Современные занятия в сфере дополнительного образования.
статья

Шкарубо Людмила Ивановна

«Учебное занятие – зеркало общей и педагогической культуры педагога, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции…» В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                            Шкарубо Людмила Ивановна                                                                                                                педагог дополнительного образования                                                                                                                                    ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинского района Санкт Петербурга

Статья: Современные занятия в сфере дополнительного образования.

«Учебное занятие – зеркало общей и педагогической культуры педагога, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции…» В.А. Сухомлинский

Занятие в сфере дополнительного образования – способ, путь к достижению цели и решению задач, обозначенных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой .

Основной формой организации образовательного процесса в дополнительном образовании является занятие. В словаре С. И. Ожегова «занятие» определяется как труд, дело, время учения. «Заниматься» — значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь.

Занятие в сфере дополнительного образования — это способ, путь к достижению цели и решению задач, обозначенных дополнительной образовательной программой любой направленности. Каждое занятие является запланированным и проводится педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно-тематическим планом и содержанием реализуемой образовательной программы.

Как основная организационная форма, занятие подчиняется всем закономерностям образовательного процесса, в нем взаимодействуют все компоненты: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения. При этом занятие невозможно без творчества, как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося. Для детей — это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Общепринятой классификации занятий в современной дидактике нет. Это объясняется сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия педагога и обучающегося, протекающего на занятии дополнительным образованием.

В практике образования используется классификация Б. П. Есипова. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место занятия в системе занятий и других форм организации образования. В данной классификации автор выделяет комбинированные или смешанные занятия; занятия по ознакомлению обучающихся с новым материалом; занятия закрепления и повторения знаний; занятия, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; занятия выработки и закрепления умений и навыков; занятия проверки знаний и разбора проверочных работ. Данная классификация предназначалась для упорядочивания уроков в общеобразовательной школе.

Занятие в сфере ДОД в отличие от школьного урока обладает рядом своих особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности; строится на не стандартизированном программном материале, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога ДО и обучающихся, в конечном счете, это взаимодействие обеспечивает усвоение содержания и управления познавательной и творческой деятельностью обучающихся.

Т. И. Шамова адаптирует классификацию Б. П. Есипова к условиям дополнительного образования, в которой выделяет следующие группы занятий: получение новых знаний и умений (лекция, экскурсия, практикум и др.); закрепление знаний и умений (практикум, собеседование и др.); обобщение и систематизация знаний и умений (семинар, конференция и др.); комплексное применение знаний и умений (практикум, семинар и др.); контроль и коррекция знаний (итоговый зачет в форме показа творческих достижений, тренинг и др.).

Л. Б. Железнова предлагает следующую классификацию занятий: собственно обучающие; общеразвивающие; воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия по передаче знаний; по осмыслению знаний и их закреплению; по закреплению знаний; по формированию умений и применения знаний на практике; тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков); по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятиевикторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т. д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом.

Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

В основе многообразных видов занятий имеются и общие характеристики:

— каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации педагогической деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающегося;

— любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

— построение занятий осуществляется по определенной логике, зависящей от его целей и вида.

Рассмотрим структуру различных видов занятий.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

1. Организационная часть.

2. Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний.

1. Организационная часть.

2. Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение обучающимися заданий и решения задач.

3. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

4. Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

1. Организационная часть.

2. Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

3. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

4. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

5. Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков.

1. Организационная часть.

2. Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

3. Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

Комбинированное занятие.

1. Организационная часть.

2. Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

3. Изложение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие по программам дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

Статья "Лэпбук, как современное средство обучения, в дополнительном образовании"

Лэпбук, как развитие познавательной деятельности с элементами оригами направленный на развитие мелкой моторики, фантазии, логического мышления учащихся....

Конспект занятия по шахматам в сфере дополнительного образования для детей 7-9 лет на тему: «Чёрно-белая магия»

Целью данного занятия является знакомство детей с шахматными фигурами и доской, развитие ориентирования шахматных фигур на шахматной доске, воспитание самостоятельности, внимательности, терпеливо...

Патриотическое воспитание в сфере дополнительного образования

Патриотическое воспитание детей в сфере дополнительного образования в процессе обучения по программе художественной направленности....

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка» подготовлен к сессии самоопределения педагог...

курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования

Курсовая работа для учащихся  выпускных курсов отделения Дополнительного образования...

Конспект занятия по ментальной арифметике в сфере дополнительного образования

Конспект занятия по ментальной арифметике подойдет для педагогов дополнительного образования...