Внеурочное занятие по окружающему миру "в мире насекомых"
план-конспект занятия (4 класс)

Богданова Наталья Ивановна

Цель занятия: расширить знания учащихся о насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx74.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по окружающему миру

В мире насекомых

Составила студентка 331 группы

Богданова Наталья

МАОУ СОШ № 36 класс 4  каб. _

Дата проведения занятия: 20.10.2020.

Смена _ Номер урока _

Начало урока:

ФИО учителя школы:

_______________________-__-

ФИО преподавателя-методиста:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                   _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель занятия: расширить знания учащихся о насекомых

Формирование и развитие УУД

Задачи

Личностные:

1) формировать умение оценить свои знания

2) развивать умение высказывать свое мнение

Предметные:

1) Повторение ранее изученного материала о насекомых.

2) Развитие коммуникативных УУД.

Метапредметные:

1) Формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);

2) Умение работать с различными источниками информации

Регулятивные:

1)Уметь регулировать свою собственную деятельность.

2)Уметь проводить рефлексию собственной деятельности

Познавательные:

1) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3) Группировать и классифицировать изучаемые объекты.

4) Оценивать результаты, анализировать работу.

Коммуникативные:

1) Уметь излагать свои мысли в устной форме.

2) Уметь слушать и понимать речь других.

              3) Уметь аргументировать свое мнение.

Оборудование

У учителя:

Презентация

У учащихся:

Образовательные ресурсы:

Ход классного часа:

Этап занятия

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Ⅰ.  Организационный момент.

Мотивация на деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Меня зовут Наталья Ивановна, и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по окружающему миру.

- Давайте проверим вашу готовность к занятию. Пробежитесь глазками по вашей парте, у вас должны быть на партах индивидуальные конверты.

- Здравствуйте!

Готовятся к уроку

Проверяют готовность к уроку

Личностные: личностная мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ⅱ. Актуализация опорных знаний

Подготовить учеников к работе;

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, нам предстоит необычное путешествие.

-(Имя ученика), прочитай стихотворение на слайде: (слайд 2)

В стране, что окружает нас,

Так много нового подчас.

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

- Для того, чтобы узнать тему путешествия вам необходимо выполнить задание.

-Ребята, на партах у вас карточка с заданием, вам необходимо соотнести слово с соответствующим понятием. Отвечаем по поднятой руке.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет». (Бабочка)

С утра жужжу, цветы бужу.

Кружу, кружу, мед вожу! (Пчела)

На полянке, возле елок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем – миллион. (Муравьи)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он (Кузнечик)

-Вы молодцы, правильно все отгадали.

- В какую группу можно объединить эти понятия?

- Молодцы.

-Кто из вас догадался с чем будет связано наше путешествие?

-Да, ребята, вы правы.

Читают стихотворение со слайда:

Выполняют задание на карточке

В группу «Насекомые»

С насекомыми

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Ⅲ. Основной этап

Проведение игры

Включение учащихся в деятельность по выполнению заданий

-Ребята, для начала я вам расскажу условия нашей игры-путешествия: (слайд 3)

Каждый участник-путешественник ведет индивидуальный подсчет жетонов.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 жетон.

В конце игры присуждаются звания:

1 место-знаток насекомых

2 место-любитель насекомых

3 место-непризнанный гений насекомых

-Нам необходимо будет посетить 5 станций, они представлены на слайде (слайд 4)

-(имя ученика), прочитай названия станций на слайде.

Насекомые – удивительные существа. Кому-то они кажутся красивыми, кому-то страшными, но всем без исключения интересны эти наши маленькие соседи. Но такие ли уж они маленькие? Существуют насекомые-великаны. Самый крупный жук в мире – африканский голиаф, длина его тела достигает 11 см, а весит он до 100гр. Южноамериканский жук-геркулес достигает в длину 19 см, правда, большая часть этой длины приходится на его рог. Насекомые – самый многочисленный класс царства животных. Самые многочисленные отряды класса насекомых.

-Ребята, вы прибыли на станцию «Кто это»? Кто догадался чем мы будем занимать на этой станции?

 -Да, ребята, вы правы, на этой станции нам предстоит угадывать насекомых по описанию. Взгляните на слайд, перед вами будут появляться предложения, а вы должны будете угадать что за насекомое спряталось за этим описанием.

Начинаем: (слайд 5)

Это насекомое может видеть во многих направлениях

 Может ходить вверх ногами, потому что на её лапках есть клейкие подушечки

На своих лапках переносит болезни

Чтобы с ними бороться надо соблюдать чистоту и порядок.

-Действительно, это муха. (слайд 6)

-(Имя ученика), прочитай интересные факты о мухах.

-Слушайте следующее описание: (слайд 7)

-Окрас зеленого цвета, передние ноги хватательные, задние-бегательные

Типичный хищник-засадчик.

Самцы питаются достаточно мелкими насекомыми, а самки могут поглощать добычу больших размеров.

Могут съедать собственных детей, если те не успели укрыться после вылупления из яица.

-Да, это богомол (слайд 8)

-(Имя ученика), прочитай интересные факты о богомоле.

-Слушайте следующее описание: (слайд 9)

Тонкое тело насекомого имеет длину от 4 до 14 мм, прозрачные крылья

Продолжительность жизни самки гораздо больше, чем самца , который живет всего 17-19 дней.

Скорость полета достигает 3,2 км/ч.

Обитает там, где существует высокая влажность: тенистые заросли возле мелководных водоемов, болота, лесная чаща с близлежащим озером.

-Да, это  действительно комар. (слайд 10)

-(Имя ученика), прочитай интересные факты о комарах.

-Ребята, что нового вы узнали проходя эту станцию?

-Двигаемся к следующей станции, которая называется «Кто чем питается»? Из названия понятно, что необходимо насекомым подобрать их пищу. Начинаем отвечать по порядку, как указано в таблице по поднятой руке.

(Таблица) (слайд 11)

-Давайте же вместе проверим наши ответы.(слайд 12)

Муравьи-мякоть плодов, корневища растений, соками деревьев.

Таракан-всеядны

Дождевой червь-земля, полусгнившие листья

Шмель-нектар

Саранча-растения, сельскохозяйственные культуры

Богомол- маленькие ящерицы, лягушки, мухи

Короед-кора деревьев

-Вы отлично все справились с заданием, мы с вами вспомнили чем питаются насекомые.

-Ребята, я попрошу вас встать из-за своих парт, сделаем физминутку:

Физминутка:

Я нашла себе жука (дети вытягивают руки вперед)

На большой ромашке. (показывают большой круг)

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.(Изображают как кладут что-то в карман)

Ой, упал, упал мой жук (Нагибаются)

Нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук,

Зажужжали крылья. (машут руками)

-Садимся

-Переходим к станции под названием «По страницам сказок». На данной станции вам предстоит вспомнить сказки, в которых есть персонажи-насекомые. (слайд 13)

Начинаем.

Кто спешил домой в сказке Виталия Бианки? (Муравьишка Сказка «Как муравьишка домой спешил»)

Какое насекомое спасло Муху-Цокотуху в сказке Корнея Чуковского? (комарик)

Какие насекомые прятались под грибом в сказке «Под грибом» Владимира Сутеева? (муравей, бабочка)

 О каком страшном насекомом написал сказку К.И Чуковский? (таракан из сказки «Тараканище»)

-Молодцы, ребята.

-Мы с вами вместе вспомнили сказки и их героев, а если вы не читали их, то обязательно прочтите.

-Мы подошли к станции, которая называется «Загадочная» (Слайд 14)

-Вам необходимо разгадать загадки.

У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?

 Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья Коровка)

На вид, конечно, мелковаты.

Но все, что можно, тащат в дом

Неугомонные ребята-

Вся жизнь их связана с трудом (Муравьи)

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит будет «ай»

 Кто же это-отгадай

Муха с жалом?-Чудеса!

Знают все это-(Оса)

На цветок пахучий

Сел цветок летучий ( Бабочка)

Ходит ходок через потолок

Всем надоедает, здоровью угрожает

А как осень придет,

Ещё и кусаться начнет (Муха)

На травинке возле ног

Заметался огонек,

Но недолго он горел-

Вместе с ветром улетел (Мотылек)

Он сети, как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит (Паук)

 

На поверхности воды летом обитает

Под корой, без суеты, зиму коротает

Ход её длиннющих ног-водной глади мерка

Кто б скользить ещё там мог

Только.. (водомерка)

-Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

-Итак, мы подошли к последней станции под названием «Кто спрятался?» (Слайд 16)

-Вам необходимо в буквенном лабиринте отыскать насекомых, кто найдет поднимает руку и выходит к доске, показывает. Начинаем.

-Давайте проверим, всех ли мы нашли насекомых. (слайд 17)

-Молодцы.

-Ребята, подсчитайте свои жетоны.

(вручение награждений)

Читают название станций со слайда

Угадывают насекомого по описанию

Читают интересные факты о мухах

Угадывают насекомого по описанию

Читают интересные факты о богомолах

Угадывают насекомого по описанию

Читают интересные факты о комарах

Соотносят насекомое-пища

Выполняют физминутку

Отвечают на вопросы

Разгадывают загадки

Божья Коровка

Муравьи

Оса

Бабочка

Муха

Мотылек

Паук

Водомерка

Отыскивают в буквенном лабиринте насекомых

Коммуникативные:

Уметь излагать свои мысли в устной форме.

Уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные:

Уметь регулировать свою собственную деятельность.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности;

Ⅳ .Подведение итогов

Провести рефлексию урока

-Ребята, мы с вами сегодня совершили путешествие в мир насекомых, что нового вы узнали о насекомых, или повторили. Отвечаем по поднятой руке.

- Ребята, вот и подходит к концу наше занятие, посмотрите внимательно, у вас на партах лежат бабочки

Теперь мы вспомним все, что прошли на занятии. Вам нужно на бабочках записать то, что нового узнали, или что было трудным, интересным или неинтересным. Потом по два человека выходите к доске и приклеиваете бабочки, читая то, что написали. Посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась.

-На этом наше занятие завершается. До свидания.

Говорят, что запомнили на занятие

Пишут свое мнение на бабочках, выходят  читают свое мнение и приклеивают их на ватман

- До свидания.

Коммуникативные: Уметь излагать свои мысли в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь аргументировать свое мнение

Регулятивные: Уметь проводить рефлексию собственной деятельности Уметь оценивать свои знания на основе успешности учебной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс "По страницам Красной книги"....

Внеурочное занятие по окружающему миру для 3-4 класса "Умеем ли мы правильно питаться"

Занятие "Умеем ли мы питаться " в виде исследовательской лаборатории. Проводилось во время изучения темы "Пищеварительная система"....

Внеурочное занятие по окружающему миру

Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 классВикторина «Вместе весело шагать»Цель: обобщить и проверить знания учащихся по изученному материалу, развивать познавательную активность, логическое мышле...

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру...

конспект внеурочного занятия по окружающему миру на тему Насекомые

материал поможет Вам составить конспект внеурочного занятия по окружающему миру на тему "Насекомые"...

Материал для внеурочного занятия по окружающему миру 2 класс на тему:"Насекомые-часть живой природы"

В разработке содержится конструкт внеурочного занятия, презентация, карточки по окружающему миру для 2 класса на тему: "Насекомые-часть живой природы". Данное занятие способствует развитию и...