Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Матвеева Екатерина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

C:\Users\Matveeva.EE\Desktop\2 - 0001.jpg

Содержание

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты изучения курса;
  2. Содержание курса;
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Приложение 1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лего – конструирование» для 1 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального  общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с изменениями (приказ  МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г. , №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г. , №1576 от 31.12.2015г.)
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
  • авторской программы Т.С.Нигматулиной " Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: программа «МИР LEGO»
  • учебник Е.А.Лутцева «Технология. Ступенька к мастерству».
  • учебник В.И.Романина, В.Г.Машинистова «Трудовое обучение»
  • 3.Конструктор LEGO educational «Гиганский набор» № 9090

Цель программы – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Задачи курса:

1. Ознакомление с основными принципами архитектурного строительства и механики;

2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей  деятельности;

3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметнопреобразовательных действий;

4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационнокоммуникативных);

 5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

7. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

8. Развитие индивидуальных способностей ребенка;

9. Развитие речи детей;  

10. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Общая характеристика учебного предмета

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Лего - конструирование» в 1классе в плане внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №2» отводится 33 часа в год.

  1. Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Регулятивные универсальные учебные результаты:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;

Личностными результатами  изучения курса «Лего-конструирование» является формирование умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса «Лего-конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; Коммуникативные УУД:
  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения  «Лего-конструирование» является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • основы лего-конструирования и механики;
  • виды конструкций однодетальныеи многодетальные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
  • технологическую последовательность изготовления конструкций

Уметь:

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  •  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
  •  реализовывать творческий замысел.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 

  •  Проведение конкурсов работ, организация выставок лучших работ.
  • Представление собственных моделей.
  • Защита проектных работ.

        

Содержание  кружка

 Все темы по курсу Лего-конструирования делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняющихся от класса к классу:

  • Окружающий нас мир
  • Робототехника
  • Основы безопасности жизнедеятельности

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

п./п.

Дата

Раздел. Название темы

Кол-во часов

ИКТ

07.09

Вводное занятие. Знакомство с Лего. Техника безопасности при работе с конструктором  

1

14.09

Спонтанная индивидуальная Лего - игра детей или знакомство с Лего продолжается

1

21.09

Путешествие по Лего стране. Исследователи цвета и формы

1

28.09

Исследователи кирпичиков. Скреплялки.

1

05.10

Волшебные кирпичики. Строим стены.  

1

12.10

Исследуем устойчивость

1

19.10

Модель «Пирамида» (плоская)

1

26.10

Модель «Пирамида»  ( объемная)

1

ИД

12.11

Моделируем башню

1

МК

19.11

Легофантазия

1

МК

26.11

Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры

1

МК

03.12

Школа. Строим парту, стол, стул.

1

МК

10.12

Моделируем класс

1

МК

17.12

Транспорт. Виды транспорта

1

МК

24.12

Улица полна неожиданностей. Светофор. Дорога

1

МК

24.12

Наша улица. Совместный проект: здания, дороги

1

МК 

14.01

Космос. Модель космического корабля.

1

21.01

Космос. База отдыха космонавтов.

1

28.01

Спутники. Легофантазия

1

04.02

День космонавтики. Роботы в космосе

1

11.02

Симметричность LEGOмоделей. Моделирование бабочки

1

18.02

А, Б, В, … или строим буквы.

1

11.03

Фантазируй!Выдумывай! Строй

1

18.03

Творческая работа «Сказочный домик». Конкурс работ.

1

01.04

Конструирование современного городского многоэтажного дома

1

Парк отдыха. Конструирование качелей

Парк отдыха. Конструирование карусели

Творческая работа «Зона отдыха в моем городе»

Творческая работа «Город моей мечты». Конкурс работ

Виды городского транспорта. Грузовой автомобиль

Виды городского транспорта. Автобус

Конструирование военной техники по своему замыслу

Водный транспорт. Теплоход

Приложение 1

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

  • 1. авторская программа Т.С.Нигматулиной " Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: программа «МИР LEGO»
  • учебник Е.А.Лутцева «Технология. Ступенька к мастерству».
  • учебник В.И.Романина, В.Г.Машинистова «Трудовое обучение»
  • 3.Конструктор LEGO educational «Гиганский набор» № 9090

4. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .5. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт,1998. 6. Сборник.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Документ – камера.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Matveeva.EE\Desktop\документы 1Г\программы внеурочной деятельности\ено - 0001.jpgСОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
  3. Тематическое планирование

    Приложения:

  • Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Пояснительная записка

        Программа по метапредмету для 1 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12.2014г.);
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»;
  • Пособия Криволаповой Н.А. «Учимся учиться. Развиваем мышление», Курган, 2013 г.

Главная цель курса «Метапредмет»:

Сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и таким образом сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи курса «Метапредмет»:

  • развитие психических, познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно – ориентированного тренинга;
  • формирование приемов мыследеятельности и освоение рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно – информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
  • освоение приемов творчества и методов решения творческих задач;
  • формирование основ исследовательской культуры.

Общая характеристика курса

Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и не обоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе.

В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у обучающихся 1 класса с целью развития мышления, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы, находить в отношениях часть – целое.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное) осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Для проведения занятий используются рабочие тетради:  Криволапова Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 1: Рабочая тетрадь.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задания, направленные на развитие мышления у обучающихся 4 класса. Задания отобраны  с учётом  возрастных особенностей и возможностей детей. В процессе выполнения каждого из них идет развитие всех познавательных процессов: логического, творческого мышлений, внимания, памяти, воображения.

Развитие логического мышления

Изучение различных способов классификаций, сравнение понятий, составление предложений, смысловыми сочетаниями, умение понимать смысл текста. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. Составление логических цепочек: общее – менее общее – частное. Последние формируются, совершенствуются   у обучающихся в процессе всего периода обучения.

Выделение существенных признаков понятий

Описание, характеристика, разъяснение, сравнение понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Загадки на определение понятий.

Функциональные отношения между понятиями

Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей, когда одно из понятий указывает на причину, а другое на следствие.

Сравнение понятий

Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Противоположные отношения между понятиями.

Классификация понятий

Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным.

Развитие творческого мышления

Учащиеся знакомятся с  понятием творчества. В процессе изучения, учащиеся обретут навыки задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, находить ассоциации, создавать фигуры по заданным рисункам.

Методы решения творческих задач

Учащиеся знакомятся с   различными методами решения творческих задач. Каждый из изучаемых разделов тесно связан со всеми предметами, четко прослеживаются межпредметные связи.

Закономерность

Формирование умений анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерность, завершать схемы.

Практические работы курса

Приобретение обучающимися практических навыков в составлении предложений, в решении творческих задач следующими способами: мозговой штурм, метод контрольных вопросов, ассоциаций, а так же конструирование на плоскости, ведение дискуссий.  В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками информации, с привлечением литературных произведений,  материалов Интернета

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение метапредмета в 1 классе в количестве 17 часов (0,5 час в неделю), в том числе интегрированное изучение вопросов профориентационного содержания в количестве 2 часов.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение метапредмета в школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:
  • формирование мотивации изучения метапредмета и стремление к самосовершенствованию;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений;
  1. в метапредметном направлении:
  • первоначальные представления об идеях и о методах метапредмета как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  1. в предметном направлении:
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
  • развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
  • Создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;
  • Научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
  • Научиться приемам самоорганизации;
  • Осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
  • Планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;Овладеть способами
  • ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
  • Самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема: Человек и его интеллект. Диагностическое тестирование – 2 часа;

Тема: Обобщение и ограничение понятий – 1 час;

Тема: Выделение существенных признаков – 2 часа;

Тема: Обобщение понятий – 1 час;

Тема: Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое – 1 час;

Тема: Сравнение понятий. Установление сходства и различия – 1 часа;

Тема: Мы сравниваем (Сравнение понятий. Отношение противоположности) – 1 часа;

       

Тема: Установление причинно – следственных связей– 1 часа;

Тема: Логические задачи – 1 час;

Тема: Классификация понятий – 1 час;

Тема: Сравнение понятий. Аналогия – 1 час;

Тема: Поиск закономерностей – 1 час;

Тема: Объяснение понятий в зависимости от контекста – 1 час;

Тема: Диагностическое тестирование (выходное тестирование) – 1 час;

Тема: Анализ курса (заключительный урок) – 1 час.


  1. Тематическое планирование

Раздел, название темы, темы интегрированных курсов регионального, профориентационного и других направлений

К-во

часов

Дата

УИТМ

ИКТ

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

1

Человек и его интеллект

1

01.01.2015

ИД, Пр.

Формировать представление об интеллекте человека.

Решать задачи на сообразительность.

2

Диагностическое тестирование

1

ИД, Пр.

Решать диагностическое тестирование.

3

Обобщение и ограничение понятий

1

ИД, Пр.

Формировать представление о понятии.

Овладеть навыками общения и ограничения понятий.

4

Выделение существенных признаков

1

ИД, Пр.

Формировать представление о существенных признаках.

Овладеть навыками нахождения существенных признаков.

5

Выделение существенных признаков

1

ИД, Пр.

6

Обобщение понятий

1

ИД, Пр.

Использовать знания обобщения понятий.

7

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1

ИД, Пр.

Формировать представление отношения между понятиями.

8

Сравнение понятий. Установление сходства и различия

1

ИД, Пр.

Формировать представление сравнения понятий.

Выработать навыки установления сходства и различия между понятиями.

9

Мы сравниваем (Сравнение понятий. Отношение противоположности)

1

ИД, Пр.

10

Установление причинно – следственных связей

1

ИД, Пр.

Формировать и выработать навыки установления причинно – следственных связей.

11

Логические задачи

1

ИД, Пр.

Использовать навыки в решении поставленных задач.

12

Классификация понятий

1

ИД, Пр.

Формирование представления о классификациях понятий.

13

Сравнение понятий. Аналогия

1

ИД, Пр.

Выработать навыки сравнения понятий.

14

Поиск закономерностей

1

ИД, Пр.

Овладеть навыками поиска закономерностей.

Использовать навыки при решении поставленных задач.

15

Объяснение понятий в зависимости от контекста

1

ИД, Пр.

16

Диагностическое тестирование (выходное тестирование)

1

ИД, Пр.

Применить полученные навыки в ходе решения поставленных задач.

17

Анализ курса (заключительный урок)

1

ИД, Пр.

Обобщение и систематизация знаний.

Итого

17 ч.


                                                                                                             Приложение №1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Литература для обучающихся:

  1. Криволапова, Н.А. Учимся учиться. Развиваем мышление. Часть 1: рабочая тетрадь для учащихся / Н.А. Криволапова; государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2013 г.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер;
  2. Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам литературы: тесты, карточки;
  3. Мультимедия проектор;
  4. Принтер



Предварительный просмотр:

C:\Users\Matveeva.EE\Desktop\2 - 0002.jpg

Содержание

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты изучения курса;
  2. Содержание курса;
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Приложение 1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Пояснительная записка

            Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса составлена  в качестве  приложения к основной образовательной программе начального  общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с  изменениями  (приказ  МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г. , №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г. , №1576 от 31.12.2015г.)
  •  Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
  • Авторской программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», Учебная литература, Издательство « Дом Федоров», 2010.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Общая характеристика учебного предмета

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Проектная деятельность» в 1 классе в плане внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №2» отводится 17 часов в год.

  1. Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Регулятивные универсальные учебные результаты:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные результаты:

  • Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные результаты:

  • Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

  1. Содержание курса

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.

Подготовка паспорта проекта. Защита проекта – 1ч. Составление паспорта проекта,  подготовка   к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией.

Составление памяток по теме проекта.

Практическая работа.

Требования к компьютерной презентации. 

Подготовка проектной документации к выступлению. Обработка информации. Интервью. Визитка.

Советы на лето от Мудрого дельфина

.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

п./п.

Дата

Раздел. Название темы

Кол-во часов

ИКТ

03.09

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

10.09

Выбор темы твоего проекта. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

17.09

Требования к паспорту проекта.

1

24.09

Составление паспорта проекта

1

01.10

Требования к составлению анкет для проекта.

1

08.10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

1

15.10

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

22.10

Анкетирование

1

ИД

08.11

Практическая работа. Создание мини – постера.

1

МК

15.11

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий

1

МК

22.11

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка рисунков

1

МК

29.11

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка  фигур, диаграмм

1

МК

06.12

Программа МРР. Анимации.

1

МК

13.12

Программа МРР. Дизайн.

1

МК

20.12

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями.

1

МК

27.12

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР.

1

МК 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Описание учебно-методического и  материально – технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с.
  • Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём
  • Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Детское справочное бюро «Почемучка». – М., Педагогика, 1987г.
  • Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М., Росмэн, 2012г.
  • Горбунова М.А., Граблевская И.И., Иванова А.И., Рокош Е.В., Синькевич Е.Н., Синькевич Л.В. Кто, где и почему? С., Русич, 2008г.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Документ – камера.



Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

Приложения:

- Приложение №1: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной  деятельности

Пояснительная записка

            Рабочая  программа по внеурочной  деятельности «Художественно-прикладное и изобразительное творчество»   для 1 класса составлена  в качестве  приложения к основной образовательной программе начального  общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с  изменениями  (приказ  МО РФ № 1241 от26.11.2010, №2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г. , №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г. , №1576 от 31.12.2015г.)
  •  Основной  образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
  • Авторской программы Банникова В.Н. Внеурочная деятельность в системе художественного образования

Цель курса внеурочная деятельности:  формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи курса внеурочной деятельности  :

  • расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;
  • формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
  • развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

На изучение курса  внеурочной  деятельности «Художественно-прикладное и изобразительное творчество»  планом  внеурочной  деятельности  предусмотрено 16 часов  в год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные  результаты:

      Личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

      Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

       Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Метапредметные  результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой и даже с математикой.

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Коммуникативные:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

поиск, анализ, личностное открытие.

  1. Содержание курса  внеурочной деятельности с указанием форм организации и основных видов деятельности

 №

Название  раздела

Краткое описание содержания раздела

 Общее  количество часов

Формы организации

Виды деятельности

1

2

3

4

5

6

1

Основы культуры труда, самообслуживания

       

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды, традиции в искусстве русского народа. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Украшения в жизни людей, его функции в жизни общества.

5

Игровая деятельность;

Познавательная деятельность;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность;

Художественное творчество.

Осознание новой позиции ученика; положительное отношение к школе; умение управлять собой; умение сохранять учебную задачу.

Искать  и  отбирать необходимые  природные  материалы  для  поделок. 

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры.

Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

Вышитое полотенце и его функции. Полотенце – оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия.

Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки.

Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами.

6

Экскурсии

Игры

Беседы

Анализировать предлагаемую информацию( образцы изделий , простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),сравнивать возможность её использования в собственной деятельности ; анализировать устройство части изделия , их форму, взаимное расположение , определять  способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные  действия в материализованной форме и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую

речевую форму;

Конструирование и моделирование

Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта

5

Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение,  определять способы соединения деталей. Использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Раздел, название темы,

К-во

часов

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

1.

 Идём на экскурсию за материалами. Чем мы будем работать. Что нужно знать про каждое изделие.

1

2

Что мы будем делать. Из чего  делают изделия. Изготовление из пластилина объемных фигур продолговатой формы. Лепка объёмной фигурки.

1

3

Аппликация из сухих листьев. Игра «Узнай дерево по листочку».Сделаем сами объёмную игрушку.

1

4

Учимся придумывать. Складные игрушки из бумаги. Складной цветочек.

1

5

Конструирование изделий из бумаги. Проектирование поделок. Кот и пёс. Бумажные аппликации. Учимся размечать по шаблонам и трафаретам

1

 

6

Учимся правильно пользоваться ножницами. Вспомним свойства материалов. Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Росписи.

1

7

Учимся красиво обрывать бумагу. Готовимся к празднику. Что такое симметричные детали.

1

8

Изучаем правила безопасной работы с иголками и булавками.

1

9

Исследуем новый материал. Работаем с поролоном.Разметка деталей по шаблону. Выделение деталей, резание ножницами. Сборка изделия (клеевое соединение). Сделаем сами игольничек.

1

10

Работаем с тканью. Сделаем сами льняную салфетку.Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.Украшаем салфетку.

1

11

Проведение опыта с бумагой. Мнем, гладим и сравниваем. Учимся гофрировать бумагу.

1

12

Сделаем из гофрированной бумаги красивую бабочку. Как из прямоугольника делают овал.

1

13

Знакомство с техникой выполнения мозаики. Учимся  выкладывать мозаику.

1

14

Подарки к 8 марта. Цветы. Бабочка.

1

15

Учимся размечать по линейке. Салфетка.

1

16

Что  мы  узнали  за  год.

1

Приложения

Приложение №1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя:

- В.Н. Банников. Народное искусство и художественное творчество» 1-4 класс .

- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004

-  Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

-  Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

·  Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

-  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

-  Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

-  Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

-  Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

-  Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Литература для обучающихся:

-  Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

- Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

-  Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

-  Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

- Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).

- Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска.
  3. Документ-камера.
  4. Мобильный класс.

Интернет ресурсы:

1. «Перуница» - Северное народное искусство.

2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи.

4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы).

6. www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.

7. www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.

8. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.

9. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.

10. www.russianculture.ru - Русская культура.

11. www.rusmuseum.ru – Русский музей.

12. www.slovopedia.com

13. www.slavynka88

14. www.liveinternet.ru

15. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)

16. www.domstr.ru (Энциклопедия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...