Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа

программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа105.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия

Рассмотрена                                                        Утверждена

на заседании ПМК                                            приказом директора                                          

протокол № ______от                                      №  ___ от « 30 » августа  2019 г.

«____» мая  2019 г.

                                                Рабочая программа

по литературному чтению

для учащихся 1 класса

на 2019-2020 учебный год

                                                                                     Учителя:  Кутельвас Л. Н.

Олейник О.В.

                                                                                                         Сесюнина С.М.

Ячменева Н.Ю.

г.Урай

2019

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения  учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематическое планирование.
  5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями ФГОС НОО, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), по принципам обучения в системе Л. В. Занкова.

Программа предназначена для учащихся 1-4 класса общеобразовательной школы с учетом специфики обучения в гимназии, отраженной в гимназическом компоненте.

Цель курса: помочь ребенку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы,обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видамиустной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения,слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое нетолько на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональноеотношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленногероев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно,выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

В ходе реализации рабочей программы решаются следующие задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения,понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражатьсвою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно,пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым ипросмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения,учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для пониманиялитературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство»,соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся иобеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Читательское пространство в программе формируется произведениями для изучения науроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), длясамостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» вконце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ Гимназия им А.И.Яковлева на изучение предмета отводится 506 ч:

1 класс – 132 часа (33 уч. недели по 4 часа) в том числе – обучение грамоте 68 часов )

2 класс – 136 часов (34 уч. недели по 4 часа);

3 класс – 136 часов (34 уч. недели по 4 часа);

4 класс – 102 часа (34 уч. недели по 3 часа).


2.Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Класс

УУД

1 класс

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы следующие умения:

–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

–эмоционально«проживать»текст, выражать свои эмоции;

–понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

–высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Ученик получит возможность для формирования:

 -эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Средство достижения этих   результатов– тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие -линию развития–эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

РегулятивныеУУД.

Обучающийся научится:

–определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

–проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

–учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

ПознавательныеУУД

Обучающийся научится:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении,  в условных обозначениях);

–находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

–делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

–преобразовывать информацию из  одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие

1-ю линию развития –формирование функциональной грамотности(первичных навыков работы с информацией).

КоммуникативныеУУД

Обучающийся получит возможность научиться:

–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

–слушать и понимать речь  других;

–выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в  паре, группе; выполнять различные роли

(лидера и исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

ученик научится:

–воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

–осмысленно, правильно читать целыми словами;

–отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–подробно пересказывать текст;

Ученик получит возможность научиться

–составлять устный рассказ по картинке;

–заучивать наизусть небольшие стихотворения;

–соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

–различать рассказ истихотворение.

2 класс

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы умения:

–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные  поступки как хорошие или плохие;

–эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

–понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

–высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Ученик получит возможность для формирования:

 -эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

–проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

–учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– ориентироваться в учебнике(на развороте, в оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

–находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

–делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

–преобразовывать информацию из  одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы умения:

–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

–слушать и понимать речь  других;

–выразительно читать и пересказывать текст;

–договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в  паре, группе; выполнять различные роли

(лидера и исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в  парах и малых группах.

Предметные результаты

Ученик научится:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

–осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

–понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

–делить текст на части, озаглавливать части;

–выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

–подробно и выборочно пересказывать текст;

–составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

–размышлять о характере и поступках героя;

Ученик получит возможность научиться:

–относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую)сказку;

–находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

–относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

–соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

3 классы

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы умения и качества:

–эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;

– эмпатия– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–чувство прекрасного–умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

–любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

–понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

–интерес к чтению,к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям другихлюдей;

–ориентация в нравственном содержании и смысле поступков–своих и окружающих людей;

–этические чувства– совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Ученик получит возможность для формирования:

 -эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

Отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческому труду, работа на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

–самостоятельно формулировать тему и цели урока;

–составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

–работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст–иллюстрация,таблица,схема);

–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

–пользоваться словарями, справочниками;

–осуществлять анализ и синтез;

–устанавливать причинно-следственные связи;

–строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы умения:

–оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

–высказывать и обосновывать свою точку зрения;

–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

–задавать вопросы.

Предметные результаты

Ученик научится:

–воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

–осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

–самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым    словам;

–самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

Словарную работу;

–делить текст на части, составлять простой план;

–самостоятельно формулировать главную мысль текста;

–находить в тексте материал для характеристики героя;

–подробно и выборочно пересказывать текст;

–составлять рассказ- характеристику героя;

–составлять устные и письменные описания;

Ученик получит возможность научиться:

–по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

–высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

–относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

–различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

–видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

–соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4 класс

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы умения и качества:

–эмоциональность; умение осознавать и определять(называть)свои эмоции;

– эмпатия– умение осознавать  и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–чувство прекрасного–умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

–любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

–понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

–интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

–ориентация в нравственном содержании и смысле поступковсвоих и окружающих людей;

–этические чувства– совести, вины, стыда–  как регуляторы морального поведения.

Ученик получит возможность для формирования:

 -эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческому труду, работа на результат,  бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД.

Обучающийся научится:

–самостоятельно формулировать тему и цели урока;

–составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

–работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

–вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст–иллюстрация, таблица, схема);

–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

–пользоваться словарями, справочниками;

–осуществлять анализ и синтез;

–устанавливать причинно- следственные связи;

–строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы умения:

–оформлять свои  мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

–высказывать и обосновывать свою точку зрения;

–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

–задавать вопросы.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

–воспринимать на слух тексты в исполнении учителя,учащихся;

–осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

–самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

–самостоятельно находить ключевые слова;

–самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

–формулировать основную мысль текста;

–составлятьпростойисложныйплантекста;

–писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

–аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

–понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь  собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

–самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

–относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в.,XVIII в., XIX в., XXв., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

–относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

–видеть языковые средства, использованные автором.

Выпускник получит возможность научиться:

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


3.Содержание учебного предмета, курса

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об ихавторах.

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах.

В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания – слушать и воспринимать художественные произведения.

Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение,произведение).

Во 2 классе ученики ужеумеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских  писателей, авторов книг и отдельных произведений.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается егочитательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной)в рамках каждого изучаемогораздела.

1 класс

1 класс (68ч.)

Литературное чтение и слушание.

Круг чтения:

произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные  произведения русских  и зарубежных поэтов – классиков XIX века – начала XX века, произведения  детских поэтов и писателей второй половины ХХ в., раскрывающие  разнообразие тематики, жанров, национальные особенности  литературы, научно-познавательная книги, юмористические произведения.

Примерная тематика:

Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Мир сказок (17 ч.)

Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В.Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса.

Учимся уму-разуму (19 ч.)

Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благининой, Е. Пермяка, В.Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И.Бутмин, Е. Пермяк.

Мир Родной природы (14 ч.)

Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е.Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова,В. Белова, Г. Цыферов, С. Чёрный, И. Соколов-Микитов, И. Шевчук, Л. Толстой, В. Бианки,Э. Машковская.

О наших друзьях-животных (11 ч.)

Стихи, рассказы, сказки: М. Михайлов, В. Сутеев, А. Блок, Е. Чарушин, А. Барто, Н.Сладков, С. Михалков, И. Мазнин, Ю. Коваль, Дж. Родари.

О тебе, моя Родина (7 ч.)

Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серова, С. Романовский, А.Плещеев.

Жанровое разнообразие:

сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс; тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Восприятие литературного произведения: эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев.

Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев; умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Навык чтения: плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся; выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания; чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом:

практическое отличие текста от набора предложений;

выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

озаглавливайте текста (подбор заголовков);

составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Гимназический компонент: участие  в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй; разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх; сочинение историй с литературными героями; рассказывание небольших сказок и историй от лица героев

2 класс

2 класс (4 ч. В неделю; 136 часов)

Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения:

восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово;

создание условий для развития полноценного восприятия произведения;

эмоциональная реакция учащихся на прочитанное  и понимание авторской точки зрения;

выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам;

сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий);

оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение:

осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов;

обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках;

выразительное чтение небольших текстов или отрывков;

формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. Работа с текстом:

понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений;

деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;

определение основной мысли  произведения с помощью учителя;

пересказ по готовому плану;

самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Круг чтения:

произведения фольклора русского народа и народов других стран.

Сравнение произведений фольклора разных народов.

Произведения русских и зарубежных писателей- классиков, произведения современных детских писателей.

Произведения о жизни детей разных народов и стран.

Приключенческая детская книга.

Научно –популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги- справочники, словари.

Примерная тематика:

произведения о Родине, о родной  природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

О тех, кого мы любим 7ч. О мамах и бабушках. «Бабуля Варя», «Детство»  «Внучка», Друзья детства. « А что у вас..» С  Михалков, « Чистик»  Ф. Сычков  «Подружки»

Краше нет родного края.  6 ч.

«Вижу чудное приволье.» Стихи о родине.

И.Соколов- Микитов «Лес осенью»

Любимая работа. «Кружка молока»

Хлеб - всему голова. М.Глинская «Хлеб»

Развитие речи  «Каравай»  Работа по картине  «Хлеб»

Звуки и краски природы  7ч

М Пришвин «Осеннее утро», В.Брюсов  Н, Егоров. «Стихи об осени», Н.Некрасов «Перед  дождём», Развитие речи    Работа по картине  В ,Поленова «Золотая осень».Стихи об осени : Каким бывает ветер. Характеристика. Олицетворение в стихах. А.С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало..» Н.Абрамцева «Осенняя сказка»

Сказка-ложь…10 ч 

Признаки сказки.  «Паровозик», Бытовые сказки.  «Бычок -       смоляной бочок», В.Осеева.  «Добрая хозяюшка» Завязка сказки. Народные сказки.  «Четыре ленивца», Русская сказка «Каша из топора»  Характеристика героев. Творческая мастерская  Драматизация. Творческая мастерская. Театр сказки

О тех, кого мы любим  10 ч.

Семья крепка ладом. Стихи. «Сестрица Алёнушка  и братец  Иванушка», «Как бедняк гуся делил» татарская сказка, «Два лентяя», « Снегурочка» русская народная сказка.

«Сказка-ложь…» 10 ч.

«Два Мороза»  русская народная сказка. Д. Мамин - Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца..» . Сказки народов мира. «Бременские  музыканты».

Дружба помогает  5 ч.

Б, Заходер  «Мы- друзья». В. Сутеев «Яблоко». В. Сутеев. « Кораблик». Е,Чарушин «Страшный рассказ». В,Вересаев  «Братишка».

Звуки и краски природы. Зима. 10 ч.

Внеклассное чтение   Стихи о зиме.  Н. Федорова «Под снегом»   И.Никитин «Встреча зимы». В. Васнецов» Зимний сон»  Е.Трутнева «Первый снег». Г. Скребицкий  «Новогодняя ёлка в лесу». «Книга зимы.»,  «Снежная книга», «Событие»,  «Здравствуй, ёлка!», «Волшебные краски»

О тех, кого мы любим  10 ч.

Семья крепка ладом. Стихи. «Сестрица Алёнушка  и братец  Иванушка». «Как бедняк гуся делил» татарская сказка. «Два лентяя». « Снегурочка» русская народная сказка.

О ребятах и зверятах-11 ч.

В.Осеева  «Почему», К.Паустовский  «Барсучий нос», А.Дементьев «Слепой заяц», В.Чаплина  «Нюрка»,  Пикассо «Девочка с голубкой»

Сказка-ложь…24 ч.

О сказках .  »Жар-птица и Василиса Прекрасная», «Золотая рыбка»  русская народная сказка. Сравнение авторской и народной сказки. А,С, Пушкин «Сказка о рыбаке…». Авторские сказки. Про упрямых и капризных. »Упрямый слоненок», «Не плюй в колодец»  русская народная сказка, «Кто не работает, тот не ест» сербская сказка, Короток век у лжи.  «Лгун»  «Что легче», «Лисичка-сестричка и серый волк»,

Дороже нет родного края. Стихи о зиме. А.Чехов «Весной». «Шурале»  татарская сказка. «Айога»  ненецкая сказка. «Белый и бурый медведь»  ненецкая  сказка.

Дорогами войны 14 ч

А.Митяев «Кто нужнее»  Стихи о войне. В. Степанов  «Шинель». Л Кассиль  «Сестра»  М, Самсонов  «Сестрица». А.Митяев «Отпуск на четыре часа». Внеклассное. чтение   Книги о детях-героях. Ю. Непринцев  «Отдых после боя», В. Алатырцев   «Песня о черемухе». Б.Лавренёв «Большое сердце».

Звуки краски природы 12ч.

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Н.Луганский «Музыка леса». Развитие речи   Работа по картине  А. Пластова «Полдень» Праздник читательских удовольствий.

Жанровое  разнообразие:

сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки,  потешки, былины.

Работа с книгой:

элементы книг и: обложка, переплет, титульный лист, оглавление,  иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Навык и культура чтения:

обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм;

правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого;

передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй;

рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей;

придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения;

Гимназический компонент: коллективные творческие работы(«Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. Д.);

подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-спектаклей.

3 класс

3 класс (4 ч. в неделю; 136 часов)

Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание).Восприятие литературного произведения:

восприятие  произведений разных жанров из круга чтения;

понимание главной мысли произведения;

изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении;

изучение особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);

сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики;

определение времени и места событий, выделение  описания пейзажа и портрета героя;

выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение:

Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми

словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом:

Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста.

Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события;

выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста(подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения:

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей.

Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений(добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Книга ждёт своего читателя 2ч 

О книгах и книголюбах С. Михалков « У меня есть внучка», С. Маршак « Книга – ваш друг и учитель», И. Линкова «Книга стоит…». О книгах и книголюбах. С. Маршак «Книжка про книжки».

Дети и детство – тема художественных произведений 31ч 

Дети – герои произведений. М. Горький «Пепе», М. Яснов « Я у мамы!», А. Пушкин «Я ждал тебя..». Книги рассказывают о детских радостях и печалях. В. Короленко «Слепой музыкант». Обыкновенные истории о детях. В. Панова «Серёжа». Обыкновенные истории о детях. А. Барто «Перед сном». Дружба – тема произведений. А. Куприн «Белый пудель». Л. Толстой «Булька», О детях войны. И. Новокрещёнов «Письмо на фронт», А. Мусатов «Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус», М. Шолохов «Судьба человека. Книга пробуждает добрые чувства. А. Чехов «Ванька». Авторские сказки о детях. П. Бажов «Серебряное копытце».

Любовь к Родине – главная тема литературы. 15 ч 

Писатели о Родине. З. Александрова «Родина», К. Симонов «Родина», Е. Пермяк «Маркел – Самодел и его дети». Картина родной природы в творчестве писателей. И. Шаферан «Красно солнышко», В. Астафьев «Летняя гроза», И. Тургенев «Всё зашевелилось», А. Чехов «Сжатая рожь…», С. Есенин «С добрым утром!» А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом..». Природа родного края в произведениях современных писателей – наших земляков Еремей Айпин «Я слушаю природу». Народные праздники – темы произведений. Н. Фёдорова «Проводы зимы», Дорогая гостья Масленица!» Героические сказки и былины. Сказка: «Никита Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Сказочные приключения – тема детской литературы 12 ч 

Герои авторских сказок. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», особенность авторской сказки. П. Ершов «Конёк – горбунок»

Эпические произведения (эпос) 44 ч 

Что такое рассказ. Н. Носов «Заплатка». Е. Пермяк «Дедушкин характер». . К. Паустовский «Кот – ворюга». Л. Толстой «Котёнок». Е. Пермяк «Знакомые следы», «Тараканий охотник». В. Железников «История с Азбукой». Н. Носов «Огурцы». К. Паустовский «Заячьи лапы». Г. Николаева «Жили – были старик со старухою», «Утром…», «Как пахнет Ноябрём». . Л. Толстой «Серёжа…», И. Тургенев «Малый он был не глупый…», «Из себя он был…». Ю. Коваль «Сирень и рябина». Г. Николаева «Вот и взаправдашняя зима», И. Соколов – Микитов «Пьём чай с мёдом…», М. Шолохов «Молодой парень…». Н.Красильников «Последний гриб». М. Пришвин «Ёж». Бианки «В гости к солнцу». Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник». Рассказы В.Бианки о природе. М. Зощенко «Пора вставать!» «Интересно придумала». «Глупый вор и умный поросёнок». Р. Распе «Верхом на ядре». В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах». . В. Бороздин «Первый в космосе». А. Членов «Какие они полярники» . Р. Панов «Лосёнок» .М. Пришвин  «Белый ожерёлок».

Лирические произведения (лирика) 15 ч 

Ф. Тютчев «Люблю грозу в начале мая» Ф. Тютчев «весенние воды». Что такое лирическое произведение. А. Пушкин «Туча». А. Плещеев «Сельская песенка», А. Фет «Осень». А. Пушкин «Зимнее утро». С. Есенин «Черёмуха». Н. Языков «Мой друг!», А. Плещеев «Отдохну – ка…». И. Никитин «Ярко звёзд мерцанье». Л. Трефолев «Дубинушка», Л. Ошанин «Течёт Волга». И. Никитин «Русь». . Ф. Глинка «Москва», К. Киньябулатова «Будь счастливой , Родина моя», М. Горький «Как сложили песню». И. Суриков «Рябина», А. Кольцов «Русская песня». Л. Ошанин «Хорошая земля», В. Лебедев – Кумач «Марш весёлых ребят». Народная песня «Ветры мои…», А. Мерзляков Среди долины ровныя…».

Басня – лиро – эпический жанр 11 ч 

К. Ушинский «Ветер и Солнце», И. Дмитриева «Муха», И. Крылов «Чиж и Голубь», Л. Толстой «Отец и сыновья», И. Крылов «Кукушка и Петух», И. Крылов «Свинья под Дубом», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица», Л. Толстой «Ворон и Лисица», С. Михалков «Зеркало».

Драматические произведения (драма) 6 ч

Пьеса. Е. Шварц «Красная Шапочка»,

 Жанровое разнообразие:

Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. Д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией:

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Гимназический компонент:

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение(художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой(персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

4 класс

4 класс (3ч. в неделю; 102 часа)

Виды речевой и читательской деятельности: Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения:

создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал;

эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения;

общая оценка достоинств произведения;

оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков;

сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения;

умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека;

понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя;

умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается;

умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения;

умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

Чтение:

Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины).Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения:

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей.

Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Примерная тематика:

Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения :о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (6 ч.)

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы (5 ч.)

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер.«Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И.Дмитриев. «Муха».

В.А. Жуковский (4 ч.)

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

А.С. Пушкин (5 ч.)

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

М.Ю. Лермонтов (3 ч.)

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

П.П. Ершов (4 ч.)

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

В.М. Гаршин (5 ч.)

«Лягушка-путешественница».

Н.Г. Гарин-Михайловский (5 ч.)

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей (10 ч.)

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

Мифы народов мира (2 ч.)

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце».Древнеиндийский миф «Творение».

Книги Древней Руси (2 ч.)

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире.

Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н. Толстой (7 ч.)

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

А.А. Блок (3 ч.)

«Россия», «Рождество».

К.Д. Бальмонт (4 ч.)

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

А.И. Куприн (4 ч.)

«Скворцы».

И.А. Бунин (3 ч.)

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...»,«Листопад» (отрывок).

С.Я. Маршак (8 ч.)

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Н.А. Заболоцкий (2 ч.)

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны (2 ч.)

В.П. Катаев «Сын полка»; К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Н.М. Рубцов (3 ч.)

«Берёзы», «Тихая моя родина».

С.В. Михалков (4 ч.)

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

Юмористические произведения (2 ч.)

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки (4 ч.)

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика (5 ч.)

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П.Найдёнова. «Мой друг».

Жанровое разнообразие:

Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной),рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений.

Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля»,«богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк –повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика:

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений.«Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Гимназический компонент:

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

4.Тематическое планирование

Содержание

Часы

Характеристика деятельности учащихся

1 класс 68 часа обучение грамоте и 68 часов литературное чтение

«Попрыгать, поиграть…»  

8 ч

Воспринимать на слух  стихотворения  и   рассказы  в исполнении учителя,  учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать  свои  эмоциональные реакции

«Наш дом»  

6  ч

Читать  вслух слова,предложения; плавно читать целымисловами, постепенно увеличиватьскорость чтения.Читатьтекст синтонационнымвыделениемзнаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать  содержание текста до чтения по его заглавию,   предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. Участвоватьвведенииучителемдиалога с автором по ходу  чтения или  слушания текста.

Пересказыватьтекст художественного произведения (подробно).

«Ребятам о зверятах»

9 ч

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения

Создавать(устно) небольшой рассказ по картинке.

«Маленькие открытия»

9 ч

Читать  по   ролям  текст, используя нужную интонацию, темп  и тон речи. Иллюстрировать прочитанное произведение или план

2 класс 136 часов

О тех, кого мы любим .

Внек. чтение

1 ч.

7 ч.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности  прослушанного художественногопроизведения(определять жанр – рассказ,

стихотворение, сказка народная, авторская;  загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность  сюжета; описывать героев. Воспринимать  учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Краше нет родного края.  

Р/р 1 ч.

 6 ч.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп  и тон речи. Декламировать

стихотворения,небольшиеотрывки прозы.

Звуки и краски природы.  

Р/р 1 ч.

7 ч.

Читать про себя,осознавать текст,отвечатьнавопросы.

Характер текста,предполагатьсодержание по заглавию,иллюстрации, фамилииавтора ,группе ключевыхслов,определять тему; выбиратьнаиболее точную формулировкуглавноймысли изрядаданных;находить в текстедоказательство мыслей ичувствавтора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять   выбор    автором заглавия произведения; выбирать    наиболее  подходящее заглавие изданных; самостоятельно озаглавливать текст.

Составлять        план:делить текста части,озаглавливать части.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный  лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.

Сказка-ложь…

10 ч.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое   высказывание:  составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

О тех, кого приручил.  

Внек. чтение

1 ч.

Р/р 1 ч.

10 ч.

Инсценировать художественное произведение(его фрагменты): читатьпоролям,участвоватьвдраматизации.

Иллюстрироватьхудожественноепроизведение. Сочинять сказку,  загадку, считалку.

Сказка-ложь…»

10 ч.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении        учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль

Дружба помогает.  

5 ч.

Характеризовать

Особенности прослушанного произведения: определять жанр  (рассказ,  повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Звуки и краски природы. Зима.

Внек. чтение

1 ч.

10 ч.

Объяснять

Выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу  чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять  ключевые  слова текста (фрагмента).

Формулировать        главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

О тех, кого мы любим.  

10 ч.

Читать про  себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделятьв   тексте логические части,отвечатьнавопросы. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную,  подтекстовую и концептуальную        (главную мысль).

О ребятах и зверятах.

11 ч.

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи. Декламировать  стихотворение, отрывки прозы.

Сказка-ложь…

Внек. чтение

1 ч.

Р/р 1 ч.

24 ч.

Характеризовать

Особенности прослушанного произведения: определять жанр  (рассказ,  повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Дорогами войны.

Внек. чтение

1 ч.

14 ч.

Объяснять

Выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу  чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять  ключевые  слова текста (фрагмента).

Формулировать        главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Звуки краски природы.

Р/р 1 ч.

12 ч.

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи. Декламировать  стихотворение, отрывки прозы.

3 класс    136 часов

Книга ждёт своего читателя

2 ч

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги  в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Дети и детство – тема художественных произведений

Р/р 1 ч.

31 ч

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова; Отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции

Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно.

Любовь к Родине – главная тема литературы.

Р/р 1 ч.

Внек. чтение

1 ч.

15 ч

Воспринимать на слух задание (учебный текст),  определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Читать текст  вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп  речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы

Сказочные приключения – тема детской литературы .

Р/р 1 ч.

Внек. чтение

1 ч.

12 ч.

Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль,  отбирать  материал, логично  и   последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать  (устно)   рассказ-характеристику героя, устное описание.

Эпические произведения (эпос)

Внек. чтение

3 ч.

44 ч

Воспринимать на слух задание (учебный текст),  определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Читать текст  вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп  речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы

Лирические произведения (лирика) 

15 ч

Читать текст  вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп  речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы

Воспринимать на слух задание (учебный текст),  определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Басня – лиро – эпический жанр

11 ч

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание.

Инсценировать художественные  произведения (чтение по ролям, драматизация).

Драматические произведения (драма)

6 ч

Читать про себя текст осознанно,  выделять в нём  логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы

4 класс-102 ч

Любимые книги  7ч

Р/р 1 ч.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и  чужое высказывание.

У истоков русской детской литературы

 Р/р 1 ч.

17 ч

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль,  отбирать  материал, логично  и   последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать  (устно)   рассказ- характеристику героя, устное описание.

XIX век. Путешествие продолжается.

..  

Р/р 2 ч. (1 сочинение)

29  ч

Готовиться        к        сочинению: определять и  анализировать тему, формулировать замысел (главную        мысль),собирать материал,  составлять план, работать        над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный  текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Инсценировать художественные  произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрироватьтекст. Писать  творческие работы: сочинения по  прочитанному, сочинение-подражание,отзыво прочитаннойкнигеидр.

Век XX. Новые встречи со старыми друзьями  

Р/р 4 ч. (3 сочинения)

49  ч

Читать текст  вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп  речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы

Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги  в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную. Воспринимать наслух задание (учебный текст),  определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.


5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

1.Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. Литературное чтение. Программа. 1-4 классы.-М.: Вентана-Граф. 2017г.

2. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. Литературное чтение 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф. 2017г.

 3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. Литературное чтение 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2017г.

4. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. Литературное чтение 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2017г.

5. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 1 – М.: Вентана-Граф. 2017г.

6. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. Литературное чтение 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 – М.: Вентана-Граф. 2017г.

7. Виноградова Н.Ф., Ефросинина Л.А. Литературное чтение 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2 - М.: Вентана-Граф. 2011г.

2.

Словари по русскому языку

3.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.

2.Печатные пособия

4.

1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 1 класс: рабочая тетрадь  для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф. 2017г.

3.Технические средства обучения

5.

Магнитная доска

1

6.

Мультимедийный проектор

1

7.

Компьютер

1

4.Экранно-звуковые пособия

5.Оборудование класса

7.

Таблицы по литературному чтению.

8.

Портреты писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениям...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа разработана к УМК "ПНШ" на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2017 - 2018 учебный год

Авторская программа по литературному чтению рассчитана на 140 часов, но в связи с тем, что в 4 классе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики», рабочая программа по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для 1 класса на 2018-2019 учебный год

Программа по  литературному чтению  в  1 классе составлена на основе основной образовательной программы начального  общего образования МБОУ «Топкановская ООШ». Содержан...

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 2018 - 2019 учебный год Школа России авт.Л.Ф. Климанова , В.Г. Горецкий

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, внести в мир художественной литературатуры и помочь осмыслить образность словесного искусства .Литературное чтениепробуждает у детей...