Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.
статья

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки на обучающихся, а за счёт улучшения форм и методов обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvor_spos.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Условия развития творческих способностей

обучающихся на уроках литературного чтения

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки на обучающихся, а за счёт улучшения форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное место преподавателя и методисты отводят формированию интереса обучающихся к учению за счет формирования творческих способностей в ходе работы. Вследствие психологических особенностей обучающихся у них активно развиваются творческие способности конкретно в первые годы обучения в школе. В частности, с целью решения развивающих задач обучения можно организовать комплексное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, соответствующей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и содействовать формированию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);

- задания нужно подбирать с учетом собразной последовательности их представления: от репродуктивных, нацеленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, направленным на овладение общими приемами познавательной деятельности, и далее к собственно творческим, позволяющим рассматривать исследуемые явления с разных сторон;

- система познавательных и творческих задач должна вести к развитию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с данными условиями, занятия содержат в себе 4 последовательных этапа:

1) разминку;

2) развитие творческого мышления;

3) выполнение развивающих частично-поисковых задач;

4) решение творческих задач.

Подобные задания даются всей аудитории. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят обучающий и развивающий характер, не оценочный. Занятия проходят в довольно высоком темпе, задействованы все. Подобная работа создает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, как можно быстрее ответить на вопросы.

Это речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, с помощью пересказа и письменного изложения обогащается речь обучающегося, как будто он берет уроки у писателя. С другой - обучающийся сам строит предложения в текст, проявляет инициативу и активность в построении речи.

Невозможно себе представить урок без пересказа, хотя бы маленького: обучающийся пересказывает прочитанное, передает содержание книг. Обучающийся пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, пересказывает содержание математической задачи, рассказывает правило своими словами. Постоянные пересказы развивают память, тренируют механизмы говорения. Разнообразные виды пересказов, вносят оживление в уроки. Известный вид пересказа, близкий к тексту образца (известный как подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ во втором), от лица одного из героев (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с иллюстрациями - картинками, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование иллюстраций, картинок и так далее.

Изложение (пересказ) причисляют к творческим приемам развития речи обучающихся. Подразумевается, что обучающийся, прослушав или прочитав рассказ, приготовленный для письменного изложения, должен уловить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна присутствовать настоящая речь обучающегося. Языковые средства усваиваются при чтении, при говорении, в ходе анализа текста, они становятся для обучающегося своими. В процессе составления своего текста обучающийся не напрягается, вспоминая дословный образец, а составляет текст сам и передает содержание идеи. При такой работе повышается самостоятельность, появляются элементы творчества в процесс воспроизведения. В пересказе выражаются чувства обучающегося, его стремление привлечь внимание слушателей. Когда он «входит в роль», то сопереживает героям повествования и если он смог передать чувство в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не зазубренный.

Творческие пересказы и изложения - это те пересказы и изложения, в которых собственный, творческий момент становится основным и определяющим. Он предварительно учитывается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных представлений - так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в повествование новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральная постановка.  Передача содержания от лица одного из действующих персонажей, к примеру при пересказе сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица лисицы является вариантом творческого пересказа. Так как лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а также дальнейшей судьбы уточки. Другими словами, некоторые сцены выпадут, иные могут быть изложены совсем по-другому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого воображения. Произойдут изменения и в языке, в нем должен отразиться характер лисицы, которая очень хотела съесть Серую Шейку, а Ванька Жуков опишет свою историю, вводя в речь слова и обороты речи, характерные для деревенского мальчугана.

Таким образом, вследствие анализа практического опыта активизации творческой деятельности обучающихся выявлена, во-первых, важность этой проблемы для преподавателей, интерес к ней психологов и методистов; во-вторых, по данной проблеме разработаны и апробированы программы, курсы, серии заданий, представленных в научно-методической литературе и периодических изданиях. В-третьих, низкая психолого-педагогическая подготовленность преподавателй по данной проблеме; в-четвертых, отсутствие систематической, целенаправленной работы по активизации творческой деятельности обучающихся из-за недостатка знаний приемов, средств, форм работы в этом направлении; и как результат - низкий уровень развития творческой деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе....