Внеурочное занятие по курсу «Уроки милосердия» «Православный праздник – Пасха».
классный час (3 класс)

Ольга Михайловна Ярцева

Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых .

Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»,  «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством  культурных традиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yartseva_o.m.stsenariy_pravoslavnyy_prazdnik_pasha.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

Внеурочное занятие по курсу «Уроки милосердия»

«Православный праздник – Пасха».

Учитель начальных классов

МБОУ Сосновская СОШ № 2

Ярцева О.М.

2019 год

Пояснительная записка

     Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых .

    Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»,  «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством  культурных традиций.

Ожидаемые результаты:

- У учащихся и родителей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования Пасхи.

- Учащиеся и родители получат знания об обычаях и традициях праздника.

- Учащиеся научатся играть в народные игры, традиционно проводимые в пасхальные дни.

- Учащиеся получат практические навыки, необходимые  в декоративно-прикладном искусстве.

- Совместная с родителями творческая деятельность детей.

Православный праздник – Пасха (1-3 слайд )

Цель: (2 слайд)

- приобщение учащихся к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение», дать эмоциональное полноценное представление о праздновании Пасхи на Руси, обычаях и традициях праздника.  

Задачи: (3 слайд)

  • познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей;
  • развивать интерес к культуре предков;
  • рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником;
  • способствовать развитию творческих способностей.

Оборудование и материалы:

Оборудование:

-зал украшенный элементами пасхальной тематики, презентация к сценарию, танцу «Пасхальный букет»  и   к сценке «Золотое яичко», плакаты со словами «Христос воскрес», вазочки с крашеными яйцами и куличами, восковые свечи, заготовки писанок и крашенок, костюмы для танца, цветы.

  Запись колокольного звона, минусовка песен  «Даром», «Праздник» Сергея Брикса.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

-Здравствуйте, дорогие гости, мы  поздравляем вас со светлым и радостным праздником -  Пасхой. Уходят морозы, холода, пробуждается природа – наступает весна. В это время приходит великий  православный христианский праздник – Пасха.

                                                                                                         Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

  1. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. (1-3 слайды)

Ведущий:

 «Праздник Пасхи» (4 слайд)

Праздник праздников, торжество торжеств – так называют на Руси Пасху. Этот праздник установлен христианами в память чудесного воскресения Иисуса Христа. Празднование Пасхи – многовековая традиция. Сегодня мы узнаем, как же на Руси принято встречать Светлое Христово воскресенье? На Руси этот праздник называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день весёлых игр…. Первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование, нередко его называли зелёные святки.

Выходят дети в русских костюмах.

1-й  ученик:

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения.

2-й ученик:

Повсюду благовест гудит,

Изо всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Дети:  Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3-й ученик:

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4-й ученик:

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

«Происхождение праздника» (5 слайд)

  1. Актуализация знаний. Актуальность темы.

Ведущий: Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых .

Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»,  «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством  культурных традиций.

Ведущий: Что такое Пасха? (Ответы детей)

Существует несколько версий, как христиане пришли к этому празднику. Давайте познакомимся с каждой из них.

1 ученик: После Вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры во Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

2 ученик: Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из них, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. Хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

3 ученик: Третья легенда утверждает, что обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 годы н. э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками.

Подготовка к празднику (6 слайд)

Ведущий: Пасха совершенно особый день, когда вместо будничной суеты в нашу жизнь приходит светлая радость. А значит и готовиться к Пасхе нужно соответственно, тем более, что времени осталось совсем немного.

Вербным воскресеньем открывается Страстная седмица – самая строгая и суровая неделя перед Светлым Христовым Воскресеньем. Каждый её день считается великим, в церквях проводятся особые службы. Особенно выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - день духовного очищения, Страстная Пятница - ещё одно напоминание о страданиях распятого Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали. И, наконец, Светлое Воскресенье!

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1 ученик: Четверг называется Чистым Четвергом. В этот день убирают в доме, во дворе - всё должно быть чистым и праздничным.

2 ученик: Раньше был широко распространён обычай очищения водой - купание в реке, озере или обливание до восхода солнца.

3 ученик: Ещё в этот день собирали и жгли ветви можжевельника для окуривания жилища. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищает человека от нечисти и болезней.

4 ученик: Еще в  Великий Четверг считали три раза  все деньги, которые есть, чтоб весь год деньги "водились".  

Начиная с четверга  и до Пасхи, из дома ничего нельзя было отдавать.  

5 ученик: В Страстную Пятницу верующим людям работать запрещалось. В деревнях делали только две работы: пекли куличи и сажали капусту .

6 ученик: С пятницей перед Пасхой тоже связано много разных примет. Например, в этот день нужно   обметать углы тряпкой, а потом эту тряпку не стирали, хранили как есть. Считалось, что  тряпка поможет при болях в пояснице, если обвязать себя ею. Этой же тряпкой вытирали  ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели.

7 ученик: В Великую Субботу красили яйца. Считалось, что яйца, покрашенные в субботу, сохраняются на протяжении всех праздников.

8 ученик: Вся подготовка к празднику должна быть закончена до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умывались водой, приготовленной  с Чистого Четверга. В нее клали серебряное колечко, ложку, или монетку. Умывались, чтобы быть здоровыми, красивыми и богатыми.

Физминутка

  1. Первичная проверка усвоения новых знаний

Работа по учебнику (стр.44-45). Работа с текстом «Красное яичко» К.Лукашевич.

Ответы детей на вопросы после текста.

«Украшение пасхальных яиц» (7 слайд)

Ведущий:  На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам.

- Как называются яйца, окрашенные в один цвет? (Крашенки)

А если на общем цветном фоне обозначаются пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Крапанка – от украинского слова «крапать», т.е. покрывать каплями.

Еще есть писанки. Писанки – это произведения народного искусства. Для рисунка используют элементы растительности и животного мира, геометрические фигуры, сюжетный рисунок. В каждой области свой характерный орнамент и цвет.

Драпанки – узор наносят на скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но сначала узор надо нанести карандашом.

VI. Первичное закрепление новых знаний

Ведущий: Ребята, а давайте выберем из яиц на столе те, которые, по-вашему, являются крашенками,  крапанками и писанками. (Дети определяют и показывают).

А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома. (Выбираются самые красивые яйца)

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня...

Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

(8 слайд) Сегодня на нашем пасхальном празднике мы поговорим о пасхальных традициях и о том, как в разных странах празднуют главный православный праздник Пасху. В мире существует множество пасхальных традиций. Я расскажу вам о некоторых из них.

  • В ночь на Пасху считается хорошей приметой, искупаться в источнике, набрать воды и принести ее в дом. Все это необходимо проделать, не проронив ни слова, для счастья и благополучия.
  • В день Пасхи принято надевать новую одежду, что символизирует конец плохой погоды и наступление весны.
  • Еще в праздник Пасхи можно покачаться на качелях, так как считается, что с каждым подъемом при катании поднимается Ваше благосостояние.
  • В этот праздник принято дарить друг другу подарки.

Кроме пасхальных традиций существуют ещё пасхальные символы. Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо, Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

"Дорого яичко к Христову дню!" - говорит православный русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе Светлого праздника.

Двое детей читают стихотворение. У одного в руке белое яйцо, у другого - красное.

Ученик  1:
Дорого яичко ко Христову дню.
И не знал я долго: как и почему?
Только слова Богу -

Он мне Сам открыл,
Чтобы я яичко красное ценил.
Взял я как-то в руки свежее яйцо.
И смотрел я долго с думой на него.
Ни костей, ни клюва, ни пера, ни ног.
В том яйце я птицы увидать не смог.
Как же так бывает, где найти ответ,
Птичка вдруг выходит из яйца, на свет.

 Ученик  2: 
В этом вот и чудо Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой,
Так Господь когда-то сотворил со мной.
Та же сила Божья, прах мой соберет,
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой, чудо из чудес,
Первенец из мертвых Сам Христос Воскрес.
На кресте Он умер, так Он нас любил,
Что за нас, за грешных, кровь Свою пролил.
И с тех пор яичко, красное как кровь,

Мне напоминает про Его любовь.
Звучит песня «Праздник» в исполнении детей.

(9 слайд)На Пасху всегда печется сладкий пасхальный кулич, его также принято освещать в церкви. Печется кулич в четверг перед праздником, а в ночь с субботы на воскресенье освещается. Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в больших цилиндрических формах. Пасхальный кулич может храниться до 40 дней. В наше время этот обычай, в основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного кулича считался лечебным, сейчас же многие об этом даже не знают.

Пасхальная свеча - также является важным символом праздника. Отстаивая службу в церкви, принято держать в руках зажженную свечу. Горящей, ее нужно донести до дома и зажечь этим огнем домашний очаг, что бы в вашем доме все было благополучно. Таким образом, как бы происходит процедура освящения дома.

Чтение стихотворения «Храм».
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.

(10 слайд)Ведущий: - Еще один символ Пасхи - это пасхальный венок или букет. Пасхальный венок является символом вечной жизни. Он может стать прекрасным праздничным подарком для ваших близких. Так как Пасха, помимо всего прочего, еще и праздник весны, пасхальным букетом может считаться любой букет из живых цветов.

«Пасхальный букет» (стихи и танец):
Ребенок-цветок:
Мы - цветочки из райского сада. Все мы равные - целый букет!
И спешим мы Христу поклониться, принести наш душистый привет.
Ландыш:
В зеленеющем уборе млеют темные леса,
Небо блещет, точно море, море - точно небеса.
Стебелек:
И верит каждый стебелек: за стужей следует спасенье.
Идет весна! Весна идет! Природа славит Воскресенье!
Колокольчик:
Услышав колокольный звон, и колокольчик покачнул головкой,
Настроился на колокол большой и стал раскачиваться ловко.
Подснежник:
Подснежник белый, чудный первоцвет,
Что жемчуг по лесам рассыпан,
Как символ воскресенья и побед,
На солнышке пригрелся и затих он.

Мать-и-мачеха:
А на полях, куда ни глянь - златые капли мать-и-мачехи.
Сначала выпустили цвет, а листики до лета прячут.
Черемуха:
Березки водят хоровод, и соловей в лесу поет.
Весна сережки раздает всем тополям, березкам, ивам,
Да и черемухе почет: уж нарядилась - всем на диво.
Ромашка:
Распахнули реснички шалуньи-сестрички,
Ромашки-хохотушки, веселые подружки,
Славят чудо из чудес - Иисус Христос воскрес!
Мак:
Маки - словно капли крови, что стекали со Креста.
Смотрят средь травы зеленой на Воскресшего Христа
И головками кивают, путь собою устилают
Всем идущим за Христом,
И главы их украшают огнедышащим венцом.
Незабудка:
Незабудки голубые - это капельки небес.
Тоже радуются чуду и поют: «Христос воскрес!»
Васильки:
Васильки бегут, спешат Воскресенью подивиться,
И воскресшему Христу прямо в ноги поклониться.
Маргаритка:
Маргариток много-много, вся усыпана дорога,
Все головками кивают, Воскресенье прославляют.

Сценка .«Золотое яичко»

Ведущая:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое ─ золотое.
Баба: 
Эй, старик, проснись скорей!
Дед: 
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед: 
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед: 
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: 
Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
Чудеса!
Баба:
Чудеса!
Дед: 
Ты в сундук запри его.
(слышен стук в дверь)
Баба: 
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба: 
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед: 
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается).
Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на Пасху детям.
Дед и баба под музыку выносят лукошко с писанками  и  крашенкамии одаривают зрителей.

VII. Подведение итогов урока. Закончи предложения.

Я узнал…

Я научился…

На уроке мне было интересно…

Мне было трудно…

Ведущий

(11 слайд)Празднование пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В храмах  пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

(12 слайд)«Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес!» Так радостно приветствуем мы и поздравляем друг друга с Пасхой. А знаете почему?

Это святые апостолы спрашивали друг у друга: «Христос Воскрес?» и тут же отвечали: «Воистину Воскрес!» И обязательно целовали друг друга, выражая этим любовь и примирение.

Вашим друзьям и родным будет очень приятно, если вы в этот праздник позвоните им, поздравите с праздником и пожелаете счастья и благополучия.

Ученик: Звонят колокола весенние,

И надежды в нас проснулись вновь.

Пасха - это праздник Воскресения.

Пусть воскреснут Вера и Любовь!

Колокола звонят с небес:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

Как обещание чудес:

«Воскрес! Воистину воскрес!»

Так пусть же этот глас небесный

Благословит душевный труд,

Пусть чувства лучшие воскреснут

И никогда уж не умрут.

Ученик: Желаем светлой Пасхи,

Чтобы жилось, как в сказке,

Везенья и удачи,

Чтоб стали Вы богаче.

Чтоб близкие любили,

Друзья боготворили,

Карьера удавалась,

Удача улыбалась.

(13 слайд)Ведущий: Этот праздник символизирует торжество веры, знамение победы над грехом и смертью. Воскресает всё живое после зимнего сна и на тысячи ладов взывает к Господу: «Ты источник жизни». На этом наш праздник заканчивается. Любите друг друга, прощайте обиды, слушайтесь старших - и все это станет прекрасным подарком к великому празднику Пасхи.

VIII. Рефлексия

На выбор, учащимся, предоставляются вырезанные из картона пасхальные яйца, трёх цветов.

Красное – занятие понравилось;

Жёлтое – мне было не совсем комфортно на занятии;

Синее - занятие не понравилось.

На входной двери, приклеен плакат с нарисованной вазой, при выходе из кабинета, каждый ребёнок приклеивает клеем (карандаш) выбранное пасхальное яйцо.

IX. Домашнее задание

(14 слайд) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Конспект урока-викторины"Православные праздники. Пасха"

Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах "Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был ...

Внеурочное занятие по курсу "Уроки милосердия" 2 класс

На уроке дети получат представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; познакомятся с церковной терминологией: святой, Ангел-хранитель, таинства церкви, крещение, крестные роди...

Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Создание условий для  формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле....

Открытое внеурочное занятие по программе «Истоки". Теме: «Образ праздника. Пасха» 2 класс

Занятие проводится с целью развития духовно-нравственных основ личности и коммуникативных способностей ребенка; формирование ресурса успеха при совместнойдеятельности детей и родителей; воспитание ува...

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...