Курсовая работа "ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ русского НАРОДА"
материал

Руц Юлия Александровна

курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_yulya_1_2_1_1.docx65.58 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.56 МБ
Файл k_kr_ruts.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»

Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»

Руц Юлия Александровна
Студентка 201 группы

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ  русского НАРОДА

Содержание

Введение

3

1. История и особенности русской тряпичной куклы

6

2.Виды тряпичных  кукол и их назначение

10

3.Особенности изготовления традиционных тряпичных кукол

15

4.Культурно-историческая ценность народной куклы

19

5. Анализ современных программ по изобразительному искусству и технологии

22

6. Опыт работы педагогов по ознакомлению младших школьников с народной тряпичной куклой

29

Заключение

34

Библиография

35

Приложение

37

Введение

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

Одним из требований ФГОС начального общего образования является формирование уважительного отношения   к культуре народов России.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества. [1]

В личностных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования указано следующее: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. [1]

Формирование этих ценностей направлено на развитие национального и исторического сознания человека, его нравственной природа, ориентацию на высокие образцы интеллектуальной и художественной культуры, самостоятельность, свободу воли, умение делать свой выбор и преодолевать трудности.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в образовании и воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.А.Горяева, В.С.Кузин, Н.М.Сокольникова, Т.Я.Шпикалова и другие).

Они убедительно доказывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в начальной школе.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия и очень важно умело использовать их педагогический потенциал в патриотическом и эстетическом воспитании младших школьников.

 Простые и красивые, часто высокохудожественные, произведения народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка художественное, эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. [10]

 В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и эстетически значимей восприятие изделий, приводя к осознанию их роли в традиционной национальной культуре в процессе взросления и воспитания детей.

 Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

В традиционной культуре, кукла, использовалась не только для детей, но и во многих обрядах. Её наделяли магическими свойствами и считая, оберегом.
Тряпичная кукла – одна из видов традиционной Русской народной игрушки. Издревле клали в колыбель младенцу куколку – закрутку, что бы та оберегала его от сглаза. Тряпичная кукла воспитывала в ребенке ласковое, небоязливое отношение к миру. Куклы-обереги предназначались для защиты людей от влияния злых сил. Их изготавливали без применения иголки и ножниц, не рисовали им лица. Куклы выполнили разные функции.

Возникает проблема, каким образом следует организовать знакомство младших школьников с тряпичной куклой на занятиях технологией, чтобы это знакомство способствовало приобщению к культурным традициям русского народа.

Данная проблема определила тему исследования «Тряпичная кукла как средство ознакомления младших школьников с культурными традициями русского народа».

Объект исследования: процесс приобщения младших школьников с культурными традициями русского народа.

Предмет исследования: тряпичная кукла как средство ознакомления младших школьников с культурными традициями русского народа.

Цель исследования: изучение особенностей тряпичной куклы как средства ознакомления младших школьников с культурными традициями русского народа.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной проблеме.

2.Обосновать необходимость формирования уважительного отношения к культурным традициям у младших школьников.

3. Выполнить технологические карты по изготовлению тряпичных кукол.

Методы исследования: анализ методической литературы; учебно-программной документации; обобщение педагогического опыта.

Основные понятия: тряпичная кукла, культурные традиции.

1.История и особенности русской тряпичной куклы

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. [20]

Кукла — знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла— это детская игрушка в виде фигурки человека. [11]

Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий.

Традиционная матерчатая кукла — это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса — волосяная либо кудельная (то есть сделанная из льна или пеньки), наряд из пестрых лоскутков — вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота — почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле.

В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт народа. По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось, что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Помимо прочего, здесь ярко прослеживается и роль женщины — мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчеркивается ее изначальная бережливость.

Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из ношеной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придается новое качество. Изношенные вещи рвутся на аккуратные полоски, квадраты, что символизирует переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются определенным образом, придавая изделию целостность.

Внешний вид кукол и их внутренняя информативность всегда были отражением той картины мира, внутри которой жили люди.

В конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. Символика процессов наматывания, накручивания в традиционной культуре изначально основывалась на той роли, которую они сыграли в мифологические времена — времена творения мира, «когда закрутилась и выкрутилась земля». Из скруток создается образ человека или мифологического существа. [14]

Согласно этимологическим изысканиям, слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. В этом находят свое отражение представления о множественных слоях личности, подчеркивается повторяемость многих явлений окружающего мира.

Намотанная на веретено, спряденная нить устойчиво связывалась с темой времени, его протяженностью: «нить жизни», доля каждого человека медленно наматывалась на веретено его судьбы. Вера славян основана на том, что человек мог всего добиться сам и за свою долю сам несет ответственность. Направлению наматывания придавалось особое значение: наматывание «по солнцу» связывали с жизнью, наматывание «против солнца» использовали в гаданиях и магии, чтобы попасть в сферы «не жизни».

Традиционно считалось, что чем древнее способ изготовления вещи, тем значимее может быть ее роль в культуре. Нововведения с трудом усваивались тем обществом, где строго следовали «заветам предков». Поэтому несшитые куклы — куклы, которых не касалась игла, — могли использоваться в магических целях, например, «охраняли» колыбель младенца. [15]

Важна и роль материала, из которого создавалась каждая из таких кукол. Материал должен был быть «своим» — из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго. Верили, что сделанный своими руками материал, «проживший» в доме, в семье, защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, «охраняла» колыбель мальчика, а кукла, сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же роль по праздникам или в другое особо «опасное время».

Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. [16]

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия — часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7—8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Главной ценностью в русской семье были дети: чем больше детей, тем богаче этот род, все остальное определялось словом «достаток». Растить от трех до пяти детей было нормой, отсутствие же детей было большим горем: только бездетная семья могла распасться без осуждения окружающих. Поэтому магические и практические действия, направленные на будущее «чадородие», начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем «богаче на детей» она была в замужестве. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочек выдавали замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. [8]

Таким образом, кукла известна с древнейших времён. Она по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. В ней всегда есть что-то такое, отчего теплеет взгляд, и нежной волной наполняется сердце. Кукла индивидуальна и самобытна. Традиционные народные куклы очень разнообразны.

2. Виды тряпичных кукол и их назначение

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа. [14]

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. (см. Приложение 1)

Рассмотрим эти группы.

Обереговые куклы

Оберег— амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. [18]

Обереговые куклы-это куклы, которых творили для защиты и помощи себе, ребёнку, дому, её давали в дорогу. При сотворении куклы или при её появлении в жилище можно сразу почувствовать, как улучшится настроение и самочувствие. Куклы могут дать необходимую теплоту и помощь. Она способны защитить, отвести беду, помочь вылечить тело и наполнить душу теплом и любовью, привлечь в дом счастье, лад, сгладить остроту отношений между родными людьми.
В традициях славянского народа бытовало множество обрядовых обережных кукол, изготавливаемых нашими предками для определённых ситуаций и помощи.
На Руси обереговые куклы делали из подручного материала-дерева. Ткани, ниток, соломы, веток, бересты. Каждая кукла делалась с определённой целью, имела своё название и свою технику творения. Есть куклы календарного цикла, есть куколки жизненного цикла.

Эти куколки безлики – у них нет лица. Такая куколка не позволит вселиться злому духу и творить зло вокруг себя, она не может быть двойником человека и с её помощью нельзя навредить человеку.

Первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному.  Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. [21]

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

 В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». 

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». [17]

К таким куклам относились «Куватка», «Ангелочек», «Лихоманки», «День и ночь», «Параскева», «Колокольчик» и др. (см. Приложение 2)

Обрядовая кукла

Каждое ритуальное действие, направленное на привлечение сил, не поддающихся человеческому осязанию, в большинстве случаев сопровождается использованием какого-либо предмета. У наших предков таким обязательным участником практически всех ритуальных действий была обрядовая тряпичная кукла.

В обрядовые куклы дети не играли - их использовали в особых случаях – на праздниках, в разных обрядах.

 Определенные обряды наши предки проводили не каждый день, а лишь по необходимости. Это касается ритуалов управления погодой, избавления от болезней, появления новорожденных, очищения от скверны и тому подобных. Есть сезонные обряды – весенние, летние, осенние и зимние, которые повторялись ежегодно и чаще всего проводились в какие-то конкретные дни. [6]

Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, Кострома, Масленица, Купавка.(см. Приложение 3)
По обычаю обрядовые куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён, женщина была основной хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. При изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, поэтому ленточки и ниточки для них не резали, а рвали.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, которые учат ребенка благодарности, а были и такие, которые могли отогнать болезнь. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу «сделанного». Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.

В традиционной русской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. [19]

К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», «Отдарок на подарок» и другие. (см. Приложение 3)

Игровая кукла

В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. В быту русской деревни еще в первые десятилетия XX века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях обязательно были такие куклы, как Барыня, Девка-Баба, Кукла с косой.

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье, и даже замужние женщины.

В детских играх ярко отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские, праздничные обряды. На игры собирались группами: зимой в избе, летом на улице. Каждая девушка приносила коробочку с куклами. Одним из самых любимых занятий, которое скрашивало скучные зимние вечера, была игра в свадьбу. Свадебный обряд - это целое представление длительное, многоактное ритуальное действо, сопровождавшееся песнями и присказками. Закрепленная последовательность исполнения требовала от всех участников обряда знания традиции. Участие принимало множество кукол: невеста, жених, родители, подруги, друзья, сваты, гости. Интересно, что мужчин изображал просто кусок скатанной ткани, куклы мужского пола; появились в России только в XIX в. [9]

Сцена за сценой развертывались сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девичник. Кукле-невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила: «Не светила, да рассветается»! А потом все участники игры пели хором «Уж ты Аксиньюшка!» После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжной стол и наконец «молодых» оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась. Хозяйки собирали своих кукол и расходились по домам до следующей игры.

Детей увлекал сам процесс игры, ее ход, а не результат действия, как это бывает в жизни. В ней раскрывался мир детства, увлечений и интересов. Играющие по своему усмотрению сокращали или продлевали игру, вносили в нее новые ситуации или события. Особенно выделяли театрализованные моменты: долго кланялись и здоровались, пели, танцевали. Словом, игра была каждый раз импровизацией и вместе с тем поражала готовностью перейти в реальность. [12]

 К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышек», «Сорока-Белобока», «Бабочка», «Столбушка» и другие. (см. Приложение 4)

Таким образом, существует три больших группы кукол: обереговые, обрядовые и игровые, которые были не просто игрушкой, они несли в себе определённую функцию и назначение в каждой семье.

3. Особенности изготовления традиционных народных кукол

В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями и, конечно, в единственном экземпляре. В процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть. Игры в куклы поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка.  Также люди замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда.

Виды кукол по способу изготовления:

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то какой будет форма куклы, традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:

- Столбушка;

- Крестушка или крестец;

- Кукла на палочке;

- Узловая кукла;

- Пеленашка;

- Закрутка;

- Набивная кукла мешок.

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. (см. Приложение 5)

Особенности изготовления тряпичной куклы.

Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома, которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.

Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.

Часто нитки, которые из ткани формировали основу куклы особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась.

Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаях хранили молчание.

Важной особенностью изготовления куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые, отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.

Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело, сделанное во второй, раз перечеркнет то что было сделано в первый.

Костюм куклы.

Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.

В традиционной тряпичной кукле закреплены наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.

 В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает особенностей телосложения. Простой прямой или трапециевидный силуэт компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом.

Современные исследователи выделяют два основных комплекса русского костюма – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.

С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы такие как сорока, кичка или головной платок. Без головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали специальную текстильную шапочку –повойник, которая скрывала и закрепляла волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались вышивками, бусинами, бисером, лентами.

В костюме присутствовал передник, который тоже богато украшался и крепился на талии или плечах. Передник использовали в быту, чтобы сохранять одежду от загрязнений, а в праздники передник служил дополнением костюму.

Важной принадлежностью костюма был пояс, который не только закреплял элементы одежды на талии, но и выполнял магическую охранную функцию. Пояс обязательно носил каждый человек, с обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.

Как уже говорилось, костюм богато декорировался, основной техникой была вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу использовать разрешалась.

Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия – дождь, линии, которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается образ женщины – мать Земля которая почитается особым образом так как кормит и дает жизнь. Изображается в вышивках то что подарила нам земля- цветы, птицы, которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде оленя или лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует много геометрических узоров и орнаментов.

Материалы

Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды использовали – шелк, парча, атлас, бархат.

В качестве материала, который набивается внутрь куклы использовали – вату, мох, солому, опилки, крупу.

Для отделки и украшения куклы– тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура. [23]

Таким образом, можно отметить, что способ изготовления некоторых кукол похож. Но каждая кукла определённо отличалась от другой, внешним видом, предназначением и размером.

4. Культурно-историческая ценность народной куклы

Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. [13]

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором многое созвучно.

В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт народа.

Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Роль куклы в диалоге — «замена» реального контакта с человеком. А иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка. [7]

Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимно направленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой — строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста куклы, в ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, то есть она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. [10]

Тряпичная кукла — игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить, как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. Начинать знакомить с традиционной тряпичной куклой можно со старшего дошкольного возраста, однако наиболее содержательно эти занятия проходят с детьми 6—12 лет. [22]

В процессе создания текстильной игрушки, обучающиеся проходят все стадии учебной деятельности, преобразовывают свою художественно-творческую деятельность, осуществляя тем самым компетентностный подход.

Продуктивная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. Знакомство с народными ремеслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус и интерес к изучению истории родного края, и, следовательно, способствовать сохранению народных традиций.

Кукла помогает, не только научить детей творчеству, привить технологические навыки работы с текстильными материалами, но и позволяет приобщить ребёнка к миру народной культуры, народному мировосприятию. Так как традиционная кукла выступает важным элементом народной педагогики, обрядовой культуры, она позволяет современному педагогу использовать и социальный опыт народа, и этику социальной коммуникации. [12]

Таким образом, кукла вызывает у ребят живой отклик, привлекает необычностью, экзотикой, обеспечивая прямой контакт современного городского ребенка с детскими увлечениями прошлого, с народным наследием. Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Игрушка знакомит с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства. Нужно возрождать традиции наших предков, ориентированные на воспитании целостной, нравственно положительной личности.

5. Анализ современных программ по изобразительному искусству и технологии

Таблица 1

Сравнительный анализ современных программ по изобразительному искусству и технологии

Автор программы

Цель программы

Содержание

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Технология»

Содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;    способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);  содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;   обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;    способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

1 класс – Лоскутная кукла-скрутка.

2класс –Кукла-покосница.

3 класс –нет тем.

4 класс –нет тем. [5]

Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство»

Приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

1 класс –нет тем.

2 класс-нет тем.

3 класс-нет тем.

4 класс-нет тем. [2]

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова

«Технология»

Развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного

мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления,

глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

—формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых

навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий

—наблюдение, сравнение, анализ,

классификация и обобщение;

—представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании

окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире

профессий;

—воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий,

результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к

культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предмет

ном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим

и помощи по хозяйству.

1 класс– Иголка-вышивальщица, поделка -«Весёлый заяц».

2 класс- нет тем.

3 класс –нет тем.

4 класс– нет тем. [3]

Н.А. Цирулик

«Технология»

Оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

1 класс –нет тем.

2 класс- нет тем.

3 класс- нет тем.

4 класс- Объёмное моделирование из ткани. [4]

Таким образом, проанализировав, авторские программы по изобразительному искусству и технологии, можно сделать вывод, что не во всех программах изучают, тряпичную куклу и прививают интерес к культурно-историческим традициям русского народа.

Анализ современных программ по изобразительному искусству и технологии показал, что:

-  в программе Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой «Технология», темы, связанные с тряпичной куклой, присутствуют в первом и во втором классе;

- в программе Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» темы отсутствуют во всех классах;

- программах О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Технология», Н.А. Цирулик «Технология» - тема, связанная с тряпичной игрушкой только в одном классе.

Если в программы начальной школы будут включены темы по ознакомлению с тряпичной куклой, то процесс формирования культурных традиций у младших школьников будет более эффективным.  У обучающиеся будет сформировано нравственно-эстетическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края и своей страны.

6. Опыт работы педагогов по ознакомлению младших школьников с народной тряпичной куклой

В процессе работы был изучен опыт педагогов, работающих в начальной школе.

Таблица 2

 Анализ опыта педагогов

Автор

Название статьи

Аннотация статьи

Мачигина Ирина Львовна

Место работы:   МОУ "Ерлинская ОШ"

«Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы». 

В данной статье автор описывает, какие следует создать условия для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с самого раннего возраста, о повышении интереса учащихся к предметной области «Технология», стимулирование интереса детей к ручному труду, русской культуре через использование на уроках и во внеурочное время методики изготовления традиционной русской куклы.

Автор пишет о потенциале народной тряпичной куклы в семейном воспитании, приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений.

Предлагает рабочую программу по ознакомлению с тряпичной куклой. Подчеркивает, что программа способствует сохранению единого образовательного пространства, не сковывает творческой инициативы, что предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы школы, местных социально–экономических условий и национальных традиций. Для решения поставленных задач автора статьи использует теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках.                                                                           В методах проектной и исследовательской деятельности, обучающиеся самостоятельно готовят проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ; показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы. Практический метод включает: знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; пробуют изготовить саму поделку, на заданную тему. Процесс изготовления куклы автор разбивается на несколько этапов, например, беседа; продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы; изготовление эскиза куклы; изготовление тела куклы, костюма; декоративное оформление. [24]

Бонарт Светлана Семёновна

Место работы: МБОУ СОШ №4

«Обереговая вепсская кукла».

Цель данной методической работы -обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, формирования у них устойчивой мотивации изготовления русской народной куклы, и достижение ими высокого творческого результата автор использует различные методы работы, которые позволяют учащимся самоутвердиться. Инновационный опыт автора   представляет собой применение различных педагогических технологий: сотрудничество, игровое обучение, компьютерные технологии.

Компьютерные технологии автор применяет при изучении отдельных тем и разделов программы, могут быть использованы в качестве иллюстрационного материала, для повторения, изученного раннее и для проверки текущего контроля знаний.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях включает, индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Технологию игрового обучения автор применяет, потому что обучает детей младшего школьного возраста (многие занятия выстраиваются в игровой форме).  Также на сайте автор представил собственную, разработанную методику проведения нетрадиционных занятий в форме сказок, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивать детское воображение и эмоциональность, закладывать истоки творчества. [25]

Анализ публикаций и технологических карт показал, что уделяется большое внимание созданию условий для приобщения детей к русской национальной культуре через традиционные виды народного творчества. Опыт работы с народной игрушкой, тряпичной куклой в образовательных учреждениях показывает, что процесс воспитания нравственных качеств детей, их художественно-эстетическое развитие в этом случае существенно улучшаются. Работа с народной игрушкой положительно сказывается на формировании у детей не только социального опыта, но также позволяет развить индивидуальные творческие способности, привить уважение к традициям семьи, приобщать к обрядовой культуре родного края, позволяет познакомить через игрушку с историей Отечества. [6] (см. Приложение 6)

 Учителя отмечают, что через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения конкурсов, выставок и дети, и их родители не только получают новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании, учатся изготавливать народные куклы, но и делают для себя определенные жизненные выводы.  

Таким образом, использование народной тряпичной куклы в начальной школе оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности младших школьников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций.

Заключение

Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о внимании учителей и специалистов к проблеме приобщения младших школьников к культурным традициям своего народа.

 Актуальность данной работы в том, что в современном мире куклы используются как игрушки, так как истинное назначение кукол утеряно. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении народных кукол. Ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его и много могли рассказать о жизни наших предков, но, к сожалению, из – за небрежные отношения к собственной культуре и традициям многое утеряно безвозвратно.

Искусство традиционной народной куклы как любая из традиций, нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии.

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти ее значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию - духовную функцию общения.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Библиография

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования –М.: Просвещение, 2011.
  2. Сокольникова Н.М.  Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 классы. –М.: Астрель, 2010.
  3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Рабочая программа курса «Технология» 1-4 классы. М.: Астрель, 2010.
  4. Цирулик Н.А.  Программа курса «Технология» 1-4 классы. М.: Федоров, 2012.  
  5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Рабочая программа курса «Технология». - М.: Просвещение, 2011.
  6. Абраменкова, В.В. Духовно-нравственное развитие современного ребёнка: игрушка и антиигрушка / В.В. Абраменкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  7. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2008.
  8. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. - М.: Ладога - 100, 2007.
  9. Котова И. Н., Котова А. С.  Русские обряды и традиции. Народная кукла. - М.: Паритет, 2003.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин / 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
  11. https://slovarozhegova.ru/
  12. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-792623.html
  13. http://kuklastadt.ru/articles/russkaya-tryapichnaya-kukla
  14. http://www.rukukla.ru/article/masterwork/semenova/trapi4naa_kukla_i_ee_vidy.htm
  15. https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/
  16. http://u3a.itmo.ru/trapichaja.html
  17. https://docplayer.ru/57770627-Tradicionnaya-tryapichnaya-kukla-sredstvo-priobshcheniya-k-istokam-russkoy-narodnoy-kultury.html
  18. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/24/znakomstvo-s-tryapichnoy-kukloy-kak-sredstvo-priobshcheniya
  19. https://www.livemaster.ru/topic/3258180-article-istoriya-i-osobennosti-russkoj-tryapichnoj-kukly
  20. https://docplayer.ru/48435734-Istoriya-vozniknoveniya-russkoy-tryapichnoy-kukly.html
  21. https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2014/08/18/istoriya-tryapichnoy-kukly
  22. https://www.livemaster.ru/topic/3258180-article-istoriya-i-osobennosti-russkoj-tryapichnoj-kukly
  23. https://infourok.ru/izgotovlenie-tradicionnih-tryapichnih-kukol-metodicheskoe-posobie-419098.html
  24. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/07/25/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta
  25. https://ped-kopilka.ru/

Приложение


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области « Черепановский педагогический колледж» Руц Юлия Александровна студентка 201 группы Курсовая работа Руководитель Иванова Е.В. 2019-2020 учебный год ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА

Слайд 2

Актуальность темы исследования Одним из требований ФГОС начального общего образования является формирование уважительного отношения к культуре народов России. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Слайд 3

Проблема исследования- каким образом следует организовать знакомство младших школьников с тряпичной куклой на занятиях технологией, чтобы это знакомство способствовало приобщению к культурным традициям русского народа.

Слайд 4

Объект исследования: процесс приобщения младших школьников с культурными традициями русского народа. Предмет исследования : тряпичная кукла как средство ознакомления младших школьников с культурными традициями русского народа.

Слайд 5

Цель исследования: изучение особенностей тряпичной куклы как средства ознакомления младших школьников с культурными традициями русского народа . Задачи: 1.Изучить литературу по данной проблеме. 2.Обосновать необходимость формирования уважительного отношения к культурным традициям у младших школьников. 3. Выполнить технологические карты по изготовлению тряпичных кукол.

Слайд 6

Методы исследования: анализ методической литературы; учебно-программной документации; обобщение педагогического опыта.

Слайд 7

Основные понятия темы Тряпичная кукла - это детская игрушка. Это фигурка из ткани, кукла, традиционно самодельная из лишних клочков материала ( https://en.wikipedia.org/wiki/Rag_doll ) Культурные традиции- социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени ( https://en.wikipedia.org/wiki/Rag_doll ).

Слайд 8

Методология исследования

Слайд 9

Теоретическое содержание курсовой работы История и особенности русской тряпичной куклы Виды тряпичных кукол и их назначение Особенности изготовления традиционных тряпичных кукол Особенности изготовления традиционных тряпичных кукол Анализ современных программ по изобразительному искусству и технологии Опыт работы педагогов по ознакомлению младших школьников с народной тряпичной куклой

Слайд 10

История и особенности русской тряпичной куклы Кукла известна с древнейших времён. Она по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. В ней всегда есть что-то такое, отчего теплеет взгляд, и нежной волной наполняется сердце. Кукла индивидуальна и самобытна. Традиционные народные куклы очень разнообразны.

Слайд 11

2. Виды тряпичных кукол и их назначение По своему назначению куклы делятся на три большие группы: 1) обереговые 2) обрядовые игровые . Обереговые куклы-это куклы, которых творили для защиты и помощи себе, ребёнку, дому. Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Игровые куклы, предназначались для забавы детям.

Слайд 13

3. Особенности изготовления традиционных народных кукол Способ изготовления определяет то, какой будет форма куклы, традиционно выделяют следующие формы способов изготовления: - Столбушка; - Крестушка или крестец; - Кукла на палочке; - Узловая кукла; - Пеленашка ; - Закрутка; Набивная кукла мешок .

Слайд 14

Важной особенностью изготовления куклы является то, что кукол делали безликими. Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа. Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды использовали – шелк, парча, атлас, бархат .

Слайд 15

С пособ изготовления некоторых кукол похож. Но каждая кукла определённо отличалась от другой, внешним видом, предназначением и размером.

Слайд 16

4. Культурно-историческая ценность народной куклы Функции куклы: 1. Коммуникативная ( установление новых эмоционально-коммуникативных отношений) 2. Воспитательная (направлена на развитие у ребёнка вежливость, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки ) 3 . Обучающая (заключает в себе развитие памяти, внимания, восприятие информации, развитие общеучебных умений и навыков) 4 . Релаксационная (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему) 5 . Развивающая (направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности)

Слайд 17

5. Анализ современных программ по изобразительному искусству и технологии

Слайд 19

6. Опыт работы педагогов по ознакомлению младших школьников с народной тряпичной куклой Автор Название статьи Аннотация статьи Мачигина Ирина Львовна Место работы: МОУ " Ерлинская ОШ" «Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы». В данной статье автор описывает, какие следует создать условия для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с самого раннего возраста, о повышении интереса учащихся к предметной области «Технология», стимулирование интереса детей к ручному труду, русской культуре через использование на уроках и во внеурочное время методики изготовления традиционной русской куклы. Автор пишет о потенциале народной тряпичной куклы в семейном воспитании, приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. Предлагает рабочую программу по ознакомлению с тряпичной куклой.

Слайд 20

Бонарт Светлана Семёновна Место работы: МБОУ СОШ №4 « Обереговая вепсская кукла». Цель данной методической работы -обобщение и систематизация знаний о народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, формирования у них устойчивой мотивации изготовления русской народной куклы, и достижение ими высокого творческого результата автор использует различные методы работы, которые позволяют учащимся самоутвердиться. Инновационный опыт автора представляет собой применение различных педагогических технологий : сотрудничество, игровое обучение, компьютерные технологии .

Слайд 21

Заключение Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о внимании учителей и специалистов к проблеме приобщения младших школьников к культурным традициям своего народа. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении народных кукол. Ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его и много могли рассказать о жизни наших предков, но, к сожалению, из – за небрежные отношения к собственной культуре и традициям многое утеряно безвозвратно. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту .

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Применение мастерских в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в 1 классе

Творческие мастерские способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реа...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»(разработка проекта)....

Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения

Часто в среде школьников, даже младших, встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение приличий. Это вызывает тревогу учителей, родителей и общественности....

Курсовая работа по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»

Курсовая рабоа с презентацией по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

"Английские сказки как средство ознакомления младших школьников с иноязычной культурой"

Сказка на иностранном языке,как способ развития естественного интереса к жизни народов других стран....