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)

-Сколько полей содержит самая длинная диагональ? (8) А самая короткая? (2).

П: Ребята, посмотрите у меня в руках мешочек, что же там внутри?

Д: пытаются отгадать

П: Это же шахматные фигуры! На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это Чёрные.

Педагог достаёт из мешочка шахматные фигуры: белая и чёрная ладья, называет их.

Дети все вместе повторяют. После этого каждый из ребят вытаскивает определённую фигуру и знакомится с ней.

П: Давайте с вами отдохнем!

Дети встают и выполняют движения под стихотворение (педагог показывает):

– До пяти считаем, гири выжимаем,                    

– Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки      

– Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим,

– Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов

– Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни

– Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас

– На носочки встанем,

Потолок достанем

– Сколько черточек до точки,

Столько встанем на носочки

– Наклонились столько раз,

Сколько уточек у нас

– Будем считать,

Грибы собирать (имитация сбора грибов)

– Сколько покажу кружков,

Столько выполнишь прыжков

– Ягоды считаем,

Дружно приседаем

П: Молодцы! Возвращаемся на свои места и продолжаем занятие. У нас ещё остались вопросы в нашем послании?

Д: да!

П (читает):

Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)

У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)

Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)

Какая фигура выше: конь или король? (король)

Какая фигура ниже: ладья или ферзь? (ладья)

Назови самую высокую фигуру и самую низкую? (король, пешка).

У какого слона нет хобота? (у шахматного)

Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).

П: Отлично! Но наши шахматные фигуры устали, им пора отдохнуть.

 Педагог предлагает детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.

(Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз).

П: Хорошо! Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Д: отвечают

П: На этом занятии мы познакомились с шахматными полями и шахматными фигурами. Я очень рад, что вы были такими смелыми в такой нелёгкой игре! Спасибо за ваше старание и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ

Данные занятия направлены на понимание, различение и развитие эмоций у детей. Здесь нет психологических приемов, которыми пользуются психологи для коррекции нарушений эмоциональной сферы. На занятиях ...

Конспекты занятий по изобразительному искусству в дополнительном образовании

Материалы включают в себя конспекты занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании. Занятия рассчитаны на возраст младших школьников (1-2 классы)....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

Современные занятия в сфере дополнительного образования.

laquo;Учебное занятие – зеркало общей и педагогической культуры педагога, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции…» В.А. Сухомлинский...

Патриотическое воспитание в сфере дополнительного образования

Патриотическое воспитание детей в сфере дополнительного образования в процессе обучения по программе художественной направленности....

Конспект занятия по ментальной арифметике в сфере дополнительного образования

Конспект занятия по ментальной арифметике подойдет для педагогов дополнительного образования...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...