Программа выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе на 2017-2021 гг.
учебно-методический материал

Выявление и развитие одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Размещенный материал программы рассчитан на 4 года обучения. В нем представлены педагогические авторские методики по выявлению и развитию способностей у обучающихся, формы работы с одаренными и способными детьми, методы и способы выявления наклонностей, а также план работы по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\СКАНЫ\Scan10001.jpg

Пояснительная записка

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она  призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению   развитию и способностей лежит на учителе.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом или ее отдельные способности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, стимулирующие этот процесс, а также оценивать результаты.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.

Выявление и развитие одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

           Современная школа, выполняя социальный заказ общества, призвана не только давать определенную сумму знаний и компетенций школьнику, но и максимально развивать творческие способности детей, открывать и развивать их интеллектуальные потребности, таланты и предпочтения. Мы должны научить школьника мыслить, анализировать, синтезировать материал, побуждать их к творчеству и самостоятельности в принятии решений, выстраивать гипотезы, принимать нестандартные решения, работать в команде, быть креативным, творческим, толерантным.

Цель программы – создание системы по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Реализуемая цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках  в начальной школе, а также во внеурочное время.

Задачи программы:

  • Осуществление дифференцированного подхода в выявлении творческого потенциала  у всех детей.
  • Выявление способных обучающихся.
  • Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
  • Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе.
  • Создание максимально благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей;
  • Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих школьникам проявить свои способности.
  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.
  • Развитие  интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем вовлечения детей в творческую деятельность (проектную деятельность, исследовательскую деятельность, участие в предметных олимпиадах, различных конкурсах, творческих выставках).

Программа рассчитана на 4 года обучения (2017-2021 гг)

Методические принципы в работе с одаренными и способными детьми

 

1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.

5. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

6. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Наименование педагогических методик, авторы: 

  • «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая);
  • «Прогрессивные матрицы Равена», исследование логического мышления;
  • Исследование словесно-логического мышления» (Э.Ф.Замбацявичене и др.);
  • Диагностика по методике Дж.Брунера (Тест на мышление.Опросник «Определение типов мышления  (творческих способностей) » позволяет определить базовый тип мышления  у  ребёнка(предметное, образное, знаковое и символическое);
  • Диагностика точности и скорости восприятия (автор Л.Ф.Тихомирова);
  • Методика диагностики объёма восприятия (А.Д.Чернобай, Ю.Ю.Федотова);
  • Методика «Нарисуй что-нибудь» - изучение воображения, автор Т.Д.Марцинковская;
  • Методика «Изучение типа памяти», автор О.Н.Истратова;
  • Изучение зрительной памяти» по методике Д.Векслера;
  • Методика оценки речи (О.С.Газман, Н.Е.Харитонова)

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности, анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

  • экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
  • анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

Методы и способы развития наклонностей  обучающихся:

  •         Активное использование  знаний, полученных на уроках по другим предметам

( привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

  •         Рассмотрение комплексных проблем, которые по своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов;
  •         Исследовательский метод предполагает умение учащимися сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применять совместно выработанные учебные умения.

Формы работы с одарёнными  и способными обучающимися:

- групповые занятия с одарёнными и способными школьниками;

- предметные кружки;

- предметные недели;

- кружки по интересам;

- участие в олимпиадах, конкурсах разного уровня,  выставках;

- проектная и исследовательская деятельность;

- интеллектуальные марафоны и др.

Показатели результативности:

  • Уровни развития внимания
  • Уровни развития мышления
  • Уровни развития восприятия
  • Уровни развития воображения
  • Уровни развития памяти
  • Развитие речи

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематиза-ция).

6. Развитие элементов критического мышления.

Диагностические этапы:

1.Педагогическая диагностика

2.Психологическая диагностика

3.Специальная углубленная диагностика

4.Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

- определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

- аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

- быстрота реакции и легкость ассоциирования;

- нестандартность мышления;

- творческие способности;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Требования к работе по выявлению  и развитию творческих способностей обучающихся:

          Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

          Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

            Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

           Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

 Основные этапы реализации программы

1 этап

  • Разработка программы работы по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических условий реализации программы.
  • Создание банка данных по способностям школьников.
  • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

2 этап

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Создание банка творческих работ обучающихся.

3  этап

  • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах.
  • Проведение выставок художественного творчества.
  • Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
  • Анализ и корректировка программы.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития детей

Работа с родителями

  • Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
  • Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.

Формы работы с родителями:

  • Творческие и проблемные родительские собрания;
  • Групповые и индивидуальные консультации;
  • Привлечение родителей к проведению мероприятий;
  • Выполнение рекомендаций литературы.

Ожидаемые результаты программы

  • формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
  • формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
  • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
  • создание банка тестов для диагностики обучающихся;
  • увеличение и качественное обновление фонда научно-методического обеспечения работы с талантливыми детьми;
  • объективная оценка индивидуальных возможностей обучающихся;
  • повышение качества знаний обучающихся по предметам;
  • улучшение результатов разного рода диагностических работ, ВПР.;
  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
  • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • увеличение количества участников в предложенных проектах, конкурсах, олимпиадах, исследовательских работах, рост числа призеров и победителей.
  • повышение уровня владения общепредметными навыками;
  • повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • повышение  эффективности самостоятельной работы.

Система по отбору и выявлению у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Анкетирование, опросник

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1.  Педагогическое наблюдение
  2.  Контрольные испытания (тесты)
  3. Олимпиады, конкурсы

3

Систематическое  изучение каждого обучающегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2.  Контрольные испытания (тесты)
  3. Анкетирование, опросник
  4. Олимпиады, конкурсы

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют  контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

План работы по выявлению  и развитию

интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

1

Выявление способных обучающихся. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей обучающихся (анкетирование, тестирование):

«Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая);

«Прогрессивные матрицы Равена», исследование логического мышления;

Методика Дж.Брунера (Диагностика мышления);

Диагностика «Мои предпочтения и интересы».

Диагностика точности и скорости восприятия (автор Л.Ф.Тихомирова);

Методика диагностики объёма восприятия (А.Д.Чернобай, Ю.Ю.Федотова);

Методика «Нарисуй что-нибудь» - изучение воображения, автор Т.Д.Марцинковская;

Методика «Изучение типа памяти», автор О.Н.Истратова;

Изучение зрительной памяти» по методике Д.Векслера;

Методика оценки речи (О.С.Газман, Н.Е.Харитонова)

Диагностика уровней познавательных способностей (методика Рыбаковой Т.Е.)

Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов

«Школьный тест умственного развития»  (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер)

Сентябрь, октябрь ежегодно

2

Классификация способных обучающихся.

Сентябрь

2017г.

3

Составление плана работы со способными обучающимися.

Сентябрь

2017г.

4

Привлечение способных обучающихся к работе  в предметных кружках, творческих конкурсах

Сентябрь,  ежегодно

5

Проведение нестандартных уроков(урок – интервью, урок – беседа, урок- игра, урок – путешествие, урок – экскурсия, видео – урок…)

В течение года

6

Планирование и проведение уроков.

Создание банка нестандартных разноуровневых заданий по предмету

В течение года

7

Разработка нестандартных заданий.

Создание банка олимпиадных заданий и исследовательских работ обучающихся.

В течение года

8

Составление банка дифференцированных заданий повышенной трудности в рамках работы над творческими и учебными проектами, создания учебных презентаций.

В течении года

9

Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам и участию по математике, русскому языку

Согласно плану школы

10

Предметные недели.

Тематические классные часы

Согласно плану школы

11

Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках.

В течение года

12

Участие в конкурсах разного уровня

В течение года

13

Организация проектной деятельности. Индивидуальные и групповые консультации.

В течение года

14

Участие в муниципальной конференции «Старт в науку», в региональной конференции «Шаг в науку»

Март

2020,2021

15

Поощрение победителей олимпиад дипломами, грамотами.

По итогам

Литература

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
  3. Кон И.С. Психология младшего школьника. – М., «Просвещение»,1994.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  5. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
  6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  7. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  8. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
  10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  11. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
  12. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.- М.: Школа-Пресс. 1993.
  13. Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
  14. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. -Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
  15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  16. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
  17. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
  18. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
  19. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.

 

  1. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с. .
  2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей....

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...

Мастер – класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством изучения фразеологизмов»

Считаю данную тему актуальной и важной. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С мо...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....