Применение здоровьесберегающих технологий в ГПД для профилактики нарушений здоровья учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
статья (1 класс)

Аннотация: в статье рассматривается   отрицательное воздействие школьной среды на функциональное здоровье   учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий для устранения негативного влияния. И непосредственное применение их в группе продленного дня (ГПД). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

               

          Применение здоровьесберегающих технологий в ГПД для профилактики нарушений здоровья учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ниденс Анета Теодоровна – воспитатель ГПД, ГБОУШ № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

Аннотация: в статье рассматривается   отрицательное воздействие школьной среды на функциональное здоровье   учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий для устранения негативного влияния. И непосредственное применение их в группе продленного дня (ГПД).

Ключевые слова: умственная отсталость, ГПД, здоровьесберегающие технологии.

         Здоровье   подрастающего   поколения нашей страны   вызывает тревогу у педиатров и социологов. Они утверждают, что число практически здоровых детей значительно уменьшается на фоне увеличения количества детей-инвалидов; детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с   диагнозом умственная отсталость (интеллектуальные нарушения).

          По   Международной   классификации болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта. Дети с умственной отсталостью имеют   различные недостатки психического и физического развития: общую слабость, повышенную утомляемость, нервозность, истощаемость, нарушения осанки, искривление позвоночника, дефекты двигательной сферы.    

          Все эти психофизические особенности, а также склонность к ухудшению здоровья, активно проявляются у учащихся с умственной отсталостью с приходом в   начальную школу. Вот что писал о первых годах обучения в школе В.А. Сухомлинский: «Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырёх лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».  А учащиеся с умственной отсталостью, в большей степени чем дети нормы, c увеличением нагрузки начинают испытывать психоэмоциональные и физические трудности. На особенное здоровье   таких школьников могут влиять различные факторы, среди которых четверть приходится на внутришкольную среду. Для того чтобы не нанести ещё больше вред их организму   и    не    вызвать     нежелательные     осложнения     уже   имеющихся нарушений, необходимо свети к минимуму отрицательное воздействие на функциональное здоровье учащихся во время нахождения в школе.  Обязательно проводить, систематическую работу по коррекции и сохранению здоровья учащихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Достижение поставленных целей может быть осуществлено с использованием комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства и внедрения здоровьесберегающих технологий.

     Здоровьесберегающие технологии - система мер, включающая взаимосвязь    и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития (Н.К. Смирнов).

       Внедряя здоровьесберегающие технологии в ГПД, мы создаём условия для укрепления физического здоровья учащихся с умственной отсталостью.  И получить необходимый результат поможет, соблюдение нескольких составляющих:

Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

      Правильно организованное рабочее пространство, а также соблюдение гигиенических норм, положительно влияет на здоровье школьников. Требования, предъявляемые к рабочему пространству, регламентируются правилами и нормами – СанПиН 2.4.2.2821-10 (С 01.03.2021г. новый СанПиН 1.2.3685-21). Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

 - оборудованию помещений общеобразовательного учреждения,

 - естественному и искусственному освещению,

  - воздушно-тепловому режим,

  - санитарному состоянию и содержанию классных помещений,

 

 Правильно организованный режим дня.

  Обеспечение восстановления сил после активной учебной нагрузки в первой половине дня для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в группе продленного дня за счет правильно организованного режима дня. К составляющим режима в ГПД относятся:

   - прогулка. Активный отдых. Организм учащихся с ослабленным функциональным состоянием нуждается в двигательной активности больше, чем здоровый организм. Подвижные игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы школьника, обеспечивают восстановление сил, снимают эмоциональное напряжение. В подвижных играх реализуется потребность детского организма в двигательной активности, развиваются основные движения и координация. Следовательно, активные игры благотворно влияют на весь организм в целом. Они улучшают работу всех внутренних органов и систем, укрепляют мышечный каркас.

    -  прием пищи;

    -  послеобеденный сон (при наличии условий);

    - самоподготовка. Самостоятельная работа по выполнению домашнего задания под контролем воспитателя. Начинать не раньше 15-16 часов. Очень важно не допустить переутомления, строго соблюдать режим выполнения домашней работы, вовремя начинать и делать перерывы;

     -  досуговая деятельность.

 Использование разных видов здоровьесберегающих технологий.

  Для укрепления здоровья и коррекции развития учащихся с умственной отсталостью, используются разные виды здоровьесберегающих технологий, в частности:

- подвижные и спортивные игры,

- дыхательная гимнастика,

- релаксация,

- пальчиковая гимнастика,

- гимнастика для глаз,

- артикуляционная гимнастика,

- динамические паузы,

- физкультурная минутка.

На основании изложенного, можно сделать вывод, применение здоровьесберегающих технологий в период нахождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в группе продленного дня способствуют: снижению утомляемости; повышению работоспособности, выносливости; развитию психологических процессов; развитию двигательных умений и навыков; повышение социальной адаптации.

Список использованной литературы:

  1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5ноября 2013г №8224 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

 2.- htts://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

 3. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика»/ Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2014-199с.-(Коррекционная педагогика)

4. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе /        Л.А.  Харитонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 187 с.

 5. Смирнов Н.К. профессор, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Презентация www.myhared.ru/slide/105345/

6.Косенкова Т.В. Д.м.н., профессор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России Презентация PowerPoint   https: congress-ph.ru/common/htdocs/upload/fm/vich/18/may/prez/14-09.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с...

Организация урока математики для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.

Данный материал составлен в виде методических рекомендаций и будет полезен учителям школы психолого педагогической поддержки....

«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

В данной рабочей программе представлены цели, задачи учебного предмета. Раскрыто основное содержание, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование...

Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)

Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...