Методический семинар "Современный урок в начальной школе"
материал

Назарова Елена Владимировна

В презентации представлена система моей работы по теме "Современный урок в начальной школе", каким должен быть современный урок, этапы современного урока, а также представлены применяемые мною методы и приемы современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._sem.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный конкурс «Педагог года» Методический семинар «Современный урок в начальной школе» Подготовила Назарова Елена Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Барановская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Каким должен быть современный урок? иметь личностно-ориентированный , практический , деятельностный поход; с оздавать условия для формирования компетенций ребенка; и спользовать современные педагогические технологии; формировать универсальные учебные действия; больше внимания уделять самостоятельной работе ученика, а не учителя.

Слайд 4

Этапы современного урока: 1. Мотивационно-целевой этап 2. Ориентировочный этап 3. Поисково-исследовательский этап. 4. Практический этап. 5. Рефлексивно-оценочный этап.

Слайд 5

Какие современные педагогические технологии я использую в своей работе? Технология проблемного диалога Технология развития критического мышления через чтение и письмо Информационно-коммуникационные технологии Игровые технологии Проектные технологии и другие.

Слайд 6

Технология проблемного диалога На этапе введения знаний выявляется проблема, т.е. дети сначала формулируют тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что учитель выбирает между двумя видами диалога.

Слайд 7

Виды диалогов Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Воистину, это извилистая тропа, чреватая ошибками. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).

Слайд 8

Приведу примеры использования мною технологии проблемного диалога ( описан в моем эссе) Урок математики в 4 классе. Пишу на доске числа: 2539 и 2549 . После определения темы и постановки целей задаю детям вопрос: «Какие задания можно выполнить с этими числами?» Ребята сами предлагают, что можно их сравнить. «Давайте сравним» И тут один ученик говорит, что первое число больше, чем другое, а второй утверждает, что, первое число меньше, чем второе. У нас возникла проблемная ситуация, и чтобы разрешить ее, надо обратиться к учебнику, вот и возникает у детей активная мыслительная деятельность, когда необходимо разрешить эту проблемную ситуацию.

Слайд 9

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов» В начале урока прошу детей записать на доске словарные слова, и в конце строки предлагаю записать слово «береза», но оно не входит на строку, и тут возникает проблема, как же его перенести? Предлагаю детям в парах подумать и предложить свои варианты, они предлагают такие способы: б- ереза , бе -реза, бер-еза , бере -за. Какой же способ правильный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к учебнику, что и делают дети с радостью.

Слайд 10

Расскажу о применяемых мною приемах технологии развития критического мышления Прием «вопросительные слова» Кластер Синквейн Таблица «ПМИ» Таблица «ЗХУ» «Бортовые журналы»

Слайд 11

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ( прием «вопросительные слова»)

Слайд 12

Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Слайд 13

Кластеры ( гроздья)

Слайд 14

ПМИ ( плюс-минус-интересно) «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Слайд 15

Таблица «знаю-хочу узнать-узнал» (ЗХУ) З-знаю Х-хочу узнать У-узнал

Слайд 16

Бортовые журналы Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Слайд 17

Синквейн В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

Слайд 18

Примеры использования приема «вопросительные слова» Урок окружающего мира,4 класс, тема «Тундра». После определения новой темы по картине и постановке задач предлагаю детям прием « в опросительные слова»: Что… Какая… Какие… Чем… Есть ли…

Слайд 19

Дети составляют вопросы (я фиксирую их на доске): 1. Что такое тундра? 2. Какая погода бывает в тундре? 3. Какие растения и животные обитают в тундре? 4. Чем занимаются жители тундры? 5. Есть ли в тундре экологические проблемы? Какие? ( Далее идет работа по учебнику)

Слайд 20

Приведу примеры синквейнов , созданных детьми: - При изучении сказок : Сказка Интересная, волшебная, Рассказывает, учит, повествует. Помогает стать добрее. Волшебство. ( Ельцова Екатерина, 4 класс) На уроке окружающего мира: Природа Красивая, чистая, Радует, учит, воспитывает , Ее надо беречь. Жизнь. ( Перевощиков Матвей, 4 класс)

Слайд 21

Важное место на моем уроке занимает рефлексия: Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни . Одно из условий формирования регулятивного универсального учебного действия.

Слайд 22

Примеры рефлексии в 1 классе:

Слайд 24

Пример применяемой мною рефлексии в 3, 4 классе: Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой. Я работал, но мог бы лучше себя проявить. Я старался, но у меня не все получилось на этом уроке.

Слайд 25

Заключение Таким образом, современный урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...