Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finansovaya_gramotnost_4klass.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Принята на заседании»                                                «Утверждаю»

Педагогического совета                                                                Директор

МБОУ Вязьма-Брянской СОШ

                                                                Вяземского района

Смоленской области

Данкова Елена Владимировна                

Протокол №                                                         Приказ №                 от                

От  «____» ________ 20 __ года                                «____» ________ 20 __ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Направление: социально-гуманитарное

Возраст: 10 лет

Срок реализации:   1 год  (34 часа)

Автор//Составитель:

ФИО: Докучаева Л. И.,

учитель  начальных классов

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа «Финансовая грамотность» предназначена для организации внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и программы Ю. Н. Корлюговой «Финансовая грамотность».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.

Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации программы:

  • Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 32 с. (Учимся разумному финансовому поведению).
  • Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 120 с. (Учимся разумному финансовому поведению).

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

        • деньги, их история, виды, функции;

        • семейный бюджет.

Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном) режиме с использованием ЭО и ДОТ.

Место курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности изучается   в 4 классе 34 учебных часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).

Результаты обучения

Личностные результаты

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • составление простых планов с помощью учителя;
  • понимание цели своих действий;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник научится:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом;

• описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представ-

ленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические

связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в

разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейно-

го бюджета, собирать и представлять полученную информацию с

помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Учебно-тематический план

4 класс

п/п

Тема, раздел

Количество часов

теория

практика

всего

1

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают

10

10

20

2

Модуль  2. Из чего складываются доходы в семье

3

1

4

3

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать

2

2

4

4

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

4

2

6

Итого:

19

15

34

Содержание программы

4 класс

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (20 час)

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюта - денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.

Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Модуль  2. Из чего складываются доходы в семье (4 час)

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 час)

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (6 час)

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок

или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Календарно-тематическое  планирование

4 класс

п/п

зан.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата фактич

Дата коррект

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (20 час)

1

1

Инструктаж по ТБ. Как появились деньги

3

2

2

Как появились деньги

3

3

Как появились деньги

4

4

История российских денег

3

5

5

История российских денег

6

6

История российских денег

7

7

Какие бывают деньги

2

8

8

Какие бывают деньги

9

9

Банки, банкоматы и банковские карты

1

II  триместр

10

10

Инструктаж по ТБ. Банки, банкоматы и банковские карты

1

11

11

Безналичные деньги и платежи

2

12

12

Безналичные деньги и платежи

13

13

Как я умею пользоваться деньгами

3

14

14

Как я умею пользоваться деньгами

15

15

Как я умею пользоваться деньгами

16

16

Что такое валюта

                2

17

17

Что такое валюта

18

18

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

3

19

19

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

20

20

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

Модуль  2. Из чего складываются доходы в семье (4 час)

21

1

Откуда в семье  берутся деньги

1

III  триместр

22

2

Инструктаж по ТБ. Откуда в семье  берутся деньги

1

23

3

Подсчитаем все доходы семьи

2

24

4

Подсчитаем все доходы семьи

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 час)

25

25

На что семья  тратит  деньги.

2

26

26

На что семья  тратит  деньги.

27

27

Подсчитаем все расходы семьи

2

28

28

Подсчитаем все расходы семьи

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (6 час)

29

29

Как правильно планировать семейный бюджет

1

30

30

Как правильно планировать семейный бюджет

1

31

31

Промежуточная аттестация. Тест

1

32

32

Правила составления семейного бюджета

1

33

33

Учимся составлять семейный бюджет

1

34

34

Учимся составлять семейный бюджет

1

Литература

Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 32 с. (Учимся разумному финансовому поведению).

Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 120 с. (Учимся разумному финансовому поведению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...