Технологическая карта внеурочного занятия по предмету "Я исследователь" на тему "Правильное мышление и логика", 4 класс
план-конспект занятия (4 класс)

Федорова Елена Васильевна

Коллеги, если материал заинтересовал, можете обращаться lenochka-F79@rambler.ru, скину раздаточный материал и презентацию. Занятие было проведено на районном конкурсе "Учитель года" и имело большой успех среди детей, гостей и жюри.

Триединая цель – учить, развивать, воспитывать:

Образовательная составляющая: формировать понятия «квест», отличительные черты квеста, учить систематизировать свои знания.

Развивающая составляющая: развивать критическое и логическое мышление, инициативу, самостоятельность суждений, творческие способности. Обогащать словарный запас.

Воспитательная составляющая: воспитывать умение продуктивно сотрудничать с учителем и одноклассниками, определяя цели, функции участников, способов взаимодействия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные умения: учащиеся научатся

  • решать логические задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2 и более действий).

Метапредметные:

  • Регулятивные: учащиеся научатся:
    • принимать и сохранять цели и задачи деятельности, искать и находить средства их достижения;
    • определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    • планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов;
    • различать способы и результаты действий.
  • Познавательные: учащиеся научатся:
    • использовать знаково-символические схематические средства решения логических и практических задач;
    • устанавливать аналогии;
    • самостоятельно или совместно с учителем применять эвристические приемы для рационализации вычислений.
  • Коммуникативные: учащиеся научатся:
    • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
    • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
    • читать вслух и про себя задания, понимать прочитанное;
    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых  ситуаций.

Личностные: формирование:

  • навыков самоконтроля и самооценки результатов деятельности на  основе выделенных критериев ее успешности;
  • умение организовать свое рабочее место на квесте с учетом работы в команде;
  • умение адекватно воспринимать требования ведущего (учителя);
  • интерес к познанию, к овладению новым материалом;
  • понимание ценности четкой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении ответов;
  • навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками;
  • умение анализировать результаты деятельности, объяснять причины успеха/неуспеха.

Межпредметные связи: окружающий мир, информатика, математика, русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_kvest.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Дата: 24.01.2020 год

Класс: 4

Предмет: Я исследователь

Учитель: Федорова Елена Васильевна

Тема: «Правильное мышление и логика»

Форма занятия: квест

Триединая цель – учить, развивать, воспитывать: 

Образовательная составляющая: формировать понятия «квест», отличительные черты квеста, учить систематизировать свои знания.

Развивающая составляющая: развивать критическое и логическое мышление, инициативу, самостоятельность суждений, творческие способности. Обогащать словарный запас. 

Воспитательная составляющая: воспитывать умение продуктивно сотрудничать с учителем и одноклассниками, определяя цели, функции участников, способов взаимодействия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные умения: учащиеся научатся

  • решать логические задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2 и более действий).

Метапредметные: 

  • Регулятивные: учащиеся научатся:
  • принимать и сохранять цели и задачи деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов;
  • различать способы и результаты действий.
  • Познавательные: учащиеся научатся:
  • использовать знаково-символические схематические средства решения логических и практических задач;
  • устанавливать аналогии;
  • самостоятельно или совместно с учителем применять эвристические приемы для рационализации вычислений.
  • Коммуникативные: учащиеся научатся:
  • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • читать вслух и про себя задания, понимать прочитанное;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых  ситуаций.

Личностные: формирование:

  • навыков самоконтроля и самооценки результатов деятельности на  основе выделенных критериев ее успешности;
  • умение организовать свое рабочее место на квесте с учетом работы в команде;
  • умение адекватно воспринимать требования ведущего (учителя);
  • интерес к познанию, к овладению новым материалом;
  • понимание ценности четкой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении ответов;
  • навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками;
  • умение анализировать результаты деятельности, объяснять причины успеха/неуспеха.

Межпредметные связи: окружающий мир, информатика, математика, русский язык

Используемые педагогические технологии:

  • технология формирования универсальных учебных действий;
  • элементы личностно-ориентированных технологий;
  • обучение в сотрудничестве;
  • элементы информационно-коммуникационных технологий;
  • здоровье сберегающие технологии.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: выполнять устно и письменно математические вычисления; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы команды.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку команды и ведущего (учителя).

Коммуникативные: выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: понимать значение границ собственного знания/незнания; адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая успехи с усилиями и трудолюбием; применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях; контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Ресурсы: компьютер, презентация, проектор с экраном, карточки и конверты с заданиями, картонные кружки зеленого цвета и квадраты синего цвета, карманные зеркала, банки с крышками 0,5 л – 3 шт., воздушные шары – 3 шт., грамоты, телефоны (1 на команду), карандаши или ручки.

Этапы занятия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.  Организационный момент  

1 минута

Доброго дня, ребята!

Сегодня у нас квест.

Что такое квест?

СЛАЙД презентации

Подготовка класса к работе.

Заинтересовывает детей.

Создает ситуацию успеха: «Мы будем играть, а значит обязательно справимся»

Положительный эмоциональный настрой на работу.

Отвечают

Осознают, что будет интересное приключение, попадают в ситуацию успеха

Познавательные: самостоятельное выявление познавательной цели.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация к деятельности

4 минуты

Инструктаж.

3 команды. Капитаны. Направляют, перемещаются по кабинету (перемещение – 1 человек от команды).

Я – «база». Прийти «на базу», значит получить задание у меня.

На столах: телефон, ручки/карандаши, карточка с первым заданием.

Цель квеста – отправить кодовое слово на номер телефона (или сделать прозвон). Номер угадывается на протяжении всего квеста.

Время ограничено. 25 минут. На каждый этап приблизительно от 1 до 4 минут.

Команда, выполнившая задание первой, получает 3 очка, второй – 2 очка, третьей – 1 очко. Не выполнившая задание, переходит на следующий этап с подсказкой и 0 очков.

Внимательно читайте задания на карточках! В них указаны и последующие ваши действия.

Вот ваша главная карточка (показываю). Она требуется на протяжении всего квеста. Это зашифрованный номер телефона. В данные геометрические фигуры нужно вписывать цифры из заданий. В каждом задании указано, какой фигуре какая цифра соответствует. Будьте внимательны! Цифры отгадываются в произвольном порядке. Еще раз напоминаю, следите за геометрическими фигурами.

Через минуту после начала выполнения задания, при затруднениях, буду давать вам подсказки.

Активизирует мыслительной деятельности детей

Создание ситуации успеха

Сосредоточение внимания инструктаже

Осознание реальной возможности выигрыша

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, решение рабочих задач;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические:

 - формулирование проблемы.

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: целеполагание - постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение в работе над заданиями

3. Основная часть.

Прохождение квеста. Осознанное выполнение различных действий

22 минуты

Итак, начинаем. Желаю всем удачи!

1) Стол. Возьмите первую карточку.

Задание «Спички»

2) База. Получение основной карточки с зашифрованным номером и второго задания – «Магический квадрат»

3) На доске. Задание 3. «Зеркальное письмо»

4) Под стулом. «Грамматическая арифметика»

5) Желтая карточка на доске. Задача «Да-Нет».

6) База. Задание «Уголки». В воздушных шариках.

7) На двери. Ребус

8) У кулера. «Почтовые цифры».

9) База. Задача «с литрами»

В банках с крышками.

10)* Зашифрованная сказка (дополнительное задание по желанию игроков для получения дополнительных баллов /не обязательно к выполнению/ при условии успешного досрочного окончания игры)

Объявление стоп-игры

Постановка проблемы и нахождение пути ее решения

Подсказка: увеличить первую цифру, проследить изменение ответа. Ставит баллы

Подсказка: сумма чисел по горизонтали-вертикали-диагонали – одинаковая

Ставит баллы

Подсказка: воспользоваться зеркалом при прочтении информации в письме.

Ставит баллы

Подсказка: «-» – убрать указанную часть слова, «+» – прибавить часть слова

Ставит баллы

Без подсказки.

Ставит баллы

Подсказка: показывает алгоритм выполнения.

Ставит баллы

Без подсказки

Ставит баллы

Подсказка: показывает алгоритм выполнения

Ставит баллы

Подсказка: перелить из большей емкости в меньшую

Ставит баллы

Запоминают, что после каждого задания необходимо вписать цифру номера телефона

Работают с первым заданием.

Идут на «базу».

Получают задание.

Выполняют. Идут к доске.

Забирают конверт со своим номером. Выполняют. Находят конверты под стульями.

Выполняют. Идут к доске за желтыми карточками и картонными кружками и квадратами.

Выполняют. Несут на базу круг или квадрат. Зеленый круг – да(правильно), синий квадрат – нет(неправильно)

Решают. Забирают задание, прикрепленное к двери.

Решают. Бегут за следующим заданием, указанном в маршруте (у кулера)

Работают с заданием.

Идут на «базу».

Решают. Узнают последнюю цифру номера. Делают дозвон по телефону.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: работа с информацией на в карточках, конвертах. Поисковая работа в кабинете по указанному маршруту. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Предметные: формирование навыков решения практических задач

Коммуникативныее: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Познавательные: работа с

информацией в заданиях

Личностные: самоопределение в обсуждаемом вопросе; умение включаться в общую деятельность.

4. Подведение итогов квеста

2 минуты

Подсчет баллов. Распределение мест.

Положительная оценка деятельности детей независимо от полученных баллов.

Подводит итог работы и анализирует достигнутые результаты.

Анализируют достигнутые результаты

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

5. Рефлексия деятельности

1 минута

Несложная игровая эмоциональная рефлексия.

Активизирует  рефлексию оценки и коррекции работы

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и  результаты, степень их

соответствия.

Итого: 30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе по теме "Птицы.Работа с природным материалом"

Внеурочное занятие (технологическая карта) Ф.И.О. учителя___Тушева Светлана Викторовна_________________________________Направление  развития и воспитания младших школьников______ общек...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Учусь создавать проект»

Данное занятие помогает  решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способного к самообразованию и саморазвитию. Оно поможет ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить ...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Птицы. Работа с природным материалом". 3 класс

Тема  занятия: Птицы. Работа с природным материалом.Цели занятия: учить изготавливать птиц из природного материала, замечать красоту и разнообразие форм в природе.Задачи: развивать и закреп...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Путешествие в Цветочный город». 1 класс

Внеурочное занятие по теме "Путешествие в Цветочный город" знакомит юного читателя с произведение Н. Носова "Приключения Незнайки". Дети учатся саомстоятельно искать нужную им инфо...

Конспект (технологическая карта) внеурочного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для 2 класса

Представлена технологическая карта внеурочного занятия учителя -логопеда и педагога-психолога для 2 класса  учащихся с ТНР. Закрепление знаний о слоговом анализе сочетается с развитием внимания, ...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Юным умникам и умницам» (3 класс) УМК О.А.Холодова

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Решение нестандартных задач.Планируемые результаты: умение самостоятельно применять изученные способы, аргументироват...