ГОРОД СВЯТОГО ПЕТРА
статья

Ковтуненко Светлана Викторовна

Православные святыни Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Город святого Петра648.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОД СВЯТОГО ПЕТРА

Мы разные, но мы - петербуржцы,
Мы - петербуржцы, но мы разные
Об этом нужно знать, этим можно гордиться.
У нас у всех общая «национальность» - питерские!

Смирнова Т.М.

Наш город создавался как окно в необъятный мир, через которое Россия смотрела на Европу, а «заграница» - на Россию.

Город Великого Петра проектировали и строили мастера из многих стран Европы и разных российских земель, и не только материальное воплощение их труда, но и дух их замыслов, чувств и расчетов в неповторимом симбиозе с северной природой и морем стали первичными почвой и воздухом Петербурга.

Не это ли странное свойство города вызывает интерес и любовь к нему со стороны людей любой культуры, национальности и вероисповедания?

Петербург – не только создание гения и таланта тысяч людей разных культур, он сам – творец особой петербургской-ленинградской культуры, синонима меры, ясности, красоты, воспитанности, стойкости, корректной толерантности, сердечной рациональности и просвещенной духовности. Этот город как априори не терпит невежество, нетерпимость, чванство, суету. Город, который столица по сути, а не по формальному статусу, и таким он остается всегда.

Именно в Петербурге формировалась подлинная элита многонациональной России. Интеллигенция разных конфессий осознавала себя здесь в качестве ведущей духовной силы своих народов. Здесь учились представители практически всех народов России и сопредельных стран, здесь была создана письменность десятков ранее бесписьменных народов, здесь осознали свою высокую миссию многие просветители разных народов.

Но чтобы учить других, необходимо учиться самому. И открытый всем ветрам Петербург впитывал в себя все достижения мировой культуры – науки, экономики, искусства, просвещения, и по мере этого становился все притягательней для самых просвещенных представителей разных национальностей, и они приносили с собой не только свои умения и знания, но и свою житейскую, бытовую культуру, традиции, обряды, праздники, манеру поведения, кухню…

Город становился все более многоязычным и поликонфессиональным, хотя доминирующее население и язык оставались, конечно, русскими, а самой распространенной конфессией было, естественно, православие.

Конечно, каждый продолжает «верить в своего Бога», но тем и прекрасна питерская культура, что, в целом гармонично сочетает в себе элементы разных традиций, менталитетов, даже языков, что совершенно не мешает представителям любой национальности и вероисповедания быть петербуржцем.

По данным Переписи населения за 2012г., жители разных национальностей, но православного вероисповедания составили 81,37% от всего населения Петербурга.

Православная традиция пронизывает всю петербургскую историю. Православная церковь, сохранившая прочные позиции и по сей день, оставалась и остается по день нынешний столпом схоластической системы образования, продолжает выступать против приобщения России к западной культуре.

Так какой национальности наш город и область? Какого вероисповедания они? По современным представлениям, достаточно 5% совокупного населения других, кроме доминирующей национальности, чтобы город или регион считались полиэтническими сообществами. И Санкт-Петербург, и Ленинградская область всегда превосходили этот численный рубеж и, следовательно, всегда были многонациональными. С другой стороны, человек любой национальности, достаточное время проживший в Петербурге и окрестностях, считает себя не только русским или грузином, или армянином, или украинцем… или представителем еще почти 150 разных этносов, как зафиксировала перепись населения 2012г., но еще и ленинградцем-петербуржцем – питерским гражданином, причастным к высокой и трагичной судьбе родного города.

По своему архитектурному облику, Петербург выглядит более европейским, нежели русским городом из-за готических шпилей его колоколен, барочных извивов дворцовых фасадов, пышного скульптурного убранства особняков и парков, классических колоннад административных зданий. И все же, не смотря на светскость, город остается несомненно православным.

Вехи городской истории отмечались возведением храмов. Многие из них строились в честь побед над внешним врагом. Находило в истории храмостроительства отражение и течение городской жизни – появлялись дворцовые и кладбищенские, заводские и полковые церкви, основывались православные и иноверческие приходы.

Несомненна градообразующая роль петербургских церквей – они «притягивали» к себе прямые проспекты и улицы, соединяя в одно единое целое разные районы города, в разное время, придавая ему возвышенный, волнующий облик.

С 30-х годов XIX века в архитектуре, в том числе и церковной, признание получил русский (национальный) стиль. Целая плеяда замечательных архитекторов: К.А.Тон, А.М.Горностаев, М.А.Щурупов, В.А.Косяков, Н.Н.Никонов, А.П.Аплаксин, С.С.Кричинский и другие. Наверное, именно эта черта «русскость», послужила тем, что эти храмы были уничтожены первыми в Октябрьской революции. Так, уничтожены почти все церкви, построенные К.А.Тоном в Петербурге и его окрестностях. Названия улиц и площадей города, добрая половина которых была рождена церковными постройками, оказались в советское время вычеркнуты из его жизни. Так Троицкая площадь превратилась в площадь Революции, Благовещенская площадь – площадь Труда, Знаменская площадь – площадь Восстания, Введенская улица – улица Олега Кошевова и т.д. С 20-х годов Октябрьской революции имело место невиданное в истории христианства храморазрушение, которое продолжалось вплоть до наших дней, в 1982г. был взорван храм Перемышльского подворья на Гражданке.

Многие святые места до нас дошли лишь по фотографиям, картинам, литературным произведениям и мемуарам, по рассказам старожил, которых с каждым годом становится все меньше. Но помнить о них мы должны, так как святые места в жизни петербуржца всегда занимали особое сокровенное место.

Наш город на всех этапах своей истории притягивал динамичные и мобильные слои населения из разных концов страны и из-за рубежа. Кто-то пребывал здесь временно, на заработках, службе или учебе, а кто-то оседал навсегда, создавал семью, укоренялся и независимо от национальности становился тем самым «коренным» петербуржцем-ленинградцем, статус которого во всей стране был синонимом высокой культуры и воспитанности и на каждом из которых был отблеск героической истории и славы великого города. Петербург говорит на русском языке, но в городской речи много особенностей, вызванных постоянными тесными контактами с другими языками.

История свидетельствует, что именно религиозная мотивация двигала пилигримами, основавшими американское государство и сделавшими его процветающей державой. Она же двигала множеством европейских предпринимателей, ученых инженеров, поднявших западную экономику на новый уровень развития.

Христианская идея дана Богом и пришла в мир вместе с Сыном Божьим, Иисусом Христом. И сегодня через нее сам Бог дает России возможность спасения. Но это должна быть не православная, не протестантская, не католическая идея, а идея христианская, обладающая универсальной консолидирующей силой и способная действительно объединять, во-первых христиан с христианами (православными, католиками, протестантами), во-вторых с представителями других вероисповеданий, в-третьих с неверующими. Суть идеи состоит в том, что: социальная и духовная жизнь должна быть организована так, чтобы душа, ищущая живого Бога, могла бы Его обрести. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)

Учеными-богословами признается тот факт, что, хотя бы в историческом смысле, но для Бога Вышнего небезразлично само место, где Он открывается человеку. Иными словами, на земле есть места, избранные Богом и указанные Им человеку.

Святые места могут оказывать «вразумляющее» действие на людей. Но что значит вразумить человека? Ответ на этот вопрос содержится в словах Покаянного канона: «даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько». Вразумление — это дар покаяния. Мы знаем из житий святых, что чем ближе они приближались к Богу, тем сильнее становилась в них потребность покаяния.

Покаяние вообще чисто религиозное понятие. Оно невозможно перед самим собой, но бывает лишь перед кем-то другим: или перед людьми, или перед Богом. Тогда человек должен выйти и встать перед тем, к кому он обращается. Но встать перед Богом, лицом к лицу, просто так, по своей воле человек не может. И, как сказал однажды известный сербский богослов, епископ Афанасий (Евтич) раз покаяние невозможно без встречи с Богом, тогда Бог идет на встречу человеку.

I.СВЯТЫЕ МЕСТА ПРАВОСЛАВИЯ

При всем своем рационализме и понимании необходимости просвещения для блага России Петербург сохранил преданность православной церкви, не обижая при этом другие конфессии.

Город основан в день Святой Троицы, поэтому один из первых приходских соборов назван Троицким. Изначально церковь была деревянной, но после пожара, по указу Елизаветы храм восстановили из камня.

Посвящение города Святому Петру было закреплено сооружением собора в честь апостолов Петра и Павла. Этот храм заложен в Петров день 29 июня 1703г. К 1714г. церковь оказалась в центре новой постройки. По проекту Д.Трезини в 1712-1733гг. здесь был воздвигнут грандиозный

Петропавловский собор.

005041

Церковь Петра и Павла еще действовала до конца 1719г. Городские стены были освещены в праздник Покрова Богородицы, 1 октября 1703г., что стало продолжением древней русской традиции обращения к покровительству Богородицы. Икона Казанской Божьей Матери считалась покровительницей Дома Романовых и в 1733-1737гг., напротив лютеранской церкви св. Петра возвысился собор, в народе так и оставивший за собой имя «храм иконы Казанской Божьей матери» - ныне Казанский собор.

Александро-Невская лавра

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=335703705-33-72&n=21

 основана в 1710 году на берегу Невы и Черной речки в воспоминание побед великого князя Александра Невского над шведами. В 1713—1714 гг. устроена была здесь деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с деревянными братскими кельями, и началось общежительство братии. Вскоре явились и каменные церкви, и каменные кельи, в том числе церковь во имя св. благоверного вел. кн. Александра Невского; сюда по воле Петра I перенесены были в 1724 г. из Владимиро-Рождественского монастыря мощи св. Александра Невского. Для этой цели отправлена была во Владимир особая комиссия из духовных и светских особ. 30 августа св. мощи достигли берегов Невы. При устье Ижоры они встречены были самим императором и государственными сановниками, перенесены на особую галеру и при звоне колоколов и громе пушек приблизились к Невскому монастырю, где встретил их дед русского флота — ботик Петра I-го. Император и сановники сняли с галеры святые мощи и перенесли их с честью в Александро-Невскую монастырскую церковь. С тех пор существует праздник 30 августа. В 1720 г. заложен был в монастыре соборный храм во имя святой Троицы; к 1753 г. он был уже почти готов, но вследствие открывшихся повреждений в стенах и сводах был разобран; вновь заложен в 1776 г. по плану архитектора Старова и окончен в 1790 году; в том же году 30 августа сюда торжественно перенесены были мощи Александра Невского из Александро-Невской церкви. Большая часть остальных зданий монастыря построена в период времени от 1725 г. до 1791 года. Именным указом Павла I в 1797 г. монастырь переименован в Лавру и занял по штатам этого года третье место после монастырей Киево-Печерского и Троице-Сергиева. В настоящее время в лавре находится налицо 12 церквей: 1) Свято-Троицкий собор, имеющий в длину 35 сажень, в ширину до 20 сажень, в высоту до 29 сажень (с куполом, главою и крестом). Иконостас его — из итальянского мрамора; местные иконы на металлических досках — работы Ван Дейка, Куверчино и Якимова; на стенах — иконы известных русских и иностранных художников (за левым клиросом «Воскресение» И. X. Рубенса; в алтаре — «Благовещение Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса). За правым клиросом находится серебряная рака с мощами святого Александра Невского, сооруженная императрицей Елизаветой Петровной из серебра, полученного в первый раз из колыванских рудников; на раке — покров с бриллиантами, пожертвованный императрицей Екатериною II; с восточной стороны раки серебряная пирамида с двумя ангелами, трофеи и воинские доспехи с древним оружием. На изготовление всех этих предметов употреблено до 87 пудов серебра. Внутренние поверхности собора украшены лепною работою. 2) Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы по левую сторону внутренних монастырских ворот; здесь погребены некоторые особы царствующего дома, и в том числе был погребен и император Петр III, перенесенный в 1796 г. в Петропавловский собор; также Суворов (за левым клиросом), П. И. Ягужинский, кн. А. М. Голицын, гр. А. Г. Разумовский, гр. Н. И. Панин, кн. А. А. Безбородко, И. И. Бецкий, гр. И. И. Шувалов; 3) Церковь святого Александра Невского (там же); 4) Церковь святого Сергия (там же); 5) Церковь сошествия Святого Духа (постр. 1819—1822гг.), налево от ворот; здесь погребены Санкт-петербургские митрополиты: Михаил, Серафим, Никанор и Григорий; 6) Церковь святого Феодора и святого Николая Чудотворца; здесь погребены некоторые архиепископы и в числе их Евгений Булгарис; 7) Церковь арх. Михаила и 8) Крестовая в доме митрополита; 9) Церковь праведного Лазаря на старом Лазаревском кладбище; здесь погребены: гр. А. П. Шувалов, адмирал Шишков; 10) Церковь во имя Богоматери всех скорбящих радости, над лаврскими наружными воротами (с северной стороны); 11) Церковь святого Николая на новом кладбище и 12) Церковь Богоматери Тихвинской на Тихвинском кладбище. На западной стороне монастыря, против собора, находятся покои митрополита; на той же стороне, а также на северной, южной и возле собора — помещения для монашествующей братии, начальствующих лиц монастыря и викарных епископов; в северо-западном углу — ризница, в юго-западном — библиотека; возле собора — Комитет духовной цензуры. Лавра состоит под начальственным наблюдением Санкт-Петербургского митрополита и управляется духовным собором, состоящим из наместника и других начальствующих лиц монастыря. Кроме сумм, ассигнованных по штату, она имеет земельные угодья по реке Неве, значительное число каменных домов по Невскому проспекту и набережной Невы и до 100 обширных каменных амбаров, отдаваемых в аренду под хлебные склады. В ризнице монастыря хранятся драгоценные сосуды, кресты, евангелия, иконы, старинные архиерейские облачения, антиминсы, княжеская шапка, трость и кровать Петра I-го. В лавре три кладбища: 1) старое Лазаревское (при входе в монастырь налево), на котором погребены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, гр. П. И. Шувалов, И. А. Крылов; 2) Тихвинское (направо); здесь погребены: Карамзин, Гнедич, Сперанский, Глинка, Плетнев, Даргомыжский, Серов, Достоевский, Градовский; 3) новое, или Никольское, к востоку от собора.

Вторым монастырем и последним непосредственно в Петербурге был Новодевичий Воскресенский монастырь, он же Смольный, построенный в 1748г. Он был выстроен В.В. Растрелли по распоряжению Елизаветы. Современники утверждали, что Елизавета строила его для себя «в старости для отмаливания свои грехи». Женский монастырь, просуществовав до 1797г. был упразднен, а здание отошло под богадельню «Вдовий дом». Собор Воскресения Христова хорошо виден с Невы и из города.

Храм святого Николая Чудотворца

 Санкт-Петербург. Собор Николая Чудотворца и Богоявления Господня, Восточный и северный фасады, Наталия

покровителя моряков и корабелов. В мае 1810 году купец Г. Г. Никонов выразил желание возвести на кладбище за свой счёт ещё одну каменную церковь «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с местом захоронения своих близких.

24 августа 1812 года церковь была заложена. На её сооружение, а также на утварь и украшения, купец потратил 10 тысяч рублей. 27 сентября 1814 года состоялось освящение небольшого ампирного храма во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов. Поблизости от него хоронили корабелов. 22 октября 1870 года храм был освящён малым освящением после капитального ремонта и росписи интерьера.

В церкви находятся несколько святынь: древняя икона Христа Вседержителя и Божией Матери «Скоропослушницы», чтимые иконы из закрытых и снесённых храмов Охты и Пороховых, в том числе: православного Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и святой Параскевы Пятницы. Ранее все стены были сплошь увешаны заупокойными иконами. Храм никогда не закрывался для богослужения. В 1951 году при нём выстроили отдельную звонницу, в 1976 году расширили левым приделом.

Часовня Ксении Блаженной

 http://omaiorova.ru/wp-content/uploads/2010/02/casovnja_Ksenii_Blagenoi.gif

покровительницы Петербургской была построена на Смоленском кладбище над местом ее захоронения. По сей день тысячи верующих прибывают к часовне, чтобы хоть на несколько мгновений приложиться лбом к стене святыни. Они верят, что Ксения Петербуржская поможет им в решении важных жизненных вопросов, окажет заступничество, придаст веру. 6 февраля — день Блаженной Ксении, покровительницы Санкт-Петербурга.

Земная жизнь Ксении. Никто точно не знает, когда именно родилась Ксения. По разным данным это произошло в период с 1719 по 1730 год. Ее семья была успешной, благородной и богатой. В возрасте 18 лет Ксения вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, имеющего чин полковника и бывшего придворным певчим. Однако счастье не было долгим. Когда ей было 26 лет, любимый муж умер. Доподлинно неизвестно, повредился ли рассудок Ксении, или она таким образом хотела отмолить грехи мужа, но молодая женщина надела мундир любимого, назвалась его именем, говоря при этом, что «Ксения умерла, остался Андрей Петров», раздала все имущество и подарила дом знакомой с тем условием, чтобы в нем устроили приют для нищих. Ксения выбрала путь добровольного юродства и до последних дней была среди людей, молясь за них и помогая. Она отказывалась от теплой одежды, от предлагаемого крова, даже от денег. Принимала только монеты с изображением Георгия Победоносца, и тут же отдавала их нищим.

Ксения всей душой стремилась служить Господу. По прошествии времени люди стали замечать, что блаженная Ксения приносит счастье. Когда она входила в дом, это считалось высшей благодатью. Наибольшей радостью матерей было, когда Ксения целовала их детей, торговцы считали удачей, когда она принимала у них еду. Вскоре, как награда за веру в Бога, у Ксении открылся дар предвидения. В народных преданиях сохранилось много упоминаний о ее пророчествах. В конце 18 века на Смоленском кладбище строился Новый Троицкий собор. По мере того, как здание строилось, кирпичи подавать наверх стало тяжело, и строительство шло медленно. Ксения тайком по ночам заносила наверх кирпичи и складывала их на лесах аккуратными стопками. Таким образом, она помогала строительству.

Святой праведный отец Иоанн, Кронштадтский Чудотворец,

 родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии - на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его и нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, празднуемого в тот день. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его», - говорил отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем»... С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской любви. Вначале он сам шел к народу в пределах одного города, после народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему в Кронштадт.

Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, отец Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей. На деньги отец Иоанн кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России». «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали Кронштадтскому пастырю тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу Тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и Император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его святая воля».

Семья – особый мир любви и взаимопонимания, целостного единства, гармонии и красоты. Но, к сожалению, на практике мы видим, что далеко не всегда молодые люди, вступающие в семейную жизнь, находят в себе силы создать такой мир. Сегодня, когда трудности и соблазны вносят в семейную жизнь разобщение и разлад, жизнь святых супругов Петра и Февронии являет нам замечательный образец семейных отношений, образец чистой любви, нерушимой верности и целомудрия. Этот образец призван стать духовным ориентиром для современной семьи, каким был он сотни лет для многих поколений русских людей. Закладной камень на Гражданке является местом поклонения жителей Петербурга.

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

«Отрадно видеть, что сегодняшнее поколение молодых людей начинает обращаться к Богу. к истинным, нерушимым ценностям, среди которых – дарованное Богом чудо семьи; и прекрасный пример святых супругов Петра и Февронии как драгоценная жемчужина сияет для всех нас немеркнущими лучами любви и чистоты.» – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Святой источник и купель Святой Параскевы Пятницы под Малышевой горой в Старой Ладоге

http://st-roll.ru/wp-content/uploads/2013/11/DSC03910.jpg

http://st-roll.ru/wp-content/uploads/2013/11/DSC03921.jpg

 является древнейшим из известных святых источников на территории Ленинградской области, да и, пожалуй, во всей России. Судя по сохранившемся на обнажении породы над источником вытесанных изображений поклонных крестов, источник этот служил местом поклонения как минимум с IX века. Об этом говорит характерное изображение варяжского креста и крестов X-XII веков и более поздних - XVI века.

Источник находится за храмом под склоном берега. На святом источнике оборудовано место для забора воды, установлен крест с молитвою Параскеве Пятнице, обустроена каменная купель и деревянная раздевалка. Вода в святом источнике весьма холодная. На святом источнике оборудовано место для забора воды, установлен крест с молитвою Параскеве Пятнице, обустроена каменная купель и деревянная раздевалка. Вода в святом источнике весьма прохладная.

Святой источник Покрова-Тервенического женского монастыря. 

holy_istochnik_01.jpg

Новоявленный святой источник открывшийся духовнику Покрово-Тервеничского женского монастыря. В начале зимы 1992 года во сне основателю и духовнику обители явилась Божия Матерь. У ее ног лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. Это событие отображено на иконе «Явление Божией Матери в Тервеничах».

Весной того же года на месте указанном Божией Матерью обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника в Тервеничах обладает целебной силой и в ней нет бактерий! Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена небольшая деревянная часовня в честь явления Божией Матери. В 1997 году взамен деревянной над источником в Тервеничах построена каменная часовня. Каждое воскресенье в Надкладезной Часовне служится водосвятный молебен. Вода из святого источника в Тервеничах обладает целительными свойствами. Источник мягкий, добрый и радостный.

Испитие воды происходит в Надкладезной часовне. С обратной стороны часовни есть кран, откуда воду можно набрать в емкости. Омовение происходит в купели на озере, куда стекает вода из Святого источника. С искренней молитвой вода святого источника способствует излечению больных и страждущих. В обители проходят трудовую реабилитацию лица, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью - систематическое упортебление воды из святого источника способствует их излечению. Омовение в купели в Тервеничах весьма радостное событие. Вода теплая и мягкая. В часовне над купелью живут веселые ласточки. В воде прямо у лестницы купели играют многочисленные окуньки и плотва. Из купели можно выплыть в озеро. Очередь в купель делится на мужскую и женскую. Нужно спросить у ожидающих своей очереди какого полу очередной заход в купель.

Святой источник в чудесной Доложской пещере. святой источник

В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост. На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. В нескольких километрах от села Заручье не доезжая до деревни Лужки на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. Рядом находятся развалины богадельных домов и мельничной плотины с хорошо сохранившимися мельничными жерновами. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились. Возможно, это был монах Новгородских Св. Обителей или Александро-Невскаго Монастыря (из церковных документов известно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости принадлежали до 1710 г. Софийскому Собору, а с 1710 г до 1763 г. Александроневскому Монастырю - в Доложском погосте находилось монастырское правление).

В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде Божия Матерь явилась на ином Чудесном источнике в местности Иван Ручий. На том месте образовался грот и пробились два ключика. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили деревянный храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма радетельными жителями поставлен памятный крест. От Иван Ручья Богородица прошла Гаянщинской дорогой, где со временем жители соорудили колодезный сруб на месте ее отдохновения. Теперь дорога эта заросла. Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень в водах ее, отчего на нем отпечатался ее следок. Он представляет из себя небольшой след правой ноги, направленный против течения реки. Далее Богородица направилась в сторону Доложска и у большой дороги присела отдохнуть на камень. Это место встарь было украшено часовней, которая не сохранилась. В память этого события в 1761 г был освящен с благословения Преосвященнейшаго Дмитрия Архиепископа Новгородскаго новый деревянный храм, который в том же году освящен по примеру Псково-Печерскаго, в честь Успения Пресвятыя Богородицы (Храм заложен около 1754 года; строился же по преданию, 8 лет). В том же году на престольный праздник (15 - стар. стиль/28 -нов. стиль августа) состоялся первый крестный ход из Доложска к пещере по дороге, по которой прошла Божия Матерь. 

Святой источник Тихвинской Божией Матери на Акуловой горе. 

святой источник имоченицы

История появления святого источника в Имоченицах тесно связана с усадьбой В.Д. Поленова, явлением иконы Тихвинской Божьей Матери на Руси и петербуржскими художниками Ириной и Юрием Грецкими. Источник существовал в усадьбе родителей Василия Дмитриевича. Дед художника - первый юрист России с высшим образованием купил эту землю в XVIII веке. Сам художник провел детство и жил в усадьбе с 1855 по 1881 год. Именно здесь формировался его талант. Здесь было написано 37 полотен. Частыми гостями в усадьбе в Имоченицах у Поленова были П.П. Чистяков, Илья Репин и Иван Шишкин. Здесь в усадьбе Василий Дмитриевич высадил березовую и кедровые рощи. На Свином ручье была устроена плотина с мельницей. Усадебный дом в Имоченицах стоял в 300 метрах от Ояти, где теперь доживают свой век развалины кирпичной постройки советского периода. В 1890 году Поленов приобрел имение Бехово в Алексинском уезде, Тульской губернии. Приход большевиков на русскую землю и все последующие за ним беды не оставили следа от усадьбы Поленовых в Имоченицах. Только кедры пока устояли перед бесовским столетием. В 1990 году землю рядом в Имоченицах приобрели художники Ирина и Юрий Грецкие. Узнав об истории места они за свой счет и с помощью добровольных пожертвований построили на территории усадьбы храм в старорусском стиле во имя Св. Василия Великого. При этом строительство собственного дома художниками- подвижниками было отложено. В 2000 году храм был построен. К 2002 году художники расписали его фресками в Византийском стиле. Все иконы также были написаны ими. После освящения храма, в Акулову Гору прибыли монахи из Тихвинского монастыря, которые исследовали чудесный ход иконы Тихвинской Божьей Матери из Константинополя на Русь. Вместе с Юрием Грецким монахи разыскали первое место явления Тихвинской иконы на лодочной переправе в Имоченицах. Лодочник услышал зов с другого берега : "Перевези!" и, когда отправился на другой берег Ояти, обнаружил в своей лодке икону Божией Матери. В честь этого события в Имоченицах была срублена часовня и икона была помещена в ней. Однако, вскоре часовня сгорела, а икона исчезла. В XVI веке в память явления иконы в Имоченицах (Вымоченицах) был построен монастырь на 12 келий. Известно, что Андрей Рублев писал для этого монастыря образа. После Имочениц Икона объявилась на реке Паша, где для нее также была построена часовня. Затем икона оттуда исчезла и явилась на Куковой горе. До этого икона объявлялась на горе Смолковой у реки Оять, где была поставлена церковь Рождества Богородицы. Всего было 7 явлений иконы, в том числе над Валаамом и Восковым островом Коневецкой обители. 26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии она явилась в воздухе над берегом реки Тихвинки. Сюда со множеством народа пришли с Крестным Ходом священники. Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо - икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников. Монахи Тихвинского монастыря, прибывшие в наше время для обследования пути следования иконы, открыли близ храма Святого Василия Великого источник, над которым была устроена и освящена 9 июля 2004 года (в день Тихвинской Иконы) часовня во имя Тихвинской Иконы Божьей Матери. Вскоре, когда художники решили написать образ Тихвинской Божьей Матери для храма, при подготовке старой доски, выкрашенной зеленой краской, которую не удавалось снять ни растворителем, ни шлифмашинкой, неожиданно проступил малый образ Тихвинской Божьей Матери.

Колодец, выкопанный Святым Александром Свирским 

Александор-Свирский монастырь

подле своей отходной Преображенской пустыни, где Святой Александр отдыхал от наплыва посетителей в Троицкую пустынь. Колодец располагается на территории Северной Лавры - Свято-Троицкого монастыря возле озера Рощинского, издавна славного чудесами (свечениями на месте нынешнего монастыря). В Преображенской пустыни находится часовня на месте явления Святому Александру Святой Троицы. Целебная вода из колодца преподобного лечит различные хвори.

Говорят, эта чудесная вода изгоняет даже бесов. В «Сказании о некоторых чудесах преподобного Александра» говорится о некоем Георгии, в которого вселились бесы, — бедняга не пил, не ел, не спал и нес какую-то околесицу. Тогда родные силой привезли его в монастырь, дали кусок хлеба и воды из колодца. На следующее утро Георгий выздоровел и рассказал следующее. Когда нечистые покидали его, то один бес признался, что если бы Георгий не выпил воды и не вкусил хлеба, то душа его погибла в ту роковую ночь. В часовне наблюдается совершенно необъяснимое и очень сильное воздействие на человека - ощущения пульсации воздуха и видимое глазом дрожание воздуха над песком. Припасите емкость для песка: в часовне можно взять с собой немного песка, насыпанного на месте Явления или купить мешочек с песком в свечной лавке неподалеку. Мощи Святого Александра Свирского почивают в приделе в Преображенском соборе. Если вы нуждаетесь в исцелении - поклонитесь и помолитесь Св. Александру Свирскому. Если же просить не о чем, просто поклонитесь и отдайте должное - Св. Александр помогал Петру I при освобождении земель от шведов и в заложении Петербурга. Первую часовню в Петербурге Петр заложил во имя Св. Александра Свирского. В Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря среди чудесно обновившихся уникальных фресок 1710 года находится уникальное изображение Петра I в виде библейского Иакова, пасущего овец. Троицкий собор был возведен в честь Святой Троицы на месте, указанном Св. Александру Свирскому ангелом. В соборе в духе нравоучительных росписей времен Петра I представлены библейские сюжеты. Фрески правой части собора представляют грехи человеческие и врагов православных, которые непременно попадут в гиену огненную. Левая часть росписи представляет добродетели и показывает райские кущи на небесах.

Источник Серафима Саровского

часовня серафима саровского

 местным жителям поселка Песочный известен уже около века. У почитаемого источника в 1997 году построили надкладезную часовню, и освятили в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Святое озеро, камень и крест преподобного Антония Великого в Дымях.

крест и камень антония дымского

В 12 км к юго-востоку от города Тихвина, на возвышенности вблизи Дымского озера, стоит древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии - Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан монастырь был Преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия. Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение. Предание рассказывает, что Преподобный Антоний посреди Дымского озера нашел большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались – камень исчезал под ними, когда опускались – вновь показывался. Антоний приплывал на лодке к камню и подолгу молился один, стоя на камне среди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озерная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах. Дымский столпник предварил подвиг стояния на камне св. Серафима Саровского и св. Серафима Вырицкого. Дымский монастырь был основан необычным образом: он начался с камня на озере.

Молитвенный камень Преподобного Антония стал краеугольным камнем нового монастыря и впоследствии его почитаемой святыней. Своими подвигами и молитвами Преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое получило свое второе название – Святое озеро. Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Современная традиция предусматривает, что необходимо трижды обплыть или обойти (возле креста и камня не так глубоко) вокруг креста и камня. Камень находится примерно в одном метре по правую руку от креста. При желании, можно взобраться на камень и вознести свою молитву.

Заключение.

БЫТЬ ПЕТЕРБУРГЖЦЕМ…

Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью, защищая
ваше право высказывать собственное мнение.
Вольтер

В самом деле, разве Пушкин родился в Петербурге? А прославивший Невский проспект Гоголь вообще приехал из Малороссии! Что уж говорить о плеяде великих зодчих — итальянцах, швейцарцах, французах, немцах и представителях других европейских стран!.. Примерам нет числа…

«Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!» — пел в 1941 году казахский старец Джамбул.

На улицах нашего города соседствуют храмы разных вероисповеданий — 40 из 53 конфессий, официально зарегистрированных в России, наличествуют в Петербурге. Основные из них — православие, католичество, лютеранство, ислам, иудаизм, буддизм. Наш город хранят святые покровители разных вероисповеданий: православные Александр Невский и Ксения Петербургская, католики Рафал Калиновский, Адам Хмеловский, Юргис Матуляйтис, Августин Лещевич, Болеслава Ламент, Урсула Ледуховская, иудей Иосеф-Ицхак Шнеерсон. У нас действуют самые северные в Европе и мире мечеть и буддийский храм, построенные, кстати, по проектам архитекторов других вероисповеданий.

Быт и кулинарные пристрастия горожан — также результат этнических взаимовлияний. Не все знают, что любимая детьми и взрослыми рождественская новогодняя елка пришла из Германии сначала в Петербург (этот обычай принесли с собой немцы в конце XVIII века) и только потом распространилась по всей России.

Русские блины, татарские беляши, украинские вареники, кавказские чебуреки — все эти вкуснейшие блюда пришли в Петербург не вчера, и все давно заняли прочное место в привычном меню горожанина.

Именно в Петербурге — раньше всех в России — стали употреблять сливочное масло: ведь это было «чухонское», то есть финское, масло. Его мазали на белый немецкий хлеб, продаваемый в немецких же булочных, причем по утрам булочник обслуживал покупателей через «васисдас» — форточку, появившуюся специально для таких случаев.

Для города привычны и праздники разных народов. Русская Масленица, чувашский Акатуй, бурятский Сурхарбан, финский Юханнус, латышский Лиго, еврейский Пурим, марийский Пеледыш-пайрем стали составной частью праздничного календаря многих петербуржцев. Что уж говорить о Новом годе, который охотно празднуют не только по гражданскому календарю (непременно по-новому и старому стилям), но стремятся продлить радость его наступления и по китайскому, и по буддийскому календарям, встретить и узбекский Новруз, и казахский Наурыз.

Два года назад татарско-башкирский Сабантуй официально стал общегородским праздником. А День славянской письменности 24 мая давно стал традиционным праздником не только славян, использующих привычную кириллицу, но и всех национальных общин Петербурга.

Петербург был и продолжает оставаться полиэтничным городом. Нерусское население в нем растет, при этом часть его не имеет петербургских корней — это люди, сорванные с мест своего прежнего обитания вихрями перестройки и катаклизмами политических и экономических «реформ» конца века.

Значительная часть новых переселенцев из бывших республик и регионов бывшего Советского Союза — экономические мигранты, прибывшие в Петербург для ведения бизнеса (разной степени легальности) и для работы по найму. Увы, без рабочих рук приезжих нашей экономике не обойтись. Деятельность этих людей вызывает неоднозначную реакцию местного населения, органов внутренних дел и администрации города, так как эти мигранты часто становятся конкурентами в определенных видах занятости (строительство, торговля, мелкое и среднее предпринимательство, охранное дело и др.) и вступают в сложные экономические отношения с утвердившимися на петербургском рынке предпринимателями и финансистами.

В то же время торговля наркотиками, связанная с некоторыми этническими группировками, представляет несомненное зло и серьезную угрозу для безопасности города. Наконец, опасность терроризма — важный фактор роста этносоциальной напряженности.

Эта новая ситуация в совокупности вызывает негативную реакцию петербуржцев любой национальности. Социально-экономические факторы чаще всего не принимаются во внимание, и недовольство устремляется по этническому, межнациональному руслу. Это чревато нетипичным для нашего города обострением межнациональных и расовых отношений, первые всплески которого уже, к сожалению, зафиксированы.

Между тем сложившееся с XIX века представление о Петербурге как самом нерусском из всех русских городов при всей его неоднозначности следует признать более адекватным, чем возобладавшее в последнее время, в массовом сознании и в политике, мнение о русском городе, в который «понаехали разные» и тем «испортили» «петербургский дух».

Для нашего города традиционными являются цивилизованные формы социального и культурного общежития крупных и малых национальных групп, русского большинства и национальных меньшинств. И до 1917 года, и в советский период до конца 1937 года — в Петербурге — Петрограде — Ленинграде, и в наши дни действовали и действуют различные национальные общества и клубы, работали и работают национальные школы, выходили и выходят газеты и журналы на родных для нерусского населения языках. С конца 80-х гг. ХХ в. начался активный процесс возрождения культур национальных меньшинств.

Сейчас в Петербурге зарегистрированы более 150 различных национальных и межнациональных обществ, объединений, землячеств, центров и ассоциаций. Новым явлением в жизни Петербурга стали национально-культурные автономии. Очень важно, что действуют они не разрозненно, а объединяя свои усилия на благо родного для всех города.

Координирующими центрами их работы являются Санкт-Петербургский дом национальных культур — старейшая межнациональная организация в стране (образована в 1989 г.) — и ассоциация национально-культурных общественных объединений Санкт-Петербурга «Лига наций» (с 1999 г.).

В Петербурге действует и уникальное творческое объединение — союз писателей «Многонациональный Санкт-Петербург». Большую работу ведет научный центр «Петрополь» Дома национальных культур.

Естественно, влиться в жизнь многообразного полиэтничного города без терпимости и милосердия просто невозможно.

Не торопись метать обиды стрелы,
Ведь каждый человек душою хрупок.
У всякого терпенья есть пределы,
Больнее слова ранит лишь поступок.
                                             Козырь Л.

Терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, терпимость связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, близка к понятиям милосердия и снисхождения, а не в том, который утвердился в нынешней политической сфере.

Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и терпимости, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, людьми с ограниченными возможностями, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества.

Эти навыки положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в гармоничное состояние. В формировании терпимости у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

 «Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах она не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности; терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства» (Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995 г. Ст.1.2.).

Особое внимание хочется сконцентрировать не только на людях других вероисповеданий, но и на детях с проблемами развития. Наличие у нас в стране большой сети специализированных учреждений не решает проблемы адаптации и социализации детей с проблемами развития в нашем обществе, так же, как и не решает проблему толерантности общества к таким детям. У родителей, которые не сдают детей в интернат, возникают большие трудности. Наличие такого ребенка в социуме не предусмотрено. Нет разработанных адаптационных программ и технологий для обучения и воспитания детей с особенностями развития. Подобное разделение общества на «больных» и «здоровых» представляется негуманным.

Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мир, в котором каждый ребенок видит других людей и себя личностями, обладающими каждая своей неповторимостью. Душа бесценна, именно такой подход может называться «принимающим», так, как только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности.

Здоровые сверстники в интегративной среде c большой степенью вероятности вырастают более толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах. Подобные качества в современном мире, где участились акты нетерпимости, насилия, ксенофобии и дискриминации социально наименее защищенных групп населения, очень важны.

При наличии сети интегративных дошкольных учреждений родители, воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть изолированной социальной группой, они больше не стоят перед выбором — отдать ребенка в закрытое специальное учреждение, фактически отказавшись от него, или постоянно находиться с ним, отказавшись от социальной жизни.

Основная проблема — это разработка современных подходов к воспитанию толерантного самосознания у дошкольников. Основной целью работы педагога является не формирование самосознания у детей с помощью насаждения взглядов взрослых, а создание таких условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности. Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.

Основы терпимости и милосердия закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения, это огромная каждодневная работа.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родной город".Окружающий мир 2 класс .Выполнил ученик 2 класса Петров Максим

Проект "Родной город".Окружающий мир 2 класс .Выполнил ученик 2 класса Петров Максим...

Святые семьи земли русской Петр и Феврония

Классный час с презентацией...

Реализация проектной деятельности в ГПД . Занятие для 4 класса. Тема: «Любимый город. Памятник Петру Великому на Сенатской площади».

Начнем его с  небольшой экскурсии в историю. Существует старинная финская легенда: «Много людей в старые годы принимались строить город на болоте. Никому не удавалось. Но вот пришел сю...

Как царь Петр место для города выбирал

Презентация к занятию в ГПД...

Святые Петр и Феврония Муромские

Статья рассказывает о Святых Петре и Февронии Муромских....

Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рождения Петра Первого.

Внеклассное мероприятие.Начальная школа . 3.4 классУчитель: Ефременкова И.А. ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга.Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рожде...